ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1224 от 09.03.2011 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

                                                                                    Советский районный суд г.Красноярска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Советский районный суд г.Красноярска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1224/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 марта 2011 года

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Мороз С.В.,

при секретаре Клопотовской Ю.В.,

с участием истца-ответчика ФИО1,

представителей ответчика-истца ФИО2, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, действующего на основании Устава ТСЖ «Домострой»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ТСЖ «Домострой» о защите прав потребителя, признании незаконными начисления и расчета задолженности за коммунальные услуги, изменения тарифов, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, и по встречному иску ТСЖ «Домострой» к ФИО1 о взыскании суммы задолженности по оплате за предоставленные жилищно-коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований) к ТСЖ «Домострой» о защите прав потребителя и просил суд признать незаконным начисление и расчет истцу задолженности за потребленные им коммунальные услуги в марте 2010 года на сумму 10 579 рублей 40 коп., признать незаконным изменение тарифов ТСЖ «Домострой» за комплекс жилищных услуг на 2010 год, обязать ответчика произвести начисление оплаты истцу в 2010 году за комплекс жилищных услуг по тарифам, действовавшим в 2009 году: взнос за содержание жилья – 11 рублей 74 коп., за содержание и ремонт лифтов – 3 рубля 20 коп., тариф за содержание мусоропроводов – 70 коп., вывоз ТБО – 90 коп., взыскать с ТСЖ «Домострой» компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, фактически понесенные судебные расходы: на выдачу нотариально удостоверенной доверенности - 800 рублей, на оплату услуг представителя – 3 000 рублей, мотивируя заявленные исковые требования тем, что он проживает в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу:  и является собственником данного жилого помещения. Жилой дом обслуживается ТСЖ «Домострой». Он не подавал заявления о вступлении в члены ТСЖ «Домострой», поэтому в отношениях с ответчиком является потребителем. Ответчик осуществляет предоставление услуг по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также осуществляет сбор денежных средств на оплату коммунальных услуг и является исполнителем. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец не имел задолженности перед ТСЖ «Домострой». Считает, что начисляемые ответчиком платежи не соответствуют постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг граждан», решению Красноярского городского Совета от 28.12.2005 года № В-160 «Об оплате жилья и нормативах потребления коммунальных услуг в г. Красноярске», что нарушает права потребителей. С ДД.ММ.ГГГГ всем собственникам жилого дома по  без предупреждения были по факту предъявлены квитанции, где на услуги ТСЖ «Домострой» в 2010 году указаны новые тарифы, которые по сравнению с 2009 годом возросли на 24 %. Тариф «взнос за содержание жилья» возрос с 11,74 рублей до 13,57 рублей. Тариф «содержание и ремонт лифтов» возрос с 3,20 рублей до 4,30 рублей. Тариф «содержание мусоропроводов» возрос с 0,70 рублей до 0,80 рублей. Тариф «вывоз ТБО» возрос с 0,90 рублей до 1,82 рублей. Установление повышенных тарифов на услуги ТСЖ «Домострой» на 2010 год и их увеличение по сравнению с 2009 годом на 24 % произведено с нарушением действующего законодательства, без соответствующего голосования членов ТСЖ «Домострой» или собственников помещений. В марте 2010 года истцу было произведено начисление в счете-квитанции за февраль 2010 года в размере 4 997,37 рублей. За март 2010 года, помимо суммы начисления в размере 4 982,16 рубля, было произведено доначисление неизвестного происхождения (перерасчет) в размере 10 579,40 рублей за потребленные коммунальные ресурсы. Итого сумма начисления в марте 2010 года составила 15 561,56 рубль. Происхождение суммы доначисления неясно, необоснованно и не соответствует размеру потребления коммунальных ресурсов зарегистрированными в жилом помещении  гражданами. По поводу незаконных начислений истец обратился в ТСЖ «Домострой», однако ответа не получил. На сегодняшний день истцу необоснованно была начислена задолженность за потребление следующих коммунальных ресурсов в марте 2010 года на следующие суммы: за объем потребленной тепловой энергии на сумму 2306,5 рублей, за объем потребленного горячего водоснабжения на сумму 6986,6 рублей, за объем потребленного холодного водоснабжения на сумму 1268,3 рублей. Противоправными действиями ответчика истцу, как потребителю, был причинен моральный вред, ввиду необоснованного начисления задолженности и несвоевременного предоставления информации об изменении размера платы за коммунальные услуги, который подлежит возмещению в соответствии со ст.15 Закона РФ«О защите прав потребителя».

