Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-123/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Гусь-Хрустальный 1 марта 2012 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Виноградовой Л.Н.
при секретаре Девяткиной О.В.,
с участием прокурора Цаплиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об отмене постановления участковой избирательной комиссии избирательного участка № об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и признании итогов голосования недействительными,
У С Т А Н О В И Л:
Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее ВРО ПП «КПРФ»), ФИО1 обратились в суд с заявлением об отмене постановления участковой избирательной комиссии избирательного участка № об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и признании итогов голосования на данном избирательном участке недействительными.
В обоснование заявления ВРО ПП «КПРФ» и ФИО1 указали, что Территориальной избирательной комиссией (ТИК) в нарушение норм избирательного законодательства ДД.ММ.ГГГГ был создан избирательный участок № и сформирована участковая избирательная комиссия (УИК №) данного избирательного участка.
УИК № нарушены правила составления списка избирателей, не опубликовано место нахождения избирательного участка, участковой избирательной комиссии, нарушен порядок голосования и подсчета голосов, наблюдатели не допущены в день голосования своевременно на избирательный участок, что не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Производство по делу в части требований кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной думы РФ шестого созыва, выдвинутого политической партией «КПРФ» ФИО1 судом прекращено.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены политические партии, а так же их региональные отделения, принявшие участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва: Политическая партия «ЛДПР»; ВРО ПП «ЛДПР»; Политическая партия «Патриоты России», ВРО ПП « Патриоты России»; Политическая партия « Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», ВРО ПП « Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»; Политическая партия «Справедливая Россия», ВРО ПП « Справедливая Россия»; Всероссийская политическая партия «Правое дело», ВРО ВПП «Правое дело»; Политическая партия «Единая Россия», ВРО ПП « Единая Россия»; Политическая партия «КПРФ».
В обоснование доводов представители ВРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО2 и ФИО3 суду пояснили следующее.
4 декабря 2011 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Постановлением Избирательной комиссии на основании обращения ТИК было согласовано образование избирательного участка № на территории ООО «ОСЗ» для организации голосования избирателей в местах временного пребывания.
10 декабря в «Российской газете» официально опубликованы результаты выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.
Полагают, что при подготовке к проведению выборов и проведении голосования 4 декабря 2011 года ТИК и названная участковая избирательная комиссия допустили грубейшие нарушения Федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в том числе принципов проведения в Российской Федерации выборов и референдумов. Нарушен порядок формирования участковых избирательных комиссий. Согласно п.5 статьи 19 Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах и т.п.), избирательные участки могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Согласно п.17 ст.17 ФЗ №67-ФЗ, избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы(смены), решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее, чем за 3 дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию.
Однако, в постановлении Избирательной комиссии , давшей согласие на образование избирательного участка на территории ООО «ОСЗ», не приведены обстоятельства исключительности случая, в силу которого указанный избирательный участок образован гораздо позднее установленного законом срока (не позднее, чем за 23 дня до голосования), и соответственно, позднее срока сформирована участковая избирательная комиссия. Полагают, что непрерывный цикл работ на предприятии не является основанием для создания на его территории дополнительного избирательного участка.
Нарушен порядок опубликования о формировании участковых избирательных комиссий.
ТИК не опубликовала сообщение о формировании указанного избирательного участка и сроке приема предложений по кандидатурам в состав до начала приема указанных предложений, что была обязана сделать в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона № 51 -ФЗ, тем самым было грубо нарушено право КПРФ на участие в формировании участковой избирательной комиссии и осуществлении наблюдения за ходом проведения выборов на участке через своего члена комиссии с правом решающего голоса. В результате участковая избирательная комиссия была сформирована и осуществляла свою деятельность без представителей КПРФ.
-нарушены правила (порядок) составления списка избирателей. Решения УИК № о включении в список избирателей на избирательном участке должно было быть принято по личным заявлениям избирателей, которые в день голосования будут находиться на территории ООО «ОСЗ» Комиссия с учетом малого объема времени не могла принять заявления от количества избирателей, включенных в список.
-Нарушен порядок голосования и подсчета голосов. В результате незаконных действий членов участковой избирательной комиссии № была нарушена гласность в работе УИК, гарантированная действующим избирательным законодательством, наблюдатель от КПРФ, а так же член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса от КПРФ не были допущены к работе участковой избирательной комиссии с 8 до 13 часов, тем самым были лишены права перед началом голосования осмотреть ящики для голосования, визуально знакомиться с бюллетенями и участвовать при подсчете голосов избирателей.
