ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1229/17 от 26.04.2018 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-9/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Алешкова А.Л., при секретаре Асинсковой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Алешкова А.Л., при секретаре Асинсковой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуроры к ЗАО «Полигон-ЛТД» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с указанным иском к ответчику, требования мотивировав тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по поступившему обращению о нарушениях ЗАО «Полигон ЛТД» требований законодательства при обращении с отходами на территории Сургутского района ХМАО-Югры.

Проверкой установлено, что ЗАО «Полигон ЛТД» на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов - «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» г.Сургут» (далее – Объект, Полигон), расположенного по адресу: <адрес>

В периоде ДД.ММ.ГГГГ года на Полигоне размещено <данные изъяты> тонн отходов.

Как показала проверка, эксплуатация данного Полигона осуществляется с грубыми нарушениями требований природоохранного законодательства.

Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по ХМАО-Югре утверждено положительно заключение государственной экологической экспертизы по проекту: «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» г.Сургут», сроком действия три года.

ДД.ММ.ГГГГ приказом Северо-Уральского управления Ростехнадзора утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту: «Строительство участка утилизации нефтешлама на полигоне твердо-бытовых и промышленных отходов (ТБПО) «27-й км» г.Сургут», сроком действия три года.

Вместе с тем, в нарушение требований закона ЗАО «Полигон-ЛТД» осуществляет эксплуатацию Полигона в отсутствии государственной экологической экспертизы на проектную документацию Объекта.

Кроме того, как показала проверка, эксплуатация Объекта осуществляется в отсутствии разрешения на ввод его в эксплуатацию.

Проверкой также установлено, что территория Полигона не по всему периметру оборудована ограждением либо осушительной траншеей, или валом, а также установлено, что ЗАО «Полигон-ЛТД» надлежащим образом не осуществляет мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории Объекта, а именно ЗАО «Полигон-ЛТД» не осуществлялся мониторинг по допустимому содержанию в подземных водах акриламида.

Таким образом, эксплуатация ЗАО «Полигон ЛТД» вышеуказанного объекта размещения отходов в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, в отсутствии разрешения уполномоченного органа на ввод объекта в эксплуатацию с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту их интересов со стороны государства от хозяйствующих субъектов, которые своей незаконной деятельностью по эксплуатации объектов размещения отходов создают угрозу здоровью людей и компонентам окружающей среды.

На основании изложенного истец просил обязать ЗАО «Полигон ЛТД» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на объект размещения отходов - «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» г.Сургут», расположенный на <адрес>. Обязать ЗАО «Полигон ЛТД» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить в администрации Сургутского района ХМАО-Югры разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» г.Сургут», расположенного на 27 км автодороги Сургут-Нефтеюганск на Западно-Сургутском месторождении нефти в Сургутском районе ХМАО-Югры. Обязать ЗАО «Полигон ЛТД» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать по всему периметру полигон твердых бытовых и промышленных отходов ограждением либо осушительной траншей глубиной более 2 м, или валом высотой не более 2 м. Обязать ЗАО «Полигон ЛТД» с ДД.ММ.ГГГГ организовать и осуществлять ежемесячный мониторинг подземных вод на объекте размещения отходов - «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» <адрес>» по допустимому содержанию в подземных водах загрязняющего вещества - акриламид. Запретить ЗАО «Полигон ЛТД» с ДД.ММ.ГГГГ эксплуатацию объекта - «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» <адрес>», расположенного на 27 км автодороги Сургут-Нефтеюганск на Западно-Сургутском месторождении нефти в <адрес> ХМАО-Югры в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В судебном заседании помощник Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора ХМАО-Югры Сургунов А.Е. представил суду заявление об уточнении исковых требований, просил: обязать ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на объект размещения отходов - «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» г.Сургут», расположенный на 27 км автодороги Сургут-Нефтеюганск в Сургутском районе ХМАО-Югры. Обязать ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу получить в администрации Сургутского района ХМАО-Югры разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» г.Сургут», расположенного на 27 км автодороги Сургут-Нефтеюганск на Западно-Сургутском месторождении нефти в Сургутском районе ХМАО-Югры. Обязать ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать по всему периметру полигон твердых бытовых и промышленных отходов ограждением либо осушительной траншей глубиной более 2 м, или валом высотой не более 2 м. Обязать ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу организовать и осуществлять ежемесячный мониторинг подземных вод на объекте размещения отходов «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» г.Сургут» по допустимому содержанию в подземных водах загрязняющего вещества - акриламид. Запретить ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу эксплуатацию объекта «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов«27-й км» г.Сургут», расположенного на 27 км автодороги Сургут-Нефтеюганск на Западно-Сургутском месторождении нефти в Сургутском районе ХМАО-Югры в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. С учетом, заявленных уточнений, помощник Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора ХМАО-Югры Сурганов А.Е. исковые требования поддержал.

Представители ответчика Челышев Д.В., Щелоков О.Н. в судебном заседании иск не признали.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав стороны, изучив и проанализировав материалы дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по поступившему обращению о нарушениях ЗАО «Полигон ЛТД» требований законодательства при обращении с отходами на территории Сургутского района ХМАО-Югры.