ТСЖ «Домострой» обратилось в суд со встречным иском (с учетом уточнения исковых требований) к ФИО1 о взыскании суммы задолженности по оплате за фактически предоставленные жилищно-коммунальные услуги в размере 20 627,63 рублей, мотивируя заявленные требования тем, что ТСЖ «Домострой» в соответствии с Уставом и Жилищным кодексом РФ является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном доме по адресу:  управляющим комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, обеспечивающим содержание и эксплуатацию этого комплекса, в т.ч. надлежащее санитарно-техническое состояние общего имущества, содержание и ремонт общего имущества. В соответствии с договором о совместном участии в финансировании строительства жилых помещений № от ДД.ММ.ГГГГ, договора уступки требования от ДД.ММ.ГГГГ, договора уступки требования № от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик ФИО1 является собственником трехкомнатной квартиры, общей площадью 74.50 кв.м, в том числе жилой - 38.10 кв.м., по адресу:  Членом ТСЖ «Домострой» ответчик ФИО1 не является. В соответствии с ЖК РФ собственники жилых помещений обязаны вносить оплату за жилищно-коммунальные услуги не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Для внесения оплаты за предоставленные жилищно-коммунальные услуги ответчику, как собственнику, ежемесячно выставляется счет (месячное начисление), который передается ему для последующей оплаты через кассу ТСЖ или расчетный счет. Согласно выставленным счетам общая сумма задолженности ФИО1 перед ТСЖ «Домострой» за фактически предоставленные, но не оплаченные в полном объеме жилищно-коммунальные услуги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 20 627,63 рублей. В добровольном порядке ответчик отказывается погашать сумму имеющейся задолженности, мотивируя якобы необоснованностью начисления оплаты за оказанные жилищно-коммунальные услуги со стороны ТСЖ «Домострой».

В судебном заседании истец-ответчик ФИО1 заявленные исковые требования (с учетом уточнения исковых требований) поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, встречные исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что считает сумму, предъявленную ТСЖ «Домострой» ко взысканию в встречном иске необоснованной, поскольку в обоснование исковых требований истец прилагает только копию оборотной ведомости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, где указывается начисление за жилое помещение  без учета показаний данных общедомовых приборов учета за весь период, обоснования фактически потребленных коммунальных ресурсов, документального обоснования принятых тарифов, что может значительно исказить размер исковых требований. Поскольку в жилом доме, где проживает истец, для расчетов в ресурсоснабжающими организациями использовались в 2007-2010 годах и продолжают использоваться общедомовые приборы учета для расчетов в ресурсоснабжающими организациями, то ответчик обязан предоставлять расчет с указанием данных о действительно потребленных собственником коммунальных ресурсов, показывая не только само начисление, исходя из нормативов потребления, поскольку простое начисление по нормативам правомерно производить только при отсутствии общедомовых приборов учета. Представленная истцом оборотная ведомость является сводным документом, который не может рассматриваться в качестве единственного документа для взыскания суммы задолженности ответчика. В дополнение к ней, истцу необходимо прикладывать документы, обосновывающих размер тарифов по комплексу предоставляемых ТСЖ «Домострой» жилищных услуг за указанный в ведомости временной период. Считает, что при наличии общедомовых приборов учета для правильного исчисления размера потребления коммунальных ресурсов собственниками помещений в многоквартирном доме по , ТСЖ «Домострой» обязано руководствоваться п. 21 Правил оказания коммунальных услуг гражданам. Представленный в судебном заседании расчет исковых требований основывается только на нормативах потребления и не включает в себя расчет согласно показаний общедомовых приборов учета (тепловой энергии, холодного водоснабжения и водоотведения (стоков)), что свидетельствует о том, что истцом применяются неверные положения Правил, поскольку предложенный истцом расчет может быть верен только при отсутствии общедомовых приборов учета. Таким образом, корректировка начисления по коммунальным ресурсам в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года должна производится исполнителем как при наличии, так и при отсутствии общедомовых приборов учета, однако такие данные истцом не представлены. Поскольку ответчиком-истцом ТСЖ «Домострой» таких данных не представлено, считает встречные исковые требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