Результаты голосования на избирательном участке № существенным образом отличаются от средних результатов голосования избирателей во . Полагают, что в совокупности указанные нарушения законодательства о выборах и результаты голосования за политическую партию «Единая Россия» позволяют судить об отсутствии условий для реального волеизъявления избирателей, то есть не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Представитель участковой избирательной комиссии №, территориальной избирательной комиссии , Избирательной комиссии по доверенности ФИО4 с заявленными требованиями не согласна. Пояснила, что в соответствии со ст. 92 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" основанием для отмены судом решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы после их определения является одно из следующих установленных судом обстоятельств:
1) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, израсходовала на проведение избирательной кампании помимо средств своего избирательного фонда и избирательных фондов своих региональных отделений иные средства, составляющие более 10 процентов от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;
2) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, осуществляла подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
3) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, при проведении предвыборной агитации вышла за рамки ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 62 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
4) руководитель политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, использовал преимущества своего должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы помимо оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, также в случаях нарушения порядка составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, незаконного отказа в регистрации федерального списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, установления судом других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
По ее мнению, заявитель, предъявив требования, не привел доказательств наличия таких нарушений избирательного законодательства, которые могли бы служить основанием для признания итогов голосования на избирательном участке № № недействительными.
Представитель ТИК , Избирательной комиссии ФИО5 по доверенности в судебное заседание явилась, заявленные требования полагала необоснованными, в их удовлетворении просила отказать. Указала, что существует два момента, подлежащих установлению в судебном порядке по данной категории споров, это: наличие или отсутствие нарушений избирательного законодательства и причинно-следственная связь между установленными нарушениями и возможностью выявить действительную волю избирателей.
Заявителем не указано, каким образом названные им нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, а так же в чем конкретно заключается нарушение избирательных прав Владимирского регионального отделения КПРФ.
ДД.ММ.ГГГГ ТИК обратилась в Избирательную комиссию с просьбой о согласовании создания на территории ООО «ОСЗ» избирательного участка. Обращение ДД.ММ.ГГГГ, за 3 дня до дня голосования, в ТИК руководителя предприятия, по ее мнению, уже является исключительным обстоятельством, в силу чего и был создан избирательный участок.
Исключительность случая также состоит в том, что без создания данного участка избиратели не смогли бы реализовать свое активное избирательное право, а также в том, что в установленные общие сроки избирательный участок в месте временного пребывания избирателей не был создан, хотя объективно в этом была необходимость. Избирательные комиссии обязаны обеспечить возможность реализации избирателями своего активного избирательного права независимо от каких бы то не было обстоятельств.
В соответствии с положениями части 4 статьи 13 Федерального закона № 51 –ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации» в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания) избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией в срок, установленный частью 2 настоящей статьи (не позднее чем за 50 дней до дня голосования), а в исключительных случаях - по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня голосования. Данная норма не содержит исчерпывающего перечня мест временного пребывания избирателей, а лишь определяет примерный круг данных мест, где могут образовываться избирательные участки. Действующее избирательное законодательство не содержит запрета по созданию избирательных участков в организациях, предприятиях, домах отдыха, базах отдыха, а напротив, даже содержит указание на возможность включения таких избирателей в списки избирателей по месту их временного пребывания
Владимирское региональное отделение КПРФ не изъявило желания направить предложения по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии на дополнительные избирательные участки, направление предложений о кандидатурах в состав участковых комиссий является правом избирательного объединения, реализация которого зависит от его усмотрения. При этом, местное отделение КПРФ направило предложение в ТИК по кандидатуре в состав избирательной комиссии дополнительного избирательного участка №, что свидетельствует о том, что КПРФ избранно подошло к процедуре назначения членов УИК, имея возможность назначить членов УИК с правом решающего голоса и в иные УИК.
Следовательно, ТИК была соблюдена установленная избирательным законодательством процедура назначения членов участковой избирательной комиссии № с правом решающего голоса. Требование обязательности назначения не менее половины состава членов участковой избирательной комиссии действует только при условии наличия предложений политических партий. Таких предложений в ТИК не поступало.
Постановления ТИК были незамедлительно направлены в Избирательную комиссию и опубликованы в электронном средстве массовой информации «Вестник избирательной комиссии » ДД.ММ.ГГГГ По ее мнению, постановления ТИК были доведены до всеобщего сведения. Считает, что доводы заявителя о воспрепятствовании голосованию со стороны членов УИК не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку граждане, наблюдатели, члены комиссии с правом совещательного голоса с заявлениями в установленном законом порядке о защите своих избирательных прав в суд не обращались и такими полномочиями Владимирское региональное отделение КПРФ не наделяли.
Заинтересованные лица: представители политических партий, а так же их региональных отделений, принявших участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва: «ЛДПР»; ВРО ПП «ЛДПР»; «Патриоты России», ВРО ПП « Патриоты России»; « Российская объединенная демократическая партия »Яблоко», ВРО ПП « Российская объединенная демократическая партия»Яблоко»; «Справедливая Россия», ВРО ПП « Справедливая Россия»; «Правое дело», ВРО ВПП «Правое дело»; «Единая Россия», ВРО ПП « Единая Россия»; «КПРФ» в судебное заседание не явились, о месте и во времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела суду не заявили.
Суд, выслушав мнение сторон, свидетелей ЗИН, СЛС, БЛА, СТВ, заслушав заключение прокурора Цаплиной Е.А., полагавшей требования заявителя оставить без удовлетворения, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, избирательном округе, в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В соответствии с ч. 5 ст. 92 Федерального закона № 51-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы помимо оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, также в случаях нарушения порядка составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, незаконного отказа в регистрации федерального списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, установления судом других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Заявителем в качестве одного из оснований к признанию итогов голосования на избирательном участке № № недействительными, указано на нарушение порядка формирования участковой избирательной комиссии и отсутствие исключительности для создания такого избирательного участка в месте временного пребывания граждан.
С указанным суд согласиться не может, исходя из следующего.
В соответствии с положениями части 4 статьи 13 Федерального закона (№ 51 -ФЗ) в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания) избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией в срок, установленный частью 2 настоящей статьи (не позднее чем за 50 дней до дня голосования), а в исключительных случаях - по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня голосования.
В силу частей 6 и 7 статьи 16 Федерального закона (№ 51-ФЗ) к местам временного пребывания избирателей могут относиться и предприятия, организации, дома отдыха, спортивные лагеря и др.
Таким образом, действующее избирательное законодательство не содержит запрета по созданию избирательных участков в организациях, предприятиях, домах отдыха, базах отдыха и указывает на возможность включения избирателей в списки избирателей по месту их временного пребывания.
В судебном заседании установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия обратилась в Избирательную комиссию с просьбой о согласовании создания на территории ООО «ОСЗ» избирательного участка в месте временного пребывания избирателей.
К письму прилагалось заявление заместителя генерального директора ООО «ОСЗ» КМЮ, согласно которому необходимость создания избирательного участка обосновывается непрерывным циклом работ, не позволяющим работникам предприятия реализовать свое активное избирательное право на избирательных участках по месту регистрации. В соответствии с приказом ООО «ОСЗ» от ДД.ММ.ГГГГ № №, 04 декабря 2011г. объявлен рабочим днем в связи с производственной необходимостью и непрерывным рабочим циклом с 08-00 до 20-00.
Постановлением Избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № № «О согласовании образования избирательных участков», избирательная комиссия приняла решение о согласовании создания указанного избирательного участка.
Постановлением №№ от ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия г. 0Гусь-Хрустальный начала формирование участковой избирательной комиссии избирательного участка № № в составе 7 человек, установив срок внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий до15 часов ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением ТИК № № от ДД.ММ.ГГГГ на основе поступивших предложений (кандидатуры выдвинуты собранием избирателей) была сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № № в количестве 7 человек. Постановлением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ № № назначен председатель УИК № № БЕА
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за № № в данное постановление внесены изменения, председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка №№ назначена БЛА
Судом каких-либо нарушений процедуры создания и формирования избирательного участка № № в месте временного пребывания избирателей – на территории ООО «ОСЗ» не выявлено. Решение об образовании избирательного участка принято территориальной избирательной комиссией в соответствии с ее компетенцией, установленными процедурами и без нарушения срока, в пределах которого могут быть образованы такие участки.
Перечень исключительных случаев, при которых возможно создание избирательных участков по месту временного пребывания избирателей, законодательством не установлен, а по смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ критерием отнесения возникающих обстоятельств к категории исключительных является обеспечение возможности участия в голосовании каждому избирателю независимо от места его нахождения.
По мнению суда, не нашел своего подтверждения довод заявителя относительно нарушений правил составления списков избирателей по избирательному участку № №.
В соответствии с п.п. 6 и 7 ст. 16 Федерального закона № 51-ФЗ, избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, домах отдыха, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) и другие решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования, т.е. в данном случае не позднее 30 ноября 2011 года.
Согласно п.6 ст.15 Федерального закона № 51-ФЗ списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования.
В судебном заседании обозревались заявления избирателей о включении их в список избирателей по избирательному участку № №, а так же списки проголосовавших на данном избирательном участке. На всех заявлениях стоят подписи лиц, желающих быть включенными в списки избирателей по избирательному участку № №, указана дата «30 ноября 2011 года». Каких-либо требований относительно того, чтобы указанные заявления передавались членам избирательной комиссии лично, действующее избирательное законодательство не содержит, а предусматривает лишь обязанность для участковой избирательной комиссии сформировать список избирателей не позднее дня голосования.
Как следует из объяснений, полученных в судебном заседании от председателя участковой избирательной комиссии БЛА, все заявления избирателей были предоставлены в участковую избирательную комиссию 30 ноября 2011 года, 02.12.2011 года завершена работа по формированию списка избирателей на данном избирательном участке.
Таким образом, нарушения законодательства при составлении списка избирателей не установлены.
Суд не может принять во внимание довод представителя заявителя о том, что Территориальная избирательная комиссия не своевременно опубликовала сообщение о формировании участковой избирательной комиссии № № в связи с чем политическая партия «КПРФ» была лишена возможности направить предложение по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии.
В материалы дела представлены постановлениях ТИК (№№ №), из которых следует, что они подлежат незамедлительному опубликованию в Вестнике Избирательной комиссии . Как установлено в судебном заседании, указанные постановления были опубликованы в электронном средстве массовой информации «Вестник избирательной комиссии » 30 ноября 2011г. (что подтверждается лог-размещением и свидетельством о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-39505 от ДД.ММ.ГГГГ). Довод представителя заявителя ФИО2, что размещены постановления были позднее, не нашел должного подтверждения.
Таким образом, постановления Территориальной участковой комиссии были доведены до всеобщего сведения. Более того, на заседании Избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, на котором решался вопрос о согласовании создания избирательного участка № №, присутствовал представитель политической партии «КПРФ» ЛДН, в связи с чем ПП «КПРФ» обладала соответствующей информацией о создании избирательного участка в месте временного пребывания избирателей.
Участковая избирательная комиссия № № была создана в месте временного пребывания избирателей на территории ООО «ОСЗ».
Как установлено судом, Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» направило на избирательный участок № № члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса СЛС
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» территориальные избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Из пояснений, полученных в судебном заседании от свидетелей СЛС (члена комиссии от ПП «КПРФ» с правом совещательного голоса) и ЗИН (члена комиссии от ПП «Справедливая Россия» с правом совещательного голоса) следует, что с 8 часов 00 минут до 13 часов в день голосования 04.12.2011года они не имели доступа на избирательный участок № №, и, как следствие этого, не могли принять участие в процедуре голосования, подсчете голосов избирателей, проголосовавших на данном избирательном участке. Факт, что, что данные члены комиссии были допущены на избирательный участок в 13 часов, подтвержден членами комиссии БЛА, СТВ
Сам факт отсутствия доступа членов комиссии с правом совещательного голоса на избирательный участок свидетельствует о невыполнении Территориальной избирательной комиссии и участковой избирательной комиссией избирательного участка № на нее Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ обязанностей по надлежащему проведению выборов.
В месте с тем в соответствии с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление КС РФ от 15.02.2002г. № 1-П,
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2002 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда» при оценке допущенного нарушения должны учитываться его характер, продолжительность, массовость, степень воздействия на свободу волеизъявления избирателей и другие критерии, влияющие на действительную волю избирателей.
Как следует из разъяснения, выраженного в п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Несмотря на то, что нарушения избирательного законодательства при проведении выборов на избирательном участке № имели место, суд в то же время не находит достаточных оснований к отмене результатов голосования на избирательном участке № № Достаточных доказательств того, что допущенные нарушения отразились на результатах выборов на данном избирательном участке и препятствовали установлению действительной воли избирателей, у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 260-261, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об отмене постановления участковой избирательной комиссии избирательного участка № об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и признании итогов голосования недействительными.
Решение суда может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный горсуд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной редакции.
Судья Л.Н.Виноградова