Дело № 2-122/2021 (2-1315/2020)
Поступило 23.11.2020
УИД №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тогучинский районный суд Новосибирской области
в составе:
председательствующего судьи - Красновой О.В.,
при секретаре - Кудрявцевой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» к ФИО2 о принудительном изъятии земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ НСО ТУАД обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2 о принудительном изъятии земельного участка.
Из искового заявления следует, что согласно пункту 10 раздела II Устава Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (ГКУ НСО ТУ АД) создано для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Для обеспечения исполнения указанных функций истец осуществляет организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования Новосибирской области регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с разделом V Государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 23.01.2015 № 22-П ГКУ НСО ТУАД является организацией, имеющей право на обращение с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд Новосибирской области при исполнении мероприятии 1.1. «Строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них».
Согласно Приложению № 2 к государственной программе, государственными заказчиками, исполнителями программных мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них являются Минтранс НСО, ГКУ НСО ТУАД.
В целях строительства объекта регионального значения автомобильной дороги «Обход с. Сарапулка» с мостом ч/р Иня в Мошковском и Тогучинском районах Новосибирской области, в соответствии со ст. 56.2-56.6 Земельного Кодекса РФ, ст. 279, 281 ГК РФ, ст. 3 Закона Новосибирской области от 05.12.2016 № 112-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 19.06.2018 № 247-п «Об утверждении проекта планировки территории для размещения объекта регионального значения автомобильной дороги «Обход села Сарапулка» с мостом через реку Иня в границах муниципального образования Сарапульский сельсовет Мошковского района Новосибирской области и муниципального образования Буготакский сельсовет Тогучинского района Новосибирской области и проекта межевания территории в его составе», а также на основании ходатайства ГКУ НСО ТУАД был издан приказ Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области № 4931 от 21.11.2018 г. «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Новосибирской области»
В соответствии с указанным приказом ДИЗО Новосибирской области № 4931 от 21.11.2018 г. изъятию подлежит земельный участок площадью 39 754 кв. м, подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно ст. 56.7 Земельного Кодекса РФ истцом было организовано проведение кадастровых работ по образованию земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд Новосибирской области, в результате проведения которых на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером №
Истцом в порядке ст. 56.8 ЗК РФ было организовано проведение оценки размера возмещения в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером № для государственных нужд Новосибирской области. Оценка проведена организацией, с которой у истца заключен государственный контракт на оказание услуг по проведению оценки (ООО ЦЭО «Велес», контракт № от ДД.ММ.ГГГГ).
Результатом оценки явился отчет № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный ООО ЦЭО «Велес» оценщиком фио1 (включен в реестр членов СРО «СФСО» на основании свидетельства о членстве в саморегулируемой организации оценщиков № от ДД.ММ.ГГГГ., квалификационный аттестат в области оценочной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ., срок действия до ДД.ММ.ГГГГ.).
Размер ущерба согласно отчету № от ДД.ММ.ГГГГ составляет 60.649,00 (шестьдесят тысяч шестьсот сорок девять) рублей 00 копеек. При расчете размера возмещения изымаемого земельного участка с кадастровым номером № оценщиком также учтено право, на основании которого ответчик владеет земельным участком, а именно: право собственности на указанный земельный участок. Также в процессе проведения оценки ДД.ММ.ГГГГ был произведен осмотр земельного участка, в ходе которого установлен факт отсутствия на изымаемом земельном участке каких-либо объектов капитального строительства.
Согласно ч. 10 ст. 56.8 ЗК РФ отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, после определения размера возмещения за изъятие земельного участка с кадастровым номером № правообладателю изымаемого земельного участка ФИО2 было предложено заключить соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд Новосибирской области. Устно от заключения данного соглашения ответчик отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения был направлен истцом правообладателю ФИО2 (ответчику) заказным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ с отчетом об оценке и выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Проект соглашения получен правообладателем (ФИО2) ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о вручении получателю письма.
Ответа на указанное письмо истца от ответчика до настоящего времени не поступало.
На сегодняшний день заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд отсутствует.
Земельный участок с кадастровым номером №, до настоящего времени для государственных нужд Новосибирской области не изъят. Данный земельный участок продолжает находиться в собственности ФИО2
Решение об изъятии земельного участка у ФИО2 было принято по ходатайству ГКУ НСО ТУАД.
Истец просил прекратить право собственности ответчика путем изъятия земельного участка площадью 39.754 кв.м с кадастровым номером №, образованный из земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> для государственных нужд на основании приказа ДИЗО Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика ФИО2 в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 150 ГПК РФ, непредставление ответчиком доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам.
Согласно п.1 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Пунктом 3 ст. 279 ГК РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п. 5. ст. 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Судом установлено, что согласно пункту 10 раздела II Устава Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» создано для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере дорожного хозяйства и транспорта. (л.д.9-19)
В соответствии с разделом V Государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 23.01.2015 № 22-П ГКУ НСО ТУАД является организацией, имеющей право на обращение с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд Новосибирской области при исполнении мероприятии 1.1. «Строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них».