Кроме того, представил суду письменные пояснения по делу, указав, что утверждение ответчика-истца ТСЖ «Домострой» о том, что расчет платы за комплекс жилищных услуг на 2010 год им осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом местного самоуправления, при этом при начислении платы за комплекс жилищных услуг ТСЖ не имеет права завышать или занижать тарифы, принятые органом местного самоуправления, противоречит следующим материалам дела и документам. Так в объяснении, данном председателем ТСЖ «Домострой» ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 старшему помощнику прокурора Советского района г.Красноярска ФИО4, он ссылается на то, что в 2008 и 2009 годах действовали тарифы, принятые на общем собрании, которые были ниже городских. Далее, им же поясняется, что на момент дачи пояснений проводится собрание по заочному варианту, один из вопросов - установление тарифов, соответствующих установленных решением городского Совета ДД.ММ.ГГГГ и что фактически с ДД.ММ.ГГГГ производится начисление оплаты по городским тарифам. Так же имеется копия протокола № общего собрания членов ТСЖ «Домострой» от ДД.ММ.ГГГГ, где п.4 повестки дня указано утверждение тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2010 год, согласно Приложения №. При этом на 3-м листе данный вопрос рассмотрен собранием, и решение принято большинством в 56,98 %. Далее в протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ представитель ТСЖ «Домострой» ФИО2 поясняет, «что размер платы устанавливается согласно постановления Главы города. Должно быть проведено собрание, если нет, то сумма рассчитывается по тарифу. Собрание по установлению тарифов в заочной форме не проводилось, это проблематично. Была заочная форма голосования. Бюллетени должны были принести до конца месяца, принесли всего несколько штук, собственники несут их до сих пор, решение не принято и в этом случае должен применяться тариф, утвержденный Горсоветом». Полагает, что представитель ТСЖ «Домострой» вводит суд в заблуждение, ссылаясь на правомерность применения тарифов, установленных решением Красноярского городского совета от 28.12.2005 года «Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в г. Красноярске», согласно п.4 которого указывается только то, что в случае, если собственниками не принято решения на их общем собрании об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то он устанавливается в соответствии с законодательством и в порядке, определенном Главой г. Красноярска. Так установленные с ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Домострой» следующие тарифы для собственников помещений: взнос на содержание жилья в размере 13,57 рублей за 1 кв.м., содержание и ремонт лифтов в размере 4,30 рублей за 1 кв.м., содержание мусоропроводов в размере 0,80 рублей за 1 кв.м., вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,82 рубля за 1 кв.м., - прямо взяты из п. 1.1.1 Приложения № 2 к решению Красноярского городского Совета от 28.12.2005 года N В-160 в редакции с изменениями на 16.03.2010 года, которое озаглавлено как «Размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда». Считает, что поскольку помещение № в жилом доме по  находится в частной собственности, то данное положение и вышеуказанные тарифы не могут применяться ТСЖ «Домострой» для установления платы за содержание и ремонт жилого помещения в отношении собственников помещений и изменение тарифов на содержание и ремонт общего имущества ТСЖ «Домострой» может быть принято только решением общего собрания членов ТСЖ. Собственники жилых и нежилых помещений вправе проголосовать против принятия новых тарифов на содержание и ремонт общего имущества или же воздержаться от принятия решения и в этом случае ТСЖ не вправе изменять тарифы самостоятельно. В случае, когда общее собрание ТСЖ не проводилось как таковое или же в результате проведения собрания, собственниками не было принято решения об изменении тарифов (большая часть из них проголосовала против, либо воздержалась от принятия решения), то начисление новых тарифов собственникам жилых домов, обслуживаемых ТСЖ «Домострой», будет являться неправомерным.

Также истец-ответчик возражает против доводов ответчика-истца о технической ошибке, считает данный довод надуманным, необоснованным, поскольку он неоднократно обращался в ТСЖ «Домострой» с заявлением с требованием произвести корректировку размера оплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения , за фактически потребленные коммунальные ресурсы, исходя из объемов их потребления, в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета. ТСЖ произвело корректировку, уменьшив размер оплаты. ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Домострой» направило истцу письмо, в котором указывается об «обнаруженной ошибке». Далее в марте 2010 года в расчете ТСЖ «Домострой» начислило ему ранее скорректированные суммы по показаниям общедомовых приборов учета за фактически потребленные коммунальные ресурсы на сумму 10 579,4 рублей.

В судебном заседании представители ответчика - истца ФИО2, ФИО3, возражали против удовлетворения исковых требований ФИО1, поскольку, настаивая на признании незаконными начисления и расчета задолженности за коммунальные услуги в марте 2010 года на сумму 10 579,40 рублей, истец ФИО1, ссылаясь на фактическое состояние задолженности по коммунальным услугам, ошибочно указывает на то, что именно в марте - месяце 2010 года сумма в размере 10 579,40 рублей была ему необоснованно начислена к оплате за предоставленные коммунальные услуги. Данная сумма 10 579,4 руб. являлась текущей задолженностью истца перед ТСЖ «Домострой», которая еще задолго до марта - месяца 2010 года подлежала оплате истцом. Именно при возникновении технической ошибки (сбой в программе начисления), который произошел в октябре - месяце 2009 года, о котором истцу было сообщено письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, суммы в размере 5743,40 рублей и 4836 рублей, общая сумма 10 579,40 рублей были по указанной выше причине списаны истцу, а после проведенной ревизии и установления данной ошибки в расчетах были восстановлены и предъявлены истцу к оплате. После чего истец стал активно ссылаться на необоснованность данной суммы, как подлежащей к оплате. Что касается требования истца о признании незаконным изменения тарифов ТСЖ «Домострой» за комплекс жилищных услуг на 2010 год, действительно в связи с изменением тарифов (в сторону повышения) на комплекс жилищно-коммунальных услу, принятых органом местного самоуправления, сумма оплаты фактически возросла, но не только для жильцов дома  как указывает истец в тексте искового заявления, но для всего жилищного фонда на территории г. Красноярска за исключением некоторых категорий собственников жилья (льготников). Расчет оплаты за комплекс жилищных услуг на 2010 год ТСЖ «Домострой» осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом местного самоуправления. При начислении оплаты за комплекс жилищных услуг ТСЖ «Домострой» не имеет законного права, как завышать тарифы, принятые органом местного самоуправления, так и занижать их. ТСЖ «Домострой», являясь исполнителем этих жилищных услуг, следит за качеством и своевременностью их предоставления собственникам помещений в домах ТСЖ «Домострой». Истец ссылается на постановление администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № и Приложение «Положение о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения». Однако в данном Положении указано, что применяется оно только для собственников помещений в многоквартирном доме, выбравших способ непосредственного управления многоквартирным домом, а не ТСЖ. Следовательно, истец в рамках заявленных исковых требований, необоснованно фактически просит дать правовую оценку локальному нормативному акту органа местного самоуправления и признать его незаконным. Относительно требования истца об обязании ответчика произвести начисление оплаты в 2010 году по тарифам за 2009 год представитель ответчика пояснил, что в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг» № 307 от 23.05.2006 года, утвержденными постановлением Правительства РФ, установлен порядок расчета за жилищно-коммунальные услуги. Неисполнение ТСЖ указанных положений закона влечет установленную ответственность, следовательно, требование ФИО1 о начислении оплаты в 2010 год за комплекс жилищных услуг по тарифам за 2009 года не подлежит удовлетворению. Заявленные встречные исковые требования (с учетом уточнения исковых требований) поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представители третьих лиц – Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, прокуратуры Советского района г. Красноярска в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены судом своевременно и надлежащим образом, руководитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю ФИО5 представил суду письменные пояснения по делу, указав, что Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю является территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей. В исковом заявлении истец указывает, что ТСЖ «Домострой» незаконно произвело повышение тарифов с ДД.ММ.ГГГГ на такие услуги как: содержание жилья; содержание и ремонт лифтов; содержание мусоропроводов; вывоз ТБО. Для решения вопроса о правомерности повышения оплаты за указанные услуги необходимо выяснить, рассматривался ли вопрос органом управления ТСЖ «Домострой» об оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества и принималось ли решение по данному вопросу. Относительно вопроса о правомерности произведения перерасчета по оплате за отопление, горячее и холодное водоснабжение и включении указанной суммы в квитанцию по оплате коммунальных услуг за март 2010 года в виде задолженности истца представитель третьего лица указал, что для определения правомерности проведенного перерасчета по оплате за коммунальные услуги и включения указанной суммы в квитанцию по оплате необходимо учитывать Приложение № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, а также тарифы на коммунальные услуги, утвержденные Решением Красноярского городского совета от 28.12.2005 № В-160 «Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске». Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктами 19, 21, 22, 23 Правил исполнитель 1 раз в год производит корректировку размера платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение.

