ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1226/2017 от 16.03.2018 Корткеросского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-207/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Корткерос 16 марта 2018 года

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Соловьевой М.В., с участием истца- ФИО1, представителя ответчика УО МО МР «Корткеросский»- ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к

Управлению образованием МО МР «Корткеросский»

о взыскании денежных средств

УСТАНОВИЛ:

руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ, суд

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о взыскании с Управления образованием МО МР «Корткеросский» (далее по тексту – Управление образованием, УО) денежных средств в размере <...> руб. В обоснование заявленных требований указано, что <дата> истец была принята на должность методиста информационно-методического кабинета Управления образованием МО МР «Корткеросский». Необходимые для трудоустройства документы, в т.ч. трудовая книжка были переданы делопроизводителю Управления образованием. В тот же день был подписан приказ о приеме на работу, в котором звучала тарифная ставка, северная надбавка, районный коэффициент и сельские. При оформлении у нее интересовались о наличии педагогического стаж, указав, что учитывается исключительно педагогический стаж, тем самым введя ее в заблуждение. <дата> она уволилась по собственному желанию. <дата>. при трудоустройстве в <...>, ей стало известно, что ей должна была начисляться надбавка за выслугу лет. С <дата> по <дата> она работала в <...>, учитывая стаж работы в данном учреждении (<...> согласно Постановления, размер надбавки за выслугу лет должен составлять 10%. В произведении перерасчета ответчиком ей было отказано.

В судебном заседании ФИО1 на требованиях и доводах, с учетом представленного ответчиком расчета, настаивала.

Представитель ответчика УО МО МР «Корткеросский» ФИО2 с заявленными требованиями не согласна в полном объеме, просила применить срок исковой давности.

Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 21, 22, 136 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.

Статьей 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В силу п. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании трудового договора ХХХ от <дата>, заключенного между Управлением образования и ФИО1, последняя была принята на работу в должности <...> с <дата> на неопределенный срок. В приказе о приеме на работу № ХХХ от <дата> и трудовом договоре ХХХ от <дата> истцу установлен оклад (должностной оклад, тарифная ставка) в размере <...> руб., надбавки (доплата) в размере 50% - северная надбавка, 20%- районный коэффициент, 25% - сельские. Согласно трудовому договору работнику могут устанавливаться надбавки и выплачиваться премии в соответствии с Положением об оплате труда и премировании.

На основании дополнительного соглашения к трудовому договору от <дата>ХХХ от <дата>ХХХ, заключенного между сторонами, ФИО1 принята на работу по совмещению на <...> на срок с <дата> по <дата>.

Из информации ответчика в период своей работы истец в рамках Положения о стимулировании и премировании работников информационного-методического кабинета Управления образованием получала надбавки стимулирующего характера за высокий уровень исполнительной дисциплины, за активное участие в районных мероприятиях, за курирование многопредметных образовательных областей.

Приказом Управления образования № ХХХ от <дата> с истцом расторгнут трудовой договор на основании ее личного заявления.

В обоснование своих требований истец указывает, что при поступлении на работу в <дата>. в <...>» ей стало известно, что, с учетом ее работы в <...> в период с <дата> по <дата>, ей при последующей работе в Управлении образования должна была начислять надбавка за выслугу лет. Данная надбавка по новому месту работу ей начисляется.

Ответчик не выплату надбавки за выслугу лет обуславливает отсутствием у ФИО1 права на данную надбавку, поскольку заработная плата последней начислялась в соответствии с трудовым договором и Положением о стимулировании и премировании работников информационного-методического кабинета Управления образованием, в котором надбавка за выслугу лет отсутствовала и с которыми истец была ознакомлена при поступлении на работу и согласна.

