ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-122/2022 от 15.07.2022 Ямальского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Яр-Сале

Ямальский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи О.В. Степанюк, при секретаре Пашковской М.Н., с участием

представителей ответчика Администрации Ямальского района ФИО1, действующей на основании доверенности от 17.05.2022, ФИО2, действующей на основании доверенности от 14.07.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-122/2022 по исковому заявлению ФИО3 к Администрации Ямальского района о признании незаконным внесение изменений в п. 1.6 Должностной инструкции и взыскании доплаты за исполнение обязанностей секретаря антитеррористической комиссии Ямальского района

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обосновании иска указывает, что с 24.09.2019 принята на работу в Администрацию МО Ямальский район на должность начальника отдела по обеспечению деятельности комиссий (муниципальная служба). 04.04.2022 уволена по сокращению штата (численности) работников. Распоряжением Администрации МО Ямальский район № Л-440 от 20 сентября 2019 года утверждена должностная инструкция муниципального служащего замещающего должность начальника отдела по обеспечению деятельности комиссий Администрации МО Ямальский район, на основании которой определены должностные обязанности начальника отдела. Распоряжением № 155 от 23 сентября 2019 утверждено Положение об отделе по обеспечению деятельности комиссий. В декабре 2021 года ей стало известно, что в ее должностную инструкцию, а именно, в п. 1.6 внесены изменения следующего содержания «начальник отдела является секретарем антитеррористической комиссии в муниципальном образовании Ямальский район». Письменное согласие на это ею не давалось, дополнительное соглашение не заключалось, в связи с чем внесенные изменения просит признать незаконными. Кроме того, указывает, что обязанности секретаря антитеррористической комиссии в муниципальном образовании Ямальский район (далее по тексту АТК МО в Ямальском районе) ею исполнялись с момента трудоустройства, но оплата за данную работу не производилась, в связи с чем просит взыскать доплату за исполнение обязанностей секретаря АТК МО в Ямальском районе за период с 24 сентября 2019 года по 15 февраля 2022 года в размере 366 039,52 рублей, компенсацию морального вреда за нарушение трудовых прав в размере 366 039,52 рубля, проценты в соответствии со ст. 236 ТК РФ. Обязать ответчика произвести перерасчет денежных средств, включая материальную помощь, единовременную выплату, выплаченных при выходе в ежегодный оплачиваемый отпуск в 2020, 2021, 2022 годах, ежеквартальных премий и премий по итогам года за 2019, 2020, 2021, 2022 года, пособий в связи с временной нетрудоспособностью в 2022 году, окончательного расчета при увольнении.

Истец ФИО3 надлежащим образом извещенная о дате и времени судебного заседания суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители ответчика Администрации Ямальского района ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании с иском не согласились. Суду пояснили, что внесение в должностную инструкцию в п. 1.6 начальника отдела по обеспечению деятельности комиссий внесены в декабре 2019 года по устной просьбе самой ФИО3, при этом какие-либо дополнительные обязанности ей не вменялись, изменения вносились для приведения инструкции в соответствие с иными локальными и нормативно-правовыми актами, при этом дополнительные обязанности ФИО3, не вменялись. Обязанности секретаря АТК МО в Ямальском районе она исполняла с момента трудоустройства, так как данные обязанности прописаны в ее должностной инструкции (пункт 3.1.5), с данной инструкцией она была ознакомлена, каких-либо претензий по исполнению ею этих обязанностей не высказывалось. Отдельная должность «секретаря АТК МО в Ямальском районе» в штатном расписании Администрации Ямальского района, отсутствует. Кроме того, как указывает сама истица, о внесении изменений в инструкцию ей стало известно 13.12.2021, а с иском она обратилась 29.04.2022 за пределами срока исковой давности, который составляет три месяца, по данной категории споров. В иске просят отказать в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Возможность совмещения профессий работником, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, предусмотрена Трудовым кодексом РФ.

В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату (статья 151 ТК РФ).

Доплата работнику при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, производится в соответствии со статьёй 151 Трудового кодекса РФ.

В силу статьи 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Таким образом, выполнение дополнительной работы и оплата за нее основаны на волеизъявлении сторон трудовых отношений, то есть работника и его работодателя.

Из материалов гражданского дела следует, что ФИО3 с 24 сентября 2019 года состоит в трудовых отношениях с Администрацией муниципального образования Ямальский район, принята на должность начальника отдела по обеспечения деятельности комиссий (муниципальная служба), что подтверждается трудовым договором № 340 от 24.09.2019 (том 1 л.д. 64-74) и приказом о приеме на работу № Л-447 от 24.09.2019 (том 1 л.д. 37).

Распоряжением № 301-Л от 01.04.2022 трудовой договор с ФИО3 расторгнут по основаниям пункта 2 части 1 статьи 81 ТК РФ (сокращение штата работников администрации) (том 1 л.д. 38).

Решением Ямальского районного суда от 09.06.2022 ФИО3 восстановлена на работе в прежней должности (решение в законную силу не вступило).

Согласно должностной инструкции № 51 муниципального служащего, замещающего должность начальника отдела по обеспечению деятельности комиссий Администрации МО Ямальский район, утвержденной распоряжением Администрации МО Ямальский район № Л-440 от 20 сентября 2019 года начальник отдела является секретарем антитеррористической комиссии в муниципальном образовании Ямальский район (п. 1.6) (том 1 л.д. 53-63).

В материалах дела имеется экземпляр вышеуказанной Должностной инструкции, где п. 1.6 изложен иным образом, с указанием, что начальник отдела является секретарем антитеррористической комиссии, отсутствует (том 1 л.д. 45-52).

В остальной части инструкции идентичны.

ФИО3 ознакомлена с инструкцией 24.09.2019, о чем имеется ее подпись в листе ознакомления (том 1 л.д. 52,63).

В указанных инструкциях, определены должностные обязанности, права и ответственность начальника отдела (раздел 3), где в том числе в п. 3.1.5 отражены обязанности в области АТК в МО Ямальский район, которые включают в себя следующие обязанности.

Осуществляет контроль и принимает участие в организационном и материально-техническом обеспечении деятельности АТК в МО Ямальский район, в том числе:

- участвует в разработке проекта плана работы АТК в муниципальном образовании;

- осуществлять подготовку заседаний АТК в муниципальном образовании, сбор и обобщение информационных и справочных материалов по обсуждаемым вопросам, оказывать практическую и методическую помощь ответственным исполнителям в формировании решений АТК в муниципальном образовании;

- осуществлять контроль за исполнением решений АТК в ЯНАО и АТК в муниципальном образовании;

- организовать и вести делопроизводство аппарата АТК в муниципальном образовании в соответствии с регламентом внутренней организации органа местного самоуправления, осуществлять деловую переписку, обеспечивать сохранность документов;

- осуществлять взаимодействие с территориальными органами федеральных органов государственной власти, исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления, аппаратами АТК в ЯНАО и АТК муниципальном образовании, расположенных в ЯНАО;

- решать иные задачи в области противодействия терроризму, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

- обеспечивать подготовку и проведение заседаний комиссий;

- обеспечить деятельность рабочих групп комиссий;

-организовать и вести делопроизводство комиссии.

Выполнять иные поручения Главы муниципального образования Ямальский район, заместителей Главы Администрации /МО Ямальский район, начальника отдела (п. 3.1.7).

Решением Губернатора ЯНАО, председателем АТК в ЯНАО от 25.02.2019 утверждено Положение АТК муниципального образования в ЯНАО (том 1 л.д. 135-139), и Регламент (том 1 л.д. 140-162) где закреплены обязанности секретаря АКТ (п. 12 Положения), данные обязанности идентичны обязанностям начальника отдела по обеспечению деятельности комиссий Администрации МО Ямальский район, закрепленные в должностной инструкции № 51 от 20.09.2019.

Кроме того, Распоряжением Администрации МО Ямальский район № 155 от 23.09.2019 (утратило силу в связи с изданием распоряжения № 106 от 30.06.2021 (новое Положение)) утверждено Положение об отделе по обеспечению деятельности комиссий Администрации МО Ямальский район (том 2 л.д. 70-81, 82-89).

В Положениях отражены функции отдела, в которых в том числе, отражена организация и обеспечение деятельности отдела в области терроризма (организация и обеспечение деятельности коллегиальных органов при Главе Ямальского района, в том числе террористической комиссии (п. 7)), разработка и формирование планов работы комиссий, подготовка аналитических и информационно-справочных материалов к заседанию комиссий, подготовка проектов решений и оформление протоколов заседаний комиссий, осуществление контроля за исполнением решений комиссий, организация и ведение делопроизводства комиссий.

Таким образом, из анализа вышеприведенных локальных и нормативно-правовых актов следует, что начальник отдела по обеспечению деятельности комиссий Администрации МО Ямальский район (должность, которую с 24.09.2019 занимает истец) исполняла обязанности секретаря АТК МО в Ямальском районе в силу своих должностных обязанностей, закрепленных, как в должностной инструкции начальника отдела, так и в иных локальных и нормативно-правых актах, перечисленных выше.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что внесение изменений в п. 1.6 Инструкции, о том, что «начальник отдела является секретарем антитеррористической комиссии в МО Ямальский район», не может расцениваться, как расширение зон обслуживания или увеличение объема работ, так как данные обязанности были закреплены в должностной инструкции начальника отдела с момента ее приема на работу на данную должность (п. 3.1.5 Инструкции), с которой истец была ознакомлена 24.09.2019. Внесение изменений в инструкцию (п. 1.6), расценивается судом как приведение данного локального акта в соответствие с вышеуказанным Регламентом и Положением Губернатора ЯНАО от 25.02.2019, Положением об отделе по обеспечению деятельности комиссий Администрации МО Ямальский район, так как должность секретаря АТК МО в Ямальском районе в штате Администрации, отсутствует.

Также необходимо отметить, что в силу части 1 статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации доплата за дополнительную работу, за расширение зон обслуживания производится в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора. Дополнительное соглашение, с учетом буквального толкования его содержания, в части условия о доплате истцу за выполнение обязанностей секретаря АТК МО в Ямальском районе, является реализацией сторонами прав, предусмотренных статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации независимо от того, что оно не было оформлено в виде отдельного документа (соглашения).

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих, что работодатель поручал истцу выполнение работы секретаря АТК МО в Ямальском районе, как дополнительную работу, выходящую за объем ее должностных обязанностей.

Приказы (распоряжения) о доплате ФИО3 за расширение зоны обслуживания и увеличения объема работ работодателем не издавались.

Заслуживает внимание и довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности в части оспаривания п. 1.6 Должностной инструкции.

В силу статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Так, из служебной записки истца ФИО3 от 13 декабря 2021 года в адрес Управляющего делами Администрации Ямальского района (том 1 л.д. 76) следует, что она о внесенных изменениях узнала 13 декабря 2021 года, а в суд об обжаловании, указанного пункта обратилась 29.04.2022, то есть за пределами трехмесячного срока.

При таких обстоятельствах, в иске ФИО3 о признании незаконным внесение изменений в п. 1.6 Должностной инструкции и взыскании доплаты за исполнение обязанностей секретаря антитеррористической комиссии Ямальского района, надлежит отказать.

Поскольку оснований для удовлетворения иска не установлено, то требования истца о взыскании морального вреда, процентов за задержку заработной платы, являющиеся производными от основного требования, также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО3 к Администрации Ямальского района внесение изменений в п. 1.6 должностной инструкции, о взыскании заработной платы, за исполнение обязанностей секретаря антитеррористической комиссии муниципального образования в Ямальском районе - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ямальский районный суд.

В окончательной форме решение изготовлено 15.07.2022.

Председательствующий судья подпись О.В. Степанюк

Копия верна:

Судья Ямальского

районного суда О.В. Степанюк

Решение суда от 15 июля 2022 года не вступило в законную силу, оригинал решения суда находится в материалах гражданского дела № 2-122/2022