УИД: 66RS0044-01-2019-001228-47 Дело № 2-1222/2019 Решение именем Российской Федерации 24 июля 2019 года Первоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Карапетян Е.В. с участием старшего помощника прокурора г. Первоуральска Свердловской области Поторочина Д.В., при секретаре Курбановой В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1222/2019 по иску Прокурора г.Первоуральска к ФИО1 о взыскании в пользу Российской Федерации суммы в порядке регресса, установил: прокурор г.Первоуральска обратился в суд с иском к ФИО1 с требованиями о взыскании в порядке регресса в пользу Российской Федерации 25 032 рублей 92 копейки. В обоснование иска с учетом уточнений, указано, что прокуратурой г.Первоуральска во исполнение поручения прокуратуры Свердловской области проведена проверка расходования бюджетных средств ФКГУ «10 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» (далее - ФГКУ «10 ОФПС»). В ходе проверки установлено, 01.03.2018 между ООО «Теплоснабжающая компания» и ФГКУ «10 ОФПС» заключен государственный контракт №№ на поставку тепловой энергии (далее - ГК). Источником финансирования оплаты контракта является федеральный бюджет. Согласно п. 5.4 ГК оплата услуг производится не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. В соответствии с п. 5.9 ГК при неисполнении либо ненадлежащим исполнении условия об оплате тепловой энергии Абонент оплачивает Энергоснабжающей организации неустойку в размере 0,1 в день от суммы задолженности. В нарушение п. 5.4 ГК оплата счетов по контракту произведена в следующие периоды: с января по февраля 2018 - 05.04.2018. с марта по май 2018 - 22.08.2018. В связи с нарушением условий оплаты 26.07.2018 ООО «Теплоснабжающая компания» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области о взыскании законной неустойки. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2018 исковые требования ООО «Теплоснабжающая компания» удовлетворены. С ФГКУ «10 ОФПС» взыскана законная неустойка в размере 23 032,92 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. 24.10.2018 выдан исполнительный лист ФС №. Платежным поручением от 19.12.2018 денежные средства, взысканные по решению суда, были перечислены на счет ООО «Теплоснабжающая компания». Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). В соответствии с ч. 1 ст. 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер возмещения не установлен законом. В соответствии с приказом №-К от 29.06.2016 ФИО1 с 01.07.2016 является начальником отряда ФГКУ «10 ОФПС». Согласно п. 4.9 Устава ФГКУ «10 ОФПС», утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05.09.2011 №, начальник ФГКУ «10 ОФПС»: руководит деятельностью учреждения, распределяет и перераспределяет в пределах своих полномочий, бюджетные ассигнования и материально- технические средства, обеспечивает правомерное, целевое, эффективное расходование средств федерального бюджета, несет ответственность за нецелевое расходование средств федерального бюджета, принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных средств, другие нарушения бюджетного законодательства РФ. То есть, ФИО1, как начальник отряда ФГКУ «10 ОФПС», не обеспечил эффективное распределение средств федерального бюджета, что выразилось в нарушение сроков оплаты счетов по ГК. Вместе с тем у ФКГУ «10 ОФПС» имелись денежные средства на момент оплаты счетов по ГК, что подтверждается сметой, изменениями к ней, а также платежными поручениями, согласно которым в марте, апреле, мае, июне производилась оплата счетов по иным контрактам. Так, на 15.03.2018 ФКГУ «10 ОФПС» произведена оплата контрактов на оказание коммунальных услуг на общую сумму 1 803 801,84 рублей, на 15.04.2018 – 3 148 943 рублей, на 15.05.2018 - 3 489 184,27 рублей, на 15.06.2018 - 3 708 414,56 рублей, на 15.07.2018 - 3 766 717,77 рублей, на 15.08.2018 - 4 115 539,46 рублей. Таким образом, федеральный бюджет понес дополнительные расходы в связи с неправомерными действиями руководителя государственного казенного учреждения, выраженными в нарушении сроков оплаты счетов по ГК, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств. Поскольку вред в виде неустойки, причиненный ООО «Теплоснабжающая компания» вследствие неправомерных действий начальника ФГКУ «10 ОФПС», возмещен за счет средств федерального бюджета, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ имеет право предъявления регрессного требования в названному должностному лицу в интересах Российской Федерации, в связи с чем в порядке регресса просит взыскать с ФИО1, в пользу Российской Федерации 25 032 рубля 92 коп. Старший помощник прокурора Поторочин Д.В., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, предоставив свои доводы в письменном виде, которые приобщены к материалам гражданского дел. Суду пояснил, что предельные объемы финансирования выдаются Главным Управлением МЧС России на месяц, примерно № руб., если их не израсходовать до 25 числа, то они отзываются для других, у кого не хватает. Поэтому после 25 числа перечисление невозможно, потому что не было ПОФ. Только на следующий квартал пришли ПОФ, все было оплачено. Оплата коммунальных услуг была 15.04.2018 по контрактам, которые были заключены с 01.01.2018. На денежные средства, которые были выделены в феврале, были заключены контракты с ООО «ТСК», с ООО «Геостроей», всего 6 поставщиков. Контракт с ООО «Геосрой» заключен на год. Те контракты, которые заключили в январе, по ним и производилась оплата. Оплата по всем контрактам не была произведена, так как не хватало денег. Они рассчитывали на больше, но ООО «ТСК» предъявили счет за 2015 г. 10 отряд просил на коммунальные услуги 10 млн. рублей. Финансирование в январе не было. 09.02.2018 пришли денежные средства около 4 млн. рублей. 1,5 млн. рублей пришло на погашение долгов за коммунальные услуги в 2017 году. Из выделенных 4 млн. рублей, без учета декабря, так как за декабрь 2017 г. оплачивается в январе 2018 года. В январе, когда выставили счета, у ФГКУ «10 ОФПС» получилось 2 млн. рублей долга. В 10 отряде есть семь подразделений пожарных частей. Они расположены в Полевском городском округе, Дегтярском городском округе, Ревденском и Первоуральском городских округах. На год выделили 4 млн. рублей, хотя просили 10 млн. рублей. У ФГКУ «10 ОФПС» 11 поставщиков коммунальных услуг. Он лично приезжал к поставщикам. Ревдинская компания частная, которая может и выставила пени. В настоящее время в Арбитражном суде дела до 500000 рублей рассматриваются в упрощенном порядке. Ревдинская компания просто выставили счет. Сумма взыскана в упрощенной форме, 25000 рублей взысканы с ФГКУ «10 ОФПС2.. Если бы прокуратурой были с него или бухгалтера истребованы какие-то объяснения, то он бы все объяснил. Нецелевого расходования денежных средств не было. А по поводу неэффективного использования денежных средств, может пояснить, что он исходил из того, что нужно было выбирать меньшее из зол. В 2018 году договоры были заключены.Договоры могу заключаться только при поступлении денег. Но срок начала действия договоров с 01 января. Никто из поставщиков не подавал в суд заявления, так как они договаривались, когда деньги поступят, долги будут закрыты. Была договоренность, чтобы не начисляли пени. Были времена, когда не выделялись деньги вообще, при этом пени никогда не начислялись В Министерстве им был сказано, что если будет спор, то пусть обращаются в суд. Данный факт имел место по причине недофинансирования. На месте прокуратуры следовало сначала выяснить, как финансировался 10 отряд. Представитель ФГКУ «10 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» ФИО2, участвующая в деле по доверенности, возражала относительно заявленных исковых требований, по доводам изложенным в возражениях. По существу иска пояснила, что в неустойка рассчитала за услуги января и февраля 2018 г., которые были оплачены 04 апреля 2018, и с марта по 31 мая 2018 года, которые были оплачены 22 августа 2018, потому что лимиты пришли 25.07.2018 г. 01 марта 2018 года, она разместила в реестр контрактов контракт от 01.03.2018 г., казначейство в течении 3 дней рассматривают этот контракт. 05 марта 2018 года казначейство отказывает, они вносят изменения в этот контракт. Причины отказа пояснить не может. Они тут же сделали изменения, направили их 05 марта 2018 года. 07 марта 2018 года казначейство разместило контракт в реестре. После этого идет процедура принятия денежных обязательств по счетам, казначейство принимает счета у них. Денежный счет выставляют в системе «электронный бюджет» с учетом выходных дней, также направляем сведения о принятом денежном обязательстве, также в течении трех дней казначейство проверяет, присваивает номер, тогда уже они могут оплатить. 