ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-122/2022 от 22.04.2022 Казачинско-ленского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Магистральный 22 апреля 2022 года

Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Антоневич М.Ф.,

при секретаре Стригун С.Е.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-122/2022 по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконными действий и приказа о переносе даты постановки в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья, обязании устранить допущенные нарушения, понуждении выдать государственный жилищный сертификат,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 (далее по тесту – ФИО1) обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» (далее по тексту – ОГКУ «УСЗН по Казачинско-Ленскому району») о признании незаконными действий и приказа о переносе даты постановки в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья, обязании устранить допущенные нарушения, понуждении выдать государственный жилищный сертификат.

В обоснование требований указала, что с 30.08.1997 года состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Уведомлением ОГКУ «УСЗН по Казачинско-Ленскому району» от 07.12.2021 ей сообщили о том, что приказом от 06.12.2021 дата ее постановки на учет перенесена на 31.07.1998 и обусловлено это недостаточностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на момент постановки на учет. Считает данные действия и приказ незаконными, поскольку на дату постановки на учет имела стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 12 лет 01 месяц 18 дней, то есть более 10 лет. В период с 20.02.1995 по 16.12.1997 находилась в отпуске по уходу за ребенком, и данный период времени в соответствии с нормами трудового законодательства засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, в стаж работы по специальности. Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено наличие определенного стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не специального стажа.

Просит признать незаконным приказ от 06.12.2021 «О переносе даты постановки на учет», признать незаконными действия о переносе даты постановки в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья и устранить допущенные нарушения, восстановить в очереди, признать незаконным бездействие по непредоставлению государственного жилищного сертификата и понудить выдать государственный жилищный сертификат в 2022 году.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить.

Директор ОГКУ «УСЗН» ФИО7 просила о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, представила возражения по иску, согласно которым просит в удовлетворении иска ФИО1 отказать. ФИО1 была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 30.08.1997 года. При проверке учетного дела было выявлено, что на дату постановки на учет северный стаж работы ФИО1 составлял 9 лет 8 месяцев 18 дней, что не соответствует продолжительности стажа, необходимого для постановки на учет. По справке пенсионного фонда период работы с 20.02.1995 по 16.12.1997 засчитывается только в общий стаж, следовательно данный период не может быть засчитан для расчета права постановки на учет. В связи с чем, приказом от 06.12.2021 дата постановки на чет ФИО1 была перенесена на 31.07.1998 года.

Определением суда от 17.03.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО8 просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в иске ФИО1 отказать в полном объеме, поскольку согласно сведениям пенсионного фонда о продолжительности периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, учтенных при назначении пенсии, северный стаж ФИО1 на дату постановки на учет 30.08.1997 составил 9 лет 8 месяцев 18 дней, при необходимом стаже не менее 10 лет. Также просит отказать в удовлетворении иска в части о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья вне очереди, так как будут нарушены действующее законодательство и права граждан, поставленных на учет ранее.

Определением суда от 07.04.2022 к участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – ФИО2 (далее по тексту – ФИО2) и ФИО2 (далее по тексту –ФИО2 1) в лице законного представителя ФИО1

ФИО2 просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, о чем представила заявление.

Представитель соответчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, в судебное заседание не явился, о дне судебного заседания уведомлен надлежаще.

Выслушав истца, проверив и оценив представленные доказательства с учетом требований статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 27.02.2018) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029" (вместе с "Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях", утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029) Казачинско-Ленский район Иркутской области отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее по тексту – Федеральный закон № 125-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879.

Судом установлено, что ФИО1 с 30.08.1997 года состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории «работающие».

В ходе инвентаризации учетного дела ФИО1 ОГКУ «УСЗН по Казачинско-Ленскому району» было принято решение о переносе даты постановки на учет граждан, имеющих права на получение социальных выплата для приобретения жилья в связи с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с момента возникновения права с 31.07.1998 года, 06.12.2021 издан приказ «О переносе даты постановки на учет».

Основанием переноса даты постановки на учет явилось то, что по сведениям о продолжительности периодов работы в районах Крайнего Севера, предоставленных Пенсионным фондом РФ, северный стаж ФИО1 составляет 9 лет 8 месяцев 18 дней на 19.02.1995 года, а период работы с 20.02.1995 по 16.12.1997 – не учтен в северный стаж.

Из материалов учетного дела, сведений Пенсионного фонда РФ, а также предоставленных справок следует, что ФИО1 осуществляла трудовую деятельность на предприятиях, находящихся в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, и при начислении пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях были учтены следующие периоды:

- с 03.02.1984 по 05.07.1984 – 00 лет 5 мес. 3 дня

- с 05.11.1985 по 14.03.1991 – 05 лет 04 мес. 10 дней

- с 15.03.1991 по 19.02.1995 – 03 года 11 мес. 05 дней

- с 20.12.1997 по 31.01.1998 – 00 лет 01 мес. 12 дней

- с 01.06.1998 по 05.11.1998 – 00 лет 05 мес. 05 дней, всего 10 лет 03 месяца 05 дней.

