Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
... Дело №2-123/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2012 года город Казань
Советский районный суд города Казань в составе:
председательствующего судьи Абдуллиной Г.А.,
с участием помощника прокурора Загидуллиной Э.Л.,
при секретаре судебного заседания Минуллиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Приволжского района г.Казани, в защиту интересов субъекта Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ФИО1 об обязании получить охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Приволжского района г.Казани (далее истец) обратился в суд, в защиту интересов субъекта Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с иском к ФИО1 (далее ответчик), на том основании, что Прокуратурой Приволжского района г.Казани проведена проверка исполнения Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» при эксплуатации объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом, в котором в 1885-1886 г.г. работал крендельщиком и подручным пекаря Горький А.М.», расположенного по адресу: .
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.06.2010 года ФИО1 принадлежит на праве собственности нежилые помещения здания, расположенного по адресу: , лит.А1 общей площадью 655,30 квадратных метров.
Постановлением Совета Министров ТАССР №591 от 30.10.1959 г. указанное здание включено в реестр объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом, в котором в 1885-1886 г.г. работал крендельщиком и подручным пекаря Горький А.М.».
Как показала проверка, ФИО1 не приняты предусмотренные законом меры по заключению охранного обязательства с Министерством культуры РТ.
Кроме того, на момент проверки, на объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом, в котором в 1885-1886 г.г. работал крендельщиком и подручным пекаря Горький А.М.» отсутствуют надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
В связи с этим истец просит обязать ФИО1 заключить охранное обязательство с Министерством культуры РТ на объект культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом, в котором в 1885-1886 г.г. работал крендельщиком и подручным пекаря Горький А.М.», расположенного по адресу: ; обязать ФИО1 установить на данном объекте надписи и обозначения, содержание информацию об объекте культурного наследия в соответствии с требованиями ФЗ №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».
Представитель истца – Загидуллина Э.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования уточнила и просила обязать ФИО1 заключить охранное обязательство с Министерством культуры РТ на объект культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом, в котором в 1885-1886 г.г. работал крендельщиком и подручным пекаря Горький А.М.», расположенного по адресу: ; обязать ФИО1 зарегистрировать в установленном законом порядке в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, ограничения (обременения) на объект – нежилые помещения здания, расположенного по адресу: , лит.А1, определенных охранным обязательством; от исковых требований в части обязания ФИО1 установить на объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом, в котором в 1885-1886 г.г. работал крендельщиком и подручным пекаря Горький А.М.», расположенного по адресу: , надписи и обозначения, содержание информацию об объекте культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» отказалась.
Представитель ответчика – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Министерства культуры РФ – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители третьих лиц ОАО «Эдельвейс Групп», Управление Росреестра по РТ, Исполкома г.Казани в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, суд находит иск обоснованным.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с п. 1 ст. 63 ФЗ от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов РФ" сохраняются правила охраны и использования объектов культурного наследия, утвержденные Положением N 865, и применяются постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему ФЗ.
В соответствии со ст.ст. 27, 33, 48 указанного ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.
На объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В силу ч. 8 ст. 18 указанного Федерального закона выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 63 указанного Федерального закона предусмотрено, что до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат указанному Федеральному закону. Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865.
Следовательно, в отношении выявленных объектов культурного наследия применяется такой же правовой режим, как и для объектов, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
По смыслу пунктов 59-62 Положения заключение охранно-арендных и охранных договоров или выдача собственниками или пользователями объектом культурного наследия охранных обязательств является обязательным.
В соответствии с п.п. 78, 80 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.
Пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно-арендных договором, охранных договоров и охранных обязательств.
Судом установлено, что Прокуратурой Приволжского района г.Казани проведена проверка исполнения Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» при эксплуатации объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом, в котором в 1885-1886 г.г. работал крендельщиком и подручным пекаря Горький А.М.», расположенного по адресу: .
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.06.2010 года ФИО1 принадлежит на праве собственности нежилые помещения здания, расположенного по адресу: , лит.А1 общей площадью 655,30 квадратных метров.
Постановлением Совета Министров ТАССР №591 от 30.10.1959 г. указанное здание включено в реестр объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом, в котором в 1885-1886 г.г. работал крендельщиком и подручным пекаря Горький А.М.».
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со ст. 48 указанного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом
Согласно п. 3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно Постановления Кабинета Министров РТ «Вопросы Министерства культуры РТ» №409 от18.08.2005 г. органом исполнительной власти РТ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, является Министерство культуры РТ.
Как показала проверка, ФИО1 не приняты предусмотренные законом меры по заключению охранного обязательства с Министерством культуры РТ.
Кроме того, на момент проверки, на объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом, в котором в 1885-1886 г.г. работал крендельщиком и подручным пекаря Горький А.М.» отсутствуют надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
В соответствии со ст.44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятник истории и культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В РФ гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Прокурора Приволжского района г.Казани, в защиту интересов субъекта Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ФИО1 об обязании получить охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения- удовлетворить.
Обязать ФИО1 заключить охранное обязательство с Министерством культуры РТ на объект культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом, в котором в 1885-1886 г.г. работал крендельщиком и подручным пекаря Горький А.М.», расположенного по адресу: .
Обязать ФИО1 зарегистрировать в установленном законом порядке в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, ограничения (обременения) на объект – нежилые помещения здания, расположенного по адресу: , лит.А1, определенных охранным обязательством.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течении месяца через районный суд.
Судья Г.А. Абдуллина