ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1225/2016 от 27.06.2016 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело №2-1225/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2016 года г.Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Рафиковой О.В.,

при секретаре Ежовой И.В.,

с участием представителя истца ПП, представителя ответчика ДД, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Сакмарского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Рязаеву ФИО 3 о признании незаконной деятельности по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сакмарского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства реализации алкогольной продукции вблизи образовательных учреждений, расположенных на поднадзорной территории. В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес> расположено МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа». Торговый объект «<данные изъяты>», находящийся по адресу: <адрес>, и принадлежащий ИП Рязаеву ФИО 3., расположен на территории, прилегающей к МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа». В указанном магазине осуществляется реализация алкогольной продукции, а именно пива, следующих товарных наименований: «Сакмарское» (по 1 л. стоимостью 84 рубля), «Пятницкое» (по 1 л. стоимостью 90 рублей), «Жигулевское» (по 1 л. стоимостью 84 рубля) - на розлив; «Жигулевское» (по 1,5 л. стоимостью 132 рубля), «Белое» (по 1,5 л. стоимостью 20 рублей), «Пятницкое» (по 2,5 л. стоимостью 230 рублей), «Бархатное» (по 2,5 л. стоимостью 225 рублей) - в пластиковой таре; «Жигулевское» (по 0,5 л. стоимостью. 50 рублей), «Бархатное» (по 0,5 л. стоимостью 52 рубля), «Saмco» (по 0,5 л. стоимостью 52 рубля), «Старопражское» (по 0,5 стоимостью 45 рублей) - в стеклянных бутылках. В то же время, в соответствии с требованиями федерального, регионального и муниципального законодательства продажа алкогольной продукции вблизи общеобразовательных учреждений недопустима. Просит суд признать незаконной деятельность ИП Рязаева ФИО 3 по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>. Обязать ИП Рязаева ФИО 3 устранить в полном объеме допущенные нарушения путем прекращения розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине «Центр разливных напитков», расположенном по адресу: <адрес>

Представитель истца помощник Прокурора Сакмарского района Оренбургской области в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.

Ответчик ИП Рязаев ФИО 3. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика ДД, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку спорный торговый объект является магазином, никакого отношения к объекту общественного питания не имеет, по этой причине сертификацию на предмет соответствия статусу общественного питания магазин не проходил и не представлялся в прокуратуру.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие надлежаще извещенного ответчика.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируется положениями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Согласно ст. 1 данного Закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Для целей настоящего Федерального закона под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Установлено, что прокуратурой Сакмарского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства реализации алкогольной продукции вблизи образовательных учреждений, расположенных на поднадзорной территории.

В ходе проверки установлено, по адресу: <адрес> расположено МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа». Торговый объект «<данные изъяты>», находящийся по адресу: <адрес>, и принадлежащий ИП Рязаеву ФИО 3., расположен на территории, прилегающей к МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа».

Согласно акту прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ расстояние между объектами МОБУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа», находящееся по адресу: <адрес> и торговым объектом «<данные изъяты>», расположенным по адресу: <адрес> составляет 54,25 метров.

Указанная деятельность индивидуальным предпринимателем Рязаевым ФИО 3 по указанному адресу осуществляется на основании договора аренды, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и Рязаевым ФИО 3

В данном магазине осуществляется реализация алкогольной продукции на розлив, а именно пива следующих товарных наименований: «Сакмарское» (по 1 л. стоимостью 84 рубля), «Пятницкое» (по 1 л. стоимостью 90 рублей), «Жигулевское» (по 1 л. стоимостью 84 рубля) - на розлив; «Жигулевское» (по 1,5 л. стоимостью 132 рубля), «Белое» (по 1,5 л. стоимостью 20 рублей), «Пятницкое» (по 2,5 л. стоимостью 230 рублей), «Бархатное» (по 2,5 л. стоимостью 225 рублей) - в пластиковой таре; «Жигулевское» (по 0,5 л. стоимостью. 50 рублей), «Бархатное» (по 0,5 л. стоимостью 52 рубля), «Saмco» (по 0,5 л. стоимостью 52 рубля), «Старопражское» (по 0,5 стоимостью 45 рублей) - в стеклянных бутылках.

Данный факт подтверждается рапортом от ДД.ММ.ГГГГ, собранными объяснениями при проведении прокурорской проверки.

В соответствии с требованиями федерального и муниципального законодательства, продажа алкогольной продукции вблизи учреждений образования недопустима.

Частью 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и другие законы.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, и на прилегающих к ним территориях.

Согласно ч. 4 ст. 16 данного Федерального закона к соответствующим прилегающим территориям относятся земельные участки, непосредственно прилегающие к зданиям, строениям и сооружениям, границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденными одноименным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 (далее Правила), также установлено, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта (пункт 2 Правил).

В соответствии с п. 4 Правил территория, прилегающая к данным организациям и объектам, включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты.

При этом под обособленной территорией понимается территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены образовательные организации (подпункт «б» пункта 2 Правил).

Проверка показала, что МБОУ «Краснокоммунарская средняя общеобразовательная школа», которое имеет обособленную территорию, образуемую металлическим ограждением по всему периметру, с тремя входами на данную территорию – основным с северной стороны и дополнительными с западной и восточной сторон соответственно.

Согласно п. 6 Правил, органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

В соответствии с п. 2 ч. 2 Приложения № 2 к постановлению Администрации Краснокоммунарский поссовет от 24.02.2016 № 24-п «Об определении границ прилегающих территорий к организациям и объектам, на которых не допускается реализация алкогольной продукции» для объектов общественного питания, не являющихся ресторанами и кафе, максимальное значение расстояния устанавливается равным 100 метрам плюс 30 процентов от входа в объекты и организации или на обособленную территорию (при наличии обособленной территории) и далее по всему периметру здания или обособленной территории (при наличии) как равноудаленное расстояние до входа в объект общественного питания.

Вышеуказанным постановлением Администрации МО Краснокоммунарский поссовет также утверждена схема границ прилегающих территорий к МБОУ Краснокоммунарская средняя общеобразовательная школа».

Согласно постановлению от 23.06.2016 года № 107-п п. Красный Коммунар «О внесении изменений в Постановление «Об определении границ прилегающих территорий к организациям и объектам, на которых не допускается реализация алкогольной продукции», внесены изменения в постановление администрации Краснокоммунарского поссовета от 24 февраля 2016 года № 24-п, приложение к Постановлению №1 изложить в новой редакции: «Минимальное расстояние от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов военного назначения и спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, иных мест массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции

1.Для объектов торговли:

-50 (пятьдесят) метров - при наличии у объектов и организаций обособленной территории;

-70 (семьдесят) метров - при отсутствии у объектов и организаций обособленной территории.

2.Для объектов общественного питания - 100 (сто) метров.»

Кроме того, Постановлением Правительства Оренбургской области от 14.09.2012 № 786-п «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и установлении дополнительных ограничений времени условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области» определены дополнительные ограничения к реализации алкогольной продукции.

Абзацем 9 пункта 2 Приложения установлено, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается с 22 часов до 10 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

По данному факту вынесен протокол об административном правонарушении * от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный предприниматель Рязаев ФИО 3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

При этом реализация алкогольной продукции пунктами общественного питания (в гом числе в ночное время) допускается при соблюдении Межгосударственного стандарта ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» к типам предприятий общественного питания «ресторан», «бар», «кафе», «буфет» и «закусочная» и с обязательным наличием сертификата соответствия услуг (работ) общественного питания, удостоверяющего соответствие услуг (работ) требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводам правил или условиям договоров, выданного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации (абзац 13 п. 2 Приложения).

В силу требований ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием для предъявления иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность, при этом, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Осуществление розничной продажи алкогольной продукции вблизи образовательных учреждений создает реальную возможность приобретения спиртных напитков подростками с целью их дальнейшего употребления. Этим наносится вред несовершеннолетним лицам, их физическому, нравственному воспитанию и развитию, возникает угроза совершения ими антиобщественных действий.

Судом установлено, что индивидуальный предприниматель Рязаев ФИО 3 осуществляет деятельность по реализации алкогольной продукции на расстоянии менее 100 метров от входа на обособленную территорию МОБУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» несмотря на тот факт, что спорный объект является пунктом общественного питания и находится на прилегающей территории к образовательному учреждению. Расстояние между объектами составляет 54,25 метра.

Указанные обстоятельства существенно нарушают интересы Российской Федерации, выражающиеся в охране жизни и здоровья своих граждан. Выявленные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих, обучающихся и пребывающих в образовательном учреждении.

При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требования Прокурора Сакмарского района Оренбургской области в полном объеме.

Доводы представителя ответчика о том, что спорный объект не является пунктом общественного питания, суд считает несостоятельными, поскольку опровергаются представленными доказательствами, а именно фотоматериалами, из которых видно, что в помещении находятся столы и стулья для приема пищи и напитков, а также объяснениями самого ИП Рязаева ФИО 3., данными им в ходе расследования административного дела, из которых следует, что с 2013 года он является индивидуальным предпринимателем и в п. <адрес> у него имеется торговая точка, предназначенная для продажи населению пивных напитков и пива с режимом работы с 10 часов до 02 часов. При открытии точки для осуществления деятельности как объекта общепита, им получен патент, с продавцом был проведен инструктаж о правилах и порядке реализации алкогольной продукции.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Сакмарского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Рязаеву ФИО 3 о признании незаконной деятельности по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции удовлетворить.

Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Рязаева ФИО 3 по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>

Обязать индивидуального предпринимателя Рязаева ФИО 3 устранить в полном объеме допущенные нарушения путем прекращения розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п. Красный Коммунар, ул. Новая, д. 1 «а», помещение 2.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области путем подачи апелляционной жалобы.

СУДЬЯ:

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.