ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1226/2013 от 25.11.2013 Тихорецкого городского суда (Краснодарский край)

К делу №2-1226/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2013 года город Тихорецк

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Хмелевской Т.С.,

при секретаре судебного заседания Романенко Е.И.,

с участием представителя истца – помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Кваша А.В.,

представителя ответчика – ООО «Ремстрой» ФИО1, действующего на основании доверенности №01 от 05 ноября 2013 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к ООО «Ремстрой» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда,

У С Т А Н О В И Л:

Тихорецкий межрайонный прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ремстрой» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать его имеющиеся рабочие места по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В судебном заседании представитель истца Кваша А.В. заявленные требования поддержала и настаивала на их удовлетворении. Она пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Краснодарского края проведена проверка исполнения требований трудового законодательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в указанной сфере, допущенные ООО «Ремстрой». Установлено, что в нарушение требований закона ответчиком не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации не издан приказ, в соответствии с которым создаётся аттестационная комиссия, определяется её состав, утверждается председатель аттестационной комиссии. Наличие указанных нарушений подтверждается информацией ГКУ КК «Центр занятости населения Тихорецкого района». В результате неисполнения указанной обязанности нарушаются права работников ООО «Ремстрой» на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в указанных условиях, что недопустимо.

Представитель ответчика ООО «Ремстрой» ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. В обоснование своих возражений пояснил, что ООО «Ремстрой» только из материалов настоящего гражданского дела узнало о том, что ГКУ КК «Центр занятости населения Тихорецкого района» письмом от 18 сентября 2013 года №1692 направил Тихорецкому межрайонному прокурору перечень организаций, которые по состоянию на 10 июля 2013 года не выполнили требования о проведении аттестации, в который был включен и ООО «Ремстрой». Однако такие сведения не соответствуют закону и фактическим обстоятельствам. Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно статье того же кодекса работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. При этом в соответствии со статьёй 209 кодекса аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Сроки и порядок проведения аттестации рабочих мест и состав рабочих мест, подлежащих аттестации рабочих мест, определен Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н. С 26 февраля 2013 года вступили в силу изменения в указанный Порядок, согласно которым аттестации подлежат рабочие места работодателя, в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вновь организованные рабочие места), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает: работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами; эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств; работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда; использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента; хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов. Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

ООО «Ремстрой» зарегистрировано только 20 ноября 2012 года, первые рабочие места были организованы только 20 ноября 2012 года, ими являлись следующие рабочие места: директор; главный бухгалтер; бухгалтер; уборщик административных помещений.

В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.042011 N 342н, указанные рабочие места не подлежат аттестации по условиям труда. Рабочие места, которые были организованы при создании предприятия для эксплуатации и обслуживания машин, механизмов и транспортных средств, являются арендованными на срок до года, данные рабочие места были аттестованы арендодателем на 5 лет в 2010-2011г.г. Таким образом, повторной аттестации данные рабочие места подлежат только в 2015-2016г.г. Новые рабочие места, предполагающие эксплуатацию и обслуживание машин, механизмов и транспортных средств - рабочий по комплексному обслуживанию зданий и слесарь по ремонту автомобилей-моторист - были созданы только с 01 января 2013 года. Таким образом, срок аттестации указанных рабочих мест к настоящему моменту не истек. ООО «Ремстрой» приступило к аттестации рабочих мест в установленные сроки. Приказом №21 от 29 декабря 2012 года была создана комиссия по аттестации рабочих мест по условиям труда; назначен ответственный за подготовку графика аттестации рабочих мест. Комиссией был определен круг рабочих мест подлежащих аттестации, утверждены карты рабочих мест по арендованному имуществу. При таких обстоятельствах включение ГКУ КК «Центр занятости населения Тихорецкого района» ООО «Ремстрой» в список организаций, организаций, которые по состоянию на 10 июля 2013 года не выполняют требования о проведении аттестации, было неправомерным. Таким образом, ООО «Ремстрой» на 10 июля 2013 года и на дату письма Центра занятости 18 сентября 2013 года не могло входить в круг нарушителей.

В мае 2013 года проведенной прокуратурой Краснодарского края проверкой выявлены нарушения законодательства о государственном контроле (надзоре) в деятельности Государственной инспекции труда в Краснодарском крае (далее - Инспекция). Вскрыты факты проведения проверок с грубыми нарушениями, влекущими согласно статье 20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ (с изменениями) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), недействительность их результатов. Вопреки части 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗ не всегда акты составляются Инспекцией непосредственно после завершения проверок и вручаются с копиями приложений представителям проверяемых лиц. Указанные нарушения создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе на получение полной и достоверной информации о проверке, влекут несоблюдение одного из принципов защиты прав хозяйствующих субъектов - открытости и доступности для них информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), предусмотренного пунктом 3 статьи 3 Закона №294 ФЗ.

Прокуратурой Краснодарского края и Прокуратурой Тихорецкого района отмечается, что при проведении контроля соблюдения закона в вопросах аттестации рабочих мест не должны нарушаться права субъектов предпринимательской деятельности. При изменениях в законодательстве при проверках должны исходить из здравого смысла, не принося дополнительных непроизводительных расходов, в том числе для субъектов малого бизнеса. ООО «Ремстрой» является вновь созданным и малым предприятием. Дополнительные расходы будут для малого предприятия непосильным бременем. Каждое вновь организованное место имеет свой срок проведения аттестации. Поэтому назначение единого срока для всех рабочих мест будет противоречить действующему в настоящее время Закону. Отдельные рабочие места, такие как диспетчер, бухгалтер, главный бухгалтер, директор, начальник цеха, уборщик вообще не подлежат аттестации, так как не обслуживают оборудование, механизмы, не работают с сырьем и материалами.

В связи с принятием Нового Закона «О специальной оценке условий труда», отменяющего аттестацию рабочих мест, и введением его с 1 января 2014 года, комиссией принято решение об отсрочке проведения аттестации по следующим рабочим местам: рабочий по комплексному обслуживанию зданий, слесарь по ремонту автомобилей-моторист. По остальным рабочим местам, срок проведения аттестации рабочих мест по которым не истечет до 01 января 2014 года, необходимо проводить оценку условий труда в соответствии с новым Законом «О специальной оценке условий труда». По изложенным основаниям представитель ответчика просит предоставить ООО «Ремстрой» возможность произвести аттестацию по условиям труда рабочих мест рабочий по комплексному обслуживанию зданий, слесарь по ремонту автомобилей-моторист, созданных до момента вступления в силу решения суда по настоящему делу, в период с 01 апреля 2014 года по 31 декабря 2014 года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - ГКУ КК «Центр занятости населения Тихорецкого района» в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные Тихорецким межрайонным прокурором требования поддерживает.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Краснодарского края проведена проверка исполнения трудового законодательства. По результатам проверки выявлены нарушения законодательства в указанной сфере, допущенные ООО «Ремстрой».

Статьёй 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статьёй 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В комплексе мероприятий, направленных на установление безопасных и здоровых условий труда, аттестация рабочих мест занимает особое место, поскольку позволяет определить, какое количество и каких работников трудится в неблагоприятных условиях, что одинаково важно как для самих участников производства, так и для работодателя. Определение данного понятия дано в статье 209 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым аттестация рабочих мест - это оценка условий на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Следовательно, аттестация - институт охраны труда, направленный на защиту прав наемных работников, главная цель которого заключается в объективной оценке условий труда на рабочих местах работодателя и установлении наличия вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работников, выполняющих на соответствующих рабочих местах трудовые функции. Результаты такой оценки условий труда на конкретном рабочем месте служат как для разработки стратегии по их улучшению, так и для определения причитающихся сотрудникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, дополнительных выплат и компенсаций; обеспечения их средствами индивидуальной защиты (СИЗ); подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, и т.д.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённому приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года, аттестации подлежат все рабочие места работодателя, причем аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

В результате проверки, проведённой Тихорецкой межрайонной прокуратурой, установлено, что в нарушение указанных требований трудового законодательства в ООО «Ремстрой» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации не издан приказ, в соответствии с которым создаётся аттестационная комиссия, определяется её состав, утверждается председатель аттестационной комиссии.

Наличие указанных нарушений подтверждается информацией ГКУ КК «Центр занятости населения Тихорецкого района».

В результате неисполнения указанной обязанности нарушаются права работников ООО «Ремстрой» на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в указанных условиях, что недопустимо.

В соответствии со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, а доводы ответчика, отрицающего факт бездействия и допущенных нарушений в указанной сфере, несостоятельными. Из представленных документов следует, что в связи с проводимой проверкой в адрес руководителя ООО «Ремстрой» и.о. заместителя Тихорецкого межрайонного прокурора ФИО6 было направлено письмо с требованием в срок до 27 сентября 2013 года предоставить в прокуратуру копии трудовых договоров работников организации, сведения о проведении аттестации рабочих мест с разъяснением о том, что неисполнение законных требований прокурора о предоставлении информации влечет установленную законом ответственность. Письмом от 26 сентября 2013 года в адрес и.о. прокурора руководителем ООО «Ремстрой» направлены копии трудовых договоров с работниками организации с сообщением о том, что аттестация рабочих мест находится в стадии разработки. Таким образом, ни в прокуратуру, ни в судебное заседание, запрашиваемая документация ответчиком предоставлена не была.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ремстрой» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой», выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ремстрой» провести имеющиеся рабочие места по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: