Дело № 2-122/2022 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2022 года. п.Октябрьский Пермского края
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Савченко С.Ю.,
при секретаре Мухаметовой З.А.,
с участием истца ФИО1 ФИО21
представителя истца ФИО2 ФИО22
представителя ответчика – администрации Октябрьского городского округа Пермского края ФИО3,
представителя третьего лица – Управления сельского хозяйства и предпринимательства администрации Октябрьского городского округа Пермского края ФИО4 ФИО23
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО24 к администрации Октябрьского городского округа Пермского края, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края о признании действий незаконными и обязании восстановить нарушенное право,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 ФИО25. с учетом изменения требований обратилась с исковым заявлением к администрации Октябрьского городского округа Пермского края, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края о признании решений комиссии незаконными и возложении обязанности включить в список на получение субсидии в первоочередном порядке. В обоснование требований указала, что она как житель поселка Октябрьский, являющаяся индивидуальным предпринимателем, изъявила желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома и в 2010 году обратилась в администрацию Октябрьского муниципального района на предоставление субсидии по программе «Социальное развитие села». В связи с прекращением указанной программы она в 2013 году написала заявление и собрала новый пакет документов на участие в программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В 2016 году ею как предпринимателем было принято решение осуществлять деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности (овощеводство). В 2017 году она и члены ее семьи были включены в список на получение субсидии, но в 2018 году субсидия ей выплачена не была в связи с нарушением правил распределения субсидий бюджетам муниципальных районов. В 2019 году она и члены её семьи были исключены из списка участников на получение субсидии и субсидия была выплачена следующему по очереди лицу. Считает, что поскольку она и её семья были включены в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», следовательно, ей принадлежало первоочередное право на предоставление социальной выплаты по сравнению с теми гражданами, которые были включены в программу позже.
Протоколом № заседания комиссии администрации Октябрьского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан с условием предоставления копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства до момента предоставления свидетельства о предоставлении социальной выплаты. Однако, решением комиссии администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) она и члены её семьи были исключены из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях-получателей социальных выплат на очередной финансовый 2020 год и плановый период 2021-2022 годы. Полагает данное решение незаконно, поскольку изначально администрация включила её в список, а затем незаконно исключила. Из анализа нормативных актов и условий Программы следует, что постановка в очередь (включение в список) не может быть «под условием» предоставления в будущем каких-либо документов. Также она была поставлена в очередь с указанием на одно условие, затем исключена из списков с указанием на другое условие, которое изначально не было озвучено при постановке на очередь.
В декабре 2021 года ею вновь было подано заявление о включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, но протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ комиссия решила не включать ее в список, использовав формальные отговорки, которые не могут быть основанием для не включения ее в список. Комиссией было отмечено, что статус арендованного ею земельного участка у ФИО5 ФИО26- для ведения личного подсобного хозяйства, а реализация продукции, произведенная на землях ЛПХ, не относится к предпринимательской деятельности. Однако с указанным она не согласна и считает, что собственник земли, ведущий личное подсобное хозяйство, не может осуществлять предпринимательскую деятельность по реализации сельскохозяйственной продукции, однако он может сдать в аренду такой участок индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, которые могут выращивать сельскохозяйственную продукцию, осуществлять сбыт или переработку такой продукции в рамках предпринимательской деятельности.
Также было указано, что видом её деятельности является «Выращивание овощей» и якобы она не осуществляет переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, тогда как доля дохода от реализации этой продукции должна составлять не менее 70% за календарный год. Однако, ею в комиссию представлены документы отчет об отраслевых показателях деятельности организации АПК 2020, а также накладные на поставку продукции на реализацию, которые члены комиссии проигнорировали. Она, начиная с 2019 года ежегодно заключает договоры поставок сельхозпродукции (консервация, замороженные полуфабрикаты-овощи, зелень) на реализацию с предпринимателем ФИО6 ФИО27 Все эти факты были ею изложены на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ, но были проигнорированы.
Действиями комиссии в отказе принятия ее на учет для получения субсидии нарушаются права и законные интересы ее семьи с несовершеннолетними детьми.