С учетом даты постановки ФИО1 на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты (30.08.1997) северный стаж составил 09 лет 08 месяцев 18 дней.

Период работы с 20.02.1995 по 16.12.1997 (далее по тексту – спорный период) в северный стаж не включен, и ответчиком не учитывается.

Из данных трудовой книжки ФИО3 (пункты 13-16) следует, что в период с 04.03.1991 по 05.11.1998 она работала в Казачинском районном узле связи, впоследствии переименованном в Казачинское эксплуатационное техническое управление связи.

Согласно архивной справке от 15.04.2022, выданной архивным сектором администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иркутской области, организации: ФИО4 районный узел связи в период 1991-1995 годы, Казачинское эксплутационно-техническое управление связи в период 1995-1998 годы действительно дислоцировалось в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Справкой от 10.05.2018 ПАО «Ростелеком» подтверждает, что ФИО1 в период 04.03.1991 по 05.11.1998 работала в Казачинском районном узле связи, и в период с 20.02.1995 по 16.06.1996 находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, в период с 17.06.1996 по 16.12.1997- в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, и в июне, июле, августе 1995 года производились страховые отчисления (л.д. 17).

Согласно положениям ст. 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости). Аналогичные положения содержала и ст. 167 Кодекса законов о труде Российской Федерации" (действующая на момент постановки ФИО1 в очереди) о том, что отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Согласно справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 16.02.2022 период работы с 20.02.1995 по 16.12.1997 (2 г. 9 м. 27 д.) учтен в страховой стаж при установлении страховой пенсии, не отражен в качестве территориального условия – как работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и не учитывается при назначении специальной пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В связи с чем, суд считает установленным, что ФИО1 в спорный период времени действительно имела трудовой стаж работы, который засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в данный период времени ее трудовая деятельность проходила на предприятиях, деятельность которых дислоцировалась в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и данный период работы должен быть учтен при решении вопроса о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Поскольку в рамках Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего севера, а не специального трудового стажа, имеющего значение для назначении пенсии за работу в районах Крайнего Севера, то суд не принимает во внимание довод ответчика о применении к данным правоотношениям пенсионного законодательства, не предусматривающего зачет времени - периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж, поскольку данные правила применяются при назначении пенсии.

Позиция ответчика, что спорный период времени не подлежит включению при определении права на жилищную субсидию, противоречит положениям Федерального Закона № 125-ФЗ, согласно которому при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета предусматривается необходимость наличия трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а наличие специального трудового стажа имеет значение в иных случаях, в частности для назначения пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом исключение периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, который засчитывается в соответствии с нормами трудового законодательства в общий и непрерывный трудовой стаж, противоречит положениям указанного Федерального закона, поскольку в таком случае истец, работая в тех же тяжелых природно-климатических условиях будет лишен права на получение жилищной субсидии.

С учетом наличия у истца всех условий для предоставления жилищной субсидии, установленных Федеральным законом № 125-ФЗ, суд считает необходимым признать незаконными действия о переносе даты постановки в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья и обязать устранить данные нарушения, а также признать незаконным приказ от 06.12.2021 «О переносе даты постановки на учет».

При этом суд считает, что в удовлетворении требований истца о признании незаконным бездействия по не предоставлению ФИО1 государственного жилищного сертификата и о понуждении выдать государственный жилищный сертификат в 2022 году следует отказать по следующим основаниям.

Статья 2 Федерального закона № 125-ФЗ определяет очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанными инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящими не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии.

Сертификаты реализуются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Проанализировав указанные положения закона, которыми не предусмотрено право на внеочередное предоставление государственного жилищного сертификата, и что получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из местности, приравненной к Крайнему Северу, гражданам, состоящим в списке на получение указанной социальной выплаты, предоставляется в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, учитывая, что в списке граждан, состоящих на учете на получение социальной выплаты, имеются граждане, поставленные на учет ранее истца, следовательно, оснований для предоставления истцу государственного жилищного сертификата ранее граждан, которые были поставлены на учет до истца, в том числе и в 2022 году, противоречит требованиям действующего законодательства, что свидетельствует об отсутствии виновного бездействия со стороны ответчика.

В связи с установленными обстоятельствами, суд считает, что исковые требования истца ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 197-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать приказ областного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» от 16.12.2021 «О переносе даты постановки на учет» незаконным.

Признать незаконными действия областного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» по переносу даты постановки ФИО1 на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и обязать устранить допущенные нарушения.

В удовлетворении требований о признании бездействия по непредоставлению ФИО1 государственного жилищного сертификата и о понуждении выдать государственный жилищный сертификат в 2022 году отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Полное мотивированное решение судом изготовлено 27.04.2022.

Председательствующий М.Ф. Антоневич