ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1223/201928 от 28.11.2019 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Уникальный идентификатор дела: 83RS0001-01-2019-001728-13

Дело № 2-1223/2019 28 ноября 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи Парфенова А.П.,

при секретаре судебного заседания Рычковой Н.С.,

с участием истца – прокурора Канева К.Ф.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ненецкому автономному округу по доверенности ФИО1,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре гражданское дело по иску заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию Заполярного района «Севержилкомсервис» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса,

установил:

заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию Заполярного района «Севержилкомсервис» (МП ЗР «Севержилкомсервис») об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

В обоснование иска указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки в деятельности ответчика выявлены нарушения законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Истец указывает, что в несоблюдение действующего законодательства объект «Дизельная электростанция д. Андег» ЖКУ «Нельмин-Нос» МП ЗР «Севержилкомсервис», по результатам проведенного категорирования отнесенный к объектам низкой степени опасности, не соответствует требованиям безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Ранее Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ненецкому автономному округу в отношении ответчика вынесено предписание от 27.07.2018 об устранении выявленных нарушений, которое в срок, установленный предписанием (до 04.02.2019), МП ЗР «Севержилкомсервис» не исполнено. Как указывает заявитель, в результате неисполнения ответчиком требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса существует угроза защищенности дизельной электростанции д. Андег от актов незаконного вмешательства, создаются условия, способствующие совершению террористических актов, невозможности минимизации и (или) ликвидации их последствий, что противоречит государственной политике в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, в том числе работников дизельной электростанции д. Андег.

Истец просит суд обязать ответчика в срок до 01.09.2021 устранить нарушения требований законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса на объекте – «Дизельная электростанция д. Андег ЖКУ «Нельмин-Нос» МП ЗР «Севержилкомсервис», а именно: 1). Установить ограждение по периметру территории объекта в соответствие с требованиями пунктов 68, 69, 70, 73 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 458 от 05.05.2012 (Правила). Ограждение периметра территории оборудовать нижним дополнительным ограждением для защиты от подкопа, установить верхнее дополнительное ограждение (противоперелазный козырек) в соответствии с требованиями пунктов 81, 82, 83 Правил; 2). Ограждение периметра территории оборудовать предупредительными, разграничительными и запрещающими знаками в соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам, пунктами 104, 105 Правил; 3). Оконные проемы, оборудовать защитными металлическими конструкциями в соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 2 Приложения № 1, подпункта «а» пункта 103 Правил; 4). Периметр территории объекта оборудовать средствами охранной сигнализации, установить стационарную кнопку для извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели, в соответствии с требованиями подпунктов «а» пункта 4, подпункта «б» пункта 7 Приложения № 1, подпунктами «а, б, в» пункта 171, пунктами 177, 183 Правил; 5). Систему контроля управления доступа привести в соответствие с требованиями подпункта «а» пункта 3 Приложения № 1, подпунктами «а» пункта 204, подпунктами «а, б» пункта 205 Правил; 6). Установить на объекте систему охранную телевизионную в соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 8 Приложения № 1, подпунктами «а, в, д, ж» пункта 231, подпунктами «а, б» пункта 232, пункта 240 Правил; 7). Оборудовать объект системой охранного освещения в соответствии с требованиями пункта 13 Приложения № 1, пунктами 247, 250, 251, 253, подпунктов «а, б» пункта 255 Правил; 8). Оборудовать объект системой оповещения в соответствии с требованием подпункта «б» пункта 9 Приложения № 1, пункта 259, подпункта «а» пункта 261 Правил; 9). Оборудовать объект системой резервного электропитания в соответствии с требованием пунктов 265, 275, 277 Правил.

В судебном заседании прокурор Канев К.Ф. на исковых требованиях настаивал по тем же основаниям. При удовлетворении иска просил суд установить срок исполнения ответчиком обязанности, возложенной решением суда, – до 01.09.2021.

