Дело 2-1225(2021)
59RS0005-01-2020-010086-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2021 года
Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Вязовской М.Е.,
при ведении протокола секретарем Лагуновой М.Ю., помощником судьи Вегелиной Л.Р.,
с участием помощника прокурора Рудаковой Д.Е., Романовой А.А.
с участием представителя истца по доверенности Миковой Л.В., представителей ответчиков Кузнецовой Т.В., Аминовой М.Э., соответчиков Караман И.И., Караман К.И., представителя соответчиков по ходатайству Пыстоговой Е.С.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования г.Пермь в лице Администрации г.Перми к Караман Татьяне Владимировне, Караман Игорю Васильевичу о взыскании возмещения за жилое помещение, прекращении права собственности, признании утратившими права пользования жилым помещением, выселении, признании права собственности за муниципальным образованием, по встречному иску Караман Татьяны Владимировны к Муниципальному образованию г.Пермь в лице Администрации г.Перми о предоставлении жилого помещения,
установил:
Муниципальное образование г.Пермь в лице Администрации г.Перми обратилось в суд с иском к Караман Т.В., Караман И.В. о взыскании возмещения за жилое помещение, прекращении права собственности, признании утратившими права пользования жилым помещением, выселении, признании права собственности за муниципальным образованием. В обоснование своего заявления указало, что комната площадью 17,3 кв.м. по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей совместной собственности ответчикам. Также собственникам жилым помещений в доме по <адрес> г. Перми принадлежат доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью 1457 кв.м. по <адрес> г. Перми.
На основании заключения межведомственной комиссии от 22.10.2015 №, статьи 32 ЖК РФ начальником управления жилищных отношений администрации г. Перми издано распоряжение от 19.01.2016 № «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», которым многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления.
Учитывая, что в указанный срок данные действия совершены не были, были изданы распоряжение заместителя главы администрации г. Перми – начальника департамента земельных отношений администрации г. Перми от 09.09.2020 № «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд», которым предусмотрено изъятие для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым №, площадью 1457 кв.м. по <адрес> г. Перми; распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от 18.09.2020 № «Об изъятии жилых помещений по <адрес> Мотовилихинского района г.Перми», которым предусмотрено изъятие для муниципальных нужд комнаты № площадью 17,3 кв.м.
Согласно отчету от 02.08.2020 №, выполненного ИП ФИО12 рыночная стоимость комнаты площадью 17,3 кв.м. составляет 750 100 руб. Доказательств убытков собственниками не представлено.
Таким образом, размер возмещения за комнату площадью 17,3 кв.м. по адресу: <адрес> определен в сумме 750 100 руб. и включает в себя рыночную стоимость изымаемого жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственникам жилого помещения его изъятием (включая расходы, связанные с изменением места жительства, временным пользованием иным жилым помещением, переездом, поиском иного жилого помещения, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду).
Собственники отказались от заключения договора изъятия жилого помещения, в связи с чем истец обратился в суд с данным иском.
На комнату площадью 17,3 кв.м. по адресу: <адрес> в пользу ПАО Сбербанк наложено обременение в виде ипотеки (запись от 13.06.2013 №).
С учетом выше изложенного истец просит взыскать с администрации г.Перми в пользу Караман Т.В., Караман И.В. размер возмещения в сумме 750100 руб. за комнату площадью 17,3 кв.м. по адресу: <адрес>, а также за долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью 1457 кв.м. по <адрес> г. Перми. Прекратить право собственности Караман Т.В., Караман И.В. на указанные объекты недвижимости. Признать ответчиков утратившими право пользования комнатой площадью 17,3 кв.м. по адресу: <адрес>, указав в решении суда, что оно является основанием для снятия отделом по вопросам миграции отдела полиции № 4 (дислокация Мотовилихинский район) УМВД России по г.Перми с регистрационного учета по указанному адресу Караман Т.В., Караман И.В. Выселить Караман Т.В., Караман И.В. из комнаты площадью 17,3 кв.м. по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения. Признать право собственности за Муниципальным образованием г. Пермь на комнату площадью 17,3 кв.м. по адресу: <адрес>, а также на долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью 1457 кв.м. по <адрес> г. Перми.
Караман Т.В. обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Муниципальному образованию г. Пермь в лице администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания. В обоснование заявления указала, что является собственником 1\2 доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество: комната № по <адрес>, общей площадью 17,3 кв.м., а также собственником доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью 1457 кв.м. по <адрес> г. Перми.
