ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1228/2022 от 14.03.2022 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кызыл 14 марта 2022 года

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сат А.Е., при секретаре Лупсаа Ч.Е., с участием помощника прокурора ФИО2, представителя ответчика ФИО3, представителя третьего лица ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирных домах,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Кызыла ФИО4 обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирных домах.

Указывает, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности, в ходе которой установлено, что в многоквартирных домах по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес><данные изъяты>, осуществляющее управление многоквартирными домами не соблюдены требования оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, а именно не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, что стало следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей <данные изъяты>, чем нарушены права неопределенного круга лиц как потребителей услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению на оплату услуг в соответствии с фактическим потреблением.

Просит обязать <данные изъяты> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирных домах по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.

В возражении на исковое заявление ответчик <данные изъяты> указывает, что с заявленными требованиями полностью не согласны, так как расходы по установке общедомовых приборов учета должны лежать на собственниках многоквартирного дома. Расходы каждого собственника определяется в виде доли, пропорционально доле в праве собственности на общее имущество. Управляющая компания не несет обязанности по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета. Более того, считает, что установка общедомовых приборов учета относится к перечню работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Просит отказать в удовлетворении иска.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора ФИО2 по доверенности поддержала исковое заявление по указанным в нем доводам.

Представитель ответчика <данные изъяты>ФИО3 по доверенности с иском не согласилась, указав, что установка и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета в обязанности управляющей компании не входит, это вопрос должен решаться самой ресурсоснабжающей организацией.

Представитель третьего лица АО «Кызылская ТЭЦ» ФИО5 по доверенности поддержала требования истца, указав, что ответственность за содержание многоквартирного дома возложена на управляющую компанию, в том числе по установке общедомовых приборов учета.

Представители третьих лиц ООО «Водоканал-Сервис», Службы государственной жилищной инспекции в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без их участия в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее – Федеральный закон об энергоснабжении) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона об энергоснабжении, до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (в ред. от 27.03.2018 г.) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

С учетом указанных норм права обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников помещений в многоквартирных домах.

Обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания принадлежащего ему имущества следует также из общих положений гражданского и жилищного законодательства (ст. 210 ГК РФ и ст. 30 Жилищного кодекса РФ).

В силу положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации.

Из материалов дела следует, что <данные изъяты> осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, что подтверждается списком домов, находящихся в управлении <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, протоколами собраний собственников многоквартирных жилых домов.

Согласно списку многоквартирных домов с установленными коллективными приборами учета, установлено, что в вышеуказанных многоквартирных домах коллективные приборы учета горячей и холодной воды, тепловой энергии не установлены.

Из ответа ООО «Водоканал-Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что начисления по общедомовому прибору учета производится только в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. С абонентами, расположенными в остальных многоквартирных домах г. Кызыла ведется работа по «прямым» договорам в рамках ст. 157.2 ЖК РФ.

Из информации, предоставленной АО «Кызылская ТЭЦ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дома по <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, общедомовыми приборами учета не оснащены.

Как видно до настоящего времени коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирных домах по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, не установлены.

Изложенное свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных заместителем прокурора г. Кызыла требований.

Доводы представителя ответчика о том, что установка и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирных домах это обязанность собственников многоквартирного дома и производится за их счет являются верными. Однако эти работы должны быть осуществлены управляющей организацией и вне зависимости от наличия соответствующих указаний в договоре управления и независимо от наличия либо отсутствия соответствующего решения общего собрания собственников помещений.

В соответствии с под. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".

В соответствии с п. 5 Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Законодателем мероприятия по энергоснабжению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета возложена на лиц, ответственных за управление многоквартирными домами.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.

Таким образом, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации входит в обязанности управляющей организации, в связи с чем доводы возражения о том, что данные работы относятся к капитальному ремонту, являются не состоятельными.

Вместе с тем, требование истца о возложении обязанности на ответчика <данные изъяты> обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме по <адрес>, удовлетворению не подлежит, так как управление данным домом осуществляет <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из реестра лицензий <данные изъяты>.

Для исполнения решения суд устанавливает срок – в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку заместитель прокурора при подаче иска освобождён от уплаты госпошлины, то государственная пошлина в размере 300 рублей взыскивается с ответчика.

Таким образом, на основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирных домах удовлетворить частично.

Обязать <данные изъяты> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирных домах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с <данные изъяты> в доход бюджета муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2022 года.

Судья А.Е. Сат