ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1223 от 10.02.2012 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        дело № 2-1223/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центрального районного суда города Омска в составе

председательствующего судьи Патрушева Ю.В.,

при секретаре Рамазановой Е.В.,

10 февраля 2012 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске

гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата и решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением, утверждая, что решением Центральной окружной избирательной комиссии № 6 от 31 января 2012 года № 56 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11» был зарегистрирован кандидат в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО2, выдвинутый в порядке самовыдвижения 9 января 2012 года.

Омская городская избирательная комиссия решением от 01.02.2012 года № 27-127 «О жалобах зарегистрированного кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО3, Комитета Омского Регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» отменила решение ОИК № 56, отказала в регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11.

Считает, что указанные решения подлежат отмене по следующим основаниям.

22 января 2012 года ФИО2 представил в Центральную окружную избирательную комиссию № 6 документы, необходимые для его регистрации кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11, в том числе 1 папку с 506 подписями избирателей на 102 листах, протокол об итогах сбора подписей.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов выявлено 485 недействительных подписей, из них 480 подписей избирателей внесены до даты их изготовления и оплаты из избирательного фонда кандидата, т.е. до 16 января 2012 года.

Несмотря на выявленные и зафиксированные нарушения, комиссией принято незаконное решение №56.

В соответствии с п.5 ст. 37 ФЗ № 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. п.п. «и» п.64 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ предусмотрено, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с нарушением требований, предусмотренных п.5 ст. 37 ФЗ № 67-ФЗ, т.е. если лист изготовлен не за счет средств соответствующего избирательного фонда.

Представленные для регистрации кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО2 в Центральную избирательную комиссию № 6 подписные листы, в которые подписи избирателей внесены до даты изготовления и оплаты их из избирательного фонда кандидата, изготовлены с нарушением закона и являются недействительными.

По результатам рассмотрения жалобы зарегистрированного кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО3, Комитета Омского Регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Омская городская избирательная комиссия решение ОИК № 56 отменила. Вместе с тем, отмена регистрации кандидата возможна только в судебном порядке.

Просит решение Центральной окружной избирательной комиссии № 6 от 31 января 2012 года № 56 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11», отменить; решение Омской городской избирательной комиссии от 01.02.2012 года № 27-127 «О жалобах зарегистрированного кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО3, Комитета Омского Регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», отменить.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО4, действующая на основании доверенности, требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель Омской городской избирательной комиссии ФИО5, действующий на основании доверенности, считает, что решение Омской городской избирательной комиссии законно и обосновано, решение окружной избирательной комиссии подлежит отмене, суду пояснил, что в Омскую городскую избирательную комиссию 1 февраля 2012 года поступила жалоба зарегистрированного кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО3 на решение Центральной окружной избирательной комиссии № 6 от 31 января 2012 года № 56 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11» с просьбой отменить вышеназванное решение.

В целях проверки фактов, изложенных в жалобе кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО3, членами рабочей группы Омской городской избирательной комиссии по вопросам информационного обеспечения выборов, референдума и рассмотрению обращений участников избирательного процесса, участников референдума 1 февраля 2012 года осуществили выездную проверку документов, содержащихся в личном деле кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному округу № 11 ФИО2.

В ходе проверки было установлено, что представленные для регистрации кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №11 ФИО2 в Центральную окружную избирательную комиссию № 6 подписные листы, в которые 480 подписей избирателей внесены до даты их изготовления и оплаты из избирательного фонда кандидата, т.е. до 16 января 2012, и 5 подписей избирателей внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, изготовлены с нарушением положений закона и являются недействительными, что является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Таким образом, члены рабочей группы Омской городской комиссии пришли к выводу, что Решение ОИК № 56 является незаконным и подлежит отмене. По результатам проведенного членами рабочей группы заседания, было решено: Рекомендовать Омской городской избирательной комиссии отменить Решение ОИК № 56.

Рассмотрев справку о проверке фактов, изложенных в жалобе кандидата в депутаты Омского городского Совета по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО3, подписанную членами рабочей группы Омской городской избирательной комиссии от 1 февраля 2012 года, представленные копии документов, выслушав мнение и выводы членов рабочей группы, членов Омской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса Омская городская избирательная комиссия приняла Решение ОГИК № 27-127.

