ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1226/2021 от 01.11.2021 Любинского районного суда (Омская область)

Дело № 2-1226/2021

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский 11 ноября 2021 года

Любинский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Акуловой О.В.,

при секретаре Носковой О.Л.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Ахтырских Ю.В.,

с участием представителя истца Представитель №1,

представителя ответчика Представитель №2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения Любинского района» к Возчиковой А.Н. о взыскании материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Казенное учреждение Омской области «Центр занятости населения Любинского района» обратилось в Любинский районный суд Омской области с исковым заявлением к Возчиковой А.Н. о взыскании материального ущерба. Просит взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 118 053,28 руб. вследствие незаконно полученных средств.

Представитель истца Представитель №1 в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в КУ Омской области «Центр занятости населения Любинского района» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы обратилась Возчикова А.Н., которая личной подписью подтвердила, что на момент обращения работы и заработка не имеет. ДД.ММ.ГГГГ из Пенсионного фонда Российской Федерации получена информация, что Возчикова А.Н. уволена из АО «Тандер» ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Возчикова А.Н. предоставила в цент занятости заведомо ложные данные, на основании которых получила статус базработного и социальные выплаты, то есть обманным путем. Соответственно все назначенные ей выплаты были отменены приказами. Возчикова А.Н. была предупреждена, что в случае выявления факта получения пособия по безработице обманным путем выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, а незаконно полученные денежные средства центр занятости имеет право взыскать в судебном порядке. В связи с чем, заявленные требования поддерживает в полном объеме. Помимо этого, указала, что от Министерства труда и социального развития было обращение в правоохранительные органы с просьбой провести проверку в отношении Возчиковой А.Н. в порядке ст. 144-145 УПК РФ. Прием Возчиковой А.Н. осуществляла родственница ее свекрови ФИО1, а именно ее родная сестра. Имеющаяся в деле копия трудовой книжки имеет явные подчистки. Оригинал трудовой книжки не предоставлен Возчиковой А.Н., в том числе и в данное судебное заседание.

Ответчик Возчикова А.Н. участия в судебном заседании не принимала, извещена надлежаще, доверила представлять свои интересы по доверенности представителю Представитель №2

Представитель Представитель №2 с заявленными исковыми требованиями не согласилась. Возчикова А.Н. достоверно не знала, какой датой ее уволили, поскольку находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Выходить на работу не собиралась, в связи с чем обратилась с заявлением об увольнении. Несколько раз переписывала его. Писала еще какие-то заявления о выходе из отпуска. Все документы она отправляла через магазин в <адрес>. Возможно, что данным способом ей передали копию трудовой книжки, с которой она и обратилась в центр занятости с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. Специалистами центра занятости при приеме Возчиковой А.Н. был нарушен установленный законом порядок приема, в результате чего и стало возможным, что в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ она была еще трудоустроена в АО «Тандер». В случае, если бы Возчикову А.Н. приняли электронным способом, а не на личном приеме, ее документы прошли проверку через электронную базу. В связи с чем, полагает, что с Возчиковой А.Н. заявленная сумма подлежит частичному удовлетворению, а именно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. После данного периода, Возчикова А.Н. стала официально уволенной и получила право на получение статуса безработной и социальных выплат. ФИО1 действительно приходится ей родной сестрой, а Возчикова А.Н. – снохой. Она сама какой-то период работала в центре занятости и знает, что происходило в тот период. ФИО1 только оформила карточку и дело Возчиковой А.Н., а дальше оно пошло на согласование к следующему специалисту и руководителю центра. На проверку документов по закону 10 дней, если бы ее провели надлежаще, то могли принять Возчикову А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон №1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Статьей 3 Закона предусмотрено, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из положений пунктов 2, 3 статьи 31 Закона следует, что с момента признания гражданина в установленном порядке безработным у него возникает право на получение пособия по безработице. При этом в силу пункта 6 названной статьи Закона пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель (ст. 30 Закона №1032-1).

Согласно ст. 31 Закона №1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Дополнительные выплаты к пособию по безработице, установленные в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, выплачиваются гражданам, признанным в установленном порядке безработными, органами службы занятости соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанного гражданина.

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, граждан, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, граждан, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, период выплаты пособия по безработице не может превышать трех месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев

Гражданину, который снят с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости и который после снятия с учета в органах службы занятости не состоял в трудовых (служебных) отношениях либо не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, главы или члена крестьянского (фермерского) хозяйства, налогоплательщика налога на профессиональный доход, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

В силу ст. 33 Закона №1032-1 Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в размерах, установленных пунктом 1 настоящей статьи, исходя из среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в том числе признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

В ходе судебного заседания были исследованы материалы, представленные сторонами.

В казенное учреждение Омской области "Центр занятости населения Любинского района" ДД.ММ.ГГГГ на личный прием обратилась Возчикова А.Н. На основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Возчикова А.Н. признана безработной с назначением пособия по безработице.

При обращении в КУ Омской области "Центр занятости Любинского района" за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы Возчикова А.Н. личной подписью подтвердила, что на момент обращения работы и заработка не имеет и предупреждена, что в случае выявления факта получения пособия по безработице обманным путем, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, а не законно полученные денежные средства центр занятости имеет право взыскать в судебном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 были утверждены "Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (далее - Правила). В соответствии с указанными правилами в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации. Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В силу п. 4 Правил центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения (п. 17 Правил).

В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке. В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке (п. 19 Правил).

Согласно представленным в материалах дела документам Возчикова А.Н. обратилась лично в КУ Омской области "Центр занятости Любинского района" и была принята специалистом ФИО1, которая работала в тот период ведущим инспектором центра занятости населения. Согласно должностной инструкции, с которой ФИО1 была ознакомлена под роспись, она должна была знать закон (п. 2.2 инструкции). В рамках организации услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы ведущий инспектор осуществляет прием документов, необходимых для предоставления услуги, в том числе в электронном виде, проверку перечня предоставленных необходимых документов и достоверности предоставленных в них сведений о гражданине, подготовку проектов приказов об отказе в признании гражданина безработным или о признании его безработным, внесение сведений об обратившихся гражданах в реестр получателей услуг (п. 3.1). Своей личной подписью специалист ФИО1 подтвердила, что она у Возчиковой А.Н. приняла весь необходимый пакет документов, внесла в карточку сведения из них. В материалах дела имеется копия трудовой книжки на имя Возчиковой А.Н., заверенная подписью и печатью специалиста ФИО1

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице», также изготовленным и заверенным ФИО1, Возчикова А.Н. признана безработной (основанием явилось личное дело получателя государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ и ей назначено пособие по безработице.

На основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Возчиковой А.Н. изменялась продолжительность периодов выплат по безработице, их размеры и сроки, а также была оказана материальная поддержка в период участия в оплачиваемых общественных работах, на основании распоряжения главы Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с заключением с нею срочного трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по программе «Организация проведения оплачиваемых общественных работ в соответствии с законом РФ «О занятости населения в РФ».

Согласно карточке учета получателя социальных выплат в виде пособия по безработице и материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты по безработице Возчикова А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получила социальную выплату в виде пособия по безработице, материальную поддержку, финансовая помощь всего размере 118 053,28 руб.

Приказом центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ у Возчиковой А.Н., в связи с получением пособия по безработице обманным путем: исключены из начислений пособие по безработице, материальная поддержка, финансовая помощь, всего в сумме 118 053,28 руб.

ДД.ММ.ГГГГ КУ ЦЗН Любинского района направило Возчиковой А.Н. требование о возврате в добровольном порядке выплаченных социальных выплат.

На момент рассмотрения искового заявления в суде требования истца не исполнено.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в результате действий Возчиковой А.Н. КУ Омской области "Центр занятости Любинского района" причинен материальный ущерб. В связи с чем, доводы истца о взыскании с Возчиковой А.Н. материального ущерба являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Стороной ответчика каких-либо доказательств, опровергающих выводы представителя истца, суду не представлено.

Доводы стороны ответчика о том, что она заблуждалась относительно даты ее увольнения, опровергаются материалами дела и являются необоснованными.

В соответствии с приказом (распоряжением) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) АО «Тандер» действие трудового договора с Возчиковой А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ прекращено в связи с ее увольнением по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для вынесения приказа явилось заявление, написанное Возчиковой А.Н. собственноручно ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой уволить ее с ДД.ММ.ГГГГ. Помимо данного заявления она написала заявление с просьбой выслать ей трудовую книжку и все справки по адресу проживания.

Трудовая книжка Возчиковой А.Н. была направлена почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается описью, квитанцией в приеме почтовых отправлений по безналичному расчету, списком почтовых отправлений. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором Возчикова А.Н. получила трудовую книжку на руки ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив представленные доказательства, суд полагает, что Возчикова А.Н. не могла на момент обращения иметь на руках трудовую книжку, при этом, ей было достоверно известно, что трудовой договор с ней может быть расторгнут только с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, суд ставит под сомнение представленную Возчиковой А.Н. при обращении копию трудовой книжки, которая к тому же имеет явные следы подчистки. Оригинал трудовой книжки Возчиковой А.Н. не предоставлен, отсутствует он и в материалах проверки в правоохранительных органах, как пояснил допрошенный в качестве свидетеля Свидетель №1 Таким образом, на момент обращения Возчикова А.Н. не имела право на постановку на учет ее в качестве базработной, как было указано в ее карточке при обращении, с которой последняя ознакомилась и заверила достоверность содержащихся в ней записей личной подписью.

Доводы о том, что при приеме Возчиковой А.Н. нарушен установленный порядок специалистами центра занятости, не имеет юридического значения, для рассмотрения настоящего дела, поскольку это является нарушением трудовой дисциплины и должностных обязанностей работниками центра занятости, что влечет за собой дисциплинарную ответственность. В первую очередь на лице, которое обращается в центр занятости лежит обязанность по предоставлению достоверных сведений, в обратном случае наступает ответственность, о чем гражданин предупреждается под роспись. Получив ДД.ММ.ГГГГ Возчикова А.Н. также не поставила в известность центр занятость о действительной дате ее увольнения. Поскольку Возчикова А.Н. изначально предоставила, согласно карточке персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от ДД.ММ.ГГГГ, документы как не имеющая работы, то соответственно и признана она была безработной, согласно закону, с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ как указывает представитель ответчика. Соответственно к взысканию подлежит вся сумма выплат, полученная Возчиковой А.Н. за период нахождения ее в статусе безработной.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании Имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имею для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, взысканию с ответчика Возчиковой А.Н. в пользу истца подлежат денежные средства, полученные ответчиком незаконно в размере 118 053 рубля 28 копеек.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения Любинского района» к Возчиковой А.Н. о взыскании материального ущерба удовлетворить.

Взыскать с Возчиковой А.Н. в пользу Казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения Любинского района» материальный ущерб в размере 118 053 рубля 28 копеек вследствие незаконно полученного пособия по безработице.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья О.В. Акулова

Мотивированное решение изготовлено 18.11.2021 года.