Дело № 2-122/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Далматово Курганской области 06 мая 2016 года
Далматовский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Карелина А.В.,
при секретаре Апаликовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №11 комбинированного вида» о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за **.**.**** годы,
Установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области обратилось в суд с иском к МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» (далее МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида») о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за **.**.**** годы, в сумме 19426,07 рублей. В обоснование своих требований указало, что ответчик имеет задолженность по уплате обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.**** годы. В ходе хозяйственной деятельности ответчик осуществляет размещение отходов производства и потребления в пределах лимитов, сверхлимитное размещение отходов производства и потребления. Основанием для предъявления настоящего иска явилось то, что в процессе хозяйственной деятельности за период времени за **.**.**** годы ответчик производил размещение отходов производства и потребления в пределах лимитов, сверхлимитное размещение отходов производства и потребления, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, о чем свидетельствуют расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.**** годы. Согласно представленных ответчиком расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду общая задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.**** годы на момент предъявления требования составляет 19426,07 рублей. В адрес ответчика со стороны Управления направлялось требование об оплате задолженности №* от **.**.****., однако до настоящего времени оплата не произведена. В обоснование исковых требований ссылается на ст.ст. 3, 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999, ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998, Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», ст. 6 БК РФ.
В порядке ст39 ГПК РФ истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области уменьшило размер исковых требований, представив суду уточненное исковое заявления, в котором указало, что в связи с погашением МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» части задолженности в размере 8450,94 руб. просят взыскать с ответчика задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за **.**.**** годы, в сумме 11671,89 руб. (л.д. 60, 63).
В возражениях на отзыв третьего лица представитель истца Воробьев С.Д. указал, что после предъявления в суд искового заявления МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» погашена задолженность платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 8450,94 руб. двумя платежными поручениями от **.**.****№* на сумму 3450,94 руб. и от **.**.****№* на сумму 5000 руб. При перечислении денежных средств платежными поручениями ответчиком были нарушены требования приказа Министерства финансов РФ от **.**.****№*н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ» по заполнению платежного поручения. В связи с чем, при невозможности однозначно идентифицировать платеж Управление самостоятельно относит поступившие денежные средства к одному из оснований платежа, также в распоряжениях о переводе денежных средств не была указана дата, за какой период внесена указанная сумма. Управлением оплаченная сумма в размере 8450,94 руб. была распределена: 696,76 руб. – оплата задолженности за **.**.**** г., 7754 руб. – оплата задолженности за **.**.**** г. Разрешение ходатайства о применении срока исковой давности к взысканию задолженности за **.**.**** г. оставили на усмотрение суда (л.д. 68-78).
Будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени, представитель истца в судебное заседание не явился, согласно поступившего ходатайства просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.
В представленном отзыве на исковое заявление от **.**.**** представитель МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» Дозморова Н.В. указала, что за период с **.**.**** г. МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» в процессе хозяйственной деятельности производил размещение отходов производства и потребления, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Общая задолженность за **.**.**** г. составляет 19426,07 руб. МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» является муниципальным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование Далматовский район, функции Учредителя, в пределах делегированных полномочий, осуществляет УДОКМС. В связи с тем, что бюджет Далматовского района является дефицитным, финансирование деятельности МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» производилось не в полном объеме. В настоящее время часть суммы долга в размере 5000 руб. погашена, по мере поступления денежных средств оставшаяся сумма долга в срок до **.**.**** будет погашена (л.д. 47-48).
**.**.**** в Далматовский районный суд от ответчика МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» поступило ходатайство о применении срока исковой давности, в котором представитель ответчика Дозморова Н.В. ходатайствовала о применении последствий пропуска срока исковой давности, просила отказать в удовлетворении исковых требований в части возмещения платы за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.**** г. в сумме 14160,69 руб. В обоснование ходатайства указано, что п.1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» предусматривает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду уплачивается по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчетным периодом признается календарный квартал. В связи с чем, представитель ответчика считает, что требования истца о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.**** г. в сумме 14160,69 руб. предъявлены с истечением срока давности (л.д. 64).
Представитель ответчика МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» Дозморова Н.В. в судебном заседании ходатайства о применении срока исковой давности поддержала, ходатайствовала о применении последствия пропуска срока исковой давности, просила отказать в удовлетворении исковых требований в части возмещения платы за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.**** г. в сумме 14160,69 руб. Дополнительно пояснила, что ежеквартально в **.**.**** г.г. расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области не направлялись и не составлялись ответчиком. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.****. МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» был направлен ответчиком и получен Управлением только **.**.**** Какие-либо ежеквартальные расчеты платы в **.**.****. ответчиком истцу не направлялись. Не оспаривает, то обстоятельство, что до получение расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.**** г., в **.**.**** г. истец не мог располагать данными о размере платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов. Оплату задолженности детский сад начал производить только в **.**.****. Считает правильным, что из перечисленных сумм истцом 696,76 руб. зачислено на оплату платежей за **.**.****. С расчетом задолженности согласна, расчет не оспаривает.
В представленном отзыве представитель третьего лица Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района от **.**.**** Первухина О.Н. считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указывает, что МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» является муниципальным учреждением, финансируемым на основании бюджетной сметы из бюджета Далматовского района, других источников финансирования МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» не имеет. В связи с тем, что бюджет Далматовского района является дотационным финансирование ответчика производилось не в полном объеме, в связи с чем образовалась задолженность. Отмечает, что п.1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от **.**.****№* «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» предусматривает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду уплачивается по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчетным периодом признается календарный квартал. В связи с чем, представитель третьего лица считает, что требования истца о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.**** в сумме 14160,69 руб. предъявлены с истечением срока давности. Ответчиком добровольно исполнены требования истца о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.**** г. в сумме 5265,38 руб., в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению (л.д. 65).
В судебном заседании представитель третьего лица Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района Волынец Е.С., действующая на основании доверенности, просила применить срок исковой давности к исковым требованиям о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.****., в удовлетворении иска просила отказать. Дала пояснения аналогично изложенным в отзыве.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» (в действующей на момент спорных правоотношений редакциях) предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения Платы утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы, ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Согласно пункта 4 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещенияотходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Расчет платы осуществляется по нормативам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» с использованием коэффициента, учитывающего инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.
Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и предусмотрено его заполнение всеми организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Предусмотрено представление указанного Расчета в одном экземпляре в орган, осуществляющий функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Таким образом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляет собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Осуществляет в том числе функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций.
В силу Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.05.2013 № 259 «Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» территориальным органом регионального уровня, осуществляющим ее функции на территории Курганской области, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области, за которым закреплены источники доходов федерального бюджета, в том числе плата за размещение отходов производства и потребления.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области имеет право заявлять иски о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (п.5.9 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 24.06.2011 г. №422).
Из материалов дела следует, что МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером №*, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Основным видом деятельности МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» - дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию) (л.д. 25-33, 49-53).
МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» в процессе своей хозяйственной деятельности в **.**.**** гг. оказывало негативное воздействие на окружающую среду, связанное с размещением отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов, что указано самим юридическим лицом в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.**** гг., представленных в Росприроднадзор.
Согласно вышеуказанным расчетам за **.**.**** МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» надлежало внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 14160 рублей 69 копеек, за **.**.**** год – 4771 рубль 86 копеек, за **.**.**** год – 493 рубля 52 копейки (л.д. 37-42).
Согласно платежных поручений №* от **.**.**** и №* от **.**.**** МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» перечислил плату за размещение отходов производств и потребления в общей сумме 8450 рублей 94 копейки (л.д. 58-59).
Таким образом, непогашенная задолженность на день рассмотрения иска МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.**** г. с учетом зачисления истцом суммы в размере 696,76 руб. на оплату платежа за **.**.**** г составляет 11 671 рубль 89 копеек (19426,07 руб. – (8450,94 руб.- 696,76 руб.).
Факт наличия по настоящее время указанных нарушений, возникших вследствие неисполнения МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» своей обязанности по своевременному внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, имеет место, поскольку ответчиком документов о фактическом произведении платы в полном объеме за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.**** гг. суду не представлено.
Невнесение ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду повлекло недополучение бюджетами бюджетной системы РФ денежных средств, что в свою очередь не позволило направить эти денежные средства на реализацию со стороны государства обязательств, включая природоохранные мероприятия, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека, в том числе и в результате хозяйственной деятельности ответчика.
Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства представителя ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности в части взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.**** г. в сумме 14160,69 руб. по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно статье 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. При этом исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Норма статьи 200 ГК РФ определяет, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Исковое заявление поступило в Далматовский районный суд **.**.****, направлено истцом почтовой связью **.**.**** (л.д. 2-5, 43).
Как правильно указывает представитель ответчика Приказом от 08.06.2006 N 557 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в качестве которого признается календарный квартал.
Однако, в судебном заседании из показаний представителя ответчика, материалов дела установлено, что ответчиком МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» в **.**.****. в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области расчет за негативное воздействие на окружающую среду предоставлен не поквартально в течение **.**.****, а **.**.**** год за весь **.**.****, что следует из даты на входящем штампе на расчете. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Изложенное свидетельствует о том, что Управление как контролирующий орган не могло ранее представления МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» расчета фактической платы самостоятельно выявить и рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду для того, чтобы предъявить требования в судебном порядке, поэтому трехлетний срок исковой давности следует исчислять с даты представления ответчиком соответствующих расчетов фактической платы за негативное воздействие на окружающую среду, то есть с **.**.****, в связи с чем требования заявлены Управлением в пределах срока исковой давности.
При таких обстоятельствах уточненное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствие с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.
Поскольку суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, а истец в силу закона по данной категории дел освобожден от уплаты государственной пошлины (пункт 19 статьи 333.36 НК РФ), с ответчика в доход муниципального образования Далматовский район подлежит взысканию государственная пошлина в размере 466 руб. 88 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №11 комбинированного вида» о взыскании задолженности платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за **.**.**** удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 комбинированного вида» задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за **.**.**** гг. в размере 11 671 рубль (одиннадцать тысяч шестьсот семьдесят один) рубль 89 копеек в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области для зачисления в соответствующие бюджеты
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 комбинированного вида» госпошлину в доход муниципального образования «Далматовский район» в размере 466 (четыреста шестьдесят шесть) рублей 88 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Далматовский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья А.В. Карелин