Считает, что Решение ОГИК № 27-127 является законным и принятым в пределах предоставленных Омской городской избирательной комиссии полномочиях. Аналогичные нормы содержатся и в Законе Омской области от 07 июля 2003 года № 456-03 «О выборах в органы местного самоуправления Омской области» (пункт 3 статьи 23, подпункт «д» пункта 17 статьи 24).

В судебном заседании представитель Центральной окружной избирательной комиссии № 6 ФИО6, действующий на основании доверенности, суду пояснил, что считает, что окружная комиссия приняла неверное решение при регистрации ФИО7, но комиссия городская вышла за рамки своих полномочий, поэтому решение незаконно.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым решение Городской избирательной комиссии отменить, решение окружной избирательной комиссии оставить без изменения, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

На основании п.п. 1,2,3 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Согласно ст.34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных, гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Согласно ст. 37 ФЗ № 67-ФЗ п.5 подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.

Согласно ст. 38 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» п.6.4 п.п. и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона;

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 названного Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 9 января 2012 г. представил в Центральную окружную избирательную комиссию № 6 г. Омска для уведомления о выдвижении кандидатом в депутаты Омского городского совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 в порядке самовыдвижения пакет документов, предусмотренный Федеральным законом Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ л.д.21.

Установлено также, что 22.01.2012 г. кандидатом в депутаты Омского городского Совета по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО2 в Центральную окружную избирательную комиссию № 6, поданы подписные листы, содержащие 501 подпись избирателей в поддержку его выдвижения л.д.24.

В материалы дела представлены, судом проверены подписные листы, представленные для обозрения в судебное заседание, листы прошиты, пронумерованы, заверены печатью и подписью ФИО2

Избирательной комиссией была проведена проверка подписей, из них недействительными были признаны 485 подписей, были составлены итоговый протокол и составлена ведомость проверки л.д.33-35,36-38.

Проверив соответствие выдвижения требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" и необходимые для регистрации документы, Центральная окружная избирательная комиссия № 6 г. Омска руководствуясь пунктами 1,2,3 статьи 20, статьями 21, 24 Закона Омской области «О выборах в органы местного самоуправления Омской области, решением Омской городской избирательной комиссии № 13-55 от 8 декабря 2011 года « О порядке выдвижения и регистрации кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Омского городского Совета пятого созыва 4 марта 2012 года решением от 31 января 2012 года зарегистрировала ФИО2 кандидатом в депутаты л.д.31-32.

1 февраля 2012 года Омской городской избирательной комиссией на основании поступивших жалоб зарегистрированного кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО3, Комитета Омского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» решением № 27-127 решение Центральной окружной избирательной комиссии № 6 г. Омска от 31 января 2012 года № 56 « О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11» отменено л.д.10-13.

В основу принятого решения Омской городской избирательной комиссией положены нарушение норм избирательного законодательства, предусмотренных п. 5 ст. 37, пп. «и» п. 6.4 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67- ФЗ).

С данным выводом комиссии суд не может согласиться, поскольку при принятии решения комиссией были, по мнению суда, неправильно истолкованы требования указанных норм закона. В п. 5 ст. 37 Федерального закона указано, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. При этом на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться только со дня оплаты изготовления подписных листов. Между тем на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Данная норма права не обязывает кандидатов в депутаты в Омский городской Совет собирать подписи исключительно после оплаты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда. Поскольку при выборах в органы местного самоуправления Федеральный Закон не обязывает кандидата осуществлять мероприятия по сбору подписей после оплаты изготовления подписных листов, считаю, применение требований, касающихся выборов в органы Федеральной власти, государственной власти субъекта в качестве аналогии в данной ситуации недопустимым. Кроме того, подписные листы были оплачены за счет средств соответствующего фонда, а подписи избирателей начали собираться после уведомления комиссии о выдвижении кандидата.

При таких обстоятельствах суд считает, что в действиях ФИО2 не было факта нарушения Федерального Закона. 9.01.2012 года ФИО2 уведомил Центральную окружную избирательную комиссию № 6 о выдвижении своей кандидатуры в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №11, а 13.01.2012 г. были осуществлены мероприятия, касающиеся сбора подписей избирателей в подписные листы. Указание в подписных листах на дату их выпуска не является обязательным требованием к форме подписного листа, оплата подписных листов из избирательного фонда кандидата 16.01.2012 года подтверждается сведениями о движении денежных средств кандидата л.д.25-30.

