ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1224/20 от 21.08.2020 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело №2-1224/2020

УИД: 92RS0003-01-2020-001038-22

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Севастополь 21 августа 2020 года

Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего - судьи Байметова А.А., при секретаре – Гонтарь С.В., с участием представителя ответчика – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО11 к государственному казенному учреждению города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Стройком», ООО «Инжсервис», об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО11 обратилась в суд с настоящим иском к государственному казенному учреждению города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» (далее – ответчик, Учреждение), просит обязать ответчика выполнить в натуре обязанность по обеспечению доступности лестницы на ул. Адмирала Октябрьского в г. Севастополе для передвижения по ней с использованием кресла-коляски, путем сооружения вместо пандуса подъемного устройства, доступного для инвалидов на кресле-коляске и других маломобильных групп населения согласно п.5.1.14 СП 59.13330.2016 (п. 4.1.14 СП 59.13330.2016).

Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ответчик выступил заказчиком капитального ремонта лестницы на ул. Адмирала Октябрьского, в результате которого был сооружен пандус, недоступный для передвижения по нему с использованием инвалидной коляски, что подтверждается представленной истцом фототаблицей.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Истец и представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что иск не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно части 1 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии с преамбулой Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 указанного Федерального закона).

В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона № 181-ФЗ в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В соответствии со статьей 3 постановления правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписано разработать планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, и утвердить их в срок, обеспечивающий реализацию соответствующих мероприятий начиная с 1 января 2016 г.

Перечень мероприятий по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в городе Севастополе на 2018 год; порядок расходования средств из бюджета города Севастополя и субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету города Севастополя на реализацию мероприятий в сфере доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; порядок предоставления субсидий из бюджета города Севастополя юридическому лицу на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в городе Севастополе утвержден постановлением Правительства Севастополя от 01.03.2018 № 139-ПП.

Как следует из материалов дела, ФИО11 является инвалидом 1 группы, что подтверждается справкой <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ между Учреждением и ООО «СТРОЙКОМ» (далее – Подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ <данные изъяты>

По условиям Контракта Подрядчик обязуется выполнить, в том числе, строительно-монтажные работы по капитальному ремонту лестниц по адресам: ул. Адмирала Октябрьского (правая); ул. Адмирала Октябрьского (левая) <данные изъяты>

Состав и объем работ, предъявляемые к ним требования, определяются проектно-сметной документацией, передаваемой Заказчиком Подрядчику по акту, а также Техническим заданием, по цене в соответствии со Сводным сметным расчетом <данные изъяты>

Как следует из проектно-сметной документации устройство пандусов лестничных сходов требует дополнительного отвода земель, что может быть выполнено в рамках реконструкции лестничных сходов либо нового строительства отдельных пандусов.

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (ст. 1, п. 14.2 Градостроительного Кодекса РФ).

Таким образом, суд полагает, что при проведении капитального ремонта (за исключением линейных объектов) не изменяются основные технико-экономические показатели, объекты лишь возвращаются к их первичному состоянию, пригодному для эксплуатации, в связи с чем выполнить работы по сооружению подъемного устройства в рамках Контракта, предметом которого является именно капитальный ремонт, невозможно.

Как следует из представленной ответчиком документации на левой стороне лестницы выполнить пандус согласно СП 59.13330.2012 невозможно в связи с нарушением п. 4.1.14, где говориться, что уклон пандуса должен быть не круче 1:20 (2,86 градуса), а максимальная допустимая длина пандуса 36 м. Невозможно устройство площадок размером 1,5*1,5 м через каждые 8-9 м марша и установка перильного ограждения с двух сторон пандуса, что заужает ширину прохода.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о невозможности Учреждения при выполнении капитального ремонта установить пандусы лестничных сооружений для обеспечения доступности лестниц для передвижения инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Согласно проектной документации для восстановления эксплуатационной надежности лестничного схода рекомендуется предусмотреть следующие работы по проведению капитального ремонта:

- выполнить работы по восстановлению формы ступеней лестничных сходов;

- выполнить работы по устройству шероховатости поверхности ступеней лестничных маршей;

- выполнить работы по устройству покрытия лестничных площадок;

- выполнить работы по монтажу пешеходных ограждений лестничных сходов;

- при необходимости выполнить работы по организации водоотвода;

- при возможности обеспечить выполнение требований СП 59.13330.2012.

В соответствие с ч. 7 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Поскольку критерии определения улучшенных технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) поставки товара, выполнения работы или оказания услуги Законом № 44-ФЗ не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает поставщику (подрядчику, исполнителю) изменение предусмотренных контрактом характеристик поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.

Проектом предусмотрено устройство водоотводного лотка (с полезным сечением 5х10 см) с правой стороны лестничного спуска вдоль стены, граничащей с проезжей частью, во избежание влияния разрушающего воздействия воды на конструкцию подпорной стены, выполненной из бутового камня, решено выполнить контруклон на левую сторону лестничного схода, в результате чего поток воды во время осадков будет идти по стоку с левой стороны, тем самым обеспечено минимальное разрушающее влияние на конструкцию подпорной стены.