Просит признать незаконными: решение комиссии администрации Октябрьского городского округа Пермского края об исключении её - ФИО1 ФИО28 и членов её семьи из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях – получателей социальных выплат на очередной финансовый 2020 год и плановый период 2021-2022 годы (Постановление Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки, направленной на комплексное развитие сельских территорий в Пермском крае» содержащееся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ; решение комиссии администрации Октябрьского городского округа Пермского края об отказе включения её -ФИО1 ФИО29 в список получателей субсидии, выраженное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по реализации основного мероприятия «Повышение качества жизни граждан, проживающих в сельской местности» в рамках Подпрограммы 3 «Комплексное развитие сельских территорий в Октябрьском городском округе»; возложить на администрацию Октябрьского городского округа Пермского края обязанность восстановить нарушенное ФИО1 ФИО30 и членов её семьи право в получении субсидии по программе «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2022 годы в рамках Постановления Правительства Пермского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки, направленной на комплексное развитие сельских территорий в Пермском крае» путем включения в список потенциальных получателей субсидий в первоочередном порядке, произвести действия по восстановлению нарушенных прав по утверждении и выплате субсидии в 2022 году.
Истец ФИО1 ФИО31 в судебном заседании заявленные требования поддержала, по существу изложила доводы, содержащиеся в исковом заявлении и заявлении об изменении предмета иска.
Представитель истца - адвокат ФИО2 ФИО32 в судебном заседании исковые требования истца поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении и в заявлении об изменении предмета иска, а также пояснил, что в связи с изменением предмета иска каких либо требований к Министерству агропромышленного комплекса Пермского края истец не предъявляет.
Представитель ответчика – администрации Октябрьского городского округа Пермского края ФИО3 ФИО34 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились и пояснила, что решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ протокол №, ФИО1 ФИО33 включили в список участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат на очередной финансовый 2020 год и плановый период 2021-2022 годы с условием, что ФИО1 ФИО35 предоставит копию свидетельства о государственной регистрации права собственности или выписку из ЕГРН об объекте недвижимости, удостоверяющий государственную регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства. Включение истца в список участников с условием предоставления выписки из ЕГРН на объект незавершенного строительства было обусловлено тем, что Министерство разместило на официальном сайте извещение о проведении отбора муниципальных образований для предоставления субсидий в 2020 году ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая сжатые сроки подачи заявки от муниципальных образований, комиссия решила не лишать права истца по включению список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, но с условием предоставления выписки на объект незавершенного строительства. После направления заявки на получение субсидий, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края рассмотрев пакет документов указало, что вид деятельности истца не попадает под субсидирование данной программой, а также не предоставлена выписка из ЕГРН на объект незавершенного строительства. После предоставления истцом выписки из ЕГРН на жилой дом по адресу: п. , введенный в эксплуатацию в 2011 году состоялось заседание комиссии ДД.ММ.ГГГГ, на котором было принято решение исключить истца из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в связи с не предоставлением выписки из ЕГРН на объект незавершенного строительства. Считает, что ФИО1 ФИО36. правомерно исключена из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий с использованием социальной выплаты в рамках реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», поскольку не подтвержден факт работы в агропромышленном комплексе и не подтверждено наличие собственных средств. При повторном рассмотрении заявления и приложенных документов ДД.ММ.ГГГГ истец присутствовала лично на заседании комиссии, однако в связи с тем, что у комиссии возникли сомнения в том, что истец действительно занимается производством и переработкой сельхозпродукции, а также в подлинности договора поставки от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ИП ФИО6 ФИО37. и истцом, а также накладных на принятие товара, комиссией принято решение не включать в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат и документы вернуть заявителю. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать. В деле имеется письменный отзыв (том № л.д.1-4, л.д.180-182).
Представитель ответчика - Министерства агропромышленного комплекса Пермского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения дела, в ранее направленном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и указал, что с ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края переименовано в Министерство агропромышленного комплекса Пермского края. В удовлетворении исковых требований к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края просит отказать, в отзыве указал, что в соответствии с выпиской из ЕГРИП, основным видом деятельности ФИО1 ФИО38 является торговля розничная текстильными изделиями в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.51.1). Выращивание овощей и торговля розничная фруктами и овощами в специализированных магазинах-коды ОКВЭД, соответственно, 01.13.1 и 47.21-являются дополнительными видами деятельности ФИО1 ФИО39 в связи с чем, ей необходимо обосновать и представить подтверждающие документы, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в ее доходе составляет не менее 70 процентов за календарный год. В деле имеется письменный отзыв (том № л.д.48-50).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления сельского хозяйства и развития предпринимательства администрации Октябрьского городского округа Пермского края ФИО4 ФИО40 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истец решением комиссии (протокол №) была включена в сводный список участников мероприятий с условием предоставления документа, подтверждающего регистрацию права на объект незавершенного строительства. С ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства Пермского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу новый Порядок предоставления государственной поддержки, направленный на комплексное развитие сельских территорий в Пермском крае в связи с чем, все кто был включен в список по ранее действующей программе, должны были вновь написать заявление о включении в состав мероприятий по улучшению жилищных условий граждан и представить новый пакет документов. Учитывая, что для предоставления субсидий в 2020 году извещение размещается на официальном сайте Министерства о сроках приема документов не позднее ДД.ММ.ГГГГ, поэтому всем участникам мероприятий, включенных в сводный список по ранее действовавшей программе, было предложено написать заявление о включении в сводный список участников мероприятий по новому Порядку с предоставлением нового пакета документов, в том числе документа, подтверждающего государственную регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства. Заявления участники подали ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день состоялось заседание комиссии. В марте 2020 года истица предоставила выписку из ЕГРН на объект недвижимости, из которого видно, что зарегистрирован жилой дом, год завершения строительства 2011, иных документов, подтверждающих государственную регистрацию права на объект незавершенного строительства истицей представлено не было, соответственно основания для включения ее и членов ее семьи в сводный Список участников отсутствовали, в связи с чем, решением комиссии (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) истица была исключена из списков участников мероприятий.
Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) ФИО1 ФИО41. и членам ее семьи отказано во включении в Список граждан на улучшение жилищных условий в связи с нарушением составления локального сметного расчета на строительство, а также невозможности из представленных документов установить долю дохода истца от реализации сельхозпродукции 70 % от общей выручки. В деле имеются письменные возражения (том № л.д.183-185).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО1 ФИО43 действующий за себя и несовершеннолетних детей ФИО1 ФИО44. и ФИО1 ФИО46. в судебное заседание не явился, надлежащим образом был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель МТУ № 4 Минсоцразвития Пермского края ФИО7 в судебное заседание не явилась, в суд направила акт обследования условий жизни семьи ФИО1 ФИО47 по адресу: , согласно которому условия проживания семьи хорошие, а также заключение в котором указала, что интересы несовершеннолетних не нарушены, у детей имеется право собственности не менее установленной нормы в Октябрьском районе (том № л.д.178,179).
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно п.2 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В рамках ее реализации Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 598 утвердило федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 598 признано утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1544 "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", реализация мероприятий данной программы осуществляется в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".
Одним из направлений (подпрограммой) Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы является ведомственная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий", утв. Минсельхозом России ДД.ММ.ГГГГ.
На территории Пермского края в рамках реализации федеральной государственной программы № постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п утверждена Государственная программа «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий», которая действовала до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 696 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесение изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "б" пункта 8 главы 2 Приложения к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях (Приложение N 3 Государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий") социальная выплата предоставляется гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты.
В соответствии с Постановлением № принято на региональном уровне Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении порядка предоставления государственной поддержки, направленной на комплексное развитие сельских территорий в Пермском крае», на муниципальном – Порядок предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих на сельской территории Октябрьского городского округа Пермского края в рамках реализации Основного мероприятия 3.1. «Повышение качества жизни граждан, проживающих в сельской местности» подпрограммы 3 «Комплексное развитие сельских территорий» муниципальный программы «Поддержка сельского хозяйства и предпринимательства, комплексное развитие сельских территорий в Октябрьском городском округе Пермского края», утвержденный постановлением администрации Октябрьского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№, в дальнейшем Постановлением администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ в муниципальную программу были внесены изменения (том № л.д.129-139, 140-161)..
Основными условиями для предоставления социальных выплат в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" является: постоянное проживание гражданина в сельской территории и при этом осуществляющий деятельность на сельских территориях по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы); имеющий собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 20 настоящего Положения; признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено и из материалов дела следует:
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО48 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности «Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами и табачной продукцией» (ОКВЭД-47.810). ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировала дополнительный вид деятельности «Выращивание овощей» (ОКВЭД -01.13.1), что подтверждается выпиской из ЕГРИП (том № л.д.166-168).
Согласно учетного дела: истец ФИО1 ФИО49ДД.ММ.ГГГГ обращалась в администрацию Октябрьского городского поселения с заявлением о включении её состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории АПК «Строительство» (л.д.451-452 учетное дело).
ДД.ММ.ГГГГ истец также обращалась в администрацию Октябрьского городского поселения Пермского края о включении её и членов ее семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (л.д.448 учетное дело).
ДД.ММ.ГГГГ истец была письменно уведомлена о том, что государственная программа №-п с ДД.ММ.ГГГГ прекращает свое действие и о вступлении в действие программы «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которой меняются условия и порядок предоставления социальной выплаты на строительство жилья, в связи с чем предложено пройти перерегистрацию (л.д.173 учетное дело).
В декабре 2019 года истец представила в Управление сельского хозяйства и развития предпринимательства администрации Октябрьского муниципального районакопии документов для включения в список участников мероприятия по улучшению жилищных условий (л.д.70-172 учетное дело).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по реализации основного мероприятия «Повышение качества жизни граждан, проживающих в сельской местности» в рамках Подпрограммы 3 «Комплексное развитие сельских территорий» муниципальной программы «Поддержка сельского хозяйства и предпринимательства, комплексное развитие сельских территорий в Октябрьском городском округе Пермского края» было рассмотрено учетное дело ФИО1 ФИО50 и протоколом № принято решение о включении её в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат на очередной финансовый 2020 год и плановый период 2021-2022 годы, с условием, что ФИО1 ФИО51. предоставит копию свидетельства о государственной регистрации права собственности (выписку из ЕГРН) на объект незавершенного строительства до момента предоставления свидетельства о социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях (том № л.д. 32-33, а также л.д.11-13 учетное дело).
Согласно выписке из ЕГРН полученной ФИО1 ФИО52. ДД.ММ.ГГГГ, значится жилой дом с кадастровым номером № по адресу:, площадью 59,2 кв.м., год завершения строительства 2011, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ (том № л.д.40, а также учетное дело л.д.55).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией было рассмотрено учетное дело ФИО1 ФИО53 и протоколом № принято решение исключить ФИО1 ФИО56 из списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат на очередной финансовый 2020 год и плановый период 2021-2022 год (том № л.д.35-36). Исключение истца из участников мероприятий также подтверждается Списком (л.д.24-25 учетное дело).
Как указано в протоколе основанием для исключения ФИО1 ФИО54 послужило то, что ею представлена выписка из ЕГРН на объект недвижимости жилой дом, год завершения строительства 2011. Копия свидетельства о государственной права собственности (выписка из ЕГРН) на объект незавершенного строительства не представлена. Также указано, что вид деятельности, по которому отчитывается ФИО1 ФИО55 выращивание овощей (ОКВЭД 01.13.1) нельзя назвать деятельностью товаропроизводителя, осуществляющего первичную и (или) последующую (промышленную) переработку.
Оспаривая указанное решение комиссии по исключению из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий истец указывает на то, что включение в список не может быть «под условием» предоставления в будущем каких либо документов, в полномочия входит принятие только двух решений: включить в список либо отказать во включении. Она была поставлена на очередь с указанием на одно условие, затем исключена из списка с указанием на другое условие.
Порядком предоставления, распределения и расходования субсидий из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов (городских округов) Пермского края на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п (Приложение №) (далее Порядок 1064-п) предусмотрено, что списки участников формируются из числа граждан, подавших в орган местного самоуправления муниципального образования по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку с приложением документов, указанных в пункте 21 Положения, и которые по результатам рассмотрения органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с пунктом 23 Положения признаны соответствующими требованиям и условиям, установленным Положением, содержащими достоверную информацию и подтверждающими соответствие гражданина, подавшего указанные документы, требованиям, установленным пунктами 4, 5 Положения (пункт 2.2.).
Согласно п.21 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (Приложение) (далее Положение) предусмотрена подача гражданином заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий с приложением указанных в данном пункте документов.
В соответствии с пунктом 2.3. Порядка 1064-п документами, подтверждающими наличие у гражданина и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном пунктом 5 Положения, и представляемыми гражданином или его законным представителем в орган местного самоуправления муниципального образования в соответствии с подпунктом "г" пункта 21 Положения, являются в том числе: копия отчета об оценке объекта не завершенного строительства жилого дома, подготовленного в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", и копия свидетельства о государственной регистрации права собственности (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, удостоверяющей государственную регистрацию права собственности) на объект незавершенного строительства
В соответствии с п.2.6 Порядка документами, подтверждающими фактическое осуществление предпринимательской деятельности на сельских территориях Пермского края и представляемыми гражданином или его законным представителем в орган местного самоуправления муниципального образования в соответствии с подпунктом "ж" пункта 21 Положения, являются:
копии документов, подтверждающих фактическое осуществление предпринимательской деятельности на сельских территориях Пермского края, - заполненная работодателем форма N 2 "Отчет о финансовых результатах", форма N 6-АПК (годовая) "Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса", утверждаемые ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - для подтверждения факта работы в агропромышленном комплексе (основное место работы);
копия трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или копия документов, содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, - для подтверждения факта работы в социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы).
Аналогичные нормы также предусмотрены в Порядке №, утвержденном постановлением администрации Октябрьского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ (том № л.д.129-139).
Согласно пояснений представителя ответчика администрации Октябрьского городского округа включение истца в список участников с условием предоставления выписки из ЕГРН на объект незавершенного строительства было обусловлено тем, что Министерство разместило на официальном сайте о проведении отбора муниципальных образований для предоставления субсидий в 2020 году ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с абз. п.3.1 Порядка №-п (абзац утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ), при этом учитывая сжатые сроки подачи заявки от муниципальных образований, комиссия решила не лишать права истца по включению в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по реализации основного мероприятия «Повышение качества жизни граждан, проживающих в сельской местности» в рамках Подпрограммы 3 «Комплексное развитие сельских территорий» муниципальной программы «Поддержка сельского хозяйства и предпринимательства, комплексное развитие сельских территорий в Октябрьском городском округе Пермского края» истец ФИО1 ФИО57. была включена в Список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях с условием предоставления копия свидетельства о государственной регистрации права собственности (выписки из ЕГРН) на объект незавершенного строительства. Истцом ФИО1 ФИО58. ДД.ММ.ГГГГ была получена и представлена в комиссию выписка из ЕГРН на объект недвижимости - жилой дом по адресу:, с указанием года завершения строительства 2011. ДД.ММ.ГГГГ комиссия протоколом № исключила истца из Списка участников мероприятий в связи с не предоставлением свидетельства (выписки из ЕГРН) на объект незавершенного строительства, а также вид деятельности, по которому отчитывается ФИО1 ФИО59. выращивание овощей (ОКВЭД 01.13.1) нельзя назвать деятельностью товаропроизводителя, осуществляющего первичную и (или) последующую (промышленную) переработку.
Исходя из п.2.2 Порядка №-п и п. 23 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, являющегося приложением к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, являющимся приложением N 3 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 696, органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов и достоверность содержащихся в них сведений. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в документах, указанных в пункте 21 настоящего Положения, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Учитывая, что комиссия включила истца в Список с условием предоставления копии свидетельства о государственной регистрации права собственности (выписки из ЕГРН) на объект незавершенного строительства, тем самым не лишив и не нарушив прав истца на включение в Список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, однако, истцом указанный документ, который является необходимым документом для предоставления социальной выплаты предоставлен не был, поэтому при выявлении недостоверной информации, содержащейся в документах, комиссия обоснованно ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) исключила истца из указанного Списка.
В связи с вышеуказанным, довод истца и его представителя о том, что включение в список не может быть под условием, суд находит необоснованным, кроме того указанное решение (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) с условием о предоставлении документа на объект незавершенного строительства истцом не оспаривается и не признается незаконным.
Кроме того, доводы истца и её представителя о том, что она была включена в Список с указанием на одно условие, а исключена с указанием на другое условие являются не состоятельными, поскольку как видно из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ одним из оснований для исключения из Списка послужило не предоставление документа на объект незавершенного строительства.
С учетом изложенного, оснований для признания решения комиссии администрации Октябрьского городского округаоб исключении истца ФИО1 ФИО60. и членов её семьи из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, содержащиеся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, в связи с чем, истцу в указанной части требований следует отказать.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась в Управление сельского хозяйства и предпринимательства администрации Октябрьского городского округас заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий, приложив пакет документов (том № л.д.25-26, 103-213).
Протоколом № заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение ФИО1 ФИО62. в «Список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период» не включать. Документы вернуть заявителю. ФИО1 ФИО61 лично присутствовала на заседании комиссии (том № л.д.90-92).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением сельского хозяйства и предпринимательства администрации Октябрьского городского округа Пермского края ФИО1 ФИО63 направлено уведомление о принятом решении и возврате документов (том № л.д.100-101).
Согласно указанного протокола, основаниями для не включения истца в Список послужило то, что истцом представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании гражданина и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, выданная ФИО1 ФИО64., но пакет документов должен предоставляться на заявителя, а не членов семьи. Копия локального сметного расчета на строительство жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 566 568 руб. согласован ФИО1 ФИО66 а утвержден специалистом, который составил смету, хотя утверждать должен заказчик - ФИО1 ФИО65. Дата локального сметного расчета должна быть ранее даты начала строительства жилого дома. Разрешенное использование земельного участка, на котором по договору аренды производится выращивание овощей, имеет статус «ведение личного подсобного хозяйства», вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» реализация продукции, произведенная на землях ЛПХ, не относится к предпринимательской деятельности. Кроме того, ФИО1 ФИО67. не осуществляет первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и её реализацию, так как дополнительным видом деятельности является «Выращивание овощей».
Как следует из протокола № заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истцом к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ приложен пакет документов, в том числе:
справка Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании нуждающимся улучшении жилых условий, выданная ФИО1 ФИО68 (том № л.д.156);
локальный сметный расчет на строительство жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 566 568 руб., который согласован ФИО1 ФИО69 утвержден специалистом, составившим смету (том № л.д.137-141);
Согласно п.5 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, являющегося приложением к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, являющимся приложением N 3 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 696, право на получение социальной выплаты имеет гражданин признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, истцом была предоставлена справка о признании нуждающимся в жилом помещении ФИО1 ФИО70 то есть супруга истца, а не самого истца, заявившегося на участие в Программе.
Согласно п.2.5 Порядка №-п, документами, подтверждающими стоимость жилья, планируемого к строительству (приобретению), и представляемыми гражданином или его законным представителем в орган местного самоуправления муниципального образования в соответствии с подпунктом "ж" пункта 21 Положения, являются: копии проектно-сметной документации, подтверждающей стоимость и площадь строительства индивидуального жилого дома или пристроя к жилому помещению.
Как следует из положений ст.15 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст.ст.759,760 Гражданского кодекса Российской Федерации смету утверждает заказчик, а исполнитель ее согласовывает.
Вместе с тем, как следует из представленного локального сметного расчета от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение указанных требований закона, он согласован ФИО1 ФИО71 а утвержден специалистом, составившим смету.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Приложение N 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, под агропромышленным комплексом понимается деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, признанных таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет не менее 70 процентов за календарный год (пункт 4 Положения).
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ N 1064-п "Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки, направленной на комплексное развитие сельских территорий в" предусмотрены аналогичные нормы.
Истцом в подтверждение деятельности в агропромышленном комплексе представлены следующие документы:
выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 ФИО72., согласно которой дополнительным видом деятельности с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано «Выращивание овощей» (ОКВЭД 01.13.1) (том № л.д.166-168);
копия формы отчета № «Отчет о финансовых результатах» за 2020 год (том № л.д.160), в котором указана выручка за 2020 год от деятельности выращивание овощей составила 325 000 руб;
копия формы отчета № –АПК (годовая) «Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса» за 2020 год (том № л.д.161-165);
копия договора на поставку товара от ДД.ММ.ГГГГ между предпринимателем ФИО1 ФИО73 и предпринимателем ФИО6 ФИО74. на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 350 000 руб. (том № л.д.187)
копии накладных о реализации сельскохозяйственной продукции в переработанном виде ФИО6 ФИО75. от ФИО1 ФИО76 в количестве 25 штук за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 325 300 руб. (том № л.д. 206-212);
копия книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения за 2020 год (том № л.д.191-205), согласно которой доход от выращивания, переработки, реализации овощей за 2020 год составил 325 000 руб.
В соответствии с п.2.ДД.ММ.ГГГГ-п документами, подтверждающими фактическое осуществление предпринимательской деятельности на сельских территориях Пермского края и представляемыми гражданином или его законным представителем в орган местного самоуправления муниципального образования в соответствии с подпунктом "ж" пункта 21 Положения, являются:
копии документов, подтверждающих фактическое осуществление предпринимательской деятельности на сельских территориях Пермского края, - заполненная работодателем форма N 2 "Отчет о финансовых результатах", форма N 6-АПК (годовая) "Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса", утверждаемые ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - для подтверждения факта работы в агропромышленном комплексе (основное место работы);
копия трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или копия документов, содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, - для подтверждения факта работы в социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы).
