ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1231/1923АП от 23.04.2019 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1231/19 23 апреля 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Пановой А.В.

при секретаре Малявине А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коваленкова ФИО11, Коваленковой ФИО13, действующих за себя и в интересах несовершеннолетней Коваленковой ФИО12 к Жилищному комитету Санкт-Петербурга, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Коваленков ФИО15, Коваленкова ФИО14, действуя за себя и в интересах несовершеннолетней Коваленковой ФИО16 обратились в суд с иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, взыскании судебных расходов.

В обоснование исковых требований истцы указали, что состоят на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых до договорам социального найма с 13.11.2008 года в Администрации Кировского района Санкт-Петербурга. 01.08.2017 года Коваленков О.В. и Коваленкова Е.В. заключили с ООО «УК Новоселье» договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , по которому должны были получить однокомнатную квартиру площадью, 35,16 кв.м на третьем этаже в этом многоквартирном доме стоимостью 2 473 800 руб., из них: 503 800 руб. выплачивается из собственных средств, 1 970 000 руб., выплачивается за счет кредитных средств, предоставленных АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования». В это же день истцы заключили с АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» договор займа №2230-08/17 в рамках ипотечного кредитного продукта «Приобретение квартиры на этапе строительства», целью займа являлось приобретение указанной выше квартиры. Исполнение обязательств обеспечивалось залогом приобретаемой а счет заемных средств квартиры. 16.08.2017 года была произведена государственная регистрация договора долевого участия в строительстве и ипотеки. 04.12.2017 года Коваленков О.В. подал в ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» заявление на участие в целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» о получении государственного содействия в форме социальной выплаты на оплату части стоимости приобретенного жилого помещения, а также другие необходимые документы. Письмом от 28.12.2017 года АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» Коваленкову О.В. было сообщено, что поданные им документы на участие в программе не могут быть зарегистрированы, а его семья не может быть учтена в качестве участника программы, поскольку поданный им договор займа не является договором ипотечного кредитования, т.к. АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» не является по смыслу Федерального закона «395-1 от 02.12.1990 года «О банках и банковской деятельности» не является банковской или иной кредитной организацией, в связи с чем договор займа не соответствует требованиям и условиям программы со ссылкой на пункт 2.1 Положения о порядке и условