ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-122/2021 от 10.02.2021 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№2-122/2021

64RS0045-01-2020-008270-80

Решение

Именем Российской Федерации

10 февраля 2021 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Бондаренко В.Е.,

при секретаре Моисееве П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовкой межрайонной природоохранной прокуратуры (далее Прокуратура) к ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» (далее Дирекция дорожного хозяйства), третье лицо, заявившее самостоятельные исковые требования Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее Управление Росрыболовства) о возмещении вреда, причиненного водным биологическим ресурсам,

установил:

Дирекция дорожного хозяйства 5 сентября 2018 года заключила с ООО «Автобан» государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог в Романовском районе Саратовской области (далее по тексту – объект №1) (т.1 л.д. 36-43); 26 сентября 2018 года - с ООО «Ивантеевское предприятие по обслуживанию дорог» (дорога в Ивантеевском районе Саратовской области – объект №2) (т.1 л.д. 119-126).

Автомобильные дороги (объекты № 1,2) пересекают водоемы. Управление Федерального агентства по рыболовству согласовало работы по капитальному ремонту, с условием устранения Дирекцией дорожного хозяйства негативных последствий для водных биологических ресурсов путем проведения мероприятий по искусственному воспроизводству молоди сома на объекте № 1 в количестве 1992 экз., на объекте №2 в количестве 426 экз. навеской не менее 2г. Выпуск молоди сома в количестве 2418 экз. в водный объект рыбохозяйственного значения полагалось осуществить в соответствии с планом и договором до окончания работ на объектах (т.1 л.д.9-24).

Установлено, что мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биологических ресурсов и среды их обитания Дирекция дорожного хозяйства не реализовала, заявления на включение в план на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов в Управление Росрыболовства не направляла, договоры на выполнение не заключала. Ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, оценен в размере 68767,92 руб., который представитель прокуратуры просил взыскать с Дирекции дорожного хозяйства в доход Российской Федерации.

Представитель Прокуратуры Лукьянов М.О. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель Дирекции дорожного хозяйства ФИО1пояснил, чтовозместить вред, причиненный водным биологическим ресурсам, по требованию прокуратуры не представилось возможным ввиду отсутствия бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по направлению «Капитальный ремонт автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности области».

Представитель Управления Росрыболовства ФИО2, заявила самостоятельные исковые требования относительно предмета спора. Она, опираясь на действующий порядок возмещения вреда, причиненного водным биологическим объектам, полагает законным и справедливым обязать ответчика выполнить мероприятия по искусственному воспроизводству 2418 экземпляров молоди сома путем направления Дирекцией дорожного хозяйства заявки на включение в соответствующий план и заключения договора со специализированной организацией (т.2 л.д. 110-112). По её мнению, предложенный прокурором способ возмещения ущерба - денежная компенсация, не в полной мере соответствует политике государства, направленной на сохранение водных биологических ресурсов и противоречит действующему порядку.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ (далее закон о рыболовстве).

Согласно ст. 1 закона о рыболовстве сохранение водных биоресурсов - поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания;

Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст.10 закона о рыболовстве. Согласно ч. 2 ст. 43.2 закона о рыболовстве федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким Федеральным органом исполнительной власти в силу Постановления Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 является Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). Функции Росрыболовства определены Положением, утвержденным выше поименованным Постановлением Правительств РФ, в том числе по федеральному государственному контролю; государственному мониторингу; охране, рациональному использованию, изучению, сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и среды их обитания; организует мероприятия по восстановлению водных биологических ресурсов и среды их обитания, искусственное воспроизводство и акклиматизацию водных биологических ресурсов.

Согласно ст. 45 искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается Росрыболовством и подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании государственных контрактов или договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами.

Правительство Российской Федерации во исполнение положений закона о рыболовстве утвердило следующие положения и правила:

- положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания - Постановление Правительства РФ от 29.04.2013 № 380; правила организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов - постановление Правительства РФ от 12.02.2014 № 99.

