Дело № 2-1225/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2017 года Санкт-Петербургу
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи: Еруновой Е.В.,
при секретаре: Корсаковой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга о признании права на приватизацию и признании недействительным отказ в приватизации жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с исковым заявлением к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга, в котором просила суд: - признать отказ Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга неправомерным; - признать за ФИО1 право на приватизацию жилого помещения в общую долевую собственность, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>; - обязать Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга заключить со ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 договор безвозмездной передачи в собственность граждан указанного жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ истец является нанимателем отдельной двухкомнатной <адрес>. В данный договор в качестве члена семьи нанимателя включена дочь истца – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ гола рождения. Истец обратилась к ответчику с заявлением о безвозмездной передаче данного жилого помещения в обую долевую собственность истца и ее дочери, однако в заключении договора о безвозмездной передачи жилого помещения в общую долевую собственность ответчиком истцу было отказано, поскольку представлять интересы несовершеннолетнего ребенка могут только его законные представители (родители). Полагает, что данным отказом нарушается ее право на приватизацию жилого помещения.
Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Жилищного Комитета Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В суд представил свои возражения, согласно которым согласно ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Из содержания указанных норм следует, что приватизация занимаемых жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде носит заявительский характер, осуществляется на добровольной основе при наличии согласия всех лиц, имеющих право пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма. С заявлением на приватизацию от имени ФИО2 обратилась ФИО1, как законный представитель несовершеннолетней. Однако из материалов приватизационного дела следует, что заочным решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 лишена родительских прав в отношении ФИО2 Таким образом, полномочия действовать в качестве законного представителя в интересах несовершеннолетней ФИО2 у ФИО1 отсутствуют - соответственно отсутствует волеизъявление ФИО2 на приватизацию спорного жилого помещения. Жилищный комитет, являясь уполномоченным органом при передаче жильк помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации, не является собственником жилищного фонда Санкт-Петербурга, и не уполномочен распоряжаться указанным фондом. К полномочиям Жилищного комитета относится подписание договоров приватизации на основании документов, представляемых Санкт-петербургским государственным учреждением «Горжилобмен» (ДД.ММ.ГГГГ постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Жилищном комитете»). Согласно указанного Положения в рамках предоставленных ему полномочий Жилищный комитет осуществляет отдельные функции по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации. При этом, в случае отсутствия каких-либо документов Жилищный комитет не уполномочен подписывать договор приватизации, в обязанности Жилищного комитета входит направление в адрес гражданина сообщения о необходимости представить недостающие документы. На момент обращения Истца в Жилищный комитет с документами для приватизации занимаемого жилого помещения действовал Административный регламент Жилищного комитета по предоставлению государственной услуги по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации, утвержденный распоряжением Жилищного комитета от ДД.ММ.ГГГГ№-<адрес> пункту 1.2.1 Административного регламента, представлять интересы несовершеннолетнего заявителя вправе законный представитель (опекун, попечитель). Административный регламент Жилищного комитета по предоставлению государственной услуги по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации на основании документов, представляемых Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Горжилобмен", заключению в установленном порядке договоров приватизации государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга с гражданами, занимающими жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на основании договоров социального найма, утвержден Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№-р, в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№ и во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций)». Вышеназванный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, регламентирующий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является действующим, не признан в установленном законом порядке нарушающим права граждан, в связи с чем подлежит применению в соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Таким образом, довод истца о том, что ему было необоснованно отказано в заключение договора приватизации, опровергается письмом Жилищного комитета, в котором указано, что договор приватизации будет заключен после представления недостающих документов. Истцами были нарушены требования Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - не представлены необходимые документы, - и Жилищный комитет не имел права заключать с ними договор приватизации. Таким образом, Жилищный комитет при принятии решения об отказе истцу в заключение договора передачи жилого помещения в собственность действовал в рамках своей компетенции и в соответствии с законодательством, регулирующим передачу жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации. На основании вышеизложенного, Жилищный комитет Санкт-Петербурга просит в удовлетворении требований ФИО1 о признании права на приватизацию жилого помещения, обязании заключить договор передачи жилого помещения в собственность граждан и признании отказа Жилищного комитета в приватизации жилого помещения незаконным отказать.
Выслушав в судебном заседании доводы и возражения сторон, суд оценив обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в совокупности с объяснениями сторон, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат отклонению по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 6 данного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Исходя из ст. 11 этого же закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о Жилищном комитете, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 175 Жилищный комитет в рамках предоставленных ему полномочий осуществляет отдельные функции по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации.
Порядок предоставления государственной услуги по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации и перечень документов, необходимых для получения такой государственной услуги установлен Административным регламентом Жилищного комитета по предоставлению государственной услуги по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации на основании документов, представляемых Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Горжилобмен», заключению в установленном порядке договоров приватизации государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга с гражданами, занимающими жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на основании договоров социального найма, который утвержден Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ был заключен на жилое помещение расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> между истцом и СПб ГКУ «Жилищное агентство <адрес> Санкт-Петербурга». В данный договор включена в качестве члена семьи нанимателя несовершеннолетняя ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Заочным решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГФИО3 лишена родительских прав в отношении дочери – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Несовершеннолетняя ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения передана на воспитание ФИО5.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ в части лишения ФИО3 родительских прав в отношении дочери – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и передачи несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на воспитание ФИО5 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ истец действуя от своего имени и имени несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга с заявлением о передаче в долевую собственность жилого помещения расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, приложив полный пакет документов.
ДД.ММ.ГГГГ Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга отказал истцу в заключении договора приватизации жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, со ссылкой на положение абз. 2 пункта 2.8. Административного регламента Жилищного комитета по предоставлению государственной услуги по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации, поскольку, истцом, в нарушение п. пункта 1.2.1 Административного регламента, представлять интересы несовершеннолетнего ребенка вправе только законный представитель (родители, опекун, попечитель).
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Так, п. 1.2 Административного регламента предусматривает, что заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на основании договоров социального найма, ранее не приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, а также несовершеннолетние, приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, за которыми сохраняется право на приватизацию по достижении ими совершеннолетия.
Пунктом 1.2.1 Указанного выше регламента предусмотрено, что представлять интересы несовершеннолетнего заявителя вправе законный представитель (опекун, попечитель), имеющий следующие документы: паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно п. 2.8 Административного регламента, несоблюдение предусмотренных в ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» условий передачи жилых помещений в собственность граждан, является достаточным основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
С учетом вышеприведенных положений норм законодательства, проанализировав их в совокупности, суд полагает, что из содержания указанных норм следует, что приватизация занимаемых жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде носит исключительно заявительский характер, осуществляется на добровольной основе при наличии согласия всех лиц, имеющих право пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению необходимых документов возложена на гражданина, бремя доказывания факта неиспользования права на приватизацию жилого помещения возложено именно на истца.
В данном случае, истец в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представил суду доказательств в своей совокупности бесспорно свидетельствующих того, что законный представитель несовершеннолетней ФИО2 изъявил желание на приватизацию спорного жилого помещения, и от ее имени подал соответствующее заявление в Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга, поскольку судом в судебном заседании было установлено, что с момента лишения родительских прав в отношении дочери – ФИО2, истец лишена права на представление ее интересов, в том числе и в Жилищном комитете Правительства Санкт-Петербурга при приватизации жилого помещения.
Таким образом, решение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга об отказе истцу в заключении договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации принято в пределах компетенции и основано на нормах действующего законодательства.
В связи с законностью принятого Жилищным комитетом Правительства Санкт-Петербурга решения об отказе истцу в заключение договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, отсутствуют основания для обязания Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга заключить со ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 договор безвозмездной передачи в собственность граждан указанного жилого помещения.
Одновременно суд полагает, что в удовлетворении искового требования о признании за истцом право на приватизацию жилого помещения в общую долевую собственность, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> надлежит отказать, поскольку исходя из нормы ч. 1 ст. 3 ГПК РФ - заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Однако, не смотря на вынесение судом на обсуждение сторон юридически значимых обстоятельств, каких либо доказательств, того, что данное право истца кем либо нарушено и подлежит защите, в нарушение правил ст. 56 ГПК РФ обязывающей каждую сторону предоставлять доказательства в обоснование своих требований и возражений, стороной истца таких доказательств представлено суду не было.
Исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований истца в полном объеме, поскольку они проанализированными доказательствами по делу не подтверждаются.
Исходя из анализа и оценки совокупности собранных доказательств по делу, суд, при наличии убедительных возражений со стороны ответчика, в отсутствие достаточных и убедительных доказательств со стороны истца, с необходимой полнотой объективно свидетельствующих об обоснованности исковых требований в полном объёме, руководствуясь принципами состязательности и равноправия сторон, полагает необходимым исковые требования истца оставить без удовлетворении в полном объеме, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Каких-либо иных доказательств по правилам ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, сторонами суду представлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга о признании права на приватизацию и признании недействительным отказ в приватизации жилого помещения, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца.
Судья: Ерунова Е.В.