ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1228/20 от 19.02.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2-1228/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 19 февраля 2020 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Филиппова О.Д., с участием представителя истца ФИО1 по доверенности от 10.02.2020г., ответчика ФИО2, представителей ответчика ФИО3, ФИО4 по доверенности от 03.12.2019г., при секретаре Румянцевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) к ФИО2 о взыскании ущерба в размере 1 177 452 руб. 31 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику. При этом в обоснование иска указывает, что в период с 23.04.2019 по 27.05.2019 в Департаменте ветеринарии Республики Саха (Якутия) проведена выездная ревизия на основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 22.04.2019 «О назначении выездной ревизии в Департаменте ветеринарии Республики Саха (Якутия)», по результатам которой установлены нарушения бюджетного законодательства, нормативных актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а именно: в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1, 2 статьи 19 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.03.2005 214-3 N433-III «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)», статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 12.07.2007 494-3 N 1003-III «Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)» допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 1 445 451, 02 руб., выразившееся в начислении руководителю Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) и его заместителям без согласования представителя нанимателя иные дополнительные выплаты в виде премий, единовременных выплат, материальной помощи - за 2017 год 920041,89 руб (без учета начислений на выплаты и оплату труда); за 2018 год 525409,13 руб (без учета начислений на выплаты на оплату труда). На основании установленных нарушений Департаменту ветеринарии Республики Саха (Якутия) выписано предписание о взыскании с виновных лиц суммы нарушений в размере 1268210,72 руб. и перечислению в доход бюджета Республики Саха (Якутия). Согласно акту выездной ревизии от 27 мая 2019 года установлено, что в 2017 году ответчиком, занимавшей должность ___ Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) но тот период, начислено себе премий в сумме 920 040,89 руб. : - по результатам проведения мониторинга качества финансового менеджмента 517 837,93 руб. (в соответствии с приказами № 18 от 07.02.2017, № 128 от 31.05.2017, № 150 от 07.07.2017, № 209 от 20.09.2017, № 280/1 от 16.11.2017); - единовременные выплаты и материальная помощь 402 202,96 руб. (в соответствии с приказами № 179 от 23.08.2017, № 274 от 14.11.2017, № 313 от 12.12.2017, № 333 от 22.12.2017). В 2018 году начисление себе премии ответчиком в должности руководителя Департамента ветеринарии республики Саха (Якутия) составляет 257 411,42 руб, из которых: - единовременная выплата в связи с награждением 35 447,50 руб. (согласно приказу № 13-к от 29.01.2018); - премия по результатам проведения мониторинга качества финансового менеджмента 198 963,92 руб. (согласно приказам № 506 от 04.05.2018, № 557 от 20.06.2018); - материальная помощь ко Дню ветеринарного работника 23 000,00 руб. (согласно приказу № 563 от 26.06.2019). Таким образом, общая сумма премий, начисленных ответчиком в нарушение бюджетного законодательства в период 2017,2018 годы, составляет 1 117 452 руб. 31 коп. 30 июля 2019 года истцом в адрес ответчика направлена претензия о нарушении бюджетного законодательства РФ (исх. № 26/05-01-01/3271), на который получен ответ о несогласии с результатами выездной ревизии. В связи с этим истец просит взыскать с ответчика сумму ущерба в размере 1 177 452 руб. 31 коп.

В суде представитель истца ФИО1 исковое заявление поддержала и просит удовлетворить.

В суде ответчик ФИО2 с иском не согласна и просит в иске отказать. В суде представители ответчика ФИО3, ФИО4 с иском не согласны и просят в иске отказать, в том числе и в связи с пропуском срока обращения с иском в суд по ст.392 ТК РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 233 Трудового кодекса РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Кодексом или иными федеральными законами. Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение или ухудшение наличного имущества работодателя, а также необходимость для него произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Частью второй статьи 242 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных этим кодексом или иными федеральными законами. Так, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного правонарушения, если таковое установлено соответствующим государственным органом (пункт 6 части 1 статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью первой статьи 277 ТК РФ руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Из материалов дела следует, что стороны состояли в трудовых отношениях, что сторонами не оспаривается. Ответчик работала ___ Департаменте ветеринарии Республики Саха (Якутия с 22.06.2010 года по 31.08.2018 года.

26.06.2015 года между руководителем Администрации Главы и Правительства РС(Я) и ответчиком ФИО2 был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РС(Я) и замещению должности ___ Департамента ветеринарии РС(Я)(служебный контракт).