Согласно Приложению № 2 к государственной программе, государственными заказчиками, исполнителями программных мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них являются Минтранс НСО, ГКУ НСО ТУАД.
В целях строительства объекта регионального значения автомобильной дороги «Обход с. Сарапулка» с мостом ч/р Иня в Мошковском и Тогучинском районах Новосибирской области, в соответствии со ст. 56.2-56.6 Земельного Кодекса РФ, ст. 279, 281 ГК РФ, ст. 3 Закона Новосибирской области от 05.12.2016 № 112-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 19.06.2018 № 247-п «Об утверждении проекта планировки территории для размещения объекта регионального значения автомобильной дороги «Обход села Сарапулка» с мостом через реку Иня в границах муниципального образования Сарапульский сельсовет Мошковского района Новосибирской области и муниципального образования Буготакский сельсовет Тогучинского района Новосибирской области и проекта межевания территории в его составе», а также на основании ходатайства ГКУ НСО ТУАД был издан приказ Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области № 4931 от 21.11.2018 г. «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Новосибирской области» (л.д.22)
В соответствии с указанным приказом ДИЗО Новосибирской области № 4931 от 21.11.2018 г. изъятию подлежит земельный участок площадью 39.754 кв. м, подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером №. (л.д.23-30)
Согласно ст. 56.7 Земельного Кодекса РФ истцом было организовано проведение кадастровых работ по образованию земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд Новосибирской области, в результате проведения которых на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером №.
В порядке ст. 56.8 ЗК РФ проведена оценка размера возмещения в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером № для государственных нужд Новосибирской области. Оценка проведена организацией, с которой у истца заключен государственный контракт на оказание услуг по проведению оценки (ООО ЦЭО «Велес», контракт № от ДД.ММ.ГГГГ).
Результатом оценки явился отчет № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный ООО ЦЭО «Велес» оценщиком фио1 (включен в реестр членов СРО «СФСО» на основании свидетельства о членстве в саморегулируемой организации оценщиков № от ДД.ММ.ГГГГ., квалификационный аттестат в области оценочной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ., срок действия до ДД.ММ.ГГГГ.).
Размер ущерба согласно отчета № от ДД.ММ.ГГГГ составляет 60 649,00 (шестьдесят тысяч шестьсот сорок девять) рублей 00 копеек. При расчете размера возмещения изымаемого земельного участка с кадастровым номером № оценщиком также учтено право, на основании которого ответчик владеет земельным участком, а именно: право собственности на указанный земельный участок. Также в процессе проведения оценки ДД.ММ.ГГГГ был произведен осмотр земельного участка, в ходе которого установлен факт отсутствия на изымаемом земельном участке каких-либо объектов капитального строительства. (л.д.31-101)
Согласно ч. 10 ст. 56.8. ЗК РФ отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
После определения размера возмещения за изъятие земельного участка с кадастровым номером № правообладателю изымаемого земельного участка ФИО2 было предложено заключить соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд Новосибирской области.
В соответствии с п. 3 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения был направлен истцом правообладателю ФИО2 (ответчику) заказным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ с отчетом об оценке и выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Проект соглашения получен правообладателем (ФИО2) ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о вручении получателю письма. (л.д.102-109)
В соответствии со ст. 56.11 Земельного кодекса РФ основанием для перехода права собственности на земельный участок, изымаемом для государственных нужд, является заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка.
Представленными документами подтверждается, что соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд отсутствует.
Земельный участок с кадастровым номером №, до настоящего времени для государственных нужд Новосибирской области не изъят, находится в собственности ФИО2
Согласно ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В соответствии с п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка.
При этом в соответствии с п. 6 ст. 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с п. 1. ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (п. 2. ст. 281 ГК РФ).
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 4 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации, при расчетах размеров возмещения убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 281 ГК РФ, плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Рыночная стоимость земельных участков, согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно статье 8 указанного Закона, проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу статьи 282 ГК РФ, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 ЗК РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик является собственником земельного участка. При обращении в суд с иском, истец представил отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, который не содержит размер убытков ответчика, связанный с изъятием земельных участков, а определяет только рыночную стоимость земельного участка, что нельзя считать выкупной стоимостью применимо к ст. 57 Земельного кодекса РФ. При этом в соглашении об изъятии земельного участка, определена стоимость исходя из объема ассигнований.
Таким образом, ответчик в последующем не лишен права обратиться в суд за возмещением ему убытков, с обоснованием заявленных требований.
Вместе с тем, принимая социальную значимость объекта (строительство автомобильной дороги), который будет располагаться на изымаемом земельном участке, суд полагает обоснованными требования истца об изъятии земельного участка у ответчика и прекращении права собственности.
Руководствуясь ст. ст. 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Изъять земельный участок площадью 39.754 кв.м с кадастровым номером №, образованный из земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> для государственных нужд на основании приказа Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в собственность Новосибирской области.
Прекратить право собственности ФИО2 путем изъятия земельного участка площадью 39.754 кв.м с кадастровым номером №, образованного из земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> для государственных нужд.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья Краснова О.В.