1-2 апреля был выходной, 03 апреля 2018 была направлена кассовая заявка, платежное поручение прошло 04 апреля. До 25 марты 2018 г. было разбирательство.. С 2016 года были введены ПОФ, то есть предельные объемы финансирования. В конце марта не смогла оплатить, потому что закончились предельные объемы финансирования, без которых оплата не пройдет. Второй раз лимиты поступили 25.07.2018 г. в размере 2408000 руб. Контракт от 01.03.2018 г. до 27.02.2018 г. 14.08.2018 г. заключили контракт на оказание услуг с 01 марта по 31 мая 2018 г. на сумму № руб. Оплата услуг была 22.08.2018 г. Неустойка за март, апрель и май, потому что поздно пришли денежные средства. 31 мая отопительный сезон закончился, июнь, июль и август договор не заключался. Представитель Управления Федерального казначейства по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие, представил объяснения по исковому заявлению, в котором указал, что в соответствии с положением о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004г. № 703: Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. В соответствии с исковым заявлением, прокурор г. Первоуральска указывает, что ФИО1, как начальник отряда ФГКУ «10 ОФСП» не обеспечил эффективное распределение средств федерального бюджета, что выразилось в нарушении сроков оплаты счетов по ГК, но денежные средства на момент оплаты счетов по ГК имелись, что подтверждается сметой, изменениями к ней, а также платежными поручениями, согласно которым производилась оплата счетов по иным контрактам. При этом, следует исходить из того, что в данном случае утвержденной сметы недостаточно для подтверждения нарушения сроков оплаты по счетам по ГК, так как в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, для оплаты счетов еще требуются лимиты бюджетных обязательств и денежные средства на счете. Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). В связи с чем следует установить срок оплаты по другим ГК, по которым оплата была произведена и достаточно ли было лимитов бюджетных обязательств у казенного учреждения на момент надлежащего исполнения государственного контракта № на поставку тепловой энергии. Доказательств подтверждающих или опровергающих вышеуказанные обстоятельства УФК по Свердловской области представить не может, т.к. в соответствии со ст.15 Бюджетного Кодекса РФ органы казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения по исковому заявлению, указал, что действительно, 01.03.2018 между ООО «Теплоснабжающая компания» и ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области» был заключен Государственный контракт № № на поставку тепловой энергии. Согласно п. 5.4 контракта оплата услуг производится не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Оплата счетов за период с января по март 2018 произведена Учреждением 05.04.2018, с марта по май 2018 - 22.08.2018. В связи с нарушением условий оплаты ООО «Теплоснабжающая компания» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о взыскании законной неустойки. Решением Арбитражного суда Свердловской области с ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области» взыскана законная неустойка и государственная пошлина в общей сумме 25 032,92 рублей. Правовые условия для взыскания ущерба/убытков с руководителя Учреждения. Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст.233 ТК РФ). Кроме того, ст. 277 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, согласно которым под убытками понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода) (статья 15 ГК РФ). В силу требований ст.53.1 ГК РФ лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. При этом ответственность наступает, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей такое лицо действовало недобросовестно или неразумно, в том числе, если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота. Согласно ч.4 ст. 123.21 ГК РФ учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения, т.