РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 декабря 2017 года гор. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Петровой С.А.,
при секретаре Шараповой Н.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Сегежского муниципального района о включении периода работы в муниципальный стаж,
установил:
Истец ФИО1 обратился с иском к ответчику администрации Сегежского муниципального района (далее Администрация) по тем основаниям, что в стаж муниципальной службы для определения размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии ответчиком не был включён период работы истца с 14.02.1977 по 19.03.1992 в должности бухгалтера централизованной бухгалтерии исполкома Сегежского городского Совета, с 20.03.1992 по 15.06.1997 в должности заместителя главного бухгалтера мэрии гор. Сегежи и Сегежского района. Однако централизованная бухгалтерия являлась структурным подразделением Исполкома Сегежского городского совета, затем мэрии гор. Сегежи и Сегежского района, в дальнейшем администрации гор. Сегежа и Сегежского района. Ссылаясь на положения Закона РК «О государственной службе в Республике Карелия» № 167-ЗРК от 10.01.1997, истец просила обязать ответчика включить в стаж муниципальной службы периоды работы с 14.02.1977 по 15.06.1997.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала. Пояснила, что работала в финансовом отделе централизованной бухгалтерии Исполкома Сегежского городского Совета до его ликвидации, который являлся органом самоуправления. В последующем работала в мэрии гор. Сегежи и Сегежского района. В её должностные обязанности входило составление расчётов к проекту бюджета города и района, ведение учёта исполнения смет расходов бюджетных средств, составление и анализ отчётов по исполнению бюджета. На время отсутствия главного бухгалтера исполняла его обязанности. Полагала, что спорные периоды должны быть включены в муниципальный стаж для определения размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации, действующая на основании доверенности ФИО2, заявленные требования не признала. Пояснила, что истица не являлась муниципальным служащим ни в один из указанных ею в исковом заявлении периодов работы. Правовым основанием для работы централизованных бухгалтерий являлось Положение о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утверждённое постановлением Совмина РСФСР от 14.01.1971 № 34. Структурных подразделений в исполкоме не предусмотрено. В период с 14.02.1977 по 19.03.1992 централизованная бухгалтерия не являлась структурным подразделением мэрии (администрации) района, данный период работы истца не относился к работе в органах государственного управления и местного самоуправления, не входил в структуру данных органов. Централизованные бухгалтерии создавались с целью технического обеспечения деятельности исполнительных органов власти без наделения их управленческими функциями органов власти и управления. В настоящее время работники централизованных бухгалтерий не включены в реестры ни муниципальных, ни государственных служащих. Период работы истца с 20.03.1992 по 15.06.1997 также не является основанием для включения в стаж муниципальной службы для определения ежемесячной доплаты к страховой пенсии, поскольку действующее законодательство предусматривает начисление доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим при наличии определённого стажа в определённый период времени муниципальной службы. Истец обратилась в суд в 2017 г., на дату обращения за предоставлением доплаты, стаж государственной (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет должен составлять 15 л. 6 мес. Истец до 01.01.1997 и позднее не замещала муниципальную должность, соответственно не имеет стажа такой работы и не может приобрести право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости. Доводы истца о том, что она ранее занимала должность муниципальной службы, не состоятельны, поскольку её профессиональная деятельность не связана с осуществлением непосредственно функций государственного или муниципального управления. В случае удовлетворения требования о включении периода работы истца с 20.03.1992 по 15.06.1997, муниципальный стаж будет менее 10 л., как того требовало ранее действующее законодательство для приобретения права на доплату к страховой пенсии по старости и менее 15,6 л., как определено действующим законодательством.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из ст. 66 Трудового кодекса РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно записям трудовой книжки, ФИО1 (до заключения брака Б. актовая запись о заключении брака №... от ХХ.ХХ.ХХ.) 14.02.1977 принята бухгалтером централизованной бухгалтерии исполкома Горсовета; 20.03.1992 переведена в мэрию гор. Сегежи и Сегежского района в связи с ликвидацией исполкомов Сегежских городского и районного Советов народных депутатов; 20.03.1992 назначена заместителем главного бухгалтера централизованной бухгалтерии мэрии гор. Сегежи и Сегежского района; 20.03.1995 мэрия г. Сегежи и Сегежского района преобразована в администрацию гор. Сегежи и Сегежского района; 15.06.1997 уволена в порядке перевода в отдел культуры администрации гор. Сегежа и Сегежского района.
