ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-122/202021 от 21.01.2020 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Уникальный идентификатор дела: 83RS0001-01-2019-001934-74

Дело № 2-122/2020 21 января 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи Парфенова А.П.,

при секретаре судебных заседаний ФИО1

с участием:

прокурора Жиркова В.Г.,

представителя ответчика – Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей по доверенности ФИО2,

представителя третьего лица – администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по доверенности ФИО3,

представителя третьего лица – Печорского управления Ростехнадзора по доверенности ФИО4,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре гражданское дело по иску заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении,

установил:

заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей (Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении.

В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в деятельности ответчика выявлены нарушения законодательства о теплоснабжении. Истец указывает, что ответчику на праве хозяйственного ведения принадлежит объект «Котельная » по адресу: <адрес>. Заявитель указывает, что эксплуатируемое оборудование топливного хозяйства на котельной не обеспечивает своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Несоблюдение ответчиком требований законодательства о теплоснабжении влечет предоставление коммунальных услуг населению в части отопления и горячего водоснабжения ненадлежащего качества; влияет на безопасную эксплуатацию котельной. Лицом, ответственным за устранение выявленных нарушений, как считает истец, является ответчик.

Истец просит суд обязать ответчика Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении на объекте «Котельная », расположенном по адресу: <адрес>, а именно: в соответствии с пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, организовать бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор Жирков В.Г. на исковых требованиях настаивал по тем же основаниям. Просил иск удовлетворить. Доводы возражений ответчика на иск оценивает критически, считает необоснованными, не имеющими правового значения для правильного разрешения дела. Указал, что заявленный прокурором в иске срок исполнения ответчиком решения суда определен истцом с учетом момента, до которого судом по ранее рассмотренным делам по аналогичным спорам с участием тех же лиц предоставлена отсрочка исполнения судебных решений, вступивших в законную силу, об обязании организовать бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива на других объектах (котельных), расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО2 с предъявленными исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что законодательством о теплоснабжении предусмотрена необходимость организации бесперебойной подготовки и подачи топлива путем создания запаса основного и резервного топлива. Вместе с тем, просит учесть, что в настоящее время у ответчика по объективным причинам не имеется возможности обеспечить исполнение указанной обязанности, поскольку в генеральный план г. Нарьян-Мара не внесены соответствующие изменения, а также не актуализирована схема теплоснабжения муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». В отсутствие данной документации ответчик Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС лишен возможности разработать проектную документацию для создания запаса основного и резервного топлива и включения соответствующих расходов в инвестиционную программу развития предприятия. Доводов относительно заявленного прокурором срока исполнения решения суда в случае удовлетворения иска не указал. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица – администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражений против требований прокурора не указал. Пояснил, что действия по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» могут быть совершены после внесения соответствующих изменений в генеральный план г. Нарьян-Мара, что относится к компетенции уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Ненецкого автономного округа.

Представитель третьего лица - Печорского управления Ростехнадзора (Нарьян-Марский территориальный отдел) по доверенности ФИО4 в судебном заседании считал требования прокурора обоснованными, поддержал доводы представленного письменного отзыва на иск. Указал, что в нарушение требований Правил технической эксплуатации тепловых установок (утв. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115) на котельной не обеспечена бесперебойная подготовка и подача топлива путем создания запаса основного и резервного топлива, что влияет на надежную и безопасную эксплуатацию котельной и, как следствие, на качество предоставления услуги по теплоснабжению потребителей.

Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Разрешая спор, суд учитывает, что в иске прокурором приведено надлежащее обоснование обращения с данным исковым заявлением в суд в защиту права неопределенного круга лиц – получателей коммунальных услуг на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2002 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как предусмотрено частью 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Федеральный закон о теплоснабжении) к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся, в том числе, обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе о теплоснабжении, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования. Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения (статья 23.2 Федерального закона о теплоснабжении).

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых установок (введены в действие с 01 октября 2003 года).

Пунктом 1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок установлены требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 градусов по Цельсию на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений; систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

Ответственность за выполнение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководитель организации обеспечивает: содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с установленными требованиями; своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок; поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок (пункты 1.7, 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок).

В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Из материалов дела следует, что собственником объекта «Котельная », расположенного по адресу: <адрес> является муниципальное образование «Городской округ «Город Нарьян-Мар», объект значится в реестре имущества муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», право муниципальной собственности на указанное имущество зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Данный объект передан на праве хозяйственного ведения ответчику – Нарьян-Марскому МУ ПОК и ТС, право хозяйственного ведения предприятия на котельную зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой год ввода объекта в эксплуатацию по завершении строительства – 2015.

В судебном заседании не оспаривалось, что одним из основных видов уставной деятельности Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС является удовлетворение потребности населения, учреждений и предприятий г. Нарьян-Мара (в обслуживании, реализации товаров, оказании услуг) по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению; производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на объекте «Котельная », расположенном по адресу: <адрес><адрес>, эксплуатируемое оборудование топливного хозяйства не обеспечивает своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами, что в судебном заседании не опровергнуто.

Проанализировав приведенные положения нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о наличии у ответчика, как организации, учрежденной органом местного самоуправления городского округа – администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», и эксплуатирующей оборудование топливного хозяйства, предусмотренной действующим законодательством обязанности организовать бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в отношении объекта «Котельная », расположенного по адресу: <адрес>. Доказательств исполнения ответчиком данной обязанности в материалах дела не имеется.

Иск предъявлен к надлежащему ответчику – Нарьян-Марскому МУ ПОК и ТС, которому имущество котельной передано на праве хозяйственного ведения, и уставной деятельностью которого является удовлетворение потребности населения, учреждений и предприятий г. Нарьян-Мара (в обслуживании, реализации товаров, оказании услуг) по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

Отклоняются судом как необоснованные и не свидетельствующие о необоснованности предъявленного иска по существу доводы возражений Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС со ссылкой на то, что в настоящее время у ответчика по объективным причинам не имеется возможности обеспечить исполнение обязанности, указанной в иске, поскольку в генеральный план г. Нарьян-Мара не внесены соответствующие изменения, а также не актуализирована схема теплоснабжения муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», при том, что в отсутствие данной документации ответчик Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС лишен возможности разработать проектную документацию для создания запаса основного и резервного топлива и включения соответствующих расходов в инвестиционную программу развития предприятия.

Указанные доводы не указывают на наличие правовых оснований для освобождения ответчика от предусмотренной законодательством обязанности по созданию запаса основного и резервного топлива и сами по себе не свидетельствует о необоснованности иска к Нарьян-Марскому МУ ПОК и ТС, который, будучи лицом, эксплуатирующим имущество котельной, не лишен возможности инициировать соответствующие процедуры перед собственником объекта недвижимости, а равно в силу приведенных положений Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок несет ответственность за выполнение требований данных Правил.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия (пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Из материалов дела следует, что предъявленный прокурором иск об устранении нарушений требований законодательства о теплоснабжении непосредственно связан с уставной деятельностью ответчика.

Сам по себе факт введения ранее котельной в эксплуатацию без соблюдения требований об организации бесперебойной подготовки и подачи на ней топлива путем создания запаса основного и резервного топлива, не является законным основанием для отказа в иске, при том, что в ходе рассмотрения дела не опровергалось, что в несоблюдение положений Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок оборудование котельной в настоящее не предусматривает возможности организации бесперебойной подготовки и подачи топлива путем создания запаса основного и резервного топлива, что влияет на надежную и безопасную эксплуатацию котельной и, как следствие, на качество предоставления услуги по теплоснабжению потребителей.

В остальной части доводы возражений ответчика на иск о необоснованности требований прокурора не свидетельствуют.

Из материалов дела следует, что котельная, указанная в иске, введена в эксплуатацию в 2015 году, т.е. в период действия Правил технической эксплуатации тепловых установок (утв. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115), введенных в действие с 01 октября 2003 года.

Таким образом, исковые требования являются обоснованными.

С учетом изложенного, принимая во внимание требования статьи 206 ГПК РФ, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, характер и объем действий, необходимых для выполнения ответчиком решения суда, географические и климатические условия региона, суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчик обязан совершить действия, возложенные на него судебным решением, а именно: организовать бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива – в срок до 31.12.2022, в обстоятельствах дела считая данный срок разумным, при том, что ответчику известно о предусмотренных законодательством требованиях, связанных с обеспечением бесперебойной подготовки и подачи топлива путем создания запаса основного и резервного топлива для эксплуатации котельной.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

При обращении с иском в суд прокурор от уплаты государственной пошлины в соответствии с законом был освобожден (статья 333.36 Налогового кодекса РФ).

Согласно статьям 103 ГПК РФ, 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении, - удовлетворить.

Обязать Нарьян-Марское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении на объекте «Котельная », расположенном по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, <адрес>, а именно:

- в соответствии с пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, организовать бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива, - в срок не позднее 31 декабря 2022 года.

Взыскать с Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

На решение суда лицами, участвующими в деле, могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в суд Ненецкого автономного округа путем подачи через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.П. Парфенов

Мотивированное решение изготовлено 27 января 2020 года