В период с 23.04.2019 по 27.05.2019 в Департаменте ветеринарии Республики Саха (Якутия) проведена выездная ревизия на основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 22.04.2019 №01-04/0580 «О назначении выездной ревизии в Департаменте ветеринарии Республики Саха (Якутия)». При этом в акте ревизии указано, что по итогам выездной ревизии составления и исполнения бюджетной сметы, в том числе средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на содержание органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также на исполнение государственных программ Республики Саха (Якутия), за период 2017-2018 гг. в Департаменте ветеринарии Республики Саха (Якутия) установлено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), выразившееся в начислении дополнительных выплат в виде премий, единовременных выплат, материальной помощи ФИО2, занимавшей должность ___ Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) с 22.06.2010г. по 31.08.2018г. без согласования с представителем нанимателя. Так, на основании приказов Департамента ветеринарии за проверяемый период № №18 от 07.02.2017г. за III квартал 2016 г., 128 от 31.05.2017г. по итогам 2016 г., №150 от 7.07.2017г. по итогам 1 кв.2017 г., №209 от 20.09.2017г. по итогам 2 кв.2017 г., №280/1 от 16.11.2017 года по итогам 3 кв.2017 г, № 506 от 04.05.2018г. по итогам 2017 года, № 557 от 20.06.2017 года по итогам 1 кв. 2018 года начислены и выплачены государственным служащим премии по результатам проведения мониторинга качества менеджмента всего на 2 325 106,46 руб., в том числе: за 2017 год всего начислена сумма 1 519 407,54 руб. (без учета начислений на оплату труда), в том числе ___ Департамента ФИО2 руб. (приложение № 5 к Акту от 27.05.2019г.); за 2018 год всего начислена сумма 805 698,92 руб. (без учета начислений на оплату труда) в том числе ___ Департамента ФИО2 (приложение № 6 к Акту от 27.05.2019г.) Hа основании приказов Департамента ветеринарии ___ начислены и иные дополнительные выплаты в виде премий, единовременных выплат, материальной помощи на общую сумму 551 408,79 руб. (без учета начислений на выплаты на оплату труда), в том числе: За 2017 год 402 202,96 руб., а именно руководителю Департамента ветеринарии ФИО2 (без учета начислений на выплаты на оплату труда) (приложение № 7 к акту от 27.05.2019г.); за 2018 год 149 205,83 руб., в том числе ФИО2 111 386,37 руб., ФИО5 37 819,46 руб. (без учета начислений на выплаты на оплату труда) (приложение № 8 к акту от 27.05.2019г.) Таким образом, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, ч. 1, 2 статьи 19 Республики Саха (Якутия) от 30.03.2005 214-3 № 433-111 «О государственной кой службе Республики Саха (Якутия)», ст. 3 Закона Республики Саха (Якутия) 107.2007 494-3 N 1003-III «Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)» допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 1445451,02 руб., выразившееся в начислении ___ Департамента ветеринарии Республики Саха(Якутия) и его заместителям без согласования с представителем нанимателя иные дополнительные выплаты в виде премий, единовременных выплат, материальной помощи:

за 2017 год 920 041,89руб. (без учета начислений на выплаты на оплату труда);

за 2018 год 525 409,13 руб. (без учета начислений на выплаты на оплату труда).

Постановлением о назначении административного наказания заместителя министра финансов РС(Я) от 14.06.2019 года ФИО2 привлечена к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ к штрафу в размере 20000 рублей. При этом из постановления о назначении административного наказания следует, что руководителю Департамента ветеринарии по РС(Я) ФИО2 в 2018 году начислены и выплачены дополнительные выплаты в виде премий, единовременных выплат, материальной помощи на общую сумму 257 411 руб. 43 коп., а именно: Приказом №506 от 4.05.2018г. 159 171,14 руб.; Приказом №557 от 20.06.2018г. 39 792,78 руб.; Приказом №13-к от 29.01.2018г. 35 447,50 руб.; Приказом №563-к от 26.06.2018г. 23 000,00 руб..В нарушение части 1, 2 статьи 19 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.03.2005 214-з N433-III «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)», части 1,2 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 12.07.2007 494-3 № 1003-III «Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)», пп. «б» п.7 Служебного контракта №88 от 26.06.2015г. вышеуказанные приказы подписаны ФИО2 без согласования с представителем нанимателя. Данное постановление о назначении административного наказания ответчиком не обжаловано и вступило в законную силу. Довод ответчика о пропуске истцом годичного срока обращения с иском в суд не состоятелен, поскольку факт причинения ущерба был установлен только актом выездной ревизии Министерства финансов РС(Я) от 27 мая 2019 года, т.е. истец обратился в суд в пределах срока установленного ст. 392 ТК РФ. При этом в нарушение ст.56 ГПК РФ истец не представил доказательств подтверждающих обоснованность заявленных исковых требований, кроме постановления о назначении административного наказания в отношении ответчика от 14.06.2019 года. Служебная проверка по результатам ревизии Министерства финансов РС(Я) истцом не проводилась, объяснение от ответчика по выявленным нарушениям по результатам ревизии с ответчика не истребовано, нормативно-правового акта РС(Я) регулирующего порядок премирования, выплаты материальной помощи, единовременной выплаты, поощрения государственного гражданского служащего руководителя Департамента ветеринарии РС(Я) суду не представлено. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ работник может быть привлечен к полной материальной ответственности за причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. При этом из постановления о назначении административного наказания следует наличие прямой причинно-следственной связи между совершенным ответчиком административным проступком и возникшим у истца прямым действительным ущербом. Следовательно, на основании статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 238, пункта 6 части 1 статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснения, изложенного в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" с ответчика как с непосредственного причинителя вреда в пользу истца подлежит взысканию сумма причиненного ущерба в размере 257 411 руб. 43 копеек. Кроме того в порядке ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 972 рубля 24 коп. В связи с не представлением доказательств раскрывающих семейное и имущественное положение ответчика оснований для снижения размера ущерба в порядке статьи 250 ТК РФ суд не находит. При таких обстоятельствах, иск подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) к ФИО2 о взыскании ущерба в размере 1 177 452 руб. 31 коп. удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 в пользу Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) ущерб в размере 257 411 руб. 43 коп.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета госпошлину в размере 972 руб. 24 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке через Якутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - судья О.Д. Филиппов.