ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1225/2013 от 24.03.2014 Красноярского районного суда (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 с. Красный Яр Астраханской области 24 марта 2014 года

 Красноярский районный суд Астраханской области в составе:

 председательствующего судьи Черкасовой Е.В.

 при секретаре Копаненко А.А.,

 а также с участием помощника прокурора <адрес> района Астраханской области ФИО11., представителя ответчика администрации МО «<>» ФИО12., представителей третьих лиц Управление МЧС России по <адрес> области ФИО13., МОУДОД «<>» ФИО14.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<>» о понуждении к выполнению мероприятий по проведению защитных сооружений гражданской обороны в надлежащем состоянии,

У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<>» о понуждении к выполнению мероприятий по проведению защитных сооружений гражданской обороны в надлежащем состоянии, указав, что прокуратурой района на основании задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения правил эксплуатации защитных сооружений. Из информации отдела по делам ГО ЧС и мобилизационной работе администрации МО «<>» следует, что в подвале здания МОУ «<>», находящегося по <адрес>, и подвале здания МОУДОД «<>», находящегося по <адрес>, имеются защитные сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО). Здания, включая подвалы, находятся на праве оперативного управления у МОУ «<>», МОУДОД «<>», и праве собственности у администрации МО «<>». Проверкой установлено, что паспорта на защитные сооружения отсутствуют, ответственные лица за содержания защитного сооружения гражданской обороны в надлежащем состоянии не назначены, надлежащий учет по обеспечению сохранности содержания защитного сооружения не организовано, вытяжная вентиляция находится в неисправном состоянии, не выполняются противопожарные мероприятия, а именно, отсутствуют огнетушители, аварийно-эвакуационное освещение, указатели выходов, контроль за состоянием ЗС ГО не организован. Обязанности по поддержанию надлежащего состояния ЗС ГО администрацией МО «<>» МОУ «<>», МОУДОД «<>» не передавались. Просит обязать администрацию МО «<>» в отношении защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в подвале здания МОУ «<>» по <адрес> и подвале здания МОУ ДОД «<>», находящегося по <адрес>: разработать паспорта в соответствии с п. 2.2. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N583; назначить ответственных лиц за содержания защитного сооружения гражданской обороны в надлежащем состоянии; организовать надлежащий учет по обеспечению сохранности содержания защитного сооружения; привести в исправное состояние вытяжную вентиляцию; выполнить противопожарные мероприятия, а именно, обеспечить необходимым количеством огнетушителей, обеспечить аварийно-эвакуационное освещение и указателями выходов.

 В судебном заседании помощник прокурора ФИО11 свои исковые требования подержал по доводам, указанным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика ФИО12 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что для того, чтобы объект приобрел статус защитного сооружения гражданской обороны, он должен соответствовать определенным техническим свойствам и параметрам, пригодным для его использования в этих целях. В силу п 1.2. «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Правила), утвержденных Приказом МЧС от 15.12.2002 № 583, статус ЗСГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение и органом управления по делам ГО ЧС с копиями поэтажных планов и экспликации помещений ЗСГО, заверенных органами технической инвентаризации. Для выявления организаций и учреждений в проектах строительства, которых предусматривалось создание ЗСГО отделом по делам ГО ЧС и мобилизационной работе администрации района были направлены запросы в администрации сельских поселений района, отдел образования и отдел градостроительства дорожного и коммунального хозяйства. На основании полученных ответов установлено, что на территории района только в плане строительства здания МБОУ «<>» предусмотрено создание ЗСГО, руководством данного учреждения составлены документы установленные Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденными Приказом МЧС от 15.12.2002 № 583. На основании поручения Правительства Российской Федерации от 15.04.2013 № РД-П4-208сс и указанием МЧС России от 20.06.2013 № 43-2491 -14 дсп, и в целях организации учета, сохранения и рационального использования объектов и имущества гражданской обороны администрацией района принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № № «О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории «<адрес>». Вышеуказанным распоряжением администрации района создана инвентаризационная комиссия и утвержден график проведения инвентаризации ЗСГО, расположенных на территории района на ДД.ММ.ГГГГ год. В связи с представлением Прокуратуры <адрес> района «Об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне и противодействия терроризму» от 27.09.2013 № 7-49-2013 распоряжением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № № были внесены изменения в график проведения инвентаризации в части сокращения сроков (с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ). По результатам проведения инвентаризации в ДД.ММ.ГГГГ года комиссией составлены инвентаризационные ведомости, которые направлены в Главное управление МЧС России по <адрес> для включения или исключения объектов <адрес> в перечень ЗСГО <адрес>. Решение об исключении защитных сооружений, в соответствии с планом инвентаризации будет принято ГУ МЧС России по <адрес> после ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время считать подвал здания МБОУ «<>.», находящийся по адресу: <адрес> и подвал МБОУДОД «<>», находящийся по адресу: <адрес> защитным сооружением гражданской обороны не имеется законных оснований.

 Представитель третьего лица МОУ «<>» ФИО17 в судебное заседание не явилась, о дне судебного заседания извещена надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна. Ранее в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что здание МОУ <>» расположено по адресу: <адрес>. Данное здание находится в оперативном управлении МОУ «<>», собственником является администрация МО «<>», в здании имеется подвальное помещение, поскольку там проходит теплотрасса, то в целях пожарной безопасности возможности его использовать не имеется. Школа ДД.ММ.ГГГГ года постройки, о том, что в здании школы находится защитное сооружение гражданской обороны, ранее известно не было, какие-либо документы, подтверждающие данное обстоятельство отсутствуют.

 Представитель третьего лица МОУДОД «<>» ФИО14. с исковыми требованиями прокурора не согласилась, указав, что здание МОУДОД «<>» находится у них в оперативном ведении, на данное здание имеется технический паспорт, школа занимает два с половиной этажа. В техническом паспорте нет указаний на защитное сооружение гражданской обороны, остальное здание используется для специальных целей: спортивные секции и т.д., что указано в техническом паспорте. В ДД.ММ.ГГГГ году было решение отдела по управлению муниципальным имуществом для организации работы штаба гражданской обороны района. Данное подвальное помещение в реализации не используется, используются те классы, которые прошли лицензию в министерстве образования, подвал для решения образовательных целей и в лицензионные материалы не включен.

 Представитель Управления МЧС России по <адрес> ФИО13 в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями прокурора, полагает их подлежащими удовлетворению.

 Суд, выслушав помощника прокурора ФИО11.., представителя ответчика ФИО12., представителей третьих лиц ФИО14., ФИО13 изучив материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ст. 1 ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Согласно п. 9 указанного Порядка органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления на соответствующих территориях создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.

 Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

 Пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309, предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специальные складские помещения и иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

 В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 года № 1309 «Об утверждении порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. П.4 Постановления предусматривает, что противорадиационные укрытия создаются для защиты: работников организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время; населения городов и других населенных пунктов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, а также населения, эвакуируемого из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления.

 Согласно п. 21 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 В соответствии с п.п. «а» и «г» ч. 2 ст. 11 Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 В соответствии с п. 1.2. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583, статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

 Согласно п. 1.3. Правил в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

 В соответствии с п. 2.2 Правил документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

 Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

 В п. 3.2.11. и 3.5.1. Правил указано, что инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. При эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться правилами пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.

 В разделе 3.6 Правил указан перечень документации при эксплуатации ЗС ГО, это: паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал проверки состояния убежища (ПРУ), сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ), план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств и т.д.

 Таким образом, готовность защитных сооружений гражданской обороны должна быть обеспечена администрацией МО «<>».

 В судебном заседании установлено, что к объектам ГО, а именно к противорадиационным укрытиям на территории <адрес> района, используемым для осуществления мероприятий по ГО на территории <адрес> района согласно сведениям, значащимся в Главном управлении МЧС России по Астраханской области отнесены помещения МОУ «<>», МОУДОД «<>».

 Здания, в том числе и подвалы МОУ «<>», МОУДОД «<>» закреплены за данными учреждениями на праве оперативного управления и являются собственностью МО «<>».

 Из п. 2 Приказа МЧС РФ «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» установлен порядок учета защитных сооружений. Так в соответствии с п. 2 ЗС ГО учет ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО. Сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с устанавливаемым порядком. Инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации. Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.

 Кроме того, паспорт является основополагающим документом при учете и эксплуатации защитного сооружения и его использования во время военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и технического характера.

 Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела в мирное время в режиме повседневной деятельности ПРУ используются для нужд организаций, расположенных на данных объектах, это здания МОУ «<>», МОУДОД «<>», что подтверждается письмом № от ДД.ММ.ГГГГ года, также данный факт подтверждается инвентаризационной ведомостью противорадиационных укрытий гражданской обороны, находящихся на территории МО «<>».

 Согласно письма ОПН по <адрес> району от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в ходе проверки установлено, что МОУ «<>», МОУДОД «<>» принадлежат защитные сооружения, ими соблюдается запрет использования защитного сооружения гражданской обороны в мирное время, паспорта на защитные сооружения отсутствуют, ответственные лица за защитные сооружения гражданской обороны не назначены, не организовано надлежащего учета по обеспечению сохранности содержания защитного сооружения, инженерно- техническое оборудование находится в неисправном состоянии (вытяжная вентиляция находится в неисправном состоянии), противопожарные мероприятия не выполняются (отсутствуют огнетушители, отсутствует аварийно-эвакуационное освещение, отсутствуют указатели выходов), соответствующая документация не оформляется, надлежащий контроль за состоянием защитных сооружений гражданской обороны не организован (не эксплуатируется).

 Из письма от ДД.ММ.ГГГГ № № начальника отдела ГО ЧС и мобилизационной работе администрации МО «<>» следует, что по результатам проверок готовности защитных сооружений гражданской обороны МОУ «<>», МОУДОД «<>» составлены акты с предложениями комиссии о проведении защитных сооружений и документации в надлежащий вид, проверка состояния защитных сооружений гражданской обороны запланирована на ДД.ММ.ГГГГ года.

 Выявленные нарушения недопустимы и создают угрозу безопасности граждан при ведении военных действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проявления терроризма. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритет мер предупреждения терроризма.

 ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО <>» прокуратурой района внесено представление с требованием в месячный срок устранить выявленные нарушения и представить письменный ответ.

 Согласно ответу на данное представление от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией района создана инвентаризационная комиссия и утвержден график проведения инвентаризации ЗСГО, расположенных на территории района на ДД.ММ.ГГГГ год. По результатам проведения инвентаризации в 2014 году комиссией будут составлены инвентаризационные ведомости для направления в Главное управление МЧС России по <адрес> для включения объектов <адрес> в перечень ЗСГО <адрес> либо их исключения из данного перечня.

 Анализ состояния защитных сооружений гражданской обороны свидетельствуют, что администрацией района не принимается должных мер по техническому обслуживанию защитных сооружений. В связи с тем, что при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, бездействие администрации района по разработке и утверждению необходимой документации, а также по выполнению работы по приведению защитных сооружений гражданской обороны в надлежащее техническое состояние возможное для безопасного пребывания укрываемых может привести к тяжким последствиям при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинить ущерб правам и законным интересам неопределенного круга лиц, что недопустимо.

 При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

 Иск прокурора <адрес> района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <>» о понуждении к выполнению мероприятий по проведению защитных сооружений гражданской обороны в надлежащем состоянии удовлетворить.

 Обязать администрацию МО «<>» в отношении защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в подвале здания МОУ «<>» по <адрес> и подвале здания МОУ ДОД «<>», находящегося по <адрес>: разработать паспорта в соответствии с п. 2.2. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N583; назначить ответственных лиц за содержания защитного сооружения гражданской обороны в надлежащем состоянии; организовать надлежащий учет по обеспечению сохранности содержания защитного сооружения; привести в исправное состояние вытяжную вентиляцию; выполнить противопожарные мероприятия, а именно, обеспечить необходимым количеством огнетушителей, обеспечить аварийно-эвакуационное освещение и указателями выходов.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.

 Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.

 Судья: <> Е.В. Черкасова

 <>

 <>

 <>