Ольский районный суд Магаданской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ольский районный суд Магаданской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1226/11 29 июля 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ольский районный суд Магаданской области в составе
председательствующего судьи Стахорской О.А.,
при секретаре Метляевой И.Г.,
с участием:
прокурора - помощника прокурора Ольского района Магаданской области Петухова Д.В.,
органа местного самоуправления- главы муниципального образования «село Гадля» Артюхова В.В., действующего на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ,
заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Ола 29 июля 2011 года заявление прокурора Ольского района Магаданской области, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным и недействующим со дня принятия пункта 2 распоряжения Главы муниципального образования «Село Гадля» № 85-лс от 21.10.2010г.,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ольского района Магаданской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным и недействующим со дня принятия пункта 2 распоряжения Главы муниципального образования «Село Гадля» № 85-лс от 21.10.2010г.
В обоснование заявленных требований указал, что пунктом 2 распоряжения Главы муниципального образования «Село Гадля» № 85-лс от 21.10.2010г. принято решение о выплате ФИО1, в связи с окончанием полномочий главы МО «Село Галдя», единовременного пособия и денежного вознаграждения, ссылаясь на то, что данное распоряжение противоречит федеральному законодательству и принято с превышением полномочий главы муниципального образования. Устанавливая данным распоряжением выплату единовременного пособия и денежного вознаграждения выборному должностному лицу, прекратившему свои полномочия, ФИО1 превысила свои, предоставленные ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», полномочия в части установления гарантий осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления. На основании изложенного прокурор просит суд признать незаконным и недействующим со дня принятия пункта 2 распоряжения Главы МО «Село Гадля» от 21.10.2010г. № 85-лс.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.
Глава МО «Село Гадля» Артюхов В.В. в судебном заседании с требованиями прокурора согласился, пояснив суду, что пункт 2 оспариваемого распоряжения отменен распоряжением № 65-лс администрацией МО «Село Гадля» от 27.07.2011г. с момента вынесения распоряжения № 65-лс от 27.07.2011г.
Заинтересованное лицо - ФИО1 в судебном заседании пояснила, что требования прокурора считает необоснованными и просила суд отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям. Так, ст. 44 Устава МО «село Гадля» предусмотрено, что глава МО является выборным должностным лицом местного самоуправления, в связи с чем трудовая деятельность данного лица, включая установление гарантий, должна регулироваться законодательством в сфере социально-трудовых отношений.Согласно ст. 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами субъектов РФ. В соответствии со ст. 5.1. Федерального закона от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Поскольку ст. 5.1. вышеуказанного закона прямо предусматривает, что гарантии осуществления полномочий должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований, следует признать необоснованным мнение заявителя о том, что вопросы установления гарантий не являются вопросами местного значения. В соответствии со ст. 3 п. 2 пп. «з» Закона Магаданской области от 24.11.2008г. № 1061-03 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» предусматривалась возможность включения в Устав МО для перечисленных лиц, среди прочих, и гарантии в виде выплаты в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее выборную должность. Указанная выше норма утратила силу с 26.03.2011г., в связи с принятием Магаданской областной Думой Закона № 1373-03 от 11.03.2011г. Согласно Уставу МО «село Гадля» (в ред. от 25.06.2010г.) аналогичная гарантия для главы МО предусмотрена в п. «з» ч. 1 ст. 97. Данная гарантия утратила силу с 28.02.2011г. в связи с принятием новой редакции Устава, принятого Собранием представителей МО «село Гадля» 09.02.2011г. Исходя из требований приведенного выше законодательства на момент прекращения мною полномочий главы МО «село Гадля» 21.10.2010г., гарантия в виде выплаты в течение года назначенного денежного вознаграждения, являлась действующей. Возможность ее усмотрения в уставе МО «село Гадля» была предусмотрена Законом Магаданской области, она установлена Уставом МО «село Гадля». Таким образом, распоряжение главы муниципального образования «Село Гадля» от 21.10.2010г. № 85-лс «О прекращении полномочий», изданное в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, следует признать законным. На основании вышеизложенного просила в удовлетворении заявления прокурора Ольского района Магаданской области о признании незаконным пункта 2 распоряжения главы муниципального образования «Село Гадля» от 21.10.2010г. № 85-лс «О прекращении полномочий» отказать. Представила отзыв, который просила приобщить к материалам дела, указав, что изложенные в нем обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены решением Ольского районного суда Магаданской области от 28.04.2011г. по делу № 2-550/2011.
Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что пунктом 2 распоряжения главы МО «Село Гадля» ФИО1 от 21.10.2010 года № 85-лс в связи с окончанием полномочий главы муниципального образования «с. Гадля» принято решение о предоставлении ФИО1 гарантий в виде выплаты единовременного пособия в размере двух должностных окладов с начислением районного коэффициента и надбавок и выплате в течении одного года назначенного денежного вознаграждения.
Распоряжением от 27.07.2011г. администрации муниципального образования «село Гадля» пункт распоряжения главы МО «Село Гадля» ФИО1 от 21.10.2010 года № 85-лс отменен с 27.07.2011г.
Решением Ольского районного суда Магаданской области от 28.04.2011г. по иску ФИО1 к администрации МО «с. Гадля» об обязании возобновить выплату ежемесячного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы исковые требования истца были удовлетворены.
Согласно п.п. «к», «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и, принимаемые в соответствии с ними, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно п. 5.1 ч. 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий_ской Федерации" гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных обра_зований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
Таким образом, в соответствии с этими нормами, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований предоставлено право устанавливать гарантии депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица только на период их полномочий, а не по их окончании.
Пунктами «ж» и «з» части 2 статьи Закона Магаданской области от 24.11.2008г. № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» (в ред. Закона Магаданской области от 27.07.2009г. № 1170-ОЗ) предусмотрено, что лицам, замещающим муниципальные должности, Уставом муниципального образования может быть предусмотрена: выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных п.п. 1,2.1,3,5,6,9 части 6 ст. 36, пунктами 1,4,5,8 части 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям предусмотренным ст. 73 указанного федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом; выплата в течении одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных п.п. 1,2.1,3,5,6,9 части 6 си. 36, п.п. 1,4,5,8 ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям предусмотренным ст. 73 указанного федерального закона).
Статьей 50 Устава МО «Село Гадля», утвержденного решением собрания представителей МО «С. Гадля» 23.08.2005г. (в редакции решения от 25.06.2010г. № 177) на главу муниципального образования распространяются гарантии выборной должности, устанавливаемые законодательством РФ и настоящим Уставом.
Таким образом, предоставляя преимущества выборному должностному лицу местного самоуправления - главе МО «Село Гадля» п.п. «ж» и «з» ч. 2 ст. 3 Закона МО № 1061-ОЗ от 24.11.2008г. выступали в противоречие со ст. 3 Трудового кодекса РФ, устанавливающей запрет на получение каких-либо преимуществ в трудовых правах в зависимости от должностного положения.
В силу ст.5 Трудового кодекса Российской Федерации, органы местного са_моуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоя_щим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными право_выми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовы_ми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 ТК РФ, к ведению федеральных органов государст_венной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей тер_ритории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных пра_вовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдель_ным категориям работников).
Вопросы установления гарантий относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегу_лированы Трудовым кодексом РФ, который предусматривает предоставление га_рантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (статьи 164, 165 ТК РФ). В рассматриваемом случае речь идет о предоставлении гарантии в виде выплаты денежного вознаграждения после освобождения от должности, что создает преимущества лицам, замещавшим должности выборных органов ме_стного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной осно_ве, и выходит за пределы полномочий муниципального образования.