Согласно ст. 50 закона о рыболовстве при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Такая деятельность осуществляется только по согласованию с Росрыболовством.

Начальник Дирекции дорожного хозяйства в сентябре 2018 года подписал два государственных контракта с подрядчиками на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог в Романовском (т. 1 л.д. 36-118) и Ивантеевском (л.д. т. 1 л.д. 119-169) районах Саратовской области. Подписание указанных контрактов состоялось после получения Дирекцией дорожного хозяйства двух заключений о согласовании деятельности, подписанных руководителем Волго-каспийского территориального управления Росрыболовства (т. 1 л.д. 9-24). Получение указанных заключений в силу ст. 50 закона о рыболовстве при проведении работ, поименованных в государственном контракте, являлось обязательным.

Из содержания заключения от 06.08.2018, выданного в связи с запроектированными работами по капительному ремонту дороги в Романовском районе, следует, что факторами возможного негативного воздействия работ на водные биоресурсы безымянного ручья в враге Таволжанка являются: взмучивание водных масс; отторжение участков дна и заливной поймы, сокращение стока с деформацией поверхности водосборного бассейна. Реализация работ повлечет потери водных биоресурсов, составляющие в натуральном выражении 186,37 кг. Последствия негативного воздействия на водные биоресурсы планируется устранить путем проведения мероприятий по искусственному воспроизводству молоди сома в количестве 1992 экз., навеской не менее 2 г. Управление Росбыловства согласовало осуществление деятельности, поименованной в государственных контрактах при выполнении следующих условий: выполнение разработанных природоохранных мероприятий по предупреждению и снижению негативного воздействий на окружающую среду обитания водных биоресурсов; выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния водных биоресурсов в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания (т. 1 л.д. 13-15). Реализация работ в Ивантеевском районе повлечет потери водных биоресурсов, составляющие в натуральном выражении 39,85 кг. Последствия негативного влияния запланировано устранить путем проведения мероприятий по искусственному воспроизводству молоди сома в количестве 426 экз., навеской не менее 2 г. Условия при которых осуществлялось согласование работ аналогичные (т. 1 л.д. 22-24).

Государственные контракты по проведению капитального ремонта дорог в Романовском и Ивантеевском районах заключались сроком действия до 31 декабря 2019 года (т. 1 л.д. 42 оборот, л.д. 125 оборот). Заказчик проектных работ – Дирекция дорожного хозяйства не выполнила работы, связанные с возмещением вреда, нанесенного водным биоресурсам, о чем руководитель территориального Управления Росрыболовства уведомил заказчика письмом от 06.05.2020 г. (т. 1 л.д. 26).

Кроме того в октябре 2020 года Саратовский межрайонный природоохранный прокурор направил начальнику Дирекции дорожного хозяйства требование об осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и представлении в прокуратуру заявления на включение в план на искусственное воспроизводство, документ, подтверждающий его направление в территориальное Управление Росрыболовство и договор на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических объектов, акт выпуска водных биологических ресурсов (л.д. 28-30).

Требования уполномоченных органов за соблюдением законодательства в области охраны водных биоресурсов, Дирекция дорожного хозяйства не исполнила. Представитель Дирекции дорожного хозяйства ФИО1 подтвердил не выполнение ранее взятых обязательств по искусственному воспроизводству молоди сома, сославшись на то, что в государственных контрактах такой вид работ не предусматривался.

Исследовав обстоятельства, вследствие которых прокурор и Управление Росрыболовства заявили и поддержали в суде исковые требования к Дирекции дорожного хозяйства, и законодательство, регулирующее возникшие правоотношения, а именно ст.ст. 50, 45 закона о рыболовстве, правовые положения, изложенные в постановлении Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, от 12.02.2014 № 99, суд приходит к выводу о правомерности направленных в суд исковых заявлений контролирующих органов о понуждении Дирекции дорожного хозяйства возместить ущерб, причиненный водным биоресурсам при проведении капитального ремонта дорог в Романовском и Ивантеевском районах Саратовской области.