Проверкой установлено, что ЗАО «Полигон ЛТД» на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов - «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» <адрес>» (далее – Объект, Полигон), расположенного по адресу: <адрес>.

В периоде ДД.ММ.ГГГГ года на Полигоне размещено <данные изъяты> тонн отходов.

Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по ХМАО-Югре утверждено положительно заключение государственной экологической экспертизы по проекту: «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» г.Сургут», сроком действия три года.

ДД.ММ.ГГГГ приказом Северо-Уральского управления Ростехнадзора утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту: «Строительство участка утилизации нефтешлама на полигоне твердо-бытовых и промышленных отходов (ТБПО) «27-й км» г.Сургут», сроком действия три года.

Таким образом, в нарушение требований закона ЗАО «Полигон-ЛТД» осуществляет эксплуатацию Полигона в отсутствии государственной экологической экспертизы на проектную документацию Объекта.

Кроме того, как показала проверка, эксплуатация Объекта осуществляется в отсутствии разрешения на ввод его в эксплуатацию.

Проверкой также установлено, что территория Полигона не по всему периметру оборудована ограждением либо осушительной траншеей, или валом, а также установлено, что ЗАО «Полигон-ЛТД» надлежащим образом не осуществляет мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории Объекта, а именно ЗАО «Полигон-ЛТД» не осуществлялся мониторинг по допустимому содержанию в подземных водах акриламида.

Данные обстоятельства подтверждаются: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписаниями, постановлениями о привлечении к административной ответственности, письмом администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ, актом внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, разрешениями на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, актом внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, письмом прокуратуры автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, требованием от ДД.ММ.ГГГГ, письмом от ДД.ММ.ГГГГ, лицензией, отчетом формы -ТП за 2016 год, паспортами на отходы, отчетом об объеме принятых отходов в текущем периоде ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями представителя ЗАО «Полигон ЛТД» от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования территории полигона от ДД.ММ.ГГГГ, актом санитарно-эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, заключениями государственных экологических экспертиз от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, письмом природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Северо-Уральского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, письмом ТО Управления Роспотребнадзора в г. Сургуте и Сургутском районе от ДД.ММ.ГГГГ, представлением об устранении нарушений закона, ответом на представление от ДД.ММ.ГГГГ, отзывами на исковое заявление, объяснениями сторон.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» закреплено, что проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе», ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно п. 8 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» закреплено, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В данном случае, в судебном заседании установлено, что 13.04.2004 года приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по ХМАО-Югре утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту: «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» г. Сургут», сроком действия три года. ДД.ММ.ГГГГ приказом Северо-Уральского управления Ростехнадзора утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту: «Строительство участка утилизации нефтешлама на полигоне твердо-бытовых и промышленных отходов (ТБПО) «27-й км» <адрес>», сроком действия три года, таким образом, сроки действия ранее полученных положительных заключений государственных экологических экспертиз на проектную документацию объекта истекли, новые получены не были, связи с чем, в настоящее время ЗАО «Полигон-ЛТД» осуществляет эксплуатацию полигона в нарушение требований закона – в отсутствие государственной экологической экспертизы на проектную документацию объекта, доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено. В связи с чем, суд полагает требование истца об обязании ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на объект размещения отходов - «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» г.Сургут», расположенный <адрес> подлежащим удовлетворению.

Согласно п.10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства представляет собой здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.

На основании ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К данному заявлению прилагается, в том числе, и заключение государственного органа строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.

Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Предусмотренная ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасности эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия, в том числе требованиям экологической безопасности.

В данном случае в судебном заседании установлено, и не опровергнуто доказательствами со стороны ответчика, что ЗАО «Полигон-ЛТД» осуществляет эксплуатацию полигона в отсутствие разрешения на ввод его в эксплуатацию, что нарушает требования действующего законодательства, в связи с чем, заявленное истцом требование об обязании ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу получить в администрации Сургутского района ХМАО-Югры разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» <адрес>», <адрес> подлежит удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что у ответчика имеется временное разрешение на ввод в эксплуатацию части, имеющихся на полигоне объектов, не может быть принято судом во внимание, так как разрешением на строительство, а также действующим законодательством, таковое не предусмотрено.

В ч. 1 ст. ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В п. 4.4 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2001) по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м.

В данном случае проверкой Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры установлено, что территория полигона не по всему периметру оборудована ограждением, либо осушительной траншеей или валом.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что ограждения отсутствуют только на западной стороне, там водоем и ЛЭП, то есть, доступа к полигону нет, а в остальной части ограждения есть, в связи с чем, представитель ответчика полагал в данной части исковых требований необходимо отказать, так как нарушения были устранены.

Вместе с тем, в материалах дела имеется письмо ТО Управления Роспотребнадзора в г. Сургуте и Сургутском районе, согласно которому, во исполнение требования Ханты-мансийской природоохранной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ года осуществлен выезд для обследования территории полигона ТБО ЗАО «Полигон-ЛТД». По результатам обследования установлено, что по периметру всей территории полигона ТБО имеются ограждения, выполненные частично (местами с разрывом) осушительной траншеей, глухим ограждением из металлического профлиста, а также обвалкой. С Юго-Восточной стороны, периметр территории выполнен валом, высота которого визуально превышает нормы, установленные СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и является более 2 метров, в нарушение п. 4.4.

Таким образом, судом установлено, что в нарушение действующего законодательства территория полигона не по всему периметру оборудована ограждением либо осушительной траншеей или валом, таким образом, суд, пришел к выводу, что требование истца об обязании ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать по всему периметру полигон твердых бытовых и промышленных отходов ограждением либо осушительной траншей глубиной более 2 м, или валом высотой не более 2 м подлежит удовлетворению.

В силу ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

Согласно ч. 3 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

На основании ст. 59 Водного кодекса РФ юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

В п. 2.2 и п. 2.3 раздела II Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25.07.2001) закреплено, что юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать влияние на состояние подземных вод, принимают меры по предотвращению их загрязнения.

В п. 3.1 раздела III Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 указано, что санитарная охрана подземных вод осуществляется при эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов.

Согласно пунктам 5.2, 5.3, 5.8 раздела V СП 2.1.5.1059-01 юридические лица, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод обеспечивают производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды. Измерения выполняются в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке. Производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод предусматривается, в частности, при эксплуатации объектов складирования твердых бытовых отходов (ТБО), промотходов, ядохимикатов и других отходов.

В соответствии с пунктом 5.6 СП 2.1.5.1059-01 периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже 1 раза в месяц.

При выполнении производственного контроля следует ориентироваться на показатели, критериями для выбора которых служат данные о: характере хозяйственной деятельности, геохимических особенностях территории, прогнозируемом качестве подземных вод. В случае, когда выбор показателей затруднен, мониторинг за состоянием подземных вод осуществляется на полигонах твердых бытовых и промышленных отходов по таким загрязняющим веществам, как – нефтепродукты, фенолы, аммоний, железо, кадмий, акриламид, стирол, хлориды, СПАВ, свинец, марганец, ртуть, сурьма, никель, хром, бензол (п. 5.4, п.п. 5,6 приложения 2 СП 2.1.5.1059-01).

В данном случае, согласно материалам проверки Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры ЗАО «Полигон-ЛТД» не осуществляет мониторинг по допустимому содержанию в подземных водах акриломида.

В судебном заседании установлено и стороной ответчика не оспаривался факт отсутствия мониторинга грунтовых вод по допустимому содержанию акриломида, в связи с чем, суд находит требование истца об обязании ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу организовать и осуществлять ежемесячный мониторинг подземных вод на объекте размещения отходов «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» г.Сургут» по допустимому содержанию в подземных водах загрязняющего вещества – акриламид, подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. При этом, под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст. 32 ФЗ «Об охране окружающей среды» в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности, проводится оценка воздействия на окружающую среду. В статье 1 указанного Федерального закона определено, что данная оценка – это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности её осуществления.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, земельного законодательства, является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием (ст. 17, ст. 18 Конституции РФ, ст. 1, ст. 2 ГК РФ).

Таким образом, эксплуатация ЗАО «Полигон ЛТД» вышеуказанного объекта размещения отходов в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, в отсутствии разрешения уполномоченного органа на ввод объекта в эксплуатацию с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту их интересов со стороны государства от хозяйствующих субъектов, которые своей незаконной деятельностью по эксплуатации объектов размещения отходов создают угрозу здоровью людей и компонентам окружающей среды.

На основании изложенного, суд полагает, требование истца о запрете ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу эксплуатации объекта «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов«27-й км» г.Сургут», расположенного на <адрес> в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, законным, обоснованным, в связи с чем, подлежащим удовлетворению.

Поскольку истец, освобожден от уплаты государственной пошлины по данному делу, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, с учетом статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины за подачу иска, подлежащая взысканию с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования городской округ город Сургут, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований составляет 30 000 рублей (по 6 000 рублей за каждое самостоятельное требование).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на объект размещения отходов - «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» г.Сургут», расположенный на <адрес>.

Обязать ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу получить в администрации Сургутского района ХМАО-Югры разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» г.Сургут», расположенного на <адрес>.

Обязать ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать по всему периметру полигон твердых бытовых и промышленных отходов ограждением либо осушительной траншей глубиной более 2 м, или валом высотой не более 2 м.

Обязать ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу организовать и осуществлять ежемесячный мониторинг подземных вод на объекте размещения отходов «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов «27-й км» г.Сургут» по допустимому содержанию в подземных водах загрязняющего вещества - акриламид.

Запретить ЗАО «Полигон ЛТД» с момента вступления решения суда в законную силу эксплуатацию объекта «Полигон твердых бытовых и промышленных отходов«27-й км» г.Сургут», расположенного на <адрес> в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Взыскать с ЗАО «Полигон ЛТД» в доход местного бюджета муниципального образования городской округ город Сургут государственную пошлину в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сургутский районный суд.

Председательствующий судья А.Л. Алешков