Дело № 2-71/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Берёзовский городской суд Кемеровской области
В составе:
Председательствующего: судьи Левиной Т.А.,
При секретаре: Гараба О.П.,
С участием помощника прокурора г. Березовский: Оглезневой С.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Берёзовском Кемеровской области 14 января 2013 года
Гражданское дело по иску Прокурора г. Берёзовского к Администрации Берёзовского городского округа о признании недействующим и отмене постановления администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию затрат и (или) выпадающих доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги населению по холодному водоснабжению и водоотведению, образовавшихся в результате не предъявления населению объемов коммунальных услуг, подлежащих оплате ресурсоснабжающими организациями»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Берёзовского обратился в суд с иском, просит признать постановление администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию затрат и (или) выпадающих доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги населению по холодному водоснабжению и водоотведению, образовавшихся в результате не предъявления населению объемов коммунальных услуг, подлежащих оплате ресурсоснабжающими организациями» недействующим и отменить.
Требования обоснованы тем, что постановлением администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок предоставления субсидий на компенсацию затрат и (или) выпадающих доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги населению по холодному водоснабжению и водоотведению, образовавшихся в результате не предъявления населению объемов коммунальных услуг, подлежащих оплате ресурсоснабжающими организациями.
Указанное постановление опубликовано в приложении «Местная власть» к газете «Мой город» ДД.ММ.ГГГГ
Полагает данное постановление незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу требований ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местном бюджете в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (ст. 86 БК РФ).
Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В силу требований ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждения), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Указанные субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В силу требований ст. 69 БК РФ предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг относится к бюджетным ассигнованиям.
Однако, субсидии на компенсацию затрат и (или) выпадающих доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги населению по холодному водоснабжению и водоотведению, образовавшихся в результате не предъявления населению объемов коммунальных услуг, подлежащих оплате ресурсоснабжающими организациями не могут быть отнесены к расходным обязательствам муниципального образования, поскольку действующее законодательство не устанавливает ни уполномоченный субъект, ни конкретные организационно-правовые и финансово-бюджетные механизмы компенсации организациям, предоставляющим коммунальные ресурсы населению по холодному водоснабжению и водоотведению, затрат и (или) выпадающих доходов в результате не предъявления населению объемов коммунальных услуг.
Исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к вопросам местного значения городского округа определен ст. ст. 16, 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и расширительному толкованию не подлежит.
В силу требований части 2 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 того же Федерального закона), как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти либо, напротив, исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу требований ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета и не может распространять свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Помощник прокурора г. Берёзовского Оглезнева С.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Администрации Берёзовского городского округа Устинова Н.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
В силу ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
2. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
3. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих межбюджетных трансфертов, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета указанного муниципального образования.
4. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
5. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу требований ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждения), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Указанные субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В силу требований ст. 69 БК РФ предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ и услуг относится к бюджетным ассигнованиям.
Субсидии на компенсацию затрат и (или) выпадающих доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги населению по холодному водоснабжению и водоотведению, образовавшихся в результате не предъявления населению объемов коммунальных услуг, подлежащих оплате ресурсоснабжающими организациями не могут быть отнесены к расходным обязательствам муниципального образования, поскольку действующее законодательство не устанавливает ни уполномоченный субъект, ни конкретные организационно-правовые и финансово-бюджетные механизмы компенсации организациям, предоставляющим коммунальные ресурсы населению по холодному водоснабжению и водоотведению, затрат и (или) выпадающих доходов, образовавшихся за прошлые периоды (годы) в результате не предъявления населению объемов коммунальных услуг.
Исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к вопросам местного значения городского округа определен ст. ст. 16, 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и расширительному толкованию не подлежит.
Судом установлено, что постановлением администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок предоставления субсидий на компенсацию затрат и (или) выпадающих доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги населению по холодному водоснабжению и водоотведению, образовавшихся в результате не предъявления населению объемов коммунальных услуг, подлежащих оплате ресурсоснабжающими организациями.
Указанное постановление опубликовано в приложении «Местная власть» к газете «Мой город» ДД.ММ.ГГГГ
Анализируя собранные по делу доказательства, а так же требования Закона суд, находит постановление администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ подлежащим отмене, поскольку в силу требований ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете, при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета и не может распространять свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Субсидии на компенсацию затрат и (или) выпадающих доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги населению по холодному водоснабжению и водоотведению, образовавшихся в результате не предъявления населению объемов коммунальных услуг, подлежащих оплате ресурсоснабжающими организациями не могут быть отнесены к расходным обязательствам муниципального образования, поскольку действующее законодательство не устанавливает ни уполномоченный субъект, ни конкретные организационно-правовые и финансово-бюджетные механизмы компенсации организациям, предоставляющим коммунальные ресурсы населению по холодному водоснабжению и водоотведению, затрат и (или) выпадающих доходов, образовавшихся за прошлые периоды (годы) в результате не предъявления населению объемов коммунальных услуг.
Кроме того, суд считает, что в силу требований ч.2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случае и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и в последующем принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации, из решения № Березовского городского Совета народных депутатов « О внесении дополнений в решение Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете Березовского городского округа на <данные изъяты> год и плановый перио<адрес><данные изъяты> годов», следует, что в п. 8 ст.17 «Субсидии юридическим лицам ( за исключением субсидий муниципальным учреждениям Березовского городского округа)…» решении от ДД.ММ.ГГГГ внесен подпункт «О», где предусмотрена компенсация затрат и (или) выпадающих доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги населению по холодному водоснабжению и водоотведению, в результате не предъявления населению объемов коммунальных услуг, подлежащих оплате ресурсоснабжающим организациям, однако в решении указан случай предоставления субсидии, но не указан порядок предоставления данной субсидий из местного бюджета, что не соответствует требованиям БК РФ.
На основании же решения Совета народных депутатов Березовского городского округа о местном бюджете, предусматривающего в том числе случаи и порядок предоставления субсидий из местного бюджета, принимаются муниципальные правовые акты местной администрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать постановление администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию затрат и (или) выпадающих доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги населению по холодному водоснабжению и водоотведению, образовавшихся в результате не предъявления населению объемов коммунальных услуг, подлежащих оплате ресурсоснабжающими организациями» недействующим и отменить.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца.
Председательствующий: Т.А. Левина