17 апреля 2017 г. истец обратилась в администрацию Сегежского района с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Письмом администрации Сегежского муниципального района от 27.04.2017 истцу отказано в удовлетворении заявления. Отказ мотивирован тем, что должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии мэрии (администрации) гор. Сегежи и Сегежского района не отнесена к должностям муниципальной службы.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 25 данного Федерального закона в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами (ч. 1). В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в ч. 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч. 3). Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 4).
Порядок исчисления стажа муниципальной службы в Республике Карелия определён ст. 12 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», согласно которой в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения должностей, предусмотренные ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». В стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты в соответствии со ст. 11 настоящего Закона также включаются периоды, указанные в ч. 2 ст. 22 Закона Республики Карелия «О государственной службе Республики Карелия».
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона Республики Карелия от 10.10.1997 № 167-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Карелия» лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Карелия категории "Б" и "В" и должности государственной гражданской службы Республики Карелия, имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации» (Предложение в редакции Закона Республики Карелия «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия «О государственной службе Республики Карелия» от 02.10.1998, введённом в действие с 09.10.1998), ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 72 и 80 % месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В стаж государственной службы, дающий право, на ежемесячную доплату в соответствии со ст. 21 настоящего Закона, также включается: время работы в аппаратах органов государственной власти и управления: местных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, а также органов прокуратуры и судов всех уровней (п. 1 ч. 2 Закона Республики Карелия «О государственной гражданской службе Республики Карелия»).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» уставом муниципального образования могут предусматриваться за счёт средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо досрочно назначенной в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации». Уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к страховая пенсии по старости (инвалидности) за счёт средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 01.01.1997 и проживающим на территории Республики Карелия (ч. 3 ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия»).
Решением Совета Сегежского муниципального района от 28.01.2010 № 48 утверждено Положение о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района. Пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что стаж для установления размера ежемесячной доплаты гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в ОМС, исчисляется в порядке, установленном федеральным и республиканским законодательством о муниципальной службе.
Решением Совета Сегежского муниципального района от 29.06.2017 № 366 утверждён Порядок назначения, перерасчёта и выплаты ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района. Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что стаж муниципальной службы для установления ежемесячной доплаты исчисляется в порядке, установленном ст. 12 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия».
Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.01.1971 № 34 «Об утверждении положения о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов утверждено Положение о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов. В соответствии с пунктами 1, 3 - 5 положения централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются для ведения учёта исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств. Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов осуществляют работу по составлению и исполнению бюджета и смет расходов бюджетных учреждений, ведут учёт исполнения бюджета и смет расходов и осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, за состоянием расчётов, сохранностью денежных средств и товарно-материальных ценностей, за правильным и экономным расходованием государственных средств, а также обеспечивают правильное и своевременное составление периодической и годовой отчётности об исполнении бюджета. Централизованные бухгалтерии возглавляются главным бухгалтером. Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии подчиняется непосредственно председателю соответствующего исполкома Совета народных депутатов, и руководствуется в своей работе Положением о главных бухгалтерах, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59, указаниями Министерства финансов СССР и финансовых органов. Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии назначается и освобождается от должности исполкомом сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета народных депутатов по согласованию с главным бухгалтером финансового отдела исполкома районного (городского) Совета народных депутатов. Остальные работники централизованной бухгалтерии назначаются и увольняются по представлению главного бухгалтера председателем исполкома сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета народных депутатов.
Из архивной справки от 19.06.2017 № 378, выданной архивным отделом МБУ «Сегежская ЦБС», следует, что в штатных расписаниях Исполкома Сегежского городского Совета за период с 1977 по 1991 годы содержатся сведения о централизованной бухгалтерии как о структурном подразделении Исполкома Сегежского городского Совета.
В штатных расписаниях Исполкома Сегежского городского Совета за 1977 г. содержатся должности «бухгалтер», «главный бухгалтер», с 1978 г. по 1989 г. - должности «главный бухгалтер», «зам. гл. бухгалтера», «ст. бухгалтер», «бухгалтер».