На основании заключения межведомственной комиссии от 22.10.2015 № начальником управления жилищных отношений администрации г.Перми издано распоряжение от 19.01.2016 № «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», которым многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным, не подлежащим для дальнейшего проживания жильцов, а также подлежащим сносу.
Согласно требованиям действующего законодательства и вышеуказанного распоряжения, собственникам и нанимателям жилых помещений данного многоквартирного жилого дома было предписано освободить занимаемые помещения в течение 6 (шести) месяцев с момента получения соответствующего уведомления.
Имея в виду степень фактического износа дома и фактическое аварийное состояние, следует учесть, что фактически почтовая корреспонденция не доходит до адресатов по месту проживания в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Таким образом, ни Караман Т.В., ни Караман И.В., фактически не получили своевременно уведомления о признании многоквартирного жилого дома аварийным, а равно предписания об освобождении занимаемых площадей в срок не позднее 6 (шести) месяцев с момента получения уведомления.
Также Караман Т.В. является нанимателем жилого помещения - комнаты № по <адрес>, общей площадью 23,2 кв. м., согласно Договора № социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от 28.01.2003 года, заключенного между Караман Т.В. и Муниципальным учреждением «Жилищная служба» Мотовилихинского района г. Перми. Данное жилое помещение, в связи с признанием многоквартирного дома аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу, также подлежит расселению. При этом со стороны Муниципального образования города Перми в лице администрации города Перми каких-либо сообщений, уведомлений о предписании освободить занимаемые помещения в течение 6 (шести) месяцев с момента получения соответствующего уведомления также не поступало.
17.07.2020 года Муниципальное образование города Перми в лице администрации города Перми обратилось в Мотовилихинский районный суд г. Перми с исковым заявлением о признании утратившими право пользования жилым помещением Караман Т.В. и членов ее семьи, а также с требованием о выселении Караман Татьяны Владимировны, Караман Игоря Васильевича. Караман Ильи Игоревича и Караман Кирилла Игоревича из занимаемой комнаты № по <адрес>, общей площадью 23,2 кв.м. в комнату в трехкомнатной квартире, общей площадью 31,5 кв. м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13.11.2020 года требования Муниципального образования города Перми в лице администрации города Перми к Караман Т.В., Караман И.В., Караман И.И. и Караман К.И. были удовлетворены в полном объеме, право пользования жилым помещением занимаемой комнатой № по <адрес>, общей площадью 23,2 кв. м. было прекращено, принято решение о выселении Караман Т.В., Караман И.В., Караман И.И. и Караман К.И. в комнату в трехкомнатной квартире, общей площадью 31,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
При этом, в материалах дела как по комнате №, так и по комнате №. отсутствуют надлежащие уведомления Караман Т.В. как собственника, так и нанимателя о необходимости освободить занимаемые помещения в течение 6 (шести) месяцев с момента получения соответствующего уведомления.
Кроме того, Муниципальное образование город Пермь в лице администрации города Перми, зная о том, что одно и то же лицо - Караман Т.В. - является собственником комнаты № и нанимателем комнаты №, во исполнение законной обязанности по предоставлению жилого помещения взамен занимаемого жилого помещения, ставшего непригодным для использования, не предложило Караман Т.В. взамен жилой площади, равной занимаемой в комнате №. жилую площадь в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, где была предоставлена жилая площадь, взамен ранее занимаемой, равной жилой площади комнаты №.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, являются непригодными для проживания.
Предоставление жилого помещения взамен изымаемого возможно, если жилые помещения принадлежат гражданам на праве собственности и жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В этом случае собственник жилого помещения вправе выбрать в качестве способа обеспечения его жилищных прав предоставление другого жилого помещения либо выплату возмещения за изымаемое помещение (п. 3 ст. 2, ст. ст. 16, 20.15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ; п. 12 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).
Если многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан, предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого возможно только при наличии соответствующего соглашения между собственником и уполномоченным органом, а также при условии, что право собственности на изымаемое жилое помещение приобретено до признания дома в установленном порядке аварийным. Последнее условие не распространяется на приобретение права собственности в порядке наследования (ч. 8, 8.2 ст. 32 ЖК РФ; разд. II Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014).
Таким образом, у Караман Т.В., как у собственника 1/2 доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество: комната № по <адрес>, общей площадью 17,3 кв. м., в связи с расселением многоквартирного дома, признанного аварийным, возникло право на предоставление ей выбора в такой ситуации: согласиться на предложение иной жилой площади, предоставляемой взамен ранее занимаемой в аварийном жилом доме, либо согласиться на предоставление компенсации за ранее занимаемую жилую площадь в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Однако Караман Т.В. Муниципальным образованием город Пермь в лице администрации города Перми такого права предоставлено не было. Муниципальное образование города Перми в лице администрации города Перми, вопреки законному предписанию, не осуществило уведомление Караман Т.В. как собственника ни о необходимости освободить ранее занимаемое жилое помещение в связи с признанием многоквартирного дома непригодным для проживания, ни о способе выбора восстановления права на жилое помещение, выраженное в виде предоставления равнозначного помещения, занимаемого ранее собственником, либо согласие на денежную компенсацию при изъятии жилого помещения администрацией города Перми.
Таким образом, требование об изъятии занимаемого жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, а также о предоставлении компенсации взамен такого занимаемого помещения, преждевременно, т.к. Караман Татьяна Владимировна не отказывалась от предоставления ей равнозначной площади, взамен занимаемой, на выплату компенсации не соглашалась.
Также следует учесть, что земельный участок, находящийся под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, не изъят в пользу Администрации города, документов об его изъятии в пользу Администрации в материалы дела не предоставлены. Отсюда следует, что Муниципальное образование город Пермь в лице администрации города Перми не вправе предлагать собственнику жилого помещения выкупную стоимость такого жилого помещения и требовать передачи жилого помещения Администрации города Перми по договору изъятия, поскольку изъятие допускается в исключительном случае если изъят земельный участок под многоквартирным домом - такие действия допускаются для государственных и муниципальных нужд.
Ответчику известно о приобретении Караман Т.В., совместно с супругом Караман И.В. жилого помещения – комнаты № по <адрес> общей площадью 17,3 кв.м. с помощью заемных кредитных средств, предоставленных по договору ипотечного кредитования № ПАО «Сбербанк России» 06.06.2013 года.
В соответствии с п. 1.1. Кредитного договора, Караман Т.В. и Караман И.В., как заемщикам, были предоставлены заемные кредитные средства для целевого использования (приобретения спорного жилого помещения) в общей сумме 612 000 рублей.
Указанная сумма была предоставлена Караман Т.В. и Караман И.В. на дату предоставления кредита и оценки рыночной стоимости спорного жилого помещения, а именно на июнь 2013 года.
Муниципальным образованием город Пермь в лице Администрации города Перми в настоящий момент в период рассмотрения настоящего спора в Мотовилихинском районном суде г.Перми было предложено - внести за Караман Т.В. и Караман И.В. остаточную стоимость, предполагаемую к погашению для закрытия Кредитного договора, в приблизительном размере 300 000 рублей. Остаток денежных средств в размере 312 000 рублей Администрация просит суд обязать себя перевести на счет Караман Т.В. и Караман И.В.
Однако, на дату рассмотрения настоящего спора, приобрести любую благоустроенную недвижимость для комфортного проживания семьи, состоящей из 4 человек, в том числе несовершеннолетние дети, на территории г.Перми просто невозможно. Согласно представленным в материалы дела оценочным отчетам, средняя рыночная стоимость жилья в г. Перми составляет 2 000 000 рублей.
Таким образом, при удовлетворении требования Администрации будут нарушены конституционные права и законные интересы всей семьи, состоящей из 4 человек, в том числе несовершеннолетних детей.
Таким образом, требование об изъятии занимаемого жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, а также о предоставлении компенсации взамен такого занимаемого помещения, недопустимо, т. к. Караман Татьяна Владимировна не отказывалась от предоставления ей равнозначной площади, взамен занимаемой, на выплату компенсации не соглашалась, а на предоставляемую выплату Администрацией Караман Т.В. и члены ее семьи, в том числе несовершеннолетние дети, приобрести любую благоустроенную недвижимость невозможно.
Истец по встречному иску Караман Т.В. с учетом уточнения исковых требований просит обязать Муниципальное образование город Пермь в лице администрации города Перми предоставить благоустроенное жилое помещение, равное по ранее занимаемой площади в совокупности взамен комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>, отвечающее требованиям действующего законодательства РФ, а также взамен ранее занимаемого жилого помещения (комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>) в любом благоустроенном, соответствующим требованиям действующего законодательства РФ, многоквартирном жилом доме на территории г.Перми.
