Решение именем Российской Федерации 20 мая 2019 года Первоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Карапетян Е.В. при секретаре Курбановой В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонному) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, установил: 28.12.2018 ФИО1 обратился в Управление пенсионного фонда в городе Первоуральске (межрайонное) с заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной. политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 26.03.2019 решением Управления пенсионного фонда в городе Первоуральске (межрайонное) № 1970378/18 ФИО1 в установлении пенсии было отказано. Ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, принятый к зачету, определено 04 года 05 месяцев 07 дней. Так как в досудебном порядке урегулировать спор не удалось, ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонному), просит признать незаконным отказ в установлении пенсии Управления Пенсионного фонда в городе Первоуральске (межрайонного) от 26.03.2019 № 1970378/18 и включить в стаж, дающий право на назначение пенсии периоды работы: - с 01.12.1993 г. по 30.09.2001 г. (7 лет 10 мес..) в должности водителя 92 части пожарной охраны 10 отряда профессиональной пожарной охраны Управления противопожарной охраны УВД Свердловского облисполкома; - с 01.10.2001 г. по 31.12.2001 г. (3 мес. 00 дн.) в должности водителя 176 пожарной части 10 отряда профессиональной пожарной охраны Управления противопожарной охраны УВД Свердловского облисполкома. - с 01.01.2002 г. по 31.05.2004 г. (2 года 5 мес.) в должности водителя 176 пожарной части 10 отряда профессиональной пожарной охраны Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий Свердловской области; - с 01.06.2004 г. по 08.07.2004 г. (1 мес. 08 дн.) в должности водителя 176 пожарной части Государственной противопожарной службы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Первоуральска Свердловской области; - с 09.07.2004 г. по 31.12.2004 г. (5 мес.22 дн.) в должности водителя 176 пожарной части Государственного учреждения «10 отряда Государственной противопожарной службы МЧС России Свердловской области; - с 01.01.2005 г. по 14.01.2009 г. (4 года 00 мес. 14 дн.) в должности водителя 176 пожарной части 10 отряда Государственной противопожарной службы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области - с 15.01.2009 г. по 31.12.2011 г. (2 года 11 мес. 16 дн.) в должности водителя 176 пожарной части Государственного учреждения «10 отряда федеральной противопожарной службы по Свердловской области; - с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г. (1 год 6 мес. 00 дн.) в должности водителя 176 пожарной части Федерального Государственного Казенного учреждения «10 отряда федеральной противопожарной службы по Свердловской области; - с 22.02.2017 г. по 14.03.2017 г. (23 дн.) в должности водителя автомобиля (пожарного) в 47 пожарно-спасательной части ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области»; ФИО1 оспаривает не только все периоды II раздела, также оспаривает период из раздела III - с 01.01.2018 г. по 27.12.2018 г. (11 мес. 27 дн.) в должности водителя автомобиля (пожарного) отдельного поста 47 пожарно-спасательной части 10 отряда федерального государственного казенного учреждения «10 отряда федеральной противопожарной службы по Свердловской области», который ответчиком указан как период, дополнительно подлежащий зачету в специальный стаж для конвертации пенсионных прав по п. 9 ст.30 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии данных на ИЛС. Кроме того, просит суд признать за истцом право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, признать незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости и назначить страховую пенсии по старости с момента обращения. Определением судьи от 04.04.2019 исковое заявление принято к производству В обосновании заявленных требований ФИО1 указал, что при обращении в УПФР в городе Первоуральске 28.12.2018 за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст.30 Фе5деральногозакона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ему было отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия необходимых 25-ти лет работы в должностях Государственной противопожарной службы. Управлением Пенсионного фонда в городе Первоуральске в специальный стаж, принятый для назначения пенсии установлен 04 года 05 месяцев 07 дней. Страховой стаж составил 35 лет 04 месяца 12 дней, ИПК 77,114. Данный отказ он считает не законным, так как весь период работы относится к деятельности профессиональной пожарной охраны сначала Управления противопожарной охраны УВД Свердловского Облисполкома. Впоследствии пожарная часть была отнесена к органам МЧС. Его должность водитель пожарной части, в настоящее время водитель Государственной противопожарной службы Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в городе Первоуральске Свердловской области. Указом Президента РФ от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании Государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 № 437 были утверждены Списки должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указана должность водитель (шофер) автомобиля (пожарного) – код 11442. Отсутствие кода льготной профессии на ИЛС не может являться основанием для отказа в назначении досрочной пенсии поскольку не надлежащее выполнение страхователем своих обязанностей по предоставлению индивидуальных сведений не должно нарушать конституционных прав работников, что предусмотрено Постановлением Конституционного суда РФ от 10.07.2007 № 9-П. Представитель ответчика УПФР в городе Первоуральске в судебное заседание не явился, учитывая мнение истца, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии. В обосновании своих доводов представителем ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от 11.02.2019 № 6, предоставлен отзыв, который приобщен к материалам дела. Период с 01.12.1993 по 30.09.2001 – водитель 92 части пожарной охраны 10 отряда профессиональной