Решение
Именем Российской Федерации
16 мая 2017 года г. Азов
Азовский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Нижников В.В., при секретаре Катиценой С.А., с участием представителя истца Марченко А.В., адвоката истца Куц О.А., представителей ответчика Багоян А.Ю. и Кучеевой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1229/2017 по иску Марченко ФИО8 к Унитарному муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Азовское» о признании действий незаконными, обязании выдать справку об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг, компенсации морального вреда и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Марченко М.А. (далее – истец) обратилась в суд с иском к Унитарному муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Азовское» (далее – ответчик, УМП ЖКХ «Азовское») о признании действий по выставлению задолженности по коммунальным услугам, в том числе за холодное водоснабжение незаконными; обязании выдать справку об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг; компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> и судебных расходов.
Истец является собственником <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет прибора учета воды, в котором просила согласовать с нею в течение <данные изъяты>х суток после получения заявки время ввода прибора учета в эксплуатацию, провести проверку прибора учета, его опломбировку и составить акт приемки прибора учета в эксплуатацию.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчик запросил у истца следующие сведения: будет ли опломбировка счетчика производиться впервые? Кем была произведена установка прибора учета воды? Также был предоставлен порядок опломбировки индивидуальных приборов учета воды.
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет прибора учета воды.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчик повторно разъяснил порядок опломбировки индивидуальных приборов учета воды.
ДД.ММ.ГГГГ истец подала ответчику заявление, согласно которому она не согласна с позицией ответчика.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в Азовскую межрайонную прокуратуру на неправомерные действия УМП ЖКХ «Азовское».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Азовская межрайонная прокуратура уведомила истца о том, что ее обращение передано в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области для рассмотрения по существу.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ разъяснило истцу порядок опломбировки индивидуальных приборов учета воды.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ сообщило истцу, что порядок опломбировки индивидуальных приборов учета воды установленный УМП ЖКХ «Азовское» соответствует требованиям закона.
В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась в МФЦ Азовского района с пакетом документов для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Документы были возвращены истцу без назначения, так как согласно Постановлению Правительства РФ от 14.12.2015 № 761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» субсидия не предоставляется гражданам, имеющим задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Истцом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года ответчик стал производить расчет оплаты за холодное водоснабжение, исходя из показаний индивидуального прибора учета воды. При этом в квитанциях по оплате коммунальных услуг числится задолженность, происхождение которой истцу не известно.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с претензией, в которой просила обосновать размер задолженности, период ее возникновения. В связи с отсутствием ответа на претензию, истец обратилась в суд с иском.
Истец считает действия ответчика не соответствующими закону.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания. Судебное заседание проведено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истицы.
Представитель истца Марченко А.В. и адвокат истца Куц О.А. в судебное заседание явились, иск поддержали.
Представители ответчика Багоян А.Ю. и Кучеева Н.И. в судебное заседание явились, в иске просили отказать.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требование настоящей статьи в частности: организации учета используемых энергетических ресурсов распространяют на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) система: централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Пункт 6 статьи 13 указанного Закона гласит, что до 01 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления Закона в силу жилых домов обязаны обеспечить установку приборов учета используемой воды на границе централизованными системами, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Учет используемых энергетических ресурсов на объектах, подключенных к системам централизованного снабжения, осуществляется в местах подключения указанных объектов к таким системам.
Исходя из части 5 статьи 20 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами.
В соответствии с п. п. 2, 16 Правил "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 83 от 13 февраля 2006 года следует, что "точка подключения" - это место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения объекта капитального строительства к системам водоснабжения и водоотведения. Исполнитель выдает заказчику технические условия подключения объекта строительства к сетям водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в которых должна быть указана - точка присоединения к системам водоснабжения.
В абзаце 4 пункта 7 Постановления N 83 определено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должно осуществляется в пределах границ земельного участка. Кроме того, указано на то, что подключение к системе коммунальной инфраструктуры должно быть произведено не далее границ земельного участка заказчика.
Средства измерений при их приемке должны быть проверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Приемка в эксплуатацию приборов осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 13 Приказа Минэнерго Российской Федерации N 149 от 07 апреля 2010 года место установки (замены) прибора учета должно соответствовать требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы.
Подпункт "д" пункта 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" устанавливает обязанность абонента, установить приборы учета холодной воды, сточных вод (в случае если установка прибора учета сточных вод является обязательной для абонента в соответствии с требованиями настоящих Правил) на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательство РФ.
Пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2013 года N 776 "Об утверждении правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" гласит, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод, на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, и др.
Судом установлено, что Постановлением администрации Кагальницкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ для осуществления централизованного водоснабжения на территории Кагальницкого сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ гарантирующей организацией определено УМП ЖКХ «Азовское».
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен договор № на поставку питьевой холодной воды.
Демонтированный прибор учета воды истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел просроченную поверку с ДД.ММ.ГГГГ. Прибор учета воды был заменен истцом самостоятельно, без уведомления ответчика.
В силу п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Согласно п.81(2) Правил в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
Судом установлено, что истец в нарушение требований п.81 Правил не представил ответчику сведений об организации, осуществившей монтаж прибора учета.
В силу п.81(4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета.
В соответствии с п.81(5) Правил несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
Судом установлено, что согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному в присутствии истца, представителями ответчика было установлено, что водомерный узел смонтирован с нарушениями прав установки и монтажа прибора учета и не может быть принят к коммерческому учету. Истцу предложено предоставить в адрес ответчика проектно-техническую документацию на водоснабжение, провести перемонтаж водомерного узла, повторно предъявить узел учета. Акт от ДД.ММ.ГГГГ истец не оспаривался.
Таким образом, установлено нарушение истцом п.81(4) Правил в частности соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета.
В силу п.81(13) Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение <данные изъяты> дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за <данные изъяты> рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Судом установлено, что истец не известила ответчика о демонтаже предыдущего прибора учета. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж были выполнены истцом без извещения ответчика.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком обосновано не был принят к учету установленный самостоятельно истцом прибор учета воды. Следовательно, расчет оплаты коммунальных услуг производился по действующим нормативам, а показания прибора учета воды не могли быть приняты в качестве доказательства объема потребления воды.
Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска о признании действий незаконными, обязании выдать справку об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг. Также не подлежит удовлетворению требование о компенсации морального вреда, так как указанное требование является производным от основного требования. Судом нарушений прав истца как потребителя не установлено.
В силу ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят изгосударственной пошлиныииздержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы с учетом размера удовлетворенных требований.
Таким образом, во взыскании судебных расходов с ответчика в пользу истца надлежит отказать.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Марченко ФИО9 к Унитарному муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Азовское» о признании действий незаконными, обязании выдать справку об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг, компенсации морального вреда и судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Азовский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 22.05.2017 года.