ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-122/2022 от 11.01.2022 Приозерского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-122/2022

УИД 47RS0014-01-2021-001849-87 11 января 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Матросовой О.Е.,

при секретаре Шостенко Е.С.,

с участием представителя ответчика муниципального предприятия муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области «Городская управляющая компания» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Ленинградской области» в защиту прав ФИО3 к муниципальному предприятию муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области «Городская управляющая компания», о защите прав потребителей,

установил:

Региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей <адрес>» обратилась в суд в защиту прав ФИО1 к муниципальному предприятию муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> «Городская управляющая компания» ( далее МП «Городская управляющая компания»), о защите прав потребителей.

Требования мотивированы тем, что ответчик взимает плату за отопление жилого помещения в соответствии с нормативом потребления тепловой энергии на отопление, установленным Постановлением <адрес> отДД.ММ.ГГГГ, рассчитанным на устаревших климатических параметрах СНиПов 2003 года, исходя из отопительного сезона 8 месяцев, тогда как реально отопительный сезон составляет 7 месяцев: начинается 10 октября и заканчивается 10 мая, что приводит к увеличению норматива. Новый свод правил «Строительная климатология» СП 131.13330.2020 в значительной мере содержит изменившиеся климатические параметры, однако, ответчик не произвел перерасчет норматива согласно данного свода правил, введенного в действие ДД.ММ.ГГГГ, чем причинил истцу материальный ущерб и нарушил права потребителя.

В связи с этим истец просит признать незаконными при расчетах с потребителем применение норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика устранить нарушения при начислении размера платы за отопление с применением норматива по отоплению расчетным методом; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей и штраф в соответствии с ч.6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей».

В судебное заседание представитель истца региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей <адрес>», действующей в интересах ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился ( л.д. 101,103).

Представитель ответчика МП «Городская управляющая компания» в судебном заседании иск не признала, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях на иск, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третье лицо: Комитет по топливно-энергетическому комплексу <адрес>, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, представило письменные возражения по иску, просило отказать в удовлетворении заявленных требований ( л.д. 42-45, 104).

Третье лицо: АО «ЕИРЦ ЛО», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило ( л.д. 99), представило письменные возражения на иск ( л.д. 106-112).

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом.

Заслушав представителя ответчика, исследовав доказательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО1 является собственником <адрес> в <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН ( л.д. 32-34).

В соответствии с договором а от ДД.ММ.ГГГГ общим имуществом многоквартирного <адрес> управляет МП «Городская управляющая компания» ( л.д. 113-123).

АО «Единый информационно-расчетный центр <адрес>» согласно агентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ оказывает МП «Городская управляющая компания» услуги по приему платежей физических лиц ( л.д. 124-139).

Из квитанций за 2019-2021 г.г., выставляемых АО «ЕИРЦ» ФИО1 видно, что начисление платы за отопление производится в течение года, равномерными платежами.

Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>, после 1999 года постройки, не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, не оборудован коллективными приборами учета тепловой энергии, потребителям начисляется плата за отопление равномерно в течение календарного года.

Правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются нормами Жилищного кодекса РФ, а также Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Согласно пункту 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Пунктами 2 и 2(1), приложения к указанным Правилам предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле 2: Pi = Si x NT x TT, где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяются по формуле 2(1): Pi = Si x (NT x K) x TT, где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", к количеству месяцев в календарном году.

Вышеуказанная редакция Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, приложения , содержащего пунктами 2 и 2(1) с формулами 2 и 2.1, введена в действие Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.

До вступления в силу настоящего Постановления п. 2 Приложения к указанным Правилам было установлено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 2:, где: - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения; - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанная формула соответствует формуле 2 п. 2(2) Приложения к указанным Правилам в действующей редакции.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" <адрес>ДД.ММ.ГГГГ издано Постановление "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории <адрес>, при отсутствии приборов учета", которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории <адрес>, при отсутствии приборов учета. При определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению учтены конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома. В норматив отопления включен расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. м площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги за период, равный продолжительности отопительного сезона, деленный на 12 месяцев.

Указанным Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется потребителям равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Норматив потребления тепловой энергии для домов постройки после 1999 года, определен в размере 0,01485 Гкал/кв. м общей площади жилых помещений в месяц.

При осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течении календарного года, расчет действующего норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в месяц в размере 0,01485 Гкал/кв. м на территории <адрес> (установленного на месяцы календарного года в среднемесячной величине 1/12 от суммарного потребления тепловой энергии), осуществлен как за период, равный продолжительности отопительного сезона 8 месяцев, деленный на 12 месяцев, то есть с учетом коэффициента периодичности 8/12, для начисления платы за отопление равномерно в течении календарного года.

Согласно п. 17 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в решении уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению указывается информация о продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных), определенного указанными органами для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период.

В силу пункта 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Доводы истца о том, что ответчиком взимается плата за отопление жилого помещения, исходя из отопительного сезона, начинающегося 10 октября и заканчивающегося 10 мая, являются не обоснованными.

Так, согласно постановления администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 59) «О начале регулярного отопления 2019-2020г.г.» на территории муниципального образования Приозерское городское поселение регулярное отопление зданий всех назначений в нормальном режиме начато ДД.ММ.ГГГГ и завершено ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 57).

В 2020 году периодическое протапливание зданий всех назначений на территории Приозерского городского поселения начато ДД.ММ.ГГГГ и закончено ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 54,55).

Согласно письма департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-ОГ/04 «О размере платы за коммунальную услугу по отоплению» разъяснено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев отопительного периода и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням ( л.д. 62).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым, продолжительность отопительного периода на территории <адрес> равна 8 календарным месяцам, в том числе неполным, при этом нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению определены расчетным методом.

В силу п. 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет. Указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Согласно п. 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в следующих случаях:

а) изменение конструктивных и технических параметров (в том числе в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;

б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

в) получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив потребления коммунальных услуг был установлен расчетным методом;

г) установление актом уполномоченного органа начала и (или) окончания отопительного периода, приводящих к изменению объема потребления тепловой энергии.

Согласно квитанции об оплате ( л.д. 65-95) объем ( количество) потребления коммунальных ресурсов у истца не изменялся.

Истцом доказательств наличия оснований для изменения нормативов потребления коммунальных услуг, изложенных в п. 16 Правил, суду не представлено.

Таким образом, с момента вступления в силу Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – с ДД.ММ.ГГГГ, установленные нормативы потребления коммунальных услуг не подлежат пересмотру не менее трех лет.

На основании указанного суд приходит к выводу, что заявленный иск является необоснованным, нарушений прав истца как потребителя не допущено.

В силу статьи 11 Гражданского кодекса РФ и статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной защите подлежит только нарушенное право.

В силу статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В соответствии с ч.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» 6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Поскольку нарушений прав потребителя судом не установлено, то не подлежат удовлетворению и требования о компенсации морального вреда и взыскании штрафа.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Ленинградской области» в удовлетворении иска в защиту прав ФИО3 к муниципальному предприятию муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области «Городская управляющая компания», о признании незаконными при расчетах с потребителем применение норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленного Постановлением Правительства Ленинградской области №313 от 24.11.2010; обязании устранить нарушения при начислении размера платы за отопление с применением норматива по отоплению расчетным методом; взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей и штрафа за неисполнение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд Ленинградской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Матросова О.Е.

Мотивированное решение изготовлено 11 января 2022 года