Представитель администрации г.Перми в судебном заседании требования поддержала, со встречными требованиями не согласилась, пояснила, что дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, проживание представляет угрозу жизни и здоровью, поэтому администрация проводит расселение дома. Жилое помещение принадлежащее ответчикам оценено в 750 100 рублей, ответчики не согласились подписать договор изъятия, поэтому администрация обратилась в суд с иском. У администрации нет свободного жилья для предоставления ответчикам жилого помещения взамен комнаты №. Представителем также представлены письменные возражения, согласно которых встречные исковые требования не признают в полном объеме, исковые требования муниципального образования город Пермь поддерживают в полном объеме. По данному гражданскому делу поясняют следующее. На основании п.3 ст.10, ст.86,87 ЖК РФ, Положения об управлении жилищных отношений администрации города Перми, во исполнения решения Мотовилихинского районного суда г. Перми и в связи с признанием жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу взамен комнаты, занимаемой семьей Караман Т.В. по договору социального найма была предоставлена по договору социального найма Караман Татьяне Владимировне комната (на поэтажном плане№) в трехкомнатной квартире № общей площадью 31,6 кв.м., т.ч. жилой 18,7 кв.м. в <адрес> на состав семьи из четырех человек (Караман Кирилл Игоревич, Караман Илья Игоревич. Караман Игорь Васильевич). Комната площадью 17,3 кв. в том же объекте принадлежит на праве общей совместной собственности Караман Т.В., Караман И.В., а также доли в праве на земельный участок с кадастровым №. Учитывая, что собственниками жилого, признанного аварийным дома не было принято решение о сносе либо реконструкции, администрацией города Перми было принято решение об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд. Семья Караман Т.В. отказались от заключения договора об изъятии жилого помещения в виде комнаты площадью 17,3 кв.м., в связи с чем администрация города Перми была вынуждена обратиться с иском в суд о взыскании выкупной стоимости в их пользу. На спорный объект в пользу ПАО Сбербанк наложено обременение в виде ипотеки (запись от 13.06.2013 №). ПАО Сбербанк привлечено к участию в деле. Караман Т.В. в рамках рассмотрения гражданского дела по иску администрации города Перми о взыскании выкупной стоимости, подала встречное исковое заявление об обязании администрацию города Перми предоставить иное жилое помещение, равное по ранее занимаемой площади в совокупности взамен комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>, г. Перми, отвечающее требованиям действующего законодательства РФ, а также взамен ранее занимаемой комнаты №, расположенной в том же доме. Удовлетворение встречных исковых требований судом, считают, может повлечь не возможность исполнения решения суда администрацией города Перми, так как 2 комнаты в трех комнатной <адрес> были предоставлены другим нанимателям.
Ответчики Караман Т.В., Караман И.В. в судебное заседание не явились, извещены, об отложении дела не просили.
Представитель ответчика Караман Т.В. в судебном заседании с требованиями администрации г.Перми не согласилась, на встречных исковых требованиях настаивала, пояснила, что Караман имеет право на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого, на чем настаивает семья Караман во встречном иске. Просила в иске администрации отказать, требования Караман Т.В. удовлетворить.
Представитель ответчика Караман И.В. в судебном заседании возражала против иска администрации г.Перми, настаивала на встречных требованиях, просила учесть факт проживания в аварийном доме несовершеннолетнего. Пояснила, что фактически проживать 4-м взрослым на 10 кв.м. не возможно, настаивают на возложении на администрацию обязанности предоставить единое жилое помещение для семьи Караман.
Судом в качестве соответчиков привлечены Караман И.И., Караман К.И.
Караман И.И., Караман К.И. и их представитель в судебном заседании встречные требования ответчиков поддержали, просили их удовлетворить, с требованиями администрации не согласились.
Представители 3-х лиц Росреестра и ПАО Сбербанк в судебное заседание не явились, извещены, об отложении дела не просили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд считает, что по требования сторон подлежат удовлетворению частично в силу следующего.
В судебном заседании установлено, что Караман Т.В. и Караман И.В. на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение – комната площадью 17,3 кв.м., расположенная по адресу <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от 6.06.2013г. (л.д.95-98 т 1), выпиской из ЕГРН от 06.02.2021г.(л.д.59-61).