Рассматривая жалобу ФИО1 в пределах заявленных требований об отмене решения Городской избирательной комиссии, суд приходит к выводу о том, что оно было принято с нарушениями избирательного законодательства в части процедуры и порядка принятия решений избирательной комиссией, а также правомочности Омской городской избирательной комиссии на принятие данного решения.

Как отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июня 2002 г. N 10-П, устанавливая основания и порядок отмены регистрации кандидата, законодатель для обеспечения подлинно свободных и равных выборов обязан гарантировать гражданам эффективную защиту от нарушений пассивного и активного избирательного права как в случаях, если такие нарушения выявляются до начала голосования, так и впоследствии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена (аннулирована) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, по основаниям, связанным с нарушениями избирательного законодательства и предусмотренным названным Федеральным законом, а также иными законами.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пп. 24-26 ст. 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

В административном порядке закон предоставляет возможность обжалования только решения комиссии об отказе в регистрации кандидата, списков кандидатов.

Отмена регистрации, означающая прекращение кандидатом реализации прав и обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, затрагивает также избирательные права других граждан.

В Постановлении от 11 июня 2002 года по делу о проверке конституционности положений статей 64, 32, 35 и 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" положения пункта 1 статьи 64 данного Федерального закона признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой ими закрепляется сама возможность отмены (аннулирования) регистрации кандидата, в том числе перед повторным голосованием.

В то же время Конституционный Суд Российской Федерации признал указанное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 32 (часть 2), 46 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой на его основании избирательная комиссия вправе принимать решение об отмене регистрации кандидата в качестве меры ответственности за нарушения избирательного законодательства. Необходимость разрешения подобных вопросов именно в судебном порядке связывается Конституционным Судом Российской Федерации с обеспечением гарантий прав граждан. В Постановлении указывается, что отмена регистрации, означающая прекращение кандидатом реализации прав и обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, затрагивает также избирательные права других граждан, тем более, если речь идет об отмене регистрации кандидата, который вышел во второй тур, т.е. дальнейшее пребывание которого в статусе зарегистрированного кандидата обусловлено уже состоявшимся волеизъявлением избирателей. Поэтому в случаях, когда отмена регистрации осуществляется не в связи с реализацией кандидатом права снять свою кандидатуру или с утратой им пассивного избирательного права, а является мерой ответственности (санкцией) за нарушения избирательного законодательства по основаниям, предусмотренным федеральным законом, соответствующее решение - как требующее исследования обстоятельств и доказывания фактов, которые должны быть положены в его основу, - может быть, по смыслу статей 3, 32 и 46 Конституции Российской Федерации, принято лишь судом как органом государственной власти, осуществляющим правосудие и компетентным разрешить такой спор по существу.

В соответствии с положениями Закона Омской области N 456-ОЗ

"О выборах в органы местного самоуправления Омской области", к полномочиям избирательной комиссии отнесено обеспечение единообразного применения настоящего кодекса, путем дачи разъяснений по его реализации и издания инструкций по вопросам организации выборов, обязательных для нижестоящих избирательных комиссий, кандидатов и иных участников избирательного процесса.

Омская городская избирательная комиссия является муниципальным органом, организующим подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата Омского городского Совета, Мэра города Омска, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования город Омск, преобразования муниципального образования город Омск, а также обеспечивающим решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции.

Положениями ст. 12 Закона Омской области от 7 июля 2003 г. N 456-ОЗ

"О выборах в органы местного самоуправления Омской области" принятие решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты не отнесено.

В силу ч. 3 ст. 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться исключительно избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), и кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, либо избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Указанное обстоятельство свидетельствует о превышении Омской городской избирательной комиссией своих полномочий, отменяя решение Центральной окружной избирательной комиссии в качестве меры ответственности за нарушения избирательного законодательства допущенных, по мнению комиссии, кандидатом в депутаты ФИО2, в связи с чем решение Омской городской избирательной комиссии от 01.02.2012 года № 27-127 подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 245, 251 ГПК РФ суд,

Решил:

Заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Отменить решение Омской городской избирательной комиссии от 1 февраля 2012 года № 27-127 об отмене решения Центральной окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Омского городского совета пятого созыва № 6 от 31 января 2012 года № 56 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Омского городского совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11».

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: