ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-122/19ИЗГОТОВ от 11.03.2019 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2- 122/19 Изготовлено 11 марта 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

Председательствующего судьи Маханько Ю.М.,

при секретаре Цырулевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

5 февраля 2019 года

гражданское дело по иску прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ЖКХ «Заволжье» о возложении обязанности по устранению нарушений по эксплуатации котельных,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Ярославского района Ярославской области Брежнева Г.Л. обратилась в суд с исковыми требованиями к ОАО «ЖКХ «Заволжье» о возложении обязанности по устранению нарушений по эксплуатации котельных, с учетом уточнения просит:

- возложить на ОАО ЖКХ «Заволжье» обязанность в срок до 1 января 2020 года обязанность сооружения резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива на котельной в <адрес> либо обеспечения подачи газа на котельную в п. Ярославка не менее чем от 2 магистральных газопроводов.

- возложить на ОАО ЖКХ «Заволжье» обязанность в срок до 1 сентября 2019 года:

- провести инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации металлической дымовой трубы котельной <адрес>;

- провести наблюдение за осадкой фундаментов нивелированием реперов металлической дымовой трубы котельной <адрес>;

- провести проверку вертикальности дымовой металлической тубы геодезическими методами (с помощью теодолита) котельной <адрес>;

- провести режимно-наладочные испытания котлов на основном и резервном топливе в котельной в <адрес>;

- возложить на ОАО ЖКХ «Заволжье» обязанность в срок до 1 января 2020 года обязанность сооружения резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива на котельной в <адрес> либо обеспечение подачи газа на котельную в <адрес> не менее чем от 2 магистральных газопроводов;

- возложить на ОАО ЖКХ «Заволжье» обязанность в срок до 1 мая 2019 года провести специализированной организацией техническое освидетельствование строительных конструкций производственных зданий котельной в <адрес>;

- провести наблюдение за осадками фундаментов зданий, сооружения и оборудования котельной в <адрес>;

- возложить на ОАО ЖКХ «Заволжье» обязанность в срок до 1 января 2020 года обязанность сооружения резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива на котельной в <адрес> либо обеспечение подачи газа на котельную в <адрес> не менее чем от 2 магистральных газопроводов;

- возложить на ОАО ЖКХ «Заволжье» обязанность в срок до 1 марта 2019 года на котельной в <адрес> обеспечить ведение паспорта на контрольно-измерительные приборы тепловой энергоустановки.

Требования мотивирует нарушениями требований и правил, предусмотренных действующим законодательством.

В судебном заседании пом. прокурора Ярославского района Бутина М.В. требования поддержала только в части возложения на ОАО ЖКХ «Заволжье» обязанность в срок до 1 января 2020 года обязанность сооружения резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива на котельных в <адрес> либо обеспечение подачи газа на котельную в <адрес> не менее чем от 2 магистральных газопроводов и возложения обязанности в срок до 1 сентября 2019 года провести режимно-наладочные испытания котлов на основном и резервном топливе в котельной в <адрес>. Остальные требования не поддержала ввиду их добровольного исполнения ответчиком и представления доказательств данного исполнения.

Представитель ОАО ЖКХ «Заволжье» по доверенности ФИО1 признала исковые требования в части возложения обязанности в срок до 1 сентября 2019 года провести режимно-наладочные испытания котлов на основном и резервном топливе в котельной в <адрес>, не признала требования в части возложения на ОАО ЖКХ «Заволжье» обязанность в срок до 1 января 2020 года обязанность сооружения резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива на котельных в <адрес> либо обеспечение подачи газа на котельную в <адрес> не менее чем от 2 магистральных газопроводов в связи с отсутствием в проекте котельных данных сооружений, остальные требования указала, что ОАО ЖКХ «Заволжье» исполнены.

Представитель ООО «Газпром межрегион газ» по доверенности ФИО2 оставила решение вопроса о требованиях прокурора на усмотрение суда.

Представить АО «Газпром газораспределение Ярославль» ФИО3 возражал против удовлетворения требований в части обеспечение подачи газа на котельную в <адрес> не менее чем от 2 магистральных газопроводов, указывая на невозможность данной процедуры. При этом указал, что газ подается одновременно по всем газопроводам, большее их количество не целесообразно, аварии устраняются моментально.

