ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1223/2022 от 28.06.2022 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-1223/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Надым ЯНАО 28 июня 2022 г.

Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Стрельцова Е.С. при секретаре судебного заседания Яхиной Н.Ю., с участием прокурора Кудрявцева С.С., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Надымского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по определению границ охранных зон муниципальных тепловых сетей,

у с т а н о в и л:

Из заявления следует, что Надымской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства Администрацией <данные изъяты>

В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства на территории <данные изъяты> не установлены охранные зоны тепловых сетей, что создает препятствия для надлежащей и безопасной эксплуатации тепловых сетей, угрозу жизни и здоровью граждан, разрушения имущества, используемого в целях обеспечения коммунальными ресурсами жителей <данные изъяты>.

Учитывая выявленные в ходе проверки нарушения, городской прокуратурой *дата* в адрес главы Администрации <данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства. Представление рассмотрено, однако меры, направленные на устранения нарушений закона не приняты. Бездействие Администрации <данные изъяты> приводит к нарушению требований земельного законодательства РФ, к невозможности обеспечения сохранности элементов тепловых сетей и бесперебойного теплоснабжения потребителей, может причинить вред неопределенному кругу лиц.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по установлению охранных зон муниципальных тепловых сетей на территории <данные изъяты>; возложить на Администрацию <данные изъяты> обязанность определить границы охранных зон муниципальных тепловых сетей на территории <данные изъяты> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Кудрявцев С.С. поддержал исковые требования, при этом срок исполнения решения суда полагал возможным установить до 31.12.2022.

Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, пояснив, что часть объектов находится в пользовании третьих лиц, а именно: объекты позиции в реестре с 1 по 47 переданы в оперативное управление; объекты позиции в реестре с 49-69,71-104, 106-111, 113-125,1 28-138, 140-151, 153-154, 156-159, 161-164, 166, 168-182, 184-187, 190-192, 195-205, 207-209, 211, 220-227, 229-256, 258- 259, 261-266, 268-277, 279, 283, 285-287, 289-312, 314-325, 327-328, 330-333, 335-339, 341-371, 373, 376-397, 399-403, 405, 407-410, 412-422, 424 переданы на основании концессионного соглашения, договоров аренды. Согласно условиям утвержденных приказом Департамента муниципального имущества Надымского района от 22.04.2019 № 355 форм договоров аренды муниципального имущества (объектов теплоснабжения) арендаторы объектов теплоснабжения обязаны обеспечить эксплуатацию имущества в соответствии с установленными требованиями, нормами и правилами, нести ответственность за их нарушение или неисполнение перед соответствующими контролирующими и надзорными государственными органами (Роспотребнадзор, Энергонадзор, Госпожнадзор и др.) (пп. 3.3.11 п. 3.3 договора). При удовлетворении иска просил установить срок исполнения решения суда до 01.01.2025.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Надымской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения земельного законодательства Администрацией <данные изъяты>

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства на территории <данные изъяты> не установлены охранные зоны тепловых сетей, что создает препятствия для надлежащей и безопасной эксплуатации тепловых сетей, угрозу жизни и здоровью граждан, разрушения имущества, используемого в целях обеспечения коммунальными ресурсами жителей города Надыма.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 67 ГПК РФ).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе, в целях безопасной эксплуатации объектов энергетики. В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса РФ).

К числу зон с особыми условиями использования территорий отнесена - охранная зона тепловых сетей (пункт 1 статьи 105 Земельного кодекса РФ).

Согласно части 6 статьи 106 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

В соответствии с положениями части 11 статьи 106 Земельного кодекса РФ подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие зоны.

В силу части 16 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ от 03.08.2018 до 1 января 2025 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса РФ утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 настоящей статьи.

В соответствии с Приказом Минстроя России от 06.08.2020 № 428/пр «О признании не подлежащим применению приказа Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197» со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об охранной зоне тепловых сетей» признается не подлежащим применению приказ Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей» (далее – Правила № 197).

Таким образом, до утверждения Правительством РФ положения об охранной зоне тепловых сетей, установление охранных зон тепловых сетей подлежит осуществлению в соответствии с Правилами № 197.

Согласно пункту 1 Правил № 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

Согласно пункту 4 Правил № 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети».

В силу пункта 5 Правил № 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту в том числе: загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 197 в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается в том числе: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.

Таким образом, до утверждения Правительством РФ положения об охранной зоне тепловых сетей, решение об установлении такой охранной зоны принимается в порядке, установленном до дня официального опубликования Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

То обстоятельство, что в Правилах № 197 не определен орган, уполномоченный принимать решение об установлении охранных зон тепловых сетей, исходя из положения части 6 статьи 106 Земельного кодекса РФ, имеющего большую юридическую силу, не свидетельствует об отсутствии таких полномочий у органа местного самоуправления, на что обоснованно указал в своем заявлении прокурор.

Указанная позиции согласуется с кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2021 № 88а-18792/2021.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, зоны с особыми условиями использования территорий (охранные зоны тепловых сетей) на территории <данные изъяты> Ямало-Ненецкого автономного округа в настоящее время не разработаны и не утверждены.

В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в нарушение вышеизложенного на территории <данные изъяты> не установлены охранные зоны тепловых сетей, что создает препятствия для надлежащей и безопасной эксплуатации тепловых сетей, угрозу жизни и здоровью граждан, разрушения имущества, используемого в целях обеспечения коммунальными ресурсами жителей <данные изъяты>

Учитывая выявленные в ходе проверки нарушения, городской прокуратурой *дата* в адрес главы Администрации <данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства. Представление рассмотрено, однако меры, направленные на устранения нарушений закона не приняты.

По мнению суда, бездействие Администрации <данные изъяты> по непринятию мер к установлению на территории <данные изъяты> зоны с особыми условиями использования территорий (охранных зон тепловых сетей), приводит к нарушению требований земельного законодательства РФ, к невозможности обеспечения сохранности элементов тепловых сетей и бесперебойного теплоснабжения потребителей, что может причинить вред неопределенному кругу лиц.

При указанных обстоятельствах суд считает, что исковые требования Надымского городского прокурора подлежат частичному удовлетворению: на Администрацию <данные изъяты> следует возложить обязанность определить границы охранных зон муниципальных тепловых сетей на территории <данные изъяты> Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Надымского городского прокурора удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию <данные изъяты> обязанность определить границы охранных зон муниципальных тепловых сетей на территории <данные изъяты> Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Надымский городской суд в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Дата изготовления решения в мотивированной форме – 03 июля 2021 г.

Председательствующий: (подпись)

Копия верна: Судья: Е.С. Стрельцов

Секретарь суда_______

Решение не вступило в законную силу: 03 июля 2022 г.

Подлинник решения хранится в деле № 2-1223/2022

в Надымском городском суде ЯНАО

УИД 89RS0003-01-2022-001560-18