Представитель ответчика, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, пояснений по иску не указал.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ненецкому автономному округу по доверенности ФИО1 исковые требования считала обоснованными, просила иск удовлетворить. Поддержала доводы в представленном письменном отзыве на иск, указав, что выданное ответчику органом Росгвардии предписание об устранении нарушений законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса МП ЗР «Севержилкомсервис» в срок, установленный предписанием, до настоящего времени не исполнено.

По определению суда с учетом мнения явившихся участников судебного разбирательства дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы дела мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 1 № 4-207/2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении МП ЗР «Севержилкомсервис», суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В иске приведено надлежащее обоснование обращения прокурора в суд с требованиями, заявленными по настоящему делу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (Закон о противодействии терроризму) под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно части 3.1 статьи 5 Закона о противодействии терроризму юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Как предусмотрено статьей 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (Закон о безопасности объектов ТЭК) под безопасностью объектов топливно-энергетического комплекса понимается состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

К объектам ТЭК относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

Статьей 3 Закона о безопасности объектов ТЭК установлено, что целью обеспечения безопасности объектов ТЭК являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере ТЭК от актов незаконного вмешательства. Одной из основных задач обеспечения безопасности объектов ТЭК является категорирование объектов топливно-энергетического комплекса.

Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов ТЭК с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. Перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (статья 5 Закона о безопасности объектов ТЭК).

В соответствии со статьей 6 Закона о безопасности объектов ТЭК обеспечение безопасности объектов ТЭК осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК.

В силу статьи 7 Закона о безопасности объектов ТЭК требования обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования антитеррористической защищенности объектов ТЭК в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами ТЭК.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (Правила).

Согласно материалам дела 08.04.2010 регистрирующим органом в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации за ответчиком МП ЗР «Севержилкомсервис» права хозяйственного ведения на здание дизельной электростанции д. Андег Ненецкого автономного округа.

Из материалов дела следует, что распоряжением и.о. губернатора Ненецкого автономного округа от 22.07.2015 № 208-рг утвержден перечень объектов ТЭК на территории Ненецкого автономного округа, подлежащих категорированию, в который включена принадлежащая ответчику дизельная электростанция д. Андег ЖКУ «Нельмин-Нос», расположенная по адресу: Ненецкий автономный округ, д. Андег.

25 февраля 2014 года по результатам проведенного категорирования дизельная электростанция д. Андег отнесена к объектам низкой категории опасности, что в судебном заседании не оспаривалось.

В период со 02.07.2018 по 27.07.2018 Управлением Росгвардии по Ненецкому автономному округу в отношении объекта – дизельной электростанции д. ФИО2 ЗР «Севержилкомсервис» проведена плановая документарная проверка, в ходе которой в деятельности ответчика выявлены нарушения требований законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Органом Росгвардии ответчику МП ЗР «Севержилкомсервис» выдано предписание № 27/2018 от 27.07.2018 об устранении выявленных нарушений требований законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, указанных в иске, предъявленном прокурором в суд по настоящему делу.

Указанное предписание в срок, установленный им (до 04.02.2019), МП ЗР «Севержилкомсервис» не исполнено, что по делу не опровергнуто.

В период с 11 февраля 2019 года по 22 февраля 2019 года Управлением Росгвардии по Ненецкому автономному округу проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости на объекте ответчика – дизельной электростанции д. Андег. По результатам проверки установлено, что МП ЗР «Севержилкомсервис» не выполнило в установленный срок предписание № 27/2018 от 27.07.2018.

Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 1 об административном правонарушении от 09.04.2019 по делу № 4-207/2019 МП ЗР «Севержилкомсервис» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнения предписания органа Росгвардии.

Сведений об оспаривании предписания Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу № 27/2018 от 27.07.2018, доказательств исполнения ответчиком указанного предписания полностью или в соответствующей части, доказательств исключения объекта «Дизельная электростанция д. Андег ЖКУ «Нельмин-Нос» МП ЗР «Севержилкомсервис» из утвержденного перечня объектов ТЭК на территории Ненецкого автономного округа, подлежащих категорированию, в судебном заседании не получено, ответчиком не предоставлено.

