УИД 07RS0007-01-2020-001349-32 Дело № 2-122/2021 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2021 г. г.п. Кашхатау
Черекский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего - судьи Березгова А.Х., при секретаре судебного заседания Татаровой М.В., с участием представителя истца - помощника прокурора КБР Башиева Р.А., представителя ответчика-муниципального учреждения «Администрация сельского поселения Герпегеж Черекского муниципального района КБР», и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - администрации Черекского муниципального района КБР, ФИО1, действующего на основании доверенностей № от _____г. и № от _____г., ответчика ФИО2 и его представителя ФИО3, действующего по доверенности от _____г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация сельского поселения Герпегеж Черекского муниципального района КБР» и ФИО2 о признании отсутствующим зарегистрированное право собственности сельского поселения Герпегеж Черекского муниципального района КБР на земельный участок, признании недействительной (ничтожной) сделкой договор аренды земельного участка, применении последствий недействительности (ничтожности) сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация сельского поселения Герпегеж Черекского муниципального района КБР» (далее МУ «Администрация сельского поселения Герпегеж Черекского муниципального района КБР») и ФИО2, с учетом уточнения исковых требований, о признании отсутствующим зарегистрированное право собственности сельского поселения Герпегеж Черекского муниципального района КБР на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 277 кв. м.; признании недействительной (ничтожной) сделкой договор аренды № от _____г., заключенный между МУ «Администрация сельского поселения Герпегеж Черекского муниципального района КБР» и ФИО2; применении последствий недействительности (ничтожности) сделки, обязав ФИО2 возвратить земельный участок с кадастровым номером №, площадью 277 кв.м., МУ «Администрация сельского поселения Герпегеж Черекского муниципального района КБР».
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой республики проведена проверка информации, поступившей из УФСБ России по КБР, о законности государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок.
Проведенной проверкой установлено нарушение органами муниципальной власти Черекского района КБР действующего законодательства при разграничении права государственной собственности на земельный участок и распоряжении им.
Так, в нарушение требований ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-Ф3), согласно которой земельные участки, которые на момент введения в действие указанной нормы правы (01.07.2006 г.) не были переданы соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена, постановлением местной администрации Черекского муниципального района КБР от 26.06.2015 г. № 192-пг земельный участок с кадастровым номером №, площадью 19992 кв.м., предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению (МКУ) «Управление сельского хозяйства и продовольствия Черекского муниципального района», о чем _____г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сделана запись регистрации №, а затем _____г. на указанный земельный участок зарегистрировано права собственности Черекского муниципального района (запись в ЕГРП №).
В дальнейшем путем раздела указанного земельного участка образован земельный участок с кадастровым номером 07:05:1300000:444, площадью 16791 кв.м., на который зарегистрировано право собственности Черекского муниципального района (запись № от _____г.).
Из земельного участка с кадастровым номером 07:05:1300000:444 путем раздела образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 7393 кв.м., право собственности Черекского муниципального района КБР на который зарегистрировано _____г.№.
Постановлением местной администрации Черекского муниципального района от _____г.№-пг в результате перераспределения границ земельных участков с кадастровыми номерами № образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5853 кв.м., на который зарегистрировано право собственности Черекского муниципального района _____г. № №
Постановлением местной администрации Черекского муниципального района от _____г.№-пг произведено перераспределение границ земельного участка с кадастровым номером № с землями, расположенными в кадастровом квартале №, и образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3934 кв. м., на который зарегистрировано право собственности Черекского муниципального района _____г. № №
Далее, путем раздела указанного земельного участка образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 277 кв.м., на который также зарегистрировано право собственности Черекского муниципального района в ЕГРП _____г. № №.
В соответствии с постановлением местной администрации Черекского муниципального района от _____г.№-пг между местной администрацией Черекского муниципального района и МУ «Администрация сельского поселения Герпегеж» заключен договор от _____г., согласно которому местная администрация Черекского муниципального района передала в муниципальную собственность сельского поселения Герпегеж вышеуказанный участок с кадастровым номером №, площадью 277 кв. м. Право собственности сельского поселения Герпегеж на данный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП _____г.№.
На основании протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка от _____г.№ между МУ «Администрация сельского поселения Герпегеж» и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от _____г.№.