пожарной охраны Управления противопожарной охраны УВД Свердловского Облисполкома, с 01.10.2001 по 31.12.2001 в должности водителя 176 пожарной части 10 отряда профессиональной пожарной охраны Управления противопожарной охраны УВД Свердловского Облисполкома не включен по причине того, что отсутствуют документы, подтверждающие, что УВД Свердловского Облисполкома являлось Территориальный подразделением МВД Российской Федерации. Действующим законодательством включение периодов работы в противопожарной службе субъектов Российской Федерации в специальный стаж не предусмотрено. Согласно Списку должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437 право на досрочное пенсионное обеспечение имеет «водитель (шофер) автомобиля (пожарного)», однако, доказательств того, что истец занимал должность, поименованную Списком, не представлено. Также данный период на ИЛС указан без кода льготной профессии. В части периодов с 01.01.2002 по 14.01.2009 в должности водителя не представлено документов, что структура, где работал ФИО1, были подчинены Главному Управлению МЧС России. Относительно данных периодов также отсутствует подтверждение, что должность, предусмотренная Списком, и на ИЛС отсутствует код льготной профессии. В период с 22.02.2017 по 14.03.2017 ФИО1 находился на курсах повышения квалификации. За период с 01.01.2018 по 27.12.2018 у истца отсутствует на ИЛС код льготной профессии. Срок сдачи работодателем отчетности за 2018 год должен быть представлен в срок до 01.03.2019. Подтвердить льготный стаж в этот период на момент рассмотрения заявления Управлением пенсионного фонда в городе Первоуральске возможно было только справкой работодателя. Третьим лицо представлены пояснения, которые приобщены к материалам дела. Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Свердловской области ФИО3, действующая на основании доверенности от 25.04.2019 № 225-1511, просит дело рассмотреть в ее отсутствии, не возражает против удовлетворения иска ФИО1, так как должность истца водитель автомобиля (пожарного) отнесена к должностям, предусмотренным Списком. Представитель третьего лица ФГКУ «10 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» ФИО4, действующая на основании доверенности от 07.05.2019, доводы истца поддержала, считает их обоснованными. Согласно п. 18 ч. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ФИО1 имеет право на досрочную пенсию, так как должность «водитель (шофер) автомобиля (пожарного)» входит в Список должностей ГПС МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002г. № 437. Выслуга лет ФИО1 на должности Государственной противопожарной службы на момент обращения составляет более 25 лет. Дата рождения ФИО1 23.03.1960. Согласно справке работодателя ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области» период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в отношении ФИО1 подтвержден кодом льготной профессии. Информация предоставлена в Пенсионный фонд (л.д.164) в предусмотренные законом сроки. ФИО1 весь период работы был водителем. Все автомобили, на которых работал истец в период с 1993 по 2018 г.г. являлись основными пожарными автомобилями. За ФИО1 был закреплен конкретный автомобиль, что подтверждается предоставленной справкой. Выслушав истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить требования ФИО1 Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данный пункт воспроизводит положения п.п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п.п "о" п. 1 ст. 12 Закона от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший до 1 января 2002 года, согласно которым пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 года утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено включение в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Федеральным законом от 22 августа 2004 года в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. На основании статьи 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868, пункта 6 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385, на Федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях. В силу статьи 18 вышеуказанного Федерального закона, а также статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", на противопожарную службу субъектов Российской Федерации возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей. Таким образом, деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения. В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации, основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций. Как установлено в ходе судебного заседания, ФИО1 все оспариваемое время работал водителем. Согласно приказу от 06.12.1993 № 28 о закреплении за основным пожарным автомобилем АЦ-40(130) гос. номер <***> регион водителем пожарного автомобиля 92 части пожарной охраны «10 отряд военизированной охраны УПО УВД Свердловского Облисполкома» указан ФИО1 (л.д.96), аналогичный приказ от 05.01.1994 № 1 содержит информацию о закреплении ФИО1 за пожарным автомобилем. Такие же приказы были изданы 1995-1998 г.г. (л.д.97-101) С 03.01.1999 пожарный автомобиль изменился и закреплен за ФИО1 автомобиль АЦ-40(131) 137А гос. номер <***> регион и находился в его пользовании по 2003 год включительно. В 2004-2011 г.г за ФИО1 была закреплена пожарная техника ФЦ 40(131) 137А гос. номер <***> и АЦ 40(130) гос. номер <***>. С 2012 года за ФИО1 закреплена пожарная техника АЦ 40(131) 137А гос. номер <***>, АЦП3/6(130) гос. номер <***>. В материалы дела представлен должностной регламент (должностная инструкция) старшего инструктора по вождению пожарной машины – водителя, водителя автомобиля (пожарного) ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области». Согласно п.п. 18 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и п.п.18 п.1 ст. 30 Федерального закона от № 400-ФЗ ФИО1. имеет право на досрочную пенсию, так как должность «водитель (шофер) автомобиля (пожарного)» входит в список должностей ГПС МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 №437. При этом суд исходит из доводов третьих лиц и соглашается с ними. В соответствии с Федеральным законом 01 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ГПС подразделяется на федеральную противопожарную службу (далее - ФПС) и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5). Согласно статье 5 Федерального закона от 21.12.1994№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ФПС включает в себя, в том числе: -пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы); пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно- спасательных работ в закрытых административно- территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы); пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно- спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы). Таким образом, на ФПС возлагаются профилактика и тушение пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также в особо важных и режимных организациях. На ГПС субъектов РФ, согласно статье 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69- ФЗ возлагается организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей); Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более ее высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения. Право на досрочное пенсионное обеспечение для работников ГПС субъектов РФ, так же как муниципальной, ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, нормами Федерального закона «О страховых пенсиях» не предусмотрено. Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1977 года N 1115 "Об утверждении Положения "О государственном пожарном надзоре в СССР" органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в СССР, входили в систему Министерства внутренних дел СССР, органами государственного пожарного надзора являлись главные управления и управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов (п. 2). Исходя из п. 4, пп. "ч" п. 6 Положения о Министерстве внутренних дел СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 июня 1972 года N 452, подразделения пожарной охраны составляли единую систему Министерства внутренних дел СССР, в функции последнего входило осуществление финансирования этих подразделений за счет средств, выделяемых из союзного бюджета. Как следует из трудовой книжки истца, местом его работы была первоначально 92 часть пожарной охраны «10 отряд военизированной охраны УПО УВД Свердловского Облисполкома», должность - водитель пожарного автомобиля, Таким образом, в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность в должности и в учреждениях, предусмотренными вышеуказанными Списками, следовательно, вывод суда о включении данных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, является правильным. Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности". Установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 01 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения. В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 06 августа 2004 года N 372 утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации. Утвержден Перечень территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, в который входит и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (место нахождения - г. Екатеринбург) (позиция N 68). Как указано в п. 1 Положения территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 22 августа 2004 года в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с трудовой книжкой истца ФИО1 работал водителем с 01.12.1993. по 30.09.2001 92 части пожарной охраны 10 отряда профессиональной пожарной охраны Управления противопожарной охраны УВД Свердловского облисполкома, с 01.10.2001 по 31.12.2001 176 пожарной части 10 отряда профессиональной пожарной охраны Управления противопожарной охраны УВД Свердловского облисполкома, с 01.01.2002 по 31.05.2004 176 пожарной части 10 отряда профессиональной пожарной охраны Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий Свердловской области, с 01.06.2004 по 08.07.2004 176 пожарной части Государственной противопожарной службы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Первоуральска Свердловской области, с 09.07.2004 по 31.12.2004 176 пожарной части Государственного учреждения «10 отряда Государственной противопожарной службы МЧС России Свердловской области, с 01.01.2005. по 14.01.2009 176 пожарной части 10 отряда Государственной противопожарной службы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, с 15.01.2009 г. по 31.12.2011 176 пожарной части Государственного учреждения «10 отряда федеральной противопожарной службы по Свердловской области, с 01.01.2012 по 30.06.2013 176 пожарной части Федерального Государственного Казенного учреждения «10 отряда федеральной противопожарной службы по Свердловской области, с 22.02.2017 по 14.03.2017 в должности водителя автомобиля (пожарного) в 47 пожарно-спасательной части ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области. Суд считает. что оспариваемые ФИО1 периоды подлежат включению в специальный льготный стаж так как доказан факт работы истца на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данный вывод следует из приказа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Свердловской области от 11 января 2005 года. Как указано в данном приказе, в связи с созданием и введением в действие с 01 января 2005 года штатного расписания территориального органа МЧС России - Главного управления МЧС России по Свердловской области до переобъявлений штатов (штатных расписаний) подразделений Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям подчинить управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов, районов и муниципальных образований; подразделения Государственной противопожарной службы - Главному управлению МЧС России по Свердловской области (п. 1.1.), лиц рядового и начальствующего состава и работников ГПС структурных подразделений Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Свердловской области считать с 01 января 2005 года соответственно проходящими службу (работу) в структурных подразделениях Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в занимаемых должностях без проведения переаттестации и переназначения (п. 1.2.). Приказом Главного управления МЧС по Свердловской области от 28 февраля 2005 года N 110 "Об организационно-штатных вопросах" утверждено штатное расписание 10 отряда Государственной противопожарной службы, подчиненного Главному управлению МЧС России по Свердловской области; который на основании приказа МЧС России по Свердловской области от 20 октября 2008 года с 01 января 2009 года переименован в государственное учреждение "10 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области". Согласно Положению (утв. начальником Главного управления МЧС России по Свердловской области 01 января 2009 года) учредителем отряда является МЧС России (п. 1.4). Как следует из уточняющих справок, отзывов работодателя, Главного управления МЧС России по Свердловской области, в спорные периоды ФИО1 был постоянно занят выполнением работ в должности, предусмотренных соответствующей Списками, в течение полного рабочего времени. Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД РФ), было установлено Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8). Впоследствии в соответствии с Федеральным законом от 27,12.1995 года № 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о МЧС России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года № 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005» (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях. На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей. Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Кроме того, одной из причин отказа включить в специальный стаж истца ряд периодов, ответчик указывает на отсутствие на ИЛС кода льготной профессии Суд не может согласиться с доводами ответчика в данной части. Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ. Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд кода особых условий труда в спорный период работы истицы, не может повлечь для нее неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периода работы в специальный стаж либо его льготного исчисления, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда своих работников возложена на работодателя. В силу п.п. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование. В ходе судебного заседания сам работодатель, который несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений для назначения пенсии, подтверждает работу истца в спорный период в особых условиях труда. Работодатель подтвердил постоянную занятость выполнением работ по должности, предусмотренной Перечнем льготных профессий в течение полного рабочего дня согласно установленному графику работы. Остановок, простоев, вынужденных отпусков не было кроме указанных в формах персонифицированного учета. Иного ответчиком не представлено Периоды, которые согласно выписке из ИЛС от 09.01.2019 указаны без кода льготной профессии, также подлежат включению в специальный льготный стаж истца. Одним из периодов, не принятых в специальный льготный стаж, ответчик указал с 22.02.2017 по 14.03.2017 (календарно 23 дня), когда ФИО1 находился на курсах повышения квалификации. Суд не может согласиться в данной части с позицией ответчика. Согласно ст. 196 ТК Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить, повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Статьей 187 ТК Российской Федерации установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Пунктом 12 Приказа МЧС РФ от 03.11.2011 года №668 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» предусмотрено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников осуществляется в учебных центрах ФПС и в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России по программам дополнительного профессионального образования не реже одного раза в пять лет. В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «0 трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу п. 5 вышеуказанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд считает, что нахождение истца на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы и не может быть исключено из подсчета специального стажа. Соответственно, период нахождения истца на курсах подлежат включению в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Исследуя оспариваемые периоды с 01.12.1993 по 30.06.2013 (календарно 19 лет 07 месяцев), включая период курсов с 22.02.2017 по 14.03.2017, и с 01.01.2018 по 27.12.2018 ( календарно 11 месяцев 27 дней), всего 20 лет 06 месяцев 27 дней подлежат включению в специальный стаж ФИО1 Учитывая 04 года 05 месяцев 07 дней, которые приняты ответчиком для досрочного назначения страховой пенсии по старости, а также 20 лет 06 месяцев 27 дней, принятые судом, всего льготный стаж истца на момент обращение в УПФР в г. Первоуральске составил 25 лет 04 дня, что достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона как лицу, проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Исследовав все доказательства в совокупности, суд считает необходимым решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонного) об отказе ФИО1 в установлении пенсии от 26.03.2019 № 1970378/18 признать незаконным в оспариваемой части. Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости с момента обращения, удовлетворить. Решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонного) №1970378/18 от 26.03.2019 об отказе ФИО1 в установлении пенсии признать незаконным. Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонное): принять ФИО1 к зачету в стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера периоды с 01.12.1993 по 30.06.2013, с 01.01.2018 по 27.12.2018; назначить ФИО1 страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, в связи с тяжелыми условиями труда, в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения 28.12.2018. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 24 мая 2019 года. Председательствующий: Е.В.Карапетян |