В свою очередь, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 Грк РФ).

Таким образом суд полагает, что сооружение водоотводного лотка с левой стороны лестницы вместо правой стороны является выполнением строительно-монтажных работ с улучшенными характеристиками и не свидетельствует о выполнении реконструкции.

Согласно п. 1.1 СП 59.13330.2016 настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (далее – МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Сооружение каких-либо подъемных устройств для инвалидов-колясочников (кроме пандусов), расположенных вне зданий, действующим законодательством не предусмотрено.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Порядок расходования средств из бюджета города Севастополя и субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету города Севастополя на реализацию мероприятий в сфере доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, и Перечень мероприятий по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в городе Севастополе утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 01.09.2016 № 821-ПП, Постановлением Правительства Севастополя от 27.03.2017 № 228-ПП, Постановлением Правительства Севастополя от 01.03.2018 № 139-ПП.

Перечисленные постановления Правительства Севастополя устанавливают, в том числе, главного администратора бюджетных средств, главных распорядителей бюджетных средств, ответственных исполнителей мероприятий, финансируемых за счет средств субсидии, государственных заказчиков, в числе которых: Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя, Департамент образования и науки города Севастополя, Департамент здравоохранения города Севастополя, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, Департамент общественных коммуникаций города Севастополя, Главное управление культуры города Севастополя, Управление по делам молодежи и спорта города Севастополя.

При этом, в соответствии с пунктами 1.3, 1.5 Устава Учреждения, утвержденного приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 10.07.2018 № 239-ОД, Учреждение является юридическим лицом, осуществляет оказание государственных услуг, выполнение работ, финансовое обеспечение Учреждения осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя на основании бюджетной сметы. Учредителем Учреждения является город Севастополь. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени города Севастополя осуществляет Департамент городского хозяйства города Севастополя.

Однако в материалах дела отсутствуют сведения о выделении Департаменту городского хозяйства города Севастополя денежных средств в виде субсидии из федерального бюджета для сооружения подъемных устройств по адресам: ул. Адмирала Октябрьского (правая); ул. Адмирала Октябрьского (левая).

Согласно пп. а п. 3 ч. 12 ст. 48 Грк РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных ч. 13 настоящей статьи, включаются, в том числе, разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения требований к обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда).

Проектно-сметная документация по данному объекту разработана ООО «Инжсервис» (далее – Проектировщик) на основании государственного контракта от 28.10.2016 № 61ПИР-ОК на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: «Капитальный ремонт лестниц на территории города Севастополя» (далее – Контракт № 61ПИР-ОК), заключенного между Проектировщиком и Учреждением.

Согласно п. 1.2 Контракта № 61ПИР-ОК требования к выполняемым работам, состав и объем работ определяются Заданием на разработку проектной документации.

Пунктом 13 Задания на проектирование установлена обязанность Проектировщика предусмотреть возможность обеспечения средств доступности для маломобильных групп населения (при условии соответствия нормативным требованиям конструктивных характеристик объекта, типа рельефа, грунта и проч.).

В Разделе 1 проектно-сметной документации, разработанной Проектировщиком, предусмотрены следующие мероприятия по обеспечению доступа инвалидов: форма и размер ступеней выполнены с учетом требований СП 59.13330.2012; для информирования слабовидящих групп населения на все лестничные сходы устанавливаются тактильные средства информирования по ГОСТ Р 52875-2007.

В Разделе 1 проектно-сметной документации, разработанной Проектировщиком, предусмотрены следующие мероприятия по обеспечению доступа инвалидов: Форма и размер ступеней выполнены с учетом требований СП 59.13330.2012; для информирования слабовидящих групп населения на все лестничные сходы устанавливаются тактильные средства информирования по ГОСТ Р 52875-2007.

Из материалов дела следует, что указанные мероприятия при выполнении капитального ремонта на объекте выполнены.

Согласно п. 1.1 СП 59.13330.2016 настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (далее – МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

Согласно п. 1.2 СП 59.13330.2016 настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения.

Лестница, расположенная в г. Севастополе на ул. Адмирала Октябрьского не является зданием, следовательно, действие СП 59.13330.2016 на выполнение капитального ремонта указанной лестницы не распространяется.

Суд обращает внимание истца, что в Законе № 181-ФЗ речь идет об обеспечении условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. При этом, на протяжении всей территории лестниц по адресам: ул. Адмирала Октябрьского (левая), ул. Адмирала Октябрьского (правая) объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур не имеется, что свидетельствует о том, что в данном случае отсутствие подъемных устройств на спорных лестницах права инвалидов и иных маломобильных групп населения не нарушает.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом не установлено нарушения прав истца на беспрепятственный и безопасный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Факт нарушения права истца как инвалида не подтвержден материалами дела.

Таким образом, при установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения искового заявления ФИО11

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Поскольку исковые требования не подлежат удовлетворению, а истец освобожден от оплаты государственной пошлины, то судебные расходы по оплате государственной пошлины не подлежат распределению.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 98, 196 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.

Решение изготовлено в окончательно форме 21.08.2020.

Председательствующий –