22.10.2015 года заключением Межведомственной комиссии № многоквартирный <адрес> г.Перми признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 19.01.2016 года «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» постановлено: признать многоквартирные дома, указанные в приложении в настоящему распоряжению, включая <адрес> г.Перми, аварийными и подлежащими сносу; собственникам жилых помещений в домах освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления; отделу расселения жилищного фонда принять меры по отселению граждан, проживающих в домах в срок до 31.12.2020г.
19.05.2016г. управление жилищных отношений Администрации г.Перми направило Караман Т.В. и Караман И.В. уведомление по сносу аварийного дома № (л.д.14).
Распоряжением заместителя главы администрации города Перми - начальника департамента земельных отношений администрации города Перми от 09.09.2020 № «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд», принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым № площадью 1457 кв.м. по <адрес> в Мотовилихинском районе г.Перми.
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 18.09.2020 № «Об изъятии жилых помещений по <адрес> Мотовилихинского района города Перми», принято решение об изъятии: ….п.1.5. комнаты № площадью 17,3 кв.м. для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за жилое помещение.
Управлением жилищных отношений администрации г. Перми в адрес Караман Т.В., Караман И.В. направлено уведомление от 21.09.2020г. об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и жилого помещения, а также проект договора об изъятии жилого помещения путем выкупа. Указанный договор сторонами заключен не был, что свидетельствует о не достижении участниками правоотношений соглашения о способе и порядке возмещения (л.д. 15-17).
В силу ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6).
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (часть 7).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10).
В случае если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи (часть 11).
Как следует из материалов дела, в данном конкретном случае соглашение между собственниками и органом местного самоуправления о выкупе жилого помещения не заключено.
В обоснование требований о выплате выкупной стоимости в размере 750 100 рублей истцом - МО г.Перми в лице администрации г.Перми Ю.В. представлен отчет № по состоянию на 2.08.2020г., составленный ЧО ФИО12, согласно которому рыночная стоимость жилого помещения - комнаты по адресу объекта: <адрес> составляет 726 000 рублей (л.д.19-38).
Вместе с тем, как следует из представленного отчета в нем оценено совершенно другое помещение, которое ответчикам Караман не принадлежит.
В обоснование выкупной суммы заявленной в иске 750 100 рублей администрацией г.Перми никаких доказательств не представлено.
Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ. В выкупную цену включается рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (в редакции от 23 июля 2013 г. N 249-ФЗ) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В подпункте "з" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (статья 79 ГПК РФ).
Определением суда от 14.05.2021г. по ходатайству представителя администрации г.Перми по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО13
Согласно заключению судебной экспертизы № рыночная стоимость жилого помещения общей площадью 17,3 кв.м., в том числе жилой площадью 15,6 кв.м., расположенного на 2-м этаже по адресу: <адрес> включая рыночную стоимость общего имущества, в том числе земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, пропорционально размеру общей площади указанного жилого помещения в праве общей собственности на такое имущество составляет: 668298 рублей; стоимость всех убытков, причиненных собственнику жилого помещения общей площадью 17,3 кв.м., в том числе жилой площадью 15,6 кв.м., расположенного на 2-м этаже по адресу: <адрес>, его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение составляет 75240 рублей; стоимость компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома по адресу <адрес> пропорционально доле собственника в общем имуществе многоквартирного дома приходящейся на жилое помещение общей площадью 17,3 кв.м., в том числе жилой площадью 15,6 кв.м., расположенного на 2-м этаже по адресу: <адрес> составляет 426162 рублей.
Данное экспертное заключение, отвечающее требованиям относимости и допустимости доказательств сторонами по делу не оспорено.
В ходе рассмотрения дела представитель администрации г.Перми настаивала на требованиях о выплате собственникам Караман возмещения за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а истец по встречному иску Караман Т.В. настаивала на предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения равного по занимаемой площади помещения № отвечающего требованиям действующего законодательства.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено два способа реализации жилищных прав граждан при признании их жилья аварийным: в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и, в случае признания многоквартирного дома аварийным и его включения в региональную адресную программу, в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Так, ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (часть 1). Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).
В силу положений части 1, пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 16).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в подп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 года, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, в соответствии с указанными выше правовыми нормами изъятие земельного участка под многоквартирным домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее административному истцу на праве собственности, а также включение указанного дома в региональную адресную программу предполагает наличие у гражданина права выбора способа обеспечения его жилищных прав либо путем предоставления другого жилого помещения, либо путем выкупа жилого помещения.