е. лицом, уполномоченным выступать от имени учреждения. На основании действующего законодательства, с учетом позиций Постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июня 2015 г. № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», ГУ МЧС России по СО полагает, что ответственность руководителя федерального государственного казенного учреждения возможна только при доказанности его вины, а также недобросовестности или неразумности его действий (бездействия). Исходя из обстоятельств возникновения ущерба, ГУ МЧС России по СО полагает, что вина ФИО1 в нарушении сроков оплаты по Государственному контракту № № и взыскании с Учреждения законной неустойки отсутствует. В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Согласно ч.1 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований настоящего кодекса. В соответствии с ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Согласно ст.6 БК РФ лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). В соответствии с п.1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом. На основании ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия. Несвоевременное исполнение Учреждением обязательств по Государственному контракту, выразившееся в нарушении сроков оплаты услуг по поставке тепловой энергии, вызвано следующими причинами и обстоятельствами. По состоянию на 01.01.2018 года у ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области» по причине недофинансировании лимитами бюджетных обязательств имелась кредиторская задолженность в сумме 1 864 209,53 рублей. Также, в 2018 году учреждению были предъявлены требования ООО «Теплоснабжающая компания» по погашению долга за 2015 год в сумме № рублей. Итого, задолженность за предыдущие годы на 01.01.2018 составляла №07 рублей.Потребность лимитов бюджетных обязательств на 2017 год (без учета исполнительных листов) планировалась согласно расчету обоснования и составляла в сумме № рублей. Вместе с тем, в 2017 году ЛБО доведено только № рублей, из них: -2 387 287,60 рублей было направлено на погашение задолженности за 2016, 2017 года по выставленным исполнительным листам. -4 479 136,15 рублей перечислено в оплату текущих расходов. 07.12.2017 года были доведены дополнительные ЛБО в сумме № рублей на погашение задолженности 2017 года, но доведенных лимитов для полного погашения задолженностей не хватало, о чем было проинформировано Главное управление МЧС России по Свердловской области. Согласно расчету-обоснованию потребность учреждения в ЛБО на 2018 год составляла № руб. ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области» лимиты бюджетных обязательств были выделены 09.02.2018 года в сумме № рублей, 15.02.2018 г. в сумме № рублей. Итого только № рублей, из них: -576 075,07 рублей были направлены на погашение задолженности по заключенным договорам и государственным контрактам 2017 года. -на 2 249 478,11 рублей были заключены договоры и государственные контракты со следующими поставщиками: -ООО «СТК» в сумме № рублей на период 01.01.2018 по 30.06.2018г. -ООО «ГЕОСТРОЙ» в сумме № рублей на период 01.01.2018 по 31.12.2018, т.к поставщик не подписывал договор на частичную оплату услуг по обслуживанию здания пожарного депо отдельного поста в п. Билимбай. -ООО «Теплоснабжающая компания» на сумму № рублей на период 01.01.2018 по 28.02.2018, с учетом дополнительного соглашения от 01.03.2018. -АО «Энергосбыт Плюс» в сумме № рублей на период 01.01.2018 по 28.02.2018. -АО Уралсевергаз, АО «Газэкс» в сумме № рублей на период с 01.01.2018 по 31.12.2018. -ООО «АКВА РЕСУРС» в сумме № рублей на период 01.01.2018 по 31.12.2018. В последующем, лимиты бюджетных обязательств поступали 25.07.2018 в сумме 2 191 697,52 рублей и 10.08.2018 в сумме 216 947,67 рублей. Итого 2 408 645,19 рублей. С учетом этих сумм, были заключены договоры и государственные контракты со следующими поставщиками: -№ рублей ООО «Новая Энергетика» на период с 01.01.2018 по 31.05.2018 -№ рублей АО «Энергосбыт Плюс» на период с 01.01.2018 по 31.07.2018 -№ рулей ППМУП «Водоканал» на период с 01.01.2018 по 31.12.2018г. -№ рублей УМП «Водоканал» на период с 01.01.2018 по 31.12.2018г -№ ООО «АВТ ПЛЮС» на период 01.01.2018 по 31.12.2018г. -№ рублей ООО «Чистая вода» на период 01.01.2018 по 31.12.2018г. -№ рублей МУП ПО «ЖКХ Полевское» на период с 01.01.2018 по 31.12.2018г -№ рублей ООО «Теплоснабжающая компания» на период 01.03.2018 по 31.05.2018г. -№ рублей АО «Энергосбыт Плюс» на период с 01.03.2018 по 31.05.2018 -№ рублей ПМУП «Производственное объединение ЖКХ» на период 01.01.2018 по 31.05.2018г -№ рублей ООО «СТК» на период с 01.07.2018 по 30.09.2018. По поводу оплаты по контрактам по состоянию на 15.03.2018, 15.04.2018, 15.05.2018, 15.08.2018 необходимо пояснить следующее. По состоянию на 15.03.2018, учреждением была произведена оплата на сумму 2 126 606,43 рублей по погашению задолженности 2017 года. По состоянию на 15.04.2018, была произведена оплата на сумму 1 470 054,58 рублей по погашению текущей задолженности 2018 года по заключенным государственным контрактам: -№ руб. АО «Уралсевергаз»АО»Газэкс» за январь, февраль, март 2018г -№ руб. АО «Энрегосбыт плюс» за январь, февраль 2018г -№ руб. ООО «Аква ресурс» за март 2018г. -№ руб. ООО «Теплоснабжающая компания» за январь, февраль 2018г. -№ руб. ООО «СТК» за январь, февраль 2018г. По состоянию на 15.05.2018, была произведена оплата на сумму 337 599,35 рублей по погашению текущей задолженности 2018 года по заключенным государственным контрактам: -№ руб. АО «Уралсевергаз»АО»Газэкс» за март 2018 г. -№ руб. ООО «Аква ресурс» за апрель 2018г. -№ руб. ООО ГЕОСТРОЙ» за январь, февраль, март, апрель 2018 г. -№ руб. ООО «СТК» за март 2018г. По состоянию на 15.06.2018, была произведена оплата на сумму 213 946,45 рублей по погашению текущей задолженности 2018 года по заключенным государственным контрактам: -№ руб. АО «Уралсевергаз», АО»Газэкс» за май 2018г. -№ руб. ООО «Аква ресурс» за апрель 2018г. -№ руб. ООО» ГЕОСТРОЙ» за май 2018г. -№ руб. ООО «СТК» за апрель 2018г. По состоянию на 15.07.2018, была произведена оплата в сумме 48845,04 рублей по погашению текущей задолженности 2018 года по заключенным государственным контрактам: -№ руб. АО «Уралсевергаз» АО «Газэкс» за июнь 2018 г. -№ руб. ООО «Аква ресурс» за июнь 2018г. -№ руб. ООО «СТК» за май 2018 г. По состоянию на 15.08.2018, была произведена оплата на сумму 356570,83 рублей по погашению текущей задолженности 2018 года по заключенным государственным контрактам: -№ руб. АО «Уралсевергаз»АО»Газэкс» за июль 2018 -№ руб. АО «Энрегосбыт плюс» за январь, февраль, май июнь 2018г. -№ руб. ООО «Аква ресурс» за июль 2018г. -№ руб. ООО «ГЕОСТРОЙ» за июнь июль 2018г. -№ руб. ПМУП ПО «ЖКХ» за январь февраль март апрель май 2018г. № руб. ООО «СТК» за июнь 2018г. Итого с 01.01.2018 по 15.08.2018 г. было оплачено 4 553 662,98 рублей. Исходя из представленных доказательств, доводы искового заявления о том, что у ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области» имелись денежные средства для своевременной оплаты по Государственному контракту № № не нашли своего подтверждения. Учреждение в указанный период недофинансировалось, и, с учетом фактически имевшихся денежных средств, направляло денежные средства на погашение задолженностей по обязательствам, возникшим в более ранние сроки, начиная с 2017 года. В свою очередь, Главное управление МЧС России по Свердловской области своевременно доводило указанные лимиты бюджетных обязательств до Учреждения, при этом исходя из даты и объема их поступления в его (ГУ МЧС России по СО) распоряжение. Иной подход при распределении бюджетных средств способствовал бы образованию большей задолженности по суммам неустоек. ГУ МЧС России по СО - полагает, что руководитель Учреждения при оплате задолженностей по государственным контрактам действовал добросовестно и разумно, его вина в возникновении ущерба отсутствует. В связи с чем просит в исковых требованиях отказать в полном объеме. Суд, выслушав ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, считает возможным удовлетворить заявленные требования частично. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании Имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имею для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. По смыслу ч. 1 ст. 232, ч. 1, ч. 2 ст. 233 Трудового кодекса Российской Федерации сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами. Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено указанным Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба. В силу ч. 1 ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. В силу ст. 241 Трудового кодекса Российской Федерации, по общему правилу, за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено указанным Кодексом или иными федеральными законами. В соответствии со ст. 242 Трудового кодекса Российской Федерации полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Согласно ч.1 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований настоящего кодекса. В соответствии с ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Согласно ст.6 БК РФ лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). В соответствии с п.1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом. На основании ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия. Наличие трудовых отношений сторонами не оспаривается, подтверждается копией приказа (распоряжения) о приеме работника на работу от 29.06.2016 №-К. ФИО1 принят на должность начальника отряда (том 1 л.