В документах по личному составу Исполкома Сегежского городского Совета, в лицевых счетах по начислению заработной платы работникам централизованной бухгалтерии за период с 1977 г. по 1991 г. значится ФИО3 в качестве бухгалтера, старшего бухгалтера.
Решением Сегежского городского Совета от 26.09.1991 Исполком Сегежского городского Совета ликвидирован.
С 10.12.1991 приступил к исполнению своих полномочий Сегежский городской Совет народных депутатов (решение Сегежского городского Совета народных депутатов от 10.12.1991 «О полномочиях депутатов городского (города республиканского подчинения) Совета народных депутатов»).
Постановлением мэрии города Сегежи от 15.01.1992 № 37 ликвидированы централизованные бухгалтерии при исполкомах районного и городского Советов народных депутатов, создана единая централизованная бухгалтерия мэрии гор. Сегежа.
Решением Сегежского городского Совета народных депутатов от 29.01.1992 местная администрация поименована мэрией во главе с мэром территории подведомственной городскому Совету народных депутатов республиканского подчинения (мэр города и района), утверждена структура местной администрации, согласно которой включена централизованная бухгалтерия.
Решением Сегежского городского Совета от 17.03.1995 утверждена структура администрации гор. Сегежи и Сегежского района, согласно которой включена централизованная бухгалтерия с перечнем должностей, в том числе «главный бухгалтер», «заместитель главного бухгалтера».
Постановлением главы самоуправления города Сегежи и Сегежского района от 28.03.1995 № 247 «О реорганизации исполнительного органа местного самоуправления» преобразован аппарат мэрии в администрацию гор. Сегежи и Сегежского района согласно утвержденной структуре. В том числе работником, назначенным на должности в администрацию гор. Сегежи и района с освобождением от занимаемой должности в бывшей мэрии с 20 марта т.г. назначена заместителем главного бухгалтера централизованной бухгалтерии ФИО1
Решением Сегежского городского совета от 14.08.1996 принят устав местного самоуправления гор. Сегежи и Сегежского района. Согласно п. 4 ст. 40 устава, администрация гор. Сегежи и района приобретает статус юридического лица с момента её образования. Подразделения городской администрации (управления, отделы) могут иметь статус юридического лица, что закрепляется в их уставах и положениях. Администрация гор. Сегежи района является правопреемником мэрии гор. Сегежа и Сегежского района.
Установив указанные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что централизованная бухгалтерия являлась структурными подразделением Исполкома Сегежского городского Совета, мэрии гор. Сегежи и Сегежского района, администрации гор. Сегежи и Сегежского района. Финансирование деятельности централизованной бухгалтерии осуществлялось за счёт местного бюджета. Должности «заместителя главного бухгалтера», «бухгалтера» являлись штатными должностями.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и включении периодов с 14.02.1977 по 19.03.1992 в должности бухгалтера централизованной бухгалтерии исполкома Горсовета, с 20.03.1992 по 15.06.1997 - в должности заместителя главного бухгалтера мэрии гор. Сегежи и Сегежского района в стаж муниципальной службы.
Доводы ответчика о том, что централизованная бухгалтерия не являлась структурным подразделением Исполкома Сегежского городского Совета, мэрии гор. Сегежи и Сегежского района, администрации гор. Сегежи и Сегежского района и не входила в структуру данных органов не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Доводы ответчика о том, что централизованные бухгалтерии создавались с целью технического обеспечения деятельности исполнительных органов власти без наделения их управленческими функциями органов власти и управления, суд находит подлежащими отклонению. Из представленных в материалы дела доказательств следует, что иного подразделения бухгалтерии при мэрии, администрации гор. Сегежа и Сегежского района не имелось. Являясь бухгалтером, заместителем главного бухгалтера, истец подписывала финансовые документы и несла соответствующую ответственность. ФИО1 подчинялась главному бухгалтеру, получала заработную плату из бюджета муниципального образования, будучи заместителем главного бухгалтера, в отсутствие главного бухгалтера выполняла его должностные обязанности.
Статья 98 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная ею государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать администрацию Сегежского муниципального района Республики Карелия включить ФИО1 в стаж муниципальной службы для определения размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии периоды работы с 14.02.1977 по 19.03.1992, с 20.03.1992 по 15.06.1997.
Взыскать с администрацию Сегежского муниципального района в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 руб. (триста рублей).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.А. Петрова
Справка:
решение в окончательной форме