Постановлением Правительства Пермского края от 29 марта 2019 года №-п утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1.01.2017г., для расселения согласно указанной региональной адресной программы.
Поскольку многоквартирный жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, принятую в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Караман Т.В. вправе требовать предоставления взамен аварийного жилого помещения иное жилое помещение.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования Караман Т.В. о предоставлении иного жилого помещения взамен комнаты № являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Следует возложить на Муниципальное образование г.Пермь в лице администрации г. Перми обязанность предоставить Караман Татьяне Владимировне, Караман Игорю Васильевичу в общую совместную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 17.3 кв.м. в черте муниципального образования город Пермь взамен авариного жилого помещения – комнаты общей площадью 17,3 кв.м. №, расположенного по адресу: <адрес> с зачетом стоимости принадлежащего на праве общей совместной собственности Караман Т.В. и Караман И.В. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в счет предоставляемого жилого помещения.
В остальной части иска, а именно предоставления одного жилого помещения включая взамен комнаты №, требования Караман Т.В. удовлетворению не подлежат, поскольку взамен жилого помещения комнаты № семье Караман было предоставлено жилое помещение по договору социального найма по адресу <адрес>.
Соответственно, требования МО г.Перми в лице администрации г.Перми о взыскании в пользу Караман Т.В. и Караман И.В. возмещения в размере 750 100 рублей также не подлежат удовлетворению.
Как разъяснено в пп. Л п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
Поскольку решением суда, возлагающим на орган местного самоуправления предоставить иное жилое помещение, фактически производится изъятие жилого помещения – комнаты № по <адрес> г.Перми, принадлежащего супругам Караман на праве общей совместной собственности, то следует прекратить право общей совместной собственности Караман Татьяны Владимировны, Караман Игоря Васильевича на жилое помещение - комнату общей площадью 17,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, а также на соответствующую долю в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> в Мотовилихинском районе города Перми и признать за муниципальным образованием «город Пермь» право собственности на жилое помещение - на жилое помещение - комнату общей площадью 17,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, а также на соответствующую долю в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> в Мотовилихинском районе города Перми.
Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:….
3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);
Согласно ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия, осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Согласно ч.2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Поскольку право собственности Караман Т.В., Караман И.В. на спорное жилое помещение перешло к муниципальному образованию г.Пермь и иных предусмотренных законом оснований для сохранения за собственниками и членами их семьи права пользования комнатой не имеется, то Караман Т.В., Караман И.В., Караман И.И., Караман К.И. подлежат признанию утратившими право пользования жилым помещением - комнатой общей площадью 17,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, а также подлежат выселению из указанного жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на Муниципальное образование г.Пермь в лице администрации г. Перми обязанность предоставить Караман Татьяне Владимировне, Караман Игорю Васильевичу в общую совместную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 17.3 кв.м. в черте муниципального образования город Пермь взамен авариного жилого помещения – комнаты общей площадью 17,3 кв.м. №, расположенного по адресу: <адрес> с зачетом стоимости принадлежащего на праве общей совместной собственности Караман Т.В. и Караман И.В. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в счет предоставляемого жилого помещения.
В остальной части иска Караман Татьяне Владимировне отказать.
Муниципальному образованию г.Перми в лице Администрации г.Перми в удовлетворении исковых требований о выплате в пользу Караман Татьяны Владимировны, Караман Игоря Васильевича возмещения в сумме 750 100 рублей за жилое помещение - комнату общей площадью 17,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> отказать.
Прекратить право общей совместной собственности Караман Татьяны Владимировны, Караман Игоря Васильевича на жилое помещение - комнату общей площадью 17,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, а также на соответствующую долю в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> в Мотовилихинском районе города Перми.
Признать за муниципальным образованием «город Пермь» право собственности на жилое помещение - на жилое помещение - комнату общей площадью 17,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, а также на соответствующую долю в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> в Мотовилихинском районе города Перми.
Признать Караман Татьяну Владимировну, Караман Игоря Васильевича, Караман Илью Игоревича, Караман Кирилла Игоревича утратившими право пользования жилым помещением - комнатой общей площадью 17,3 кв.м., расположенным по адресу: <адрес> и выселить их из указанного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в месячный срок через Мотовилихинский районный суд г. Перми со дня вынесения мотивированного решения.
Судья: подпись
Копия верна. Судья: