Дело № 2-1222/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Орск 4 сентября 2014 года
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе:
председательствующего судьи Сбитневой Ю.Д.,
при секретаре Кифоренко А.Н.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора <адрес> Замориной Ю.А.,
представителя ответчика ООО «Л» - ФИО1,
третьего лица – <данные изъяты> ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Л» об обязании устранить нарушения законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать ООО «Л» привести в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудованные при входе в здание пандус и поручень, стояночную площадку для маломобильных групп населения в соответствие со сводом Правил доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СП 59.13330.2012, а именно:
- оборудовать размер входной площадки с пандусом в соответствии с п.5.1.3 Правил;
- оборудовать пандус с двусторонним ограждением с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м. с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 в соответствии с п.4.1.15 Правил;
- оборудовать длину марша пандуса в соответствии с п.4.1.14 Правил;
- организовать стояночные места для инвалидов и благоустроенный выход на проезжую часть в соответствии с п.4.1.8.2.1 Правил.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе совместной проверки со специалистом инспекции государственного строительного надзора <адрес> в порядке надзора по исполнению законодательства о социальной защите прав инвалидов в деятельности ООО «Л» выявлены нарушения. Данное помещение ответчик арендует у <данные изъяты> ФИО1 на основании договора аренды. В нарушение Правил доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СП 59. 13330.2012, ширина входной площадки аптеки равна № м., вместо предусмотренной правилами ширины не менее 2, 20 м. Согласно п.4.1.15 СП 59. 13330.2012 пандусы должны иметь двустороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м. и 0,7м. с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261. В нарушение п.4.1.15 Правил поручни на пандусе отсутствуют. В нарушение п.4.1.14 Правил длина пандуса составляет № м. при высоте № м., а должна составлять – 10, 0 м. Кроме того, возле аптеки отсутствуют стояночные места для инвалидов и благоустроенный выход на проезжую часть. Выявленные нарушения нарушают права инвалидов на пользование объектами социальной инфраструктуры и препятствуют полноценному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Заморина Ю.А. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пандус с двусторонним ограждением с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м. с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 в соответствии с п.4.1.15 Правил. Обоснование исковых требований оставила прежним.
Представитель ответчика – ООО «Л» ФИО1, полномочия которого проверены судом, уточненные исковые требования признал, обязался устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Третье лицо <данные изъяты> ФИО1 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между арендодателем: <данные изъяты> ФИО1 и арендатором : ООО «Л» заключен договор аренды части нежилого помещения №, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование часть нежилого помещения общей площади № кв.м., из которых № кв.м. будут использованы для торговли товарами; № кв.м. для приема, хранения и подготовки товара к продаже, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно п.1.3 Договора, срок аренды определяется с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.2.2.3 арендатор обязуется не производить каких-либо перепланировок и переоборудований арендуемых помещений без письменного разрешения арендодателя. Пункт 6.3 Договора предусматривает право арендатора на пролонгацию настоящего договора.
В соответствии с п. 1.1 Свода Правил доступность зданий и сооружений маломобильных групп населения СП 59. 13330.2012 настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).
Согласно п. 1.2. Свода Правил требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Согласно п.5.1.3 Свода Правил Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4 x 2,0 м или 1,5 x 1,85 м. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2 x 2,2 м.
Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1 - 2%.
Согласно п. 4.1.14. Свода Правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.
Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
В соответствии с п. 4.1.15. Свода Правил длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1,5 x 1,5 м, а в зонах интенсивного использования не менее 2,1 x 2,1 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.
Согласно п. 4.1.8. Свода Правил при устройстве съездов с тротуара на транспортный проезд уклон должен быть не более 1:12, а около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 м.
Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м.
На индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске из расчета, при числе мест. (п.4.2.1. Свода Правил)
Вместе с тем, проверкой, проведенной прокуратурой <адрес> совместно с Инспекцией государственного строительного надзора <адрес> установлено, что ширина входной площадки с пандусом аптеки «Л» составляет № м., поручни отсутствуют, длина пандуса составляет № м. при высоте № м., отсутствуют стояночные места для инвалидов и благоустроенный выход на проезжую часть, входная дверь двупольная, рабочая створка шириной № м.
Выявленные нарушения отражены в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, оборудование входа в здание приспособлением для маломобильных посетителей (пандусом для подъезда на инвалидных колясках) не является реконструкцией указанного объекта недвижимости, так как не происходит изменение параметров здания, его частей (высоты, количества этажей, объема), в том числе не осуществляется надстройка, перестройка, расширение объекта, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций.
Вместе с тем, согласно заключению ООО «Г», вход в нежилое помещение – Аптееку «Л» выполнен согласно проекту, разработанному в 2004 г. В случае рассматриваемого входа в аптеку, возможность полного приспособления входного узла для маломобильных групп населения отсутствует ввиду наличия стесненных условий для размещения входной площадки и пандуса с размерами согласно новых требований для проектирования СП 59.13330.2012. Увеличение ширины входной площадки с пандусом приведет к размещению крыльца на пешеходном тротуаре.
<данные изъяты> ФИО1, как собственник помещения, не возражает относительно установки пандуса и поручней, соответствующих действующим нормам и правилам.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Оценивая заявленные требования относительно установления для ответчика срока для устранения выявленных нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ суд учитывает вышеуказанные ответчиком доказательства и, принимая во внимание объективные обстоятельства, а также с учетом важности защиты охраняемых законом прав, приходит к выводу о возможности предоставления ответчику срока для устранения выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок, по мнению суда, является разумным.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет.
В данном случае, истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пп.9 п.1 ст. 333.36 НК РФ.
В соответствии с пп.3 п.1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины составляет <данные изъяты> руб., которая и подлежит взысканию с ответчика.
Исковое заявление подано надлежащим истцом, в силу ст. 45 ГПК РФ, способ защиты, согласно ст. 12 ГК РФ, избран правильно.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Л» об обязании устранить нарушения законодательства, удовлетворить.
Общество с ограниченной ответственностью «Л» обязано оборудовать пандус ограждением и поручнями в соответствии с п.4.1.15 свода Правил доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СП 59.13330.2012, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Л» в доход муниципального образования г.Орска государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Сбитнева Ю.Д.
Мотивированное решение изготовлено 9 сентября 2014 г.
Судья Сбитнева Ю.Д.