В судебном заседании нашли подтверждение обстоятельства несоответствия объекта «Дизельная электростанция д. Андег ЖКУ «Нельмин-Нос» МП ЗР «Севержилкомсервис» требованиям законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, в частности, указанным в иске положениям Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 458 от 05.05.2012), что создает угрозу нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц.

Ссылка ответчика в представленном в деле обращении в адрес прокуратуры Ненецкого автономного округа от 02.09.2019 на недостаточность у предприятия финансовых средств для выполнения требований законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в силу закона не является основанием для освобождения МП ЗР «Севержилкомсервис» от исполнения указанной обязанности в отношении объекта «Дизельная электростанция д. Андег ЖКУ «Нельмин-Нос» МП ЗР «Севержилкомсервис».

Возражений по иску ответчиком не указано.

Проанализировав приведенные положения законодательства, материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.

Согласно статье 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Истец просит суд установить срок исполнения ответчиком судебного решения при удовлетворении иска - не позднее 01 сентября 2021 года.

Принимая во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, климатические и географические условия региона, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения, отсутствие возражений ответчика относительно заявленного истцом срока исполнения решения суда, суд считает возможным установить срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено ответчиком, а именно, не позднее 01 сентября 2021 года, в обстоятельствах дела считая данный срок разумным.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

При подаче иска в суд прокурор от уплаты государственной пошлины законом был освобожден.

Согласно статьям 103 ГПК РФ, 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. – в сумме, предусмотренной статьей 333.19 Налогового кодекса РФ, при предъявлении в суд иска, содержащего требования неимущественного характера.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию Заполярного района «Севержилкомсервис» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, - удовлетворить.

Обязать муниципальное предприятие Заполярного района «Севержилкомсервис» в срок до 01 сентября 2021 года устранить нарушения требований законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса на объекте «Дизельная электростанция д. Андег» ЖКУ «Нельмин-Нос» муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис», а именно:

- установить ограждение по периметру территории объекта в соответствие с требованиями пунктов 68, 69, 70, 73 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 458 от 05 мая 2012 года. Ограждение периметра территории оборудовать нижним дополнительным ограждением для защиты от подкопа, установить верхнее дополнительное ограждение (противоперелазный козырек) в соответствии с требованиями пунктов 81, 82, 83 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 458 от 05 мая 2012 года;

- ограждение периметра территории оборудовать предупредительными, разграничительными и запрещающими знаками в соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 458 от 05 мая 2012 года, пунктами 104, 105 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 458 от 05 мая 2012 года;

- оконные проемы, оборудовать защитными металлическими конструкциями в соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 2 Приложения № 1, подпункта «а» пункта 103 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 458 от 05 мая 2012 года;

- периметр территории объекта оборудовать средствами охранной сигнализации, установить стационарную кнопку для извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели, в соответствии с требованиями подпунктов «а» пункта 4, подпункта «б» пункта 7 Приложения № 1, подпунктами «а, б, в» пункта 171, пунктами 177, 183 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 458 от 05 мая 2012 года;

- систему контроля управления доступа привести в соответствие с требованиями подпункта «а» пункта 3 Приложения № 1, подпунктами «а» пункта 204, подпунктами «а, б» пункта 205 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 458 от 05 мая 2012 года;

- установить на объекте систему охранную телевизионную в соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 8 Приложения № 1, подпунктами «а, в, д, ж» пункта 231, подпунктами «а, б» пункта 232, пункта 240 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 458 от 05 мая 2012 года;

- оборудовать объект системой охранного освещения в соответствии с требованиями пункта 13 Приложения № 1, пунктами 247, 250, 251, 253, подпунктов «а, б» пункта 255 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 458 от 05 мая 2012 года;

- оборудовать объект системой оповещения в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 9 Приложения № 1, пункта 259, подпункта «а» пункта 261 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 458 от 05 мая 2012 года;

- оборудовать объект системой резервного электропитания в соответствии с требованиями пунктов 265, 275, 277 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 458 от 05 мая 2012 года.

Взыскать с муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 (ноль) копеек.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление прокурора в суд Ненецкого автономного округа путем подачи через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.П. Парфенов

Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2019 года