Выслушав стороны, исследовав доказательства, суд находит, что исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению, встречные исковые требования ТСЖ «Домострой» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч.3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно п.4 ч.2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится, в том числе, и установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

Согласно ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.3 ст.154 ЖК).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч.4 ст.154 ЖК).

В соответствии с ч.6 ст.155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В соответствии с ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором.

В соответствии с ч. 8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и(или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 161 ЖК РФ выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается на основании Приложения № 2 к Правилам, где применяются тарифы на коммунальные услуги, которые в соответствии с п.1 ст.157 ЖК РФ устанавливаются органами местного самоуправления.

По смыслу ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Согласно п.1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины; размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Судом установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ  принадлежит истцу-ответчику ФИО1 на праве собственности (л.д. 10).

Согласно расчетным ведомостям начисленных коммунальных ресурсов по  начислено за ноябрь 2009 года – 5 743,40 рублей, оплачено ФИО1 4 000 рублей, начислено за декабрь 2009 года 6 240,38 рублей – оплачено ФИО1 2 234 рубля, начислено за январь 2010 года 2 995,21 рублей – оплачено ФИО1 3 000 рублей, начислено за март 2010 года 20 538,93 рублей – оплачено ФИО1 2 500 рублей (л.д. 11, 12).