Актом приема-передачи от _____г. указанный земельный участок передан ФИО2, который до настоящего времени пользуется им.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 07:05:1300000:405 был закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за МКУ «Управление сельского хозяйства и продовольствия Черекского муниципального района» после _____г., данное закрепление не повлекло разграничение государственной собственности на данный участок по правилам статьи 3.1 Федерального закона № 137-Ф3 и приобретение права собственности на него Черекским муниципальным районом, в связи с чем, у местной администрации Черекского муниципального района КБР отсутствовали основания для распоряжения им как муниципальной собственностью.
В связи с изложенным, распоряжение земельным участком с кадастровым номером 07:05:1300000:405 и образованными из него земельными участками, в честности земельным участком с кадастровым номером №, должно было осуществляться как земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, то есть по правилам пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона № 137-Ф3, согласно которому распоряжение такими участками осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
При указанных обстоятельствах договор от _____г., в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером № передан из муниципальной собственности Черекского муниципального района КБР в муниципальную собственность сельского поселения Герпегеж является ничтожной сделкой.
Таким образом, отсутствие права собственности сельского поселения Герпегеж на земельный участок с кадастровым номером № свидетельствует об отсутствии у муниципального учреждения «Администрация сельского поселения Герпегеж» законных оснований для распоряжения указанным участком и проведения аукциона на право заключения договора аренды.
При подобных обстоятельствах заключенный между МУ «Администрация сельского поселения Герпегеж» и ФИО2 договор аренды является ничтожным.
В письменном возражении на иск ФИО2 просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора указав, что согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путём признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путём предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Иск об отсутствии права имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 277 кв.м, зарегистрировано за МУ «Администрация сельского поселения Герпегеж», следовательно, такой способ защиты, как признание права отсутствующим, является ненадлежащим способом защиты.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Как следует из п. 9 ч.1 ст. 17 указанного выше Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставами муниципальных образований.
Уставом местной администрации Черекского муниципального района КБР (п.п. 3 ч.2 ст.7) к вопросам местного значения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Учитывая данные нормы федерального законодательства и местные нормативно-правовые акты, действия местной администрации Черекского муниципального района КБР по безвозмездной передаче из муниципальной собственности Черекского муниципального района КБР в муниципальную собственность сельского поселения Герпегеж Черекского муниципального района КБР и последующая передача земельного участка в аренду ФИО2 являются законными и согласующимися с нормами действующего законодательства.
Кроме того, прокурором не оспорено постановление главы местной администрации Черекского муниципального района КБР от 03.10.2019 г. №557-пг, которое послужило основанием для регистрации права собственности за с.п. Герпегеж Черекского муниципального района КБР на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 277 кв.м. Следовательно, оснований для признания отсутствующим зарегистрированное право собственности с.п. Герпегеж Черекского муниципального района КБР на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 277 кв.м, не имеется.
Договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от _____г.№/АЗ/Герпегеж был заключен между с.***** муниципального района КБР и ФИО2 на основании протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от _____г.№. Указанный протокол и результаты проведенного аукциона так же не были оспорены истцом. Следовательно, ФИО2 на законных основаниях пользуется данным земельным участком.
В судебном заседании помощник прокурора КБР Башиев Р.А. поддержал исковые требования прокурора КБР по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, чьи права нарушены оспариваемыми сделками, заключенными с нарушением действующего законодательства.
Ответчик ФИО2 и его представитель ФИО3 исковые требования не признали по основаниям, указанным в письменном возражении на иск, а также в связи с тем, что истцом не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц оспариваемыми сделками.
Представитель ответчика - МУ «Администрация сельского поселения Герпегеж Черекского муниципального района КБР», и третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - местной администрации Черекского муниципального района КБР и МКУ «Управление сельского хозяйства и продовольствия Черекского муниципального района», ФИО1 исковые требования прокурора не признал и пояснил, что разграничение прав на указанный в иске земельный участок было произведено в 2015 г. в соответствии со ст. 39.9 ЗК РФ, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абз. второго п. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Последующие действия по межеванию и кадастровому учету земель не являлись разграничением, а в соответствии со ст. 11.8 Земельного кодекса РФ исходные права переходили образуемым земельным участкам. Истцом не оспариваются принятые решения по разграничению и последующим действиям по межеванию и кадастровому учету земель. Согласно ст. ст. 209, 212 ГК РФ, п. 3 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст. 7 Устава Черекского муниципального района КБР органам местного самоуправления предоставлены правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В действующем законодательстве нет запрета на безвозмездную передачу муниципальной собственности. Исходя из вышеизложенного следует, что оспариваемое разграничение права на земельный участок осуществлено в законном порядке. Договор аренды земельного участка с ФИО2 заключен на законном основании по результатам аукциона.
В исковом заявлении истец просит признать отсутствующим зарегистрированное право собственности сельского поселения Герпегеж на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 277 кв. м., и в то же время просит применить последствия недействительности (ничтожности) сделки, обязав ФИО2 возвратить данный земельный участок МУ «Администрация сельского поселения Герпегеж». Данные требования противоречат друг другу и свидетельствуют о недобросовестности истца.
Кроме того, в 2018 г. позиция прокуратуры КБР относительно законности осуществления процедуры разграничения прав государственной собственности на земельные участки в Черекском районе КБР была иной, что подтверждается принятыми истцом в тот период актами прокурорского реагирования на нарушения требований закона со стороны Россеестра по КБР.
Также, согласно п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от _____г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», требования истца о признании права отсутствующим подлежат оставлению без удовлетворения.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – Управления Росеестра по КБР, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не просил отложить рассмотрение дела, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, постановлением местной администрации Черекского муниципального района от _____г.№-пг земельный участок с кадастровым номером 07:05:1300000:405, площадью 19992 кв.м., предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Управление сельского хозяйства и продовольствия Черекского муниципального района», о чем _____г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации 07-07/011 -07/011/001/2015-979/1.
_____г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании абзаца третьего пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от _____г.№ «О введении и в действие Земельного кодекса Российской Федерации» зарегистрировано права собственности Черекского муниципального района (запись №) на указанный земельный участок.
На основании постановления главы местной администрации Черекского муниципального района КБР от _____г.№-пг путем раздела указанного земельного участка образован земельный участок площадью 16791 кв.м., с кадастровым номером 07:05:1300000:444, на который _____г. зарегистрировано право собственности Черекского муниципального района (запись №).
Постановлением главы местной администрации Черекского муниципального района КБР №-пг _____г. путем раздела земельного участка с кадастровым номером № образован земельный участок с кадастровым номером 05:1300000:449, площадью 7393 кв.м., право собственности Черекского муниципального района КБР на который _____г. зарегистрировано в ЕГРП за №.
В соответствии с постановлением главы местной администрации Черекского муниципального района КБР №-пг от _____г. произведено перераспределения границ земельных участков с кадастровыми номерами №№ и №, в результате чего образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5853 кв.м., на который также зарегистрировано право собственности Черекского муниципального района _____г. за № №
Постановлением главы местной администрации Черекского муниципального района КБР №-пг от _____г. путем перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером № с землями, расположенными в кадастровом квартале 07:05:1300000, образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3934 кв. м., на который зарегистрировано право собственности Черекского муниципального района _____г. № №-07/061/2019-1.
В соответствии с постановление главы местной администрации Черекского муниципального района КБР №-пг, путем раздела указанного земельного участка, образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 277 кв.м., на который зарегистрировано право собственности Черекского муниципального района в ЕГРП _____г. № №
Основаниями для регистрации прав собственности Черекского муниципального района КБР на образованные в результате произведенных выше перераспределений границ земельные участки указаны положения абзаца третьего пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от _____г.№ «О введении и в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Далее, постановлением главы местной администрации Черекского муниципального района КБР №-пг от _____г. прекращено право постоянного (бессрочного) пользования МКУ «Управление сельского хозяйства и продовольствия Черекского муниципального района» в отношении находящегося в муниципальной собственности Черекского муниципального района КБР земельного участка с кадастровым номером 05:1300000:449, площадью 7393 кв.м.
_____г. между местной администрацией Черекского муниципального района КБР и МУ «Администрация сельского поселения Герпегеж» на основании постановления главы местной администрации Черекского муниципального района КБР №-пг от _____г. заключен договор, согласно которому местная администрация Черекского муниципального района передала в муниципальную собственность сельского поселения Герпегеж земельный участок с кадастровым номером №, площадью 277 кв. м.
Право собственности сельского поселения Герпегеж на данный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП _____г. за №.
На основании протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка от _____г.№ между МУ «Администрация сельского поселения Герпегеж» и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от _____г.№ и актом приема-передачи от _____г. указанный земельный участок передан ФИО2
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.
В соответствии с правовой позиции, изложенной в абзаце четвертом пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от _____г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление Пленума 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
По смыслу пункта 52 постановления Пленума 10/22 правом на иск о признании права собственности отсутствующим обладает только владеющий собственник недвижимости, право которого зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Вместе с тем, по настоящему делу иск прокурора о признании зарегистрированного права отсутствующим заявлен в интересах неопределенного круга лиц, не обладающих правами на данный земельный участок, во владении которых земельный участок не находится, к ответчику - администрации сельского поселения Герпегеж, то есть к лицу, осуществляющему полномочия собственника спорного имущества.
Таким образом, в указанной части исковых требований истцом избран ненадлежащий способ защиты права, и с учетом указанных обстоятельств иск о признании отсутствующим зарегистрированное право собственности сельского поселения Герпегеж на спорный земельный участок подлежит оставлению без удовлетворения.
В силу ст. 16 Земельного кодекса РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ, собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
Правовой механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) осуществляется в соответствии с критериями, перечисленными в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Федеральный закон №137-ФЗ).
Указанные критерии для разграничения публичной земли, прежде всего касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня в целях выполнения ими своих функций. В отношении незастроенных публичных участков или участков, не предоставленных лицам, указанным в ст. 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ, разграничение права государственной собственности на дату вступления в силу данной нормы (01.07.2006 г.) не произошло.
Согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 39.9 и п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами государственной власти и органам местного самоуправления, на основании решения уполномоченного органа.
Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ распоряжение, в том числе предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Как указано в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020 г., из содержания приведенных выше норм следует, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования.
При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования.
Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 07:05:1300000:405 зарегистрировано за МКУ «Управление сельского хозяйства и продовольствия Черекского муниципального района» _____г.
При этом, данный земельный участок был закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за МКУ «Управление сельского хозяйства и продовольствия Черекского муниципального района» _____г. местной администрацией Черекского муниципального района КБР в своих интересах, в отсутствие фактической необходимости такого предоставления, о чем свидетельствуют произведенные с этим участком в короткий промежуток времени действия (регистрация за Черекским муниципальным районом КБР права собственности на участок _____г. и последующие перераспределения границ участка), в связи с чем, данное закрепление не повлекло разграничение государственной собственности на указанный земельный участок по правилам статьи 3.1 Федерального закона № 137-Ф3 и приобретение права собственности на него Черекским муниципальным районом КБР.
В связи с тем, что право муниципальной собственности Черекского муниципального района КБР на земельный участок с кадастровым номером № было зарегистрировано с нарушением требований закона (статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»), а земельный участок с кадастровым номером № был образован из вышеназванного земельного участка, у местной администрации Черекского муниципального района КБР отсутствовали правовые основания для распоряжения вышеуказанными земельными участками как муниципальной собственностью в порядке пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от _____г.№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу положений ст.ст. 166 и 167 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
При указанных обстоятельствах договор от _____г., в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером № передан из муниципальной собственности Черекского муниципального района в муниципальную собственность сельского поселения Герпегеж, как посягающая на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц, является ничтожной сделкой и не влечет правовых последствий.
В связи с изложенным ничтожной является и последующая сделка - договор аренды данного земельного участка № от _____г., заключенный между муниципальным учреждением «Администрация сельского поселения Герпегеж Черекского муниципального района КБР» и ФИО2
Поскольку вышеуказанная сделка по передаче земельного участка с кадастровым номером № в муниципальную собственность сельского поселения Герпегеж является ничтожной, распоряжение данным участком должно осуществляться как земельным участком, государственная собственность на которую не разграничена, органом местного самоуправления муниципального района (п. 2 ст. 3.3 Федерального закона №-Ф3), в связи с чем, в порядке применения последствий недействительности ничтожных сделок - договора о передачи земельного участка от _____г. и договора аренды земельного участка № от _____г., указанный земельный участок подлежит возврату ФИО2 местной администрации Черекского муниципального района КБР.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кабардино-Балкарской Республики в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать ничтожным договор аренды земельного участка № от _____г., с кадастровым номером №, заключенный между муниципальным учреждением «Администрация сельского поселения Герпегеж Черекского муниципального района КБР» и ФИО2 и применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ФИО2 возвратить земельный участок с кадастровым номером №, площадью 277 кв.м., местной администрации Черекского муниципального района КБР.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Кабардино-Балкарской Республики отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором - апелляционное представление, в Верховный Суд КБР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Черекский районный суд КБР.
В окончательной форме решение принято 19 апреля 2021 года.
Председательствующий А.Х.Березгов