Между тем, суд не может согласиться с исковым требованием прокурора в части замены мероприятий по восстановлению нарушенного состояния водных биоресурсов денежной компенсацией. Дирекция дорожного хозяйства являлась заказчиком проектной документации, приложенной к заявлению на согласование с территориальным органом Росрыболовства запроектированных работ в отношении объектов капитального ремонта. В заключении, наличие которого в силу ст. 50 закона о рыболовстве является обязательным, определены мероприятия по искусственному воспроизводству молоди сома. Дирекции для выполнения мероприятий требовалось направить в территориальное Управление Росрыболовства заявление, получение которого является основанием для начала административной процедуры по предоставлению государственной услуги в отношении заявителей, планирующих осуществлять искусственное воспроизводство в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания при осуществлении хозяйственной или иной деятельности без предоставления водных биоресурсов в пользование. По результатам рассмотрения такого заявления управление Росрыболовства принимает решение о включении (отказе во включении) в план искусственного воспроизводства водных биоресурсов. Результатом предоставления государственной услуги является заключение Росрыболовством (территориальным органом Росрыболовства) с заявителем договора на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов.

Законных оснований, предусматривающих освобождение Дирекции от обязанности по направлению заявления в территориальное Управление Росрыболовства или замену указанных мероприятий денежной компенсации, представитель ответчика не представил.

Изложение прокурором в исковом заявлении размера вреда водным биоресурсам, рассчитанного по правилам ст. 53 закона о рыболовстве, не может быть принято в основу решения, поскольку такие правила не применимы к рассматриваемому спору. В силу ст. 45 и 50 того же закона и изданных в их исполнение Постановлений Правительства РФ, Дирекция взяла на себя обязательства по организации мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, поэтому ей надлежит исполнить требования и положения вышеприведенных правовых норм в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по заключению договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, утвержденным приказом Росрыболовства от 31.01.2020 № 61.

На основании изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению только в части понуждения Дирекции возместить ущерб, причиненный водным биоресурсам, в остальной части иск удовлетворению не подлежит.

Самостоятельное исковое заявление Управления Росрыболовства о понуждении ответчика возместить ущерб, причиненный водным биоресурсам, путем направления заявления для включения в план искусственного воспроизводства водных биоресурсов и заключения договора на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в сроки и порядке, определенном Административным регламентом, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Саратовского межрайонного природоохранного прокуратура о возложении на ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» обязанности возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам удовлетворить частично, возложив на ответчика обязанность возместить ущерб, причиненный водным биоресурсам.

В удовлетворении другой части искового заявления прокурора о взыскании с ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» денежной компенсации за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам в размере 68767 руб. 92 коп. – отказать.

Исковые требования Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о возложении на ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» обязанности возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам путем проведения мероприятий по искусственному воспроизводству 2418 экземпляров молоди сома посредством направления заявления о включении в план и заключения договора на искусственное воспроизводство – удовлетворить.

Обязать ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам при проведении работ на объектах «Капитальный ремонт автомобильной дороги «Красноармейский-Мордовский Карай-Алексеевский-Памятка» на участке км 0+000-км 10+000 в Романовском районе Саратовской области» и «Капитальный ремонт автомобильной дороги «Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград» на участке км 111+150-км 117+450 в Ивантеевском районе Саратовской области», путем проведения мероприятий по искусственному воспроизводству 2418 экземпляров молоди сома, посредством направления заявления о включении в план на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов и заключения договора на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов со специализированной организацией в порядке и в сроки, определенные Административным регламентом, утвержденным приказом Росрыболовства от 31.01.2020 № 61.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова.

Мотивированное решение изготовлено 17.02.2021 года.

Судья В.Е.Бондаренко