Из ответа первого заместителя прокурора города ФИО7 на обращение ФИО1 о нарушении ТСЖ «Домострой» жилищного законодательства следует, что расчет ТСЖ «Домострой» с ресурсоснабжающими организациями в 2007-2010 годах осуществлялся ежемесячно по показаниям приборов учета, при этом взимание оплаты за коммунальные услуги с собственников помещений в период с 2007 года по настоящее время производилось на основании нормативов потребления коммунальных услуг. Средства, полученные в результате разницы между начисленными и фактическими размерами оплаты за коммунальные услуги, частично возвращены собственникам помещений. Большая часть документов (в том числе показания приборов учета и счет-фактуры), составленных до сентября 2007 года, то есть до избрания ФИО3 председателем правления, не сохранились. Документы за указанный период времени ему не передавались. В ходе проверки выявлены указанные нарушения действующего законодательства ТСЖ «Домострой». Председателю правления ТСЖ «Домострой» ФИО3 прокуратурой Советского района г.Красноярска ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья установлен ст. 146 ЖК РФ. Таким образом, члены ТСЖ «Домострой» могут оказать непосредственное влияние как на его деятельность, так и на деятельность органов его управления. Однако проверкой установлено, что членами ТСЖ «Домострой» не инициировалось проведение общего собрания в порядке, предусмотренном ст. 146 ЖК РФ, для решения вопросов, указанных в обращении (л.д. 61-62).

Решением Красноярского городского Совета № В-160 от 28.12.2005 года «Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в г. Красноярске» утверждены размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (приложение 2), с установлением стоимости услуг по видам работ и услуг, а именно раздел: содержание и ремонт жилого помещения (кроме содержания и ремонта лифтов, содержания мусоропроводов, содержания и ремонта автоматических противопожарных систем, сбора и вывоза твердых бытовых отходов), в котором отдельными строками указано содержание и ремонт лифтов, содержание мусоропроводов, содержание и ремонт автоматических противопожарных систем, сбора и вывоза твердых бытовых отходов, кроме того, указано, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, не принявших на их общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливается в соответствии с законодательством и в порядке, определенном Главой г.Красноярска.

Приложением № 2 к Решению Красноярского городского Совета от 28.12.2005 года № В-160 установлены следующие размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда: в том числе, содержание и ремонт лифтов 4,30 рубля, содержание мусоропроводов 0,80 рубля, сбор и вывоз твердых бытовых отходов 1,82 рубль, содержание и ремонт жилого помещения 13,57 рублей (л.д. 66-71).

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за отопление рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Согласно имеющихся в материалах дела квитанциях об оплате ФИО1 жилищно-коммунальных услуг (л.д.11-12, 46-60) в них начисление ответчиком сумм, подлежащих оплате, производится, исходя из размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленных Приложением № 2 к Решению Красноярского городского Совета от 28.12.2005 года № В-160.

Указанный порядок начисления применяется ТСЖ «Домострой», поскольку общее собрание собственников – членов ТСЖ по существу не проводилось, поскольку, несмотря на то, что в 2010 году ТСЖ «Домострой» проводилось собрание членов ТСЖ по заочной форме, заполнялись бюллетени, однако указанные бюллетени голосования по общему собранию, проведенному в форуме заочного голосования с ДД.ММ.ГГГГ были переданы для подсчета голосов представителю счетной комиссии ФИО6 и после подсчета в ТСЖ не были возвращены, письменное оформление решения собственников по вопросам, поставленным на голосование при проведении общего собрания членов ТСЖ «Домострой», документация о результатах проведения общего собрания ТСЖ «Домострой» отсутствует. Членами ТСЖ «Домострой» не инициировалось проведение общего собрания в порядке, предусмотренном ст. 146 ЖК РФ, для решения вопросов оплаты на услуги ЖКХ. Данные обстоятельства подтверждаются результатами прокурорской проверки.

Кроме того, согласно ответа временно замещающей должность руководителя Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края ФИО8 Службой в пределах полномочий, определенных постановлением Правительства Красноярского края от 22.06.2010 года № 344-п, в отношении ТСЖ «Домострой» проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки установлено, что Товарищество объединяет 3 многоквартирных жилых дома, расположенных по адресу:  Жилой  оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий расход тепловой энергии на отопление и нагрев воды, и общедомовым прибором учета холодной воды, учитывающим общий расход воды на холодное и горячее водоснабжение. В доме имеется индивидуальный тепловой пункт, с помощью которого производится (в отопительный период) приготовление горячей воды путем нагрева холодной воды, получаемой от ООО «КрасКом». В отдельные месяцы отопительного периода, при недостатке тепловой энергии (в теплоносителе) для нагрева холодной воды до необходимой температуры производится смешение недогретой воды с горячей водой ОАО «Енисейская ТГК-13». Индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в жилом доме стали вводиться в эксплуатацию с июня 2010 года. В соответствии с действующим законодательством (ст. 544 ГК РФ) абонент рассчитывается с ресурсоснабжающёй организацией за фактически принятое количество энергии. В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления; коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления услуг гражданам. В главе 3 Правил предусмотрен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. По показаниям установленных в жилом доме общедомовых приборов учета производятся расчеты с ресурсоснабжающими организациями за потребленные коммунальные ресурсы (тепловую энергию на отопление и нагрев воды, холодную воду для холодного и горячего водоснабжения). Исходя из показаний данных приборов учета определить фактически потребленные жилым домом объемы коммунальных ресурсов раздельно по видам услуг (отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение) не представляется возможным и, следовательно, показания установленных приборов учета не могут быть применены для расчетов платы граждан за отдельные виды коммунальных услуг, в том числе для проведения корректировок размера платы. Ежемесячное начисление платы за коммунальные услуги в 2010 году ТСЖ «Домострой» производило исходя из нормативов потребления коммунальных услуг или показаний индивидуальных приборов учета и тарифов, утвержденных в установленном порядке. Таким образом, в настоящее время рассчитать плату гражданам, проживающим в жилом доме в соответствии с Порядком, установленным Правилами, Товарищество может только за водоотведение. Для соблюдения при начислении платы гражданам за коммунальные услуги Порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги, утвержденного Правилами, в жилом доме необходимо установить водомер для определения объема горячей воды. Товариществом в счетах - квитанциях за декабрь 2009 года и январь 2010 года был произведен возврат денежных средств гражданам по строке «отопление» в сумме, полученной в результате финансово-хозяйственной деятельности Товарищества за 2008 и 2009 годы. Размер перерасчета платы гражданам определен как разница между суммой расходов и доходов в целом по Товариществу за соответствующий год, в т.ч. за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов, и распределена пропорционально занимаемой площади помещений. Сумма возврата денежных средств по жилому дому за 2008 год составила 81520,11 руб. или 15 руб./м2, за 2009 год - 81862,54 руб. или 15,07 руб./м2. Перерасчет размера платы гражданам произведен Товариществом на основании пункта 6.4 Устава ТСЖ «Домострой», которым предусмотрено, что доход, полученный в результате хозяйственной деятельности Товарищества, используется для оплаты общих расходов или по решению общего собрания членов Товарищества направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, соответствующие задачам Товарищества, указанным в Уставе, кроме того, на основании решений общих собраний членов ТСЖ «Домострой» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №и от ДД.ММ.ГГГГ №, которыми утверждены сметы доходов и расходов в целом по ТСЖ «Домострой» на соответствующий год, а также приняты размеры перерасчета платы за 2008 и 2009 годы за счет сэкономленных Товариществом денежных средств. По жилому помещению истца Товариществом произведен перерасчет платы по строке «отопление» в счете - квитанции за декабрь 2009 года в размере 1118,4 руб., в счете - квитанции за январь 2010 года - в размере 1123,1 руб. В ходе контрольного мероприятия нарушений в применении тарифов на коммунальные услуги и нормативов потребления коммунальных услуг в 2010 году не установлено. По результатам проверки выдано предписание о проведении корректировки размера платы гражданам по водоотведению за 2010 год в порядке, установленном Правилами, и решении вопроса на общем собрании собственников жилья об установке в жилом доме водомера для определения объема потребления горячей воды с целью соблюдения установленных Правил при начислении платы гражданам за коммунальные услуги.

Начисление ответчиком сумм, подлежащих оплате за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, и их оплата истцом производилась до июня 2010 года (до того момента, как в квартире истца установлены приборы учета), исходя из размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленных Приложением № 2 к Решению Красноярского городского Совета от 28.12.2005 года № В-160.

ТСЖ «Домострой» не имел возможности установить объем потребляемых ФИО1 услуг конкретно по его квартире по приборам учета, т.к. данный прибор установлен в квартире истца только в июне 2010 года.

Истец ссылается на постановление администрации г. Красноярска от 05.05.2008 года № 245 и Приложение «Положение о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения». Однако в данном Положении указано, что применяется оно только для собственников помещений в многоквартирном доме, выбравших способ непосредственного управления многоквартирным домом, а не ТСЖ.

Вместе с тем, поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение частичного неправильного начисления ответчиком тарифов за предоставленные истцу-ответчику коммунальные и жилищные услуги (по водоотведению), в связи с чем ТСЖ «Домострой» по предписанию контролирующего органа произведена корректировка на сумму 59,60 рублей, а также в связи с тем, что истцу своевременно не была предоставлена достоверная информация о порядке начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги, в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения ТСЖ «Домострой» действующего жилищного законодательства, вследствие чего нарушены права ФИО1, как потребителя, принимая во внимание то, что ввиду допущенного, хотя и устраненного впоследствии нарушения, истец-ответчик испытывал нравственные и физические страдания, суд полагает возможным взыскать с ответчика-истца ТСЖ «Домострой» в пользу ФИО1 с учетом степени вины ответчика-истца, степени понесенных истцом нравственных и физических страданий, принципа соразмерности и разумности компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.

Учитывая то, что истцом-ответчиком в ходе рассмотрения указанного дела были понесены расходы по оплате услуг представителя в сумме 3 000 рублей, согласно ст.100 ГПК РФ, исходя из сложности дела, объема оказанных представителем истцу-ответчику юридических услуг, указанные расходы подлежат частичному взысканию в размере 1 000 рублей, в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ также подлежат взысканию с ТСЖ «Домострой» в пользу ФИО1 расходы по оплате нотариальной доверенности в размере 800 рублей.

Исковые требования ТСЖ «Домострой» к ФИО1 о взыскании суммы задолженности по оплате за предоставленные жилищно-коммунальные услуги подлежат удовлетворению. Учитывая то, что в судебном заседании подтвержден факт наличия задолженности ФИО1 перед ТСЖ «Домострой» за фактически предоставленные, но не оплаченные в полном объеме жилищно-коммунальные услуги фактически по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которая составляет 20 627,63 рублей, согласно предоставленному ТСЖ «Домострой» расчету, который суд находит правильным, указанная задолженность подлежит взысканию с истца-ответчика ФИО1

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ также подлежат взысканию с ФИО1 в пользу ТСЖ «Домострой» возврат государственной пошлины в размере 400 рублей. Взысканию с ФИО1 подлежит госпошлина в доход федерального бюджета в размере 418 рублей 83 коп.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ТСЖ «Домострой» удовлетворить частично.

Взыскать с ТСЖ «Домострой» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, судебные расходы по оплате нотариальной доверенности в размере 800 рублей, по оплате юридических услуг в размере 1 000 рублей, всего 3 800 рублей.

Взыскать с ТСЖ «Домострой» госпошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 в остальной части отказать.

Исковые требования ТСЖ «Домострой» к ФИО1 о взыскании суммы задолженности по оплате за предоставленные жилищно-коммунальные услуги удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу ТСЖ «Домострой» сумму задолженности по оплате за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в размере 20 627 рублей 63 копеек, возврат государственной пошлины в размере 400 рублей, всего 21 027 рублей 63 копейки.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход федерального бюджета в размере 418 рублей 83 копеек.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, т.е. с 16.03.2011 года.

Судья С.В. Мороз