д. 39). 01.03.2018 между ООО «Теплоснабжающая компания» и ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области» был заключен Государственный контракт №№ на поставку тепловой энергии начиная с 01.01.2018. Согласно п.5.4 ГК оплата услуг производится не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Оплата счетов за период с января по февраль 2018 произведена учреждением 05.04.2018, с марта по май 2018 г. - 22.08.2018. В связи с нарушением условий оплаты ООО «Теплоснабжающая компания» обратилась в Арбитражный суд Свердловской области о взыскании законной неустойки. Решением Арбитражного суда Свердловской области с ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области» взыскана неустойка и государственная пошлина в сумме 25032 руб. 92 коп.(том 1 л.д.17). Приложение N 4.1 к Порядку учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 221н) (далее - принимаемые бюджетные обязательства), формируются: не позднее трех рабочих дней до дня направления на размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки в форме электронного документа и информация, содержащаяся в Сведениях о бюджетном обязательстве, должна соответствовать аналогичной информации, содержащейся в указанном извещении; одновременно с формированием сведений, направляемых на согласование в Федеральное казначейство в соответствии с абзацем вторым пункта 6 Порядка взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля, указанными в пунктах 3 и 6 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июля 2016 г. N 104н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2016 г., регистрационный N 43683), и информация, содержащаяся в Сведениях о бюджетном обязательстве, должна соответствовать аналогичной информации, содержащейся в указанных сведениях. Сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов- оснований, предусмотренных пунктами 3 – 13 графы 2 Перечня (Приложение N 4.1 к Порядку учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 221н) (далее - принятые бюджетные обязательства) формируются: (в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н). 01.03.2018 подписан государственный контракт № от 01.03.2018 с ООО «ТСК» на сумму № рубль № копейки на период с 01.01.2018 по 28.02.2018 и направлен на контроль на размещение в единой информационной системе в сфере закупок в Отдел 48УФК по Свердловской области. 05.03.2018 было отказано в размещении контракта отделом 48 УФК по Свердловской области так как \контролируемая информация по контракту № от 01.03.2018, реестровый номер согласно протоколу № от 05.03.2018 13:02 не соответствует требованиям. 05.03.2018 было внесено изменение и также направлено на контроль на размещение в единой информационной системе в сфере закупок в отдел 48 УФК по Свердловской области. 07.03.2018 контролируемая информация по контракту № от 01.03.2018, реестровый номер проверена на соответствие форматам и принята на контроль и размещено в единой информационной системе в сфере закупок. 19.03.2018 было направлено по системе управление расходами «электронный бюджет» для принятия бюджетного обязательства Государственный контракт № от 01.03.2018г. с ООО «ТСК» на сумму 334 701, 94 (триста тридцать четыре тысячи семьсот один) рубль 94 копейки на период с 01.01.2018 по 28.02.2018 и был присвоен номер №. 20.03.2018 было направлено уведомление из отдела 48 Управления федерального казначейства по Свердловской области о превышение принятого Бюджетного обязательства. Так как по бюджетному кодексу если государственное учреждение приняло те или иные обязательства сверх лимита, то оно может быть оштрафовано на основании положений ст. 15.15.10 Ко АП РФ. Кроме того, заключенные с контрагентами договоры могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску распорядителя бюджетных средств, которому подотчетно учреждение (п. 5 ст. 161 БК РФ), это является нарушением, поэтому оплату приостановили и начали выяснять в телефоном режиме с Отделом 48УФК по Свердловской области причину превышения сверх лимита. И было выяснено, что сумма по данному государственному контракту была принята дважды, по извещению был присвоен № на сумму № руб. и по государственному контракту присвоен № на сумму № руб. Только 30.03.2018 после того, как было выяснена причина, было внесено изменение в бюджетное обязательство с номером № на что подтверждает сведение о бюджетном издательстве, но 21.03.2019 были отозваны предельные объемы финансирование за 1 квартал 2018г в сумме 730 930,19, что подтверждает расходное расписание № от 21.03.2018. 02.04.2018 ФГКУ «10 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» были выделены предельные объемы финансирование за 2 квартал 2018 года, что подтверждает расходное расписание №. 03.04.2018 были направлены акты выполненных работ за январь, февраль 2018 года для принятия денежного обязательств, что подтверждает сведения о принятом денежном обязательства. В отдел 48 УФК по Свердловской области 04.04.2018 были направлены заявки на кассовый расход для оплаты по данным актам выполненных работ, и соответственно, 05.04.2018 денежные средства поступили на счет поставщика ООО «ТСК» по платежным поручениям. Исследовав все представленные доказательства в совокупности, суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению частично. В соответствии со ст.233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами Ст.. 277 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, согласно которым под убытками понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода) (статья 15 ГК РФ). Приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н (в ред. от 27.11.2017) утвержден Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2016 N 40986) Судом установлено, что несвоевременное исполнение ФГКУ «10 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» обязательств по Государственному контракту, выразившееся в нарушении сроков оплаты услуг по поставке тепловой энергии, вызвано не только недофинансированием лимитов бюджетных обязательств. Со стороны ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области», конкретно главного бухгалтера – начальника финансового отделения ФИО2 имело место нарушение срока принятия к учету бюджетного обязательства по государственному контракту, что не оспаривается и самим представителем ответчика, Исходя из имеющегося в материалах дела расчета неустойки, предъявленной и взысканной с ФГКУ «10 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» решением Арбитражного суда Свердловской области, и установленных по делу обстоятельств, суд считает, что неустойка в рамках данного гражданского дела подлежит взысканию частично: по счету-фактуре от 31.01.2018 № на сумму 171858 руб. 16 коп. за 21 день - период с 16.03.2018 по день оплаты 05.04.2018, исходя из ставки банка 7,25% (1,155%) 1984 руб. 96 коп., по счету-фактуре от 28.02.2018 № на сумму 162843 руб. 78 коп.. за период с 16.03.2018 по день оплаты 05.04.2018 - 21 день, исходя из ставки банка 7,25% (1,155%) 1907 руб. 15 коп., всего 3892 руб. 11 коп. На основании действующего законодательства, с учетом позиций Постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июня 2015 г. № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», суд считает, что сумма 3892 руб. 11 коп. подлежит взысканию ФИО1 как руководителя - начальника отряда ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области». В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19, п. 8 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В соответствии с п. 2 ст. 61.1, п.2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию в бюджет муниципального района. Соответственно, с ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. Руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые прокурора г. Первоуральска Свердловской области к ФИО1 о взыскании в пользу Российской Федерации суммы неустойки удовлетворить частично. Взыскать с ФИО1: в пользу Российской Федерации 3892 рубля 41 копейку, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей. Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2019 года Председательствующий: Е.В. Карапетян |