Дело № 2-1228/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2018 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Стеблевой И.Б.,
при секретаре Дмитриевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Смоленского района Смоленской области, уточнив исковые требования обратился в суд с иском к Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности на Администрацию Пригорского сельского поселения обратиться в течение одного месяца после вступления решения в законную силу в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области для принятия мер к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых под объектами водоснабжения <адрес> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области; в течение шести месяцев со дня передачи Администрацией МО «Смоленский район» в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, занятых под объектами водоснабжения <адрес> зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на объекты водоснабжения <адрес>; в течение шести месяцев с момента регистрации объектов водоснабжения <адрес> провести конкурс на право заключения, концессионного соглашения в установленном законом порядке; в течение восьми месяцев со дня вступления в силу решения суда организовать проведение технического обследования системы водоснабжения <адрес> специализированной организацией водоснабжения в установленном законом порядке; возложения обязанности на Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области в течение одного года после обращения Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района организовать и провести землеустроительные и кадастровые работы, поставить на кадастровый учет земельные участки, занятые под объектами водоснабжения <адрес> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области; в течение одного месяца после постановки на кадастровый учет передать Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, занятые под объектами водоснабжения <адрес>. В обоснование иска указав, что прокуратурой Смоленского района проведена проверка исполнения Администрацией Пригорского сельского поселения требований законодательства о водоснабжении в части организации водоснабжения <адрес> Смоленской области. Проверкой установлено, что водоснабжение <адрес> обеспечивается посредством водопроводных сетей, водонапорной башни артезианской скважины до водоразборных колонок и в дома. Объекты водоснабжения находятся в собственности Пригорского сельского поселения. Право собственности в установленном законом порядке не зарегистрировано. Схема водоснабжения Пригорского сельского поселения утверждена решением Совета депутатов Пригорского сельского поселения от <дата>№ <номер>. Сведения о водоснабжении <адрес> включены в текстовую и графическую часть схемы. В нарушение действующего законодательства Администрацией Пригорского сельского поселения водоснабжение <адрес> не организовано: объекты водоснабжения в установленном законом порядке в организацию водоснабжения не переданы, что приводит к некачественному предоставлению коммунальных услуг. Так, в <дата> имели место перерывы водоснабжения в связи с неисправностью глубинного насоса на артскважине, проводились: ремонтные работы на водопроводных сетях. На момент проверки имелся аварийный участок на <адрес> в неудовлетворительном состоянии находится павильон артскважины. В нарушение требований законодательства Администрацией не принято мер к организации проведения технического обследования системы водоснабжения <адрес> в установленном законом порядке. Постановлением Администрации Смоленской области от № <номер> "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, и муниципальным образованием "Смоленский район" Смоленской области в муниципальную собственность Пригорского сельского поселения переданы объекты коммунальной инфраструктуры; в том числе и объекты водоснабжения д<адрес>. С момента ввода в эксплуатацию указанных объектов прошло более 5 лет. Данные объекты водоснабжения должны передаваться гарантирующей организации водоснабжения или иной специализированной организации только по концессионному соглашению, заключенному по результатам конкурса. В нарушение требований законодательства Администрация мер, направленных на регистрацию права собственности на объекты водоснабжения <адрес>, не предпринимает, что препятствует распоряжению указанными объектами коммунальной инфраструктуры в установленном законом порядке. Ранее прокуратурой Смоленского района проводилась проверка организации Администрацией Пригорского сельского поселения водоснабжения <адрес> по результатам которой <дата> в адрес главы МО «Пригорское сельское поселение» внесено представление. Контрольной проверкой установлено, что требования данного представления до настоящего времени не устранены. В связи с бездействием Администрации в отношении системы водоснабжения <адрес> не организованы мероприятия, направленные на ремонт и модернизацию объектов водоснабжения, что приводит к нарушению прав граждан в связи с перерывами водоснабжения по причине неисправности системы водоснабжения. Проверкой установлено, что трубопровод, обеспечивающий водоснабжение <адрес> проходит по территории земельного участка, собственность на который не разграничена, а также по территории земельных участков, находящихся в собственности граждан. Отсутствие определенных, в соответствии с действующим законодательством, границ земельного участка, на котором расположены объекты коммунальной инфраструктуры Пригорского сельского поселения препятствует государственной регистрации прав на указанные объекты для, передачи их в установленном законом порядке на обслуживание специализированной организации. В свою очередь, полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, у администрации сельского поселения отсутствуют. В связи с чем, для организации и проведения землеустроительных и кадастровых работ, постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых под объектами коммунальной инфраструктуры Пригорского сельского поселения необходимо уведомить об этом Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области, как орган, осуществляющий распоряжение, на территории МО «Смоленский район», земельными участками собственность на которые не разграничена. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ заявлены данные требования.
Представитель истца - помощник прокурора Смоленского района АВ в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – СО исковые требования признали в полном объеме.
Представитель ответчика - НА., действующая на основании доверенности со специальными полномочиями, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что согласно действующему законодательству вопросы по водоснабжению относятся к полномочиям Пригорского сельского поселения, Администрация Пригорского сельского поселения вопросу водоснабжения в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области не обращалась, в отношении Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области прокуратурой проверка не проводилась, по вопросу проведения землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельного участка, на котором находятся объекты водоснабжения Администрация Пригорского сельского поселения в Администрацию МО «Смоленский район» не обращалась.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
В соответствии с пп.3,4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст. 1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 N 141-з "О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения" к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения водоснабжения населения; в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно чч.1,2,7,8 ст.7 Федерального закона от <дата> N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договора холодного водоснабжения.
