ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12240/2015 от 21.12.2015 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

дело №2-12240/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» декабря 2015 года г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Кузнецова М.В.,

при секретаре Курепине А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Перетятько Д.Э. к Управлению Федеральной миграционной службы России по ХМАО – Югре о признании незаконными действий, обязании устранить нарушение прав,

установил:

Перетятько Д.Э. обратился в Сургутский городской суд с вышеуказанной жалобой указав, что он родился в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и является гражданином РФ по рождению, так как его отец родился в <адрес>, дед является ветераном Великой Отечественной войны. Его мать родилась в <адрес> является гражданской Российской Федерации, проживает на территории <адрес>. Его родной брат проживает там же и является гражданином РФ.

Перетятько Д.Э. никакого гражданства кроме СССР не имел, хотя имеет право на оформление последнего либо на оформление вида на жительство на территории РФ однако в этом УФМС РФ по ХМАО – Югре ему отказывают ввиду наличия непогашенной судимости.

В 1991 году в момент распада СССР он находился в местах лишения свободы и отбывал наказание в колонии в Киргизской ССР. По освобождению из мест лишения свободы он уехал в г. Москва где у него похитили паспорт гражданина СССР, из документов удостоверяющих личность остался лишь военный билет. Без паспорта оформить гражданство РФ Перетятько не смог, и вновь был осужден и направлен для отбывания наказания в места лишения свободы.

Перетятько Д.Э. с 2000 года зарегистрирован по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует справка.

В 2015 году Перетятько Д.Э был присвоен статус лица без гражданства о чем были внесены соответствующие записи в титульный лист приговора

УФМС РФ по ХМАО – Югре на неоднократные обращения с целью признания гражданства РФ у Перетятько Д.Э. отвечает отказами, которые нарушают его права.

Таким образом Перетятько Д.Э. просит суд признать действия УФСМС России по ХМАО – Югре выразившиеся в непризнании факта наличия у Перетятько Д.Э. гражданства РФ незаконными и обязать УФМС РФ по ХМАО – Югре оформить удостоверение личности.

Перетятько Д.Э. извещался о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. как следует из представленных материалов отбывает наказание <данные изъяты>

Представитель УФМС РФ по ХМАО – Югре в судебное заседание не явился, представил возражения из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ Перетятько Д.Э. обратился с заявлением о рассмотрении вопроса о приеме его в гражданство РФ в соответствии со ст. 41.3 Федерального закона N 62-ФЗ от 31.05.2002 года "О гражданстве Российской Федерации". Ответом УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15.10.2014 года на обращение заявителя было разъяснено действующее законодательство РФ. Наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации, при этом приговором <данные изъяты> Перетятько Д.Э. осужден <данные изъяты>. Указанное обстоятельство является препятствием для оформления гражданства РФ у заявителя.

Дело рассмотрено в отсутствие участников процесса в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства в соответствии с положениями ч. 7 ст. 150 КАС РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Перетятько Д.Э. требований.

Так, обстоятельства изложенные в жалобе Перетятько Д.Э. в части рождения на территории СССР, отсутствия у последнего надлежаще оформленного гражданства Российской Федерации и отбытия наказания за совершение преступления подтверждаются материалами дела и административным ответчиком согласно представленного отзыва.

При данных обстоятельствах разрешая существо предъявленных требований, суд руководствуется следующими положениями закона:

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Согласно пункту 51 Положения «О рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств.

В силу пункта "а" статьи 5 и части 7 статьи 4 Федерального закона от 3! мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Процедура оформления приобретения гражданства Российской Федерации регламентирована Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, утвержденного приказом ФМС от 19.03.2008 г. N64.

Должностное лицо изучает указанные в нем обстоятельства, с которыми связано приобретение гражданства заявителем, и проводит проверку документов, представленных в подтверждение этих условий.

В силу пп. "а" п. 1 ст. 14 Федерального закона "О гражданстве РФ" иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации.В соответствии с ч. 1 ст. 41.1, ст. 41.3 Федерального закона РФ от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации” в настоящей главе определяются условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К указанным лицам относятся: а) дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

Лица, указанные в части первой статьи 41.1 настоящего Федерального закона, принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1, п. 6 ст. 41.4 Федерального закона "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в статье 41.1 настоящего Федерального закона, подаются заявителем лично в письменном виде на бланке установленной формы в территориальный орган по месту жительства или месту пребывания заявителя (при наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания) либо по месту фактического проживания заявителя, не имеющего регистрации по месту жительства или месту пребывания.

Форма заявления о признании гражданином Российской Федерации и перечень прилагаемых к нему документов определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

На основании Указа Президента РФ от 14 ноября 2002 N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 41.3 Федерального закона (приложение N 1) представляется: один из перечисленных в абзаце третьем пункта 10 настоящего Положения документов или иной документ, которые подтверждают прибытие заявителя в Российскую Федерацию до 1 ноября 2002 г. для проживания и его нахождение на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением. При отсутствии этих документов в заявлении указываются сведения, предусмотренные абзацем третьим пункта 10 настоящего Положения.

О принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации заявителю выдается справка на бланке установленной формы вместе с описью принятых от него документов.

Из материалов дела не следует и суду не представлено достаточных доказательств обращения Перетятько Д.Э. с заявлением (надлежащей формы и в надлежащем порядке) о признании гражданином Российской Федерации и с заявлением об оформлении гражданства Российской Федерации.

Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, а также порядок подачи заявления и его форма регламентированы Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" и Положением "О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002 года N 1325.

Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации предусмотрен ст. 32 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 33 ФЗ). В данном положении содержатся примечания к различным пунктам заявления о приеме в гражданство на основании ст. ст. 13, 14 или 41.3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"

Согласно пункта "ж" части 1 статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом, отклоняются.

Наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации.. . преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 7, п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", ч. 1 ст, 16 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"),

Из представленных материалов дела следует, что Перетятько Д.Э. осужден ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. В настоящее время Перетятько Д.Э. находится в метах лишения свободы <данные изъяты>. Указанное обстоятельство в силу закона является препятствием к получению административным истцом гражданства РФ.

Рассмотрение обращений Перетятько Д.Э. и дача УФМС РФ по ХМАО – Югре мотивированных ответов на последние не свидетельствует о нарушении каких либо прав административного истца. Действия должностных лиц административного ответчика суд находит основанными на законе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении жалобы Перетятько Д.Э. к Управлению Федеральной миграционной службы России по ХМАО – Югре о признании незаконными действий, обязании устранить нарушение прав отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в суд Ханты-Мансийский автономного округа - Югры путем подачи жалобы в Сургутский городской суд.

Судья М.В. Кузнецов