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что под агропромышленным комплексом понимается деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных индивидуальных предпринимателей составляет не менее 70 процентов за календарный год.
Одним из основных условий для предоставления социальных выплат в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" является в том числе, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере агропромышленного комплекса.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 ФИО77. показал, что он является индивидуальным предпринимателем, у него имеется кафе «ПиццаТаун», договор поставки с ФИО1 ФИО78 он не заключал, договор не подписывал, какой либо товар в виде: консервированных огурцов, помидор, капусты, а также корейской моркови, картошки –фри у ФИО1 ФИО79. не приобретал. В договоре и накладных на поставку товара подпись не его.
У суда оснований не доверять показаниям свидетеля не имеется, поскольку он был предупрежден об уголовной ответственности по ст.307-308 УК РФ.
Таким образом, из представленных выше доказательств следует, что истец представила на заседание комиссии документы, в которых указан доход за 2020 год от деятельности выращивание овощей, переработка и реализация ИП ФИО6 ФИО80 в сумме 325 000 руб.
Вместе с тем, в судебном заседании из показаний свидетеля ФИО6 ФИО81 было установлено, что истец не реализует ему свою продукцию.
Тем самым истец не подтвердила, что доля дохода от реализации ее продукции в доходе составляет не менее 70 процентов за календарный год.
Кроме того, представленный истцом договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу:заключенный между ФИО5 ФИО82 ФИО5 ФИО83 и ИП ФИО1 ФИО84 для овощеводства (том № л.д.188-190), не подтверждает осуществление предпринимательской деятельности для выращивания продукции и дальнейшей ее реализации, поскольку указанный земельный участок имеет разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства (том № л.д.109-110), а в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Таким образом, истцом в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что она осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса и доля дохода от реализации ее продукции в доходе составляет не менее 70 процентов за календарный год.
С учетом вышеизложенного, оснований для признания незаконным решения комиссии администрации Октябрьского городского округаоб отказе включения ФИО1 ФИО85 в список получателей субсидии, выраженное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по реализации основного мероприятия «Повышение качества жизни граждан, проживающих в сельской местности» в рамках Подпрограммы 3 «Комплексное развитие сельских территорий в Октябрьском городском округе» не имеется, поэтому в указанных исковых требованиях, а также в производных от него требованиях возложить на администрацию Октябрьского городского округаобязанность восстановить нарушенное ФИО1 ФИО86. и членов ее семьи право в получении субсидии по программе «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2022 годы в рамках Постановления№-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки, направленной на комплексное развитие сельских территорий в» путем включения в список потенциальных получателей субсидий в первоочередном порядке, произвести действия по восстановлению нарушенных прав по утверждению и выплате субсидии в 2022 году следует отказать.
Каких либо требований истцом к ответчику Министерству агропромышленного комплексане заявлено.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО87 к администрации Октябрьского городского округа Пермского края, Министерству агропромышленного комплексао признании незаконными решения комиссии администрации Октябрьского городского округа Пермского края об исключении ФИО1 ФИО88 и членов её семьи из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях – получателей социальных выплат на очередной финансовый 2020 год и плановый период 2021-2022 годы (Постановление Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки, направленной на комплексное развитие сельских территорий в Пермском крае» содержащееся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ; решения комиссии администрации Октябрьского городского округа Пермского края об отказе включения ФИО1 ФИО89 в список получателей субсидии, выраженное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по реализации основного мероприятия «Повышение качества жизни граждан, проживающих в сельской местности» в рамках Подпрограммы 3 «Комплексное развитие сельских территорий в Октябрьском городском округе Пермского края»; возложить на администрацию Октябрьского городского округа Пермского края обязанность восстановить нарушенное ФИО1 ФИО90 и членов ее семьи право в получении субсидии по программе «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2022 годы в рамках Постановления Правительства Пермского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки, направленной на комплексное развитие сельских территорий в Пермском крае» путем включения в список потенциальных получателей субсидий в первоочередном порядке, произвести действия по восстановлению нарушенных прав по утверждении и выплате субсидии в 2022 году – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке ввой суд через Октябрьский районный судв течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись С.Ю.Савченко
Копия верна.
Судья
Секретарь судебного заседания
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного судаи подшит в деле 2-122/2022