До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст.12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона статусом гарантирующей организации обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией, предложения о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения). Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организации письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным.
В целях определения технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности проводится технической обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения (ч.1 ст.37 Федерального закона от <дата> N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"),
В соответствии с ч.ч. 3,4 ст.37 Закона о водоснабжении техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организаций. Результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федераций и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно ч.3 ст.41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой
системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена,
передача прав владения и (или) пользования такими объектами или
системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
Постановлением Администрации Смоленской области от <дата>№ <номер> "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, и муниципальным образованием "Смоленский район" Смоленской области в муниципальную собственность Пригорского сельского поселения переданы объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе и объекты водоснабжения <адрес>. С момента ввода в эксплуатацию указанных объектов прошло более 5 лет.
В соответствии с ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.39 Федеральный закон от <дата> N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионным соглашением, объектом которого являются объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может предусматриваться предоставление концедентом во владение и (или) в пользование концессионера водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее незарегистрированное недвижимое имущество), при условии, что балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества не превышает пятидесяти процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения.
Как видно из материалов дела, прокурором Смоленского района Смоленской области проведена проверка исполнения Администрацией Пригорского сельского поселения законодательства о водоснабжении в части организации водоснабжения в <адрес>, в ходе которой установлено, что водоснабжение <адрес> обеспечивается посредством водопроводных сетей, водонапорной башни артезианской скважины до водоразборных колонок и в дома. Объекты водоснабжения находятся в собственности Пригорского сельского поселения, право собственности в установленном законом порядке не зарегистрировано, объекты водоснабжения в установленном законом порядке в организацию водоснабжения не переданы, что приводит к некачественному предоставлению населению коммунальных услуг. Ранее прокуратурой Смоленского района так же проводилась проверка организации Администрацией Пригорского сельского поселения водоснабжения <адрес>, по результатам которой <дата> в адрес Главы МО «Пригорское сельское поселение» вынесено представление. Контрольной проверкой установлено, что требования данного представления до настоящего времени не устранены.
На основании вышеназванных правовых норм, суд приходит к выводу, что несоблюдение Администрацией Пригорского сельского поселения требований действующего законодательства по принятию мер к организации проведения технического обследования системы водоснабжения <адрес>, не принятие мер, направленных на регистрацию права собственности на объекты водоснабжения <адрес> и <адрес> принятие мер, направленных на ремонт и модернизацию объектов водоснабжения, приводит к нарушению прав граждан в связи с перерывами водоснабжения по причине неисправности системы водоснабжения.
Кроме того, при проведении проверки прокурором Смоленского района Смоленской области установлено, что трубопровод, обеспечивающий водоснабжение в <адрес> проходит по территории земельных участков, собственность на которые не разграничена, а так же по территории земельных участков, находящихся в собственности граждан. Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка, на котором расположены объекты коммунальной инфраструктуры Пригорского сельского поселения препятствует государственной регистрации прав на указанные объекты для передачи их в установленном порядке на обслуживание специализированной организации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Данные положения закона применяются с 01.01.2017.
Таким образом, Администрация Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области с <дата> утратила функции уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия в сфере управления и распоряжения земельными участками на территории Пригорского сельского поселения, государственная собственность на которые не разграничена. Указанные функции в настоящее время уполномочена осуществлять Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области.
Совокупность перечисленных выше доказательств, свидетельствует о том, что исковые требования прокурора Смоленского района Смоленской области к Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения участников процесса, характера выявленных нарушений и времени, необходимого для их устранения, суд определяет срок исполнения решения суда установить в соответствии с заявленными исковыми требованиями.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Смоленского района Смоленской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности - удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение одного месяца после вступления решения в законную силу обратиться в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области для принятия мер к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых под объектами водоснабжения <адрес> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области.
Возложить обязанности на Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской
области в течение одного года после обращения Администрации Пригорского
сельского поселения Смоленского района Смоленской области организовать и провести землеустроительные и кадастровые работы, поставить на кадастровый учет
земельные участки, занятые под объектами водоснабжения <адрес> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области.
Возложить обязанность на Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области в течение одного месяца после постановки на кадастровый учет передать
Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района
Смоленской области в постоянное (бессрочное) пользование земельные
участки, занятые под объектами водоснабжения <адрес>.
Возложить обязанность на Администрацию Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение шести месяцев со дня передачи Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, занятых под объектами водоснабжения <адрес> зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на объекты водоснабжения <адрес>
Возложить обязанность на Администрацию Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение шести месяцев с момента регистрации объектов водоснабжения д<адрес> провести конкурс на право заключения, концессионного соглашения в установленном законом порядке.
Возложить обязанность на Администрацию Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение восьми месяцев со дня вступления в силу решения суда организовать проведение технического обследования системы водоснабжения <адрес> специализированной организацией водоснабжения в
установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.Б. Стеблева