Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации « 22 » марта 2022 года г.Нефтегорск. Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., при помощнике судьи Казаковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-122/2022 по иску Нефтегорского межрайонного прокурора к ГБПОУ Самарской области «Нефтегорский государственный техникум», Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о возложении обязанности обеспечения антитеррористической защищенности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился с данным иском указав, что в ходепроведенной в мае 2021 года проверки соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений установлено, что в ГБПОУ СО Нефтегорский государственный техникум проведено категорирование и объекту присвоена 3 категория опасности. В нарушение установленных требований отсутствует система охранной сигнализации. Выявленные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье детей, обучающихся в образовательном учреждении, в связи с чем в адрес директора вносилось соответствующее представление об устранении нарушений. Акт прокурорского реагирования рассмотрен, из ответа на него следует, что образовательное учреждение не может обеспечить в полной мере исполнение требований законодательства ввиду отсутствия дополнительного финансирования. Просил обязать Министерство образования и науки Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области оборудовать образовательное учреждение охранной сигнализацией в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу решения суда, ГБПОУ СО Нефтегорский государственный техникум установить и обеспечить образовательное учреждение охранной сигнализацией. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал. Представитель Министерства образования и науки Самарской области в лице Юго-Восточного управления не отрицая, что НГТ относится к 3 категории опасности, с иском не согласился, пояснив, что в связи с внесенными Постановлением Правительства РФ № 289 от 5.03.2022 года изменениями принято решение о проведении категорирования данного объекта, который исходя из количества обучающихся и сотрудников относится к 4 категории опасности, в связи с чем установка охранной сигнализации не требуется. Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области с иском не согласился указав, что учредителем ГБПОУ является Самарская область, функции и полномочия которого в отношении учреждения возложены на Министерство образования и науки Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области. При этом отраслевым органом исполнительной власти Самарской области является МОиН, которое осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания и является главным распорядителем средств областного бюджета в отношении него. Тем самым Минимущества не может отвечать по обязательствам учреждения. Представитель ГБПОУ СО «НГТ» пояснил, что у организации нет собственных средств на установку охранной сигнализации, соответствующее письмо о выделении денежных средств было направлено в Юго-Восточное управление МОиН Самарской области. На данный момент имеется договор с охранной организацией на осуществление пропускного режима. Выяснив мнение участвующих в деле лиц, заслушав объяснения их представителей, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела на основании акта приема-передачи от 8.11.2005 года м.о.Нефтегорский район передало в собственность Департаменту имущественных отношений Самарской области здание школы по адресу <...>, которое в соответствии с приказом Минимущества Самарской области от 13.10.2006 года было передано ГОУ НПО ПУ-19 г.Нефтегорска на праве оперативного управления. Имеется свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на данный объект за ГБОУ СПО «Нефтегорский государственный техникум» от 1.04.2013 года. Проведенной Нефтегорской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что образовательная организация ГБПОУ СО «Нефтегорский государственный техникум» является объектом 3 категории опасности и в нем до настоящего времени отсутствует система охранной сигнализации, что по существу не оспаривается. По данному факту в адрес директора вносилось соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого указано на направление в Юго-Восточное управление МОиН Самарской области письма о выделении денежных средств на установку охранной сигнализации. Согласно ст.28 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими сохранность жизни и здоровья обучающихся, работников образовательной организации. В силу ст.41 ч.1 п.8 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательной организации. В соответствии со ст.5 ч.2 п.4 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий). В силу ст.30 ч.13 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Постановлением Правительства РФ № 1006 от 2.08.2019 года утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства, мероприятия по которой являются обязательными для выполнения. В соответствии с п.2 Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения РФ, организации, подведомственные Министерству просвещения РФ, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности. Перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются: Министерством просвещения РФ - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения РФ, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения РФ организаций; органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования РФ, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования (п.4 Требований). Предусмотрено категорирование опасности объектов (п.13 Требований). Согласно п.25 данных Требований в отношении объектов (территорий) 3-й категории опасности дополнительно осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации. В силу п.5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). На основании ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Постановлением Правительства Самарской области № 642 от 14.12.2010 года утвержден «Порядок осуществления органами исполнительной власти Самарской области функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения Самарской области, государственного казенного учреждения Самарской области», который регулирует отношения, связанные с осуществлением органами исполнительной власти Самарской области функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения Самарской области (бюджетное учреждение). Согласно п.2 данного Порядка функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения в случае, если иное не установлено Правительством Самарской области, осуществляются органом исполнительной власти Самарской области, в ведении которого находится это учреждение (отраслевой орган), и органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области (орган по управлению имуществом Самарской области). В силу п.3 Порядка к функциям и полномочиям отраслевого органа относится финансовое обеспечение выполнения государственного задания в отношении бюджетного учреждения в установленном порядке; осуществление контроля за деятельностью бюджетного учреждения в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Самарской области. К функциям и полномочиям органа по управлению имуществом Самарской области отнесено закрепление имущества за бюджетным учреждением на праве оперативного управления (п.4 Порядка). Таким образом исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и обязанных согласно Уставу органов – их учредителей. При этом принимая во внимание положения установленного указанным постановлением порядка осуществления полномочий учредителей органами исполнительной власти Самарской области надлежащим органом в этом направлении будет являться Министерство образования и науки. Поскольку установлено, что объект здание Нефтегорского государственного техникума до настоящего времени охранной сигнализацией не оснащено, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы представителя МОиН о предполагающемся изменении категории опасности данного объекта, при котором оборудование охранной сигнализацией станет необязательным, подлежат отклонению, поскольку такая процедура к настоящему времени не проведена, а НГТ как образовательное учреждение осуществляет свою деятельность. Ссылка представителя НГТ на наличие договора с охранной организацией <данные изъяты> от 9.03.2022 года на оказание услуг по пропускному режиму не устраняет необходимости соблюдения установленных Правительством РФ обязательных требований к антитеррористической защищенности объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, в частности оснащения охранной сигнализацией. При определении срока для устранения имеющихся нарушений суд считает возможным принять предложенный прокурором как не подвергнутый корректировке и отвечающий требованиям разумности исходя из того, что требования, установленные ПП РФ № 1006, действуют с 17.08.2019 года. Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать ГБПОУ Самарской области «Нефтегорский государственный техникум», Министерство образования и науки Самарской области в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать образовательное учреждение системой охранной сигнализации. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд. Судья В.В.Лопутнев |