РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2016 года
город Приозёрск
Карагандинской области
40 гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в составе: председательствующего – судьи Усманова А.У., при секретаре судебного заседания Картушиной В.В., рассмотрев в помещении военного суда в отсутствие сторон гражданское дело, возбужденное по иску военнослужащего <данные изъяты> ФИО1 к филиалу <данные изъяты> о взыскании пособия по беременности и родам,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, проходящая военную службу по контракту в <данные изъяты>, через своего представителя (по доверенности) ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором указала, что в период с 08 апреля по 25 августа 2016 года она находилась в отпуске по беременности и родам, однако ответчиком ей не выплачено причитающееся в связи с этим обстоятельством пособие, поскольку, по его мнению, социальные выплаты должны производиться в порядке и на условиях, установленных в стране пребывания – Республике Казахстан.
Считая свои права в сфере обязательного социального страхования в связи с материнством нарушенными, истец просит суд взыскать с ответчика пособие по беременности и родам в размере <данные изъяты> и освободить от уплаты государственной пошлины.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания стороны в суд не явились, при этом ответчик в адресованном суду обращении просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении иска.
Исследовав материалы дела, и, оценив представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из приказа командира <данные изъяты> от 10 мая 2016 года № 85, ФИО1 с 08 апреля по 25 августа 2016 года предоставлен отпуск по беременности и родам.
Справкой компетентного органа Республики Казахстан № 1080 от 04 августа 2016 года подтверждается, что истец и ее супруг за назначением пособия по рождению и уходу за ребенком не обращались.
Положениями пункта 9 статьи 10 и пункта 13 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие женского пола пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства; им предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном этими законами и нормативными правовыми актами.
Порядок и размеры выплаты государственных пособий в связи с материнством установлены Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», положения которого распространяются на граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту (абзац третий части первой статьи 1).
Как следует из абзаца второго части первой статьи 3 приведенного Федерального закона, одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является пособие по беременности и родам. Право на это пособие имеют женщины, проходящие военную службу по контракту (абзац четвертый части первой статьи 6).
Согласно абзацу третьему части первой статьи 4 того же Федерального закона, выплата государственных пособий женщинам, проходящим военную службу по контракту, производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.
В деле имеются сведения о заключении <данные изъяты> ФИО1 в июле 2014 года контракта о прохождении военной службы.
Действительно, как это видно из содержания статьи 3 Соглашения о гарантиях прав в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов (Москва, 09 сентября 1994 года), ответчик руководствуется (согласно материалам дела) ее положением о том, что гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей.
Как далее указывается в этом положении, социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований одной Стороны, находящихся на территории другой Стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту работы (службы) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством Стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета Стороны принадлежности воинских формирований, а в иных случаях - в порядке, предусмотренном для граждан Стороны пребывания.
Между тем, статья 12 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан (Москва, 20 января 1995 г.), предусматривает рассмотрение дел, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации, на основании законодательства Российской Федерации. В этой статье также сказано, что в иных случаях осуществляется юрисдикция Республики Казахстан, применяется ее законодательство.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных международных соглашений, их положения распространяются, по мнению суда, только на те случаи, когда сторона пребывания устанавливает своим национальным законодательством пособия и иные выплаты, которые не были предусмотрены законодательством страны принадлежности воинских формирований, и эти нормы соглашения, как видно из содержания, не устраняют социальные гарантии, действующие в Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что национальным законодательством Республики Казахстан такая гарантия как выплата работнику пособия при рождении ребенка предусмотрена в меньшем, чем в Российской Федерации, размере.
Эти обстоятельства ставят военнослужащих женского пола, проходящих военную службу за пределами территории Российской Федерации, в неравные условия с такими же гражданами, проходящими военную службу в ее пределах, что влечет нарушение принципа социальной справедливости, установленного:
- Конституцией Российской Федерации о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства (статья 19);
- Федеральным законом от19 мая 1995 года № 81-ФЗ о том, что закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства (преамбула).
С учетом изложенного, суд считает, что гражданин Российской Федерации ФИО1, как военнослужащий по контракту женского пола, находившаяся в отпуске по беременности и родам, имеет право на получение оспариваемого пособия за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Министерству обороны Российской Федерации.
Возражений на размер пособия по беременности и родам сторонами не представлено. Кроме того, сумма иска подтверждается справкой от 19 августа 2016 года № 166 командира и главного бухгалтера <данные изъяты>, с которой истец согласилась.
В силу положения части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождена в соответствии с законом, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Вместе с тем <данные изъяты>, как составная часть органа исполнительной власти – Министерства обороны Российской Федерации, является государственным органом, выступающим ответчиком по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, а поэтому суд считает, что ее следует освободить от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к филиалу <данные изъяты> о взыскании пособия по беременности и родам, – удовлетворить полностью.
Взыскать с филиала <данные изъяты> в пользу ФИО1 пособие по беременности и родам в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через 40 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий по делу А.У. Усманов