Участвуя ранее в судебном заседании представители Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 и ФИО5 возражали против удовлетворения требований прокурора в части возложения на ОАО ЖКХ «Заволжье» обязанность в срок до 1 января 2020 года обязанность сооружения резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива на котельных в <адрес>. ФИО5 указывал на то, что проектами данных котельных не предусмотрены сооружения резервного топлива, осуществлять строительство в разрез с проектом противоречит действующему законодательству, как и эксплуатация.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст. 2 ч. 1 п. 11 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно пункту 2.4.2. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов. Монтаж, реконструкция тепловых энергоустановок выполняются по проекту, утвержденному и согласованному в установленном порядке. Проекты тепловых энергоустановок должны соответствовать требованиям охраны труда и природоохранным требованиям (пункт 2.4.3. Правил).

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в данном случае производился допуск в эксплуатацию новых или реконструированных энергоустановок, предусматривающих резервуары (помещения) для резервного топлива а так же сооружения резервного топливного хозяйства.

В соответствии с п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

Понятие требований безопасности теплоснабжения регламентировано ст. 23.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования безопасности в сфере теплоснабжения и принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения", подлежат обязательному исполнению до вступления в силу правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, указанных в ст. 23.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

В соответствии с действующими Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго от 24 марта 2003 г. N 115 (далее - Правила технической эксплуатации энергоустановок), новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами (п. 2.4.1). Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов (п. 2.4.2). Включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию (п. 2.4.11).

На основании п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации энергоустановок, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

В силу подп. "ж" и "з" п. 14 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 317, проекты газоснабжения должны предусматривать:

- сооружение резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии или обеспечение подачи газа на них не менее чем от 2 магистральных газопроводов;

- применение газоиспользующего оборудования, приспособленного к работе на газе и на резервном (аварийном) топливе (для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства).

При этом пунктом 27 тех же Правил предусмотрено, что для тепловых электростанций и источников тепловой энергии обязательными условиями получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование являются готовность газоиспользующего оборудования к работе на газе, а для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства и готовность газоиспользующего оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе.

Правила создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, регламентированы приказом Минэнерго от 22 августа 2013 г. N 469.

При этом, представленные в материалы дела проекты котельных в <адрес> не предполагают ни наличие запаса резервного топлива, ни сооружения резервного топливного хозяйства, ни технической возможности подачи газа на них не менее чем от 2 магистральных газопроводов.

В соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают "Графики перевода" и порядок ввода этих графиков в действие. Данные котельные не включены в графики перевода на 2018 год и первый квартал 2019 года

Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения и не могут быть делегированы хозяйствующим субъектам.

Таким образом, требования прокурора в части возложения на ОАО ЖКХ «Заволжье» обязанность в срок до 1 января 2020 года обязанность сооружения резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива на котельных в <адрес> либо обеспечение подачи газа на котельную в <адрес> не менее чем от 2 магистральных газопроводов удовлетворению не подлежат.

Относительно исковых требований в части возложения обязанности в срок до 1 сентября 2019 года провести режимно-наладочные испытания котлов на основном топливе в котельной в <адрес>, суд принимает признание иска представителем ответчика признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, представителю ответчика известны.

Кроме того, данная обязанность относится не к вопросам обеспечения жизнедеятельности населения, а к обязанности организации эксплуатировать оборудование в соответствии с установленными законом правилами эксплуатации.

Остальные требования пом. прокурора Ярославского района Ярославской области в судебном заседании не поддержаны, однако, представитель ЖКХ «Заволжье» представлены: технический отчет по результатам технического освидетельствования металлической дымовой трубы котельной в <адрес> с наблюдением за осадкой фундаментов нивелированием реперов металлической дымовой трубы и исследованием вертикальности дымовой металлической тубы геодезическими методами, технический отчет по результатам технического освидетельствования строительных конструкций котельной в <адрес>, журнал поверки приборов котельной в <адрес>, паспорта на контрольно-измерительные приборы тепловой энергоустановки котельной в <адрес>. данные доказательства подтверждают исполнение ответчиком заявленных требований в данной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ОАО «ЖКХ «Заволжье» в срок до 1 сентября 2019 года провести режимно-наладочные испытания котлов на основном топливе в котельной в <адрес>.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд Ярославской области в течение 1 месяца

Судья Ю.М. Маханько