Таким образом, установленная оспариваемой нормой социально-трудовая гарантия введена за пределами полномочий как главы МО «Село Гадля» и Собрания представителей МО «Село Гадля», так и субъекта РФ в сфере трудовых отношений и иных сходных с ним отношений.
Установленные пунктами «ж» и «з» ч. 2 ст. 3 Закона Магаданской области от 24.11.2008г. № 1061-ОЗ выплаты полсе освобождения от занимаемой должности, не могут свидетельствовать о реализации права на установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными федеральным законодательством, поскольку такие гарантии могут быть предоставлены только на период осуществления полномочий с соблюдением положений ст.ст. 164,165 ТК РФ.
Данное суждение согласуется с содержанием ст. 172 ТК РФ о том, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания на выборные должности в государственных органах, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующим статус и порядок деятельности указанных лиц, только на период выполнения ими соответствующих полномочий.
Действия же указанных пунктов Закона Магаданской области обеспечивают предоставление таких гарантий (в виде выплаты денежных вознаграждений, пособия) за пределами срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, в частности главы МО «Село Гадля», в связи, с чем они противоречат федеральному законодательству - статьям 3,6,164,165 Трудового кодекса РФ, ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Кроме того, как следует из содержания ст.ст. 15 и 15.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» вопросы установления гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, не являются вопросами местного значения.
В соответствии со ст. 7 Закона Магаданской области от 24.11.2008г. № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» финансирование расходов, связанных с обеспечением установленных уставами муниципальных образований гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборных органов местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляется за счет средств местных бюджетов соответствующих муниципальных образований.
Согласно части 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляющими соответствующие бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правовыми актами являются органы исполнительной власти (органы местной администрации).
Полномочия по исполнению функции главного распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета, согласно п. 2 ч. 1 ст. 57 Устава муниципального образования «с. Гадля», закреплены за администрацией муниципального образования села Гадля.
Таким образом, пункт 2 оспариваемого распоряжения принят главой МО «Село Гадля» при отсутствии соответствующих полномочий.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемый пункт распоряжения принят с нарушением требований законодательства РФ, а также с превышением полномочий главы МО «Село Гадля».
Доводы заинтересованного лица - ФИО1 не могут быть приняты во внимание судом, поскольку при рассмотрении дела по иску ФИО1 к администрации МО «с. Гадля» об обязании возобновить выплату ежемесячного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы судом не разрешался вопрос о законности или незаконности распоряжения, на основании которого были назначены выплаты пособия и денежного вознаграждения.
Также не может быть принят во внимание суда и довод о том, что прокуратурой пропущен срок для обращения в суд с требованием о признании пункта распоряжения незаконным, поскольку фактически о вынесении оспариваемого распоряжения прокурору стало известно после принятия Ольским районным судом решения от 24.05.2011г., которым ряд положений Устава МО «с. Гадля» были признаны противоречащими законодательству РФ.
Таким образом, принимая по внимание, что органом местного самоуправления - главой МО «с. Гадля» требования прокурора фактически признаются, о чем свидетельствует отмена пункта 2 оспариваемого распоряжения, а, также учитывая, что в ходе судебного заседания судом было установлено, что пункт оспариваемого распоряжения не только противоречит законодательству РФ, но и вынесен лицом, с превышением предоставленных ему полномочий, суд приходит к выводу, что заявление прокуратуры подлежит удовлетворению и полагает, что пункт 2 распоряжения Главы муниципального образования «Село Гадля» № 85-лс от 21.10.2010г. должен быть признан незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Ольского района Магаданской области о признании незаконным и недействующим со дня принятия пункта 2 распоряжения Главы муниципального образования «Село Гадля» № 85-лс от 21.10.2010г., удовлетворить.
Признать пункт 2 распоряжения Главы муниципального образования «Село Гадля» № 85-лс от 21.10.2010г., незаконным.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение десяти дней со дня следующего за днем изготовления мотивированного решения.
Установить день изготовления мотивированного решения - 03 августа 2011 года.
Судья О.А. Стахорская