Приказом Управления образованием от 25.11.2016 №ОД-01/25112016 утверждено Положение о стимулировании и премировании работников информационного-методического кабинета Управления образованием (далее по тексту- Положение). Пунктом 2.1 данного Положения установлены стимулирующие надбавки работников информационно-методического кабинета с использованием следующих критериев оценки их труда: высокий уровень исполнительной дисциплины – до 20% к должностному окладу; отсутствие замечаний в ходе проверок по направлениям деятельности до 10% к должностному окладу; выполнение особо важной работы, активное участие в районных мероприятиях до 50%; методическое сопровождение педагогов при подготовке выступлений к различным форумам – до 10%; курирование многопредметных образовательных областей – до 30%; активная работа с общественными организациями, СМИ – до 20%; курирование экспертных групп и организация экспертизы по аттестации педагогических кадров – до 20%; организация работы по аттестации педагогических кадров – до 20%; освоение и внедрение новых форм, методов и технологий в трудовой деятельности – до 10%; выполнение работником дополнительной к плановой деятельности работ – до 50%; проведение мониторинговых исследований – до 20%; активное участие в районных мероприятиях. Конкретные размеры надбавок устанавливаются ежемесячно и утверждаются приказом начальника Управления образованием. Пунктом 3 предусмотрены надбавки за качество выполняемых работ работникам, награжденным ведомственными наградами: почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, значком «Отличник просвещения» в размере 10% к должностному окладу. Премии выплачиваются работникам на основании приказа начальника Управления образование при экономии фонда оплаты труда. Работники ИМК Управления образования могут премироваться за долголетний и добросовестный труд, за личный вклад и развитие образования. Данное положение разработано в соответствии с Постановлением администрации МР «Корткеросский» № 2209 от 22.10.2007 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений образования МР «Корткеросский» (с изменениями и дополнениями).

Главой администрации МО муниципального района "Корткеросский" утверждено Постановление от 24.10.2007 N 2209 "Об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций муниципального района "Корткеросский", разработанное в целях усиления заинтересованности руководителей и специалистов муниципальных образовательных организаций муниципального района "Корткеросский" в повышении эффективности труда, улучшении качества оказываемых ими услуг и росте квалификации специалистов. В Постановлении отражено: Управлению образованием администрации муниципального района "Корткеросский" (ФИО5), отделу физической культуры, спорта и туризма администрации муниципального района "Корткеросский" (ФИО6), отделу культуры и молодежи администрации муниципального района "Корткеросский" (ФИО7) до 1 октября 2008 года разработать и утвердить критерии оценки результативности труда работников муниципальных учреждений образования муниципального района "Корткеросский", положение о материальном стимулировании руководителей муниципальных учреждений образования муниципального района "Корткеросский", а также организовать работу с муниципальными учреждениями образования муниципального района "Корткеросский" по исполнению настоящего постановления. Приложением 4 утверждены выплаты стимулирующего работникам муниципальных образовательных организаций муниципального района «Корткеросский», в числе которых пунктом 4 предусмотрены надбавки за выслугу лет, которые устанавливаются руководителям, специалистам, другим служащим и высококвалифицированным рабочим учреждений образования в следующих размерах: свыше 1 года – 5% к должностному окладу, от 5 до 10 лет – 10%, от 10 до 15 – 15%, свыше 15 лет – 20%. В стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, включаются следующие периоды: период работы в государственных и муниципальных учреждениях на руководящих должностях, должностях специалистов и других служащих; период работы в государственных и муниципальных учреждениях высококвалифицированными рабочими, оплата труда которых осуществлялась исходя из повышенных разрядов; период работы в централизованных бухгалтериях при органах исполнительной власти и местного самоуправления Республики Коми на руководящих должностях, должностях специалистов и других служащих; период работы на государственной гражданской и муниципальной службе и др. Надбавки за выслугу лет исчисляются исходя из должностного оклада, оклада (ставки заработной платы, тарифной ставки) работника без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера. Основным документом для определения стажа работы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, является трудовая книжка. В качестве дополнительных документов могут предоставляться справки соответствующих организаций, подтверждающие наличие сведений, имеющих значение при определении права на надбавку за выслугу лет или ее размер, заверенные подписью руководителя и печатью. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, а также надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, определяются учреждениями образования самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда соответствующего учреждения и фиксируются в установленном порядке в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Конкретные размеры выплат стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы, надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, заместителям руководителя, главным бухгалтерам и остальным работникам учреждений образования устанавливаются приказом руководителя учреждения.

Таким образом Положение, разработанное на основании Постановления АМР № 2209, предусматривающее начисление надбавки за выслуги лет при наличии определенного стажа, не содержит в качестве выплаты стимулирующего характера надбавку за выслугу лет, и соответственно являлось незаконным.

Отсутствие в Положении указанной надбавки нарушало права его работников, имеющих право на ее получение.

Также установленные обстоятельства подтверждаются тем, что Управлением образования с <дата> утверждено приказом №ХХХ от <дата> новое Положение, в котором предусмотрена надбавка за выслугу лет.

Приложением ХХХ к приказу от <дата>ХХХ утверждено Положение о комиссии по определению стажа для ежемесячной надбавки за выслугу лет в управлении образованием. Согласно Положению о комиссии задачами являются определение стажа работы, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, работникам Управления образования. Основанием для проведения заседания комиссии являются: представление ведущим документоведом Управления образованием в комиссию документов, подтверждающих стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, работникам Управления образованием; основным документом для определения стажа работы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, является трудовая книжка. В качестве дополнительных документов могут предоставляться справки соответствующих организаций, подтверждающие наличие сведений, имеющих значение при определении права на надбавку за выслугу лет или ее размер, заверенные подписью руководителя и печатью. Документы рассматриваются в течении 30 дней со дня поступления в комиссию. Заседание комиссии созывается ее председателем по мере необходимости. Решение комиссии оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем комиссии, секретарем и членом. Протокол комиссии является основанием доля издания приказа начальника Управлением образованием об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.

В связи с изложенным довод представителя ответчика, что истец ознакомлена была с трудовым договором, приказом о принятии на работу, в которых не предусматривалась надбавка за выслугу лет, и с чем она была согласна, не обоснованы, поскольку, с учетом вышеизложенного Положения о комиссии, определение наличия права на надбавку за выслугу лет подведомственно указанной выше комиссии, созданной работодателем.

По представленным сведениям Военного комиссариата Республики Коми <дата> между руководителем <...> и работником ФИО1 был заключен трудовой договор ХХХ, в соответствии с которым ФИО1 представлена работа по должности <...>. <дата> на основании дополнительного соглашения к трудовому договору ХХХ ФИО1 предоставлена работа по должности <...>. <дата> трудовой договор прекращен в связи с сокращением штата работников, что отражено в трудовой книжке истца. Также из информации военного комиссариата РК следует, в период времени, когда с ФИО1 был заключен трудовой договор, гражданскому персоналу <...> устанавливалась стимулирующая выплата за выслугу лет к должностным окладам (тарифным ставкам), должность <...>, занимаемая ФИО1, входит в раздел III Перечня «Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками», утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 №557 и относится к категории «служащие».

Из изложенного следует, что при трудоустройстве в Управление образованием ФИО1, с учетом стажа работы в <...> более 5 лет в должности федеральной государственной службы, при наличии об этом сведений в трудовой книжке, работодатель располагал сведениями о наличии у истца стажа, дающего ему право на получение надбавки к окладу за выслугу лет в размере 10% и, соответственно, имел основания для назначения ему такой надбавки.

Таким образом суд приходит к выводу о неправомерности действий Управления образованием по не начислению истцу надбавки к окладу за выслугу лет.

При этом, ответчиком в суде заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд по указанным выше требованиям и применении последствий пропуска срока.

В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

С учетом установленных обстоятельств неправомерности не выплаты истцу ответчиком надбавки за выслугу лет, заявленного истцом ходатайства о пропуске срока, положения ч.2 ст. 392 ТК РФ, даты обращения истца с настоящим иском <дата>, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований, а именно о взыскании с Управления образованием МО МР «Корткеросский» в пользу ФИО1 задолженности по заработной плате (в виде невыплаченной надбавки за выслугу лет, и разницы выплаты отпускных с учетом положенной надбавки) за период с <дата> по <дата> в размере <...><...>), из расчета представленного ответчиком, с которым истец согласился.

Согласно ст.393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты государственных пошлин и судебных расходов.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, пп.1 п.1.ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 400 рублей.

руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению образованием МО МР «Корткеросский» удовлетворить частично.

Взыскать с Управления образованием МО МР «Корткеросский» в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате за период с <дата> в размере <...>.

Взыскать с Управления образованием МО МР «Корткеросский» в бюджет МР «Корткеросский» государственную пошлину в размере <...> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Э.Ф. Буян

Решение в окончательной форме принято 21.03.2018