ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1226/2022 от 04.08.2022 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2-1226/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2022 года

г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи

Витюковой Л.А.,

при секретаре

ФИО1,

с участием представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО3, истца ФИО3, истца ФИО4, представителя ответчиков по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО2 к ФИО6, ФИО7, администрации муниципального образования Ленинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области о незаконности возражений Ленинского сельского совета на изменение вида разрешенного использования,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО3, ФИО4, ФИО2 обратились в суд с иском к ФИО8, ФИО7, администрации МО Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, указав, что они обратились в МФЦ Оренбургского района с заявлением о замене основного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером . Администрация МО Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области предоставила в регистрирующий орган возражения относительно изменении разрешенного вида использования спорного земельного участка. В регистрации изменения вида разрешенного использования ФИО2 было отказано.

С учетом уточнений просят суд:

1) Признать заведомо ложными сведения, изготовленные и поданные МО Ленинский сельсовет в Управление Росреестра о том, что ПЗЗ Ленинского сельсовета в действующей редакции недействительны;

2) Признать, что ПЗЗ Ленинского сельсовета, утвержденные решением от 16.09.2021 года являлось действующим документом по состоянию на 03.12.2021 и 24.12.2021 года – даты межведомственных запросов Росреестра для осуществления государственного кадастрового учета;

3) Признать незаконными возражения ответчиков против государственной регистрации по причине того, что вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство» не предусмотрено в связи с отсутствием технических проездов;

4) Признать незаконными возражения ответчиков против государственной регистрации в связи с тем, что идет судебный процесс в отношении собственника земельного участка с кадастровым номером и нецелевого использования участка;

5) Признать незаконным все действия гражданина ФИО8 против смены вида разрешенного использования ИЖС на ЛПХ для участка семьи ФИО9;

6) Признать незаконными все действия гражданки ФИО10 против смены вида разрешенного использования ИЖС на ЛПХ для участка семьи ФИО9;

7) Признать незаконным и отменить документ Возражения сельсовета исх. №1223 от 03.12.2021 года на межведомственный запрос Росреестра от 02.12.2021 о предоставлении информации для государственной регистрации изменения вида разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером ;

8) Признать незаконные возражения ответчиков против государственной регистрации смены ВРИ действиями, нарушающими законные права и свободы истцов;

9) Обязать МО Ленинский сельсовет устранить нарушение прав и законных интересов истцов путем направления обращения в Управление Росреестра по Оренбургской области об осуществлении государственного кадастрового учета по смене основного вида разрешенного использования ИЖС с кодом 2.1 на ЛПХ с кодом 2.2 для участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: по состоянию ПЗЗ для зоны Ж1 на 24.12.2021 – дату второго межведомственного запроса Росреестра на основании личного обращения собственника участка ФИО2 в МФЦ;

10) Обязать МО Ленинский сельсовет отменить увольнение ФИО10 по статье «собственное желание» и уволить по статье «в связи с утратой доверия»;

11) Обязать Совет депутатов МО Ленинский сельсовет рассмотреть вопрос об удалении главы МО ФИО8 в отставку в связи с утратой доверия по факту организации изготовления и передачи дважды в Росреестр недостоверных данных;

12) Взыскать с ответчиков ФИО10 в пользу ФИО3 моральный вред в размере 200000 рублей;

13) Взыскать с ответчика ФИО10 в пользу ФИО4 моральный вред в размере 100000 рублей;

14) Взыскать с ответчика ФИО10 в пользу ФИО2 моральный вред в размере 50000 рублей;

15) Взыскать с ответчиков ФИО8 в пользу ФИО3 моральный вред в размере 100000 рублей;

16) Взыскать с ответчика ФИО8 в пользу ФИО4 моральный вред в размере 50000 рублей;

17) Взыскать с ответчика ФИО8 в пользу ФИО2 моральный вред в размере 20000 рублей;

18) Взыскать с ответчика МО Ленинский сельсовет в пользу ФИО3 моральный вред в размере 100000 рублей;

19) Взыскать с ответчика МО Ленинский сельсовет в пользу ФИО4 моральный вред в размере 100000 рублей;

20) Взыскать с ответчика МО Ленинский сельсовет в пользу ФИО2 моральный вред в размере 100000 рублей;

21) Взыскать с ответчиков в пользу ФИО3 судебные расходы за юридическую помощь истцам в оформление искового заявления, уточненного искового заявления, уточненных исковых требований в размере 22330 рублей (22000 рублей по двум актам к договору и 330 рублей комиссии за 2 перевода);

22) Взыскать с ответчиков затраты на оплату госпошлины в размере 300 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Росреестра по Оренбургской области.

Истец ФИО2, третье лицо Управление Росреестра по Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Ответчики ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.

Истец и представитель истца ФИО2 - ФИО3, истец ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчиков администрации МО Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, ФИО6 – ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Суд, выслушав сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства, принадлежит на праве собственности ФИО2

ФИО3, действуя в интересах ФИО2 по доверенности 30.11.2021 года обратился в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования на основании ПЗЗ.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области 02.12.2021 года направил в адрес администрации МО Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области запрос о предоставлении информации о территориальной зоне, к которой, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области относится земельный участок с кадастровым номером .

В ответ на указанный запрос администрация МО Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области предоставила ответ от 03.12.2021 года, согласно которому она возражает относительно изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка, по следующим основаниям:

- Правила землепользования и застройки муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в действующей редакции недействительны на основании Постановления администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области №272-п от 24.11.2021 года «О проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в градостроительный регламент зоны Ж1 Правил землепользования и застройки муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области»;

- вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером считать «для жилищного строительства», вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство» не предусмотрено в связи с отсутствием технических проездов.

Также просили не производить регистрационных действий в отношении спорного участка в связи с тем, что идет судебный процесс в отношении собственника земельного участка и его нецелевого использования.

Уведомлением от 06.12.2021 года отказано в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с отсутствием у ФИО3 полномочий на обращение в орган регистрации прав.

22 декабря 2021 года ФИО2 подал заявление в Управление Росреестра по Оренбургской области об изменении вида разрешенного использования на основании ПЗЗ.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области 24.12.2021 года направил в адрес администрации МО Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области запрос о предоставлении информации о территориальной зоне, к которой, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области относится земельный участок с кадастровым номером .

Ответ на указанный запрос не поступил.

29 декабря 2021 года Управлением Росреестра по Оренбургской области в ФИО2 отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия во заявлению заинтересованного лица на основании ч. 4 ст. 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в связи с непоступлением ответа на запрос. При этом разъяснено, что отказ в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности не лишает права вновь обратиться с заявлением о кадастровом учете и государственной регистрации в случае устранения причин, препятствующих кадастровому учету и государственной регистрации прав.

Согласно ответу Управления Росреестра по Оренбургской области № 02-08-14, поступившему 04.08.2022 года, для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки. Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования. ПЗЗ принимаются уполномоченным органом населенного пункта. В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.

Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования главой местной администрации не требовалось.

Поскольку регистрирующий орган отказал в регистрации изменения вида разрешенного использования сначала ввиду отсутствия полномочий у ФИО3 на подачу подобного заявления, второй раз – ввиду непоступления ответа на межведомственный запрос, суд приходит к выводу о том, что возражения администрации МО Ленинский сельсовет Оренбургского района не повлияли на отказ в регистрации изменения вида разрешенного использования, кроме того администрация сельсовета, также как и глава администрации и другие ее сотрудники не являются регистрирующим органом.

Как разъяснено в п. 1, п. 2, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Суд считает целесообразным отметить несостоятельность требований истцов о признании возражений Ленинского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области относительно изменений вида разрешенного использования земельного участка, поскольку данные возражения не были основанием отказа в регистрации изменения вида разрешенного использования, в связи с чем удовлетворение требований в указанной части противоречит принципу исполнимости судебного решения.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела факт нарушения прав истцов действиями ответчиков, установлен не был, что влечет к отказу в удовлетворении искового требования о признании возражений администрации МО Ленинский сельсовет Оренбургского района в полном объеме.

Поскольку основное требование оставлено без удовлетворения, постольку производные от него требования подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО4, ФИО2 к ФИО6, ФИО7, администрации муниципального образования Ленинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области о незаконности возражений Ленинского сельского совета на изменение вида разрешенного использования, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11.08.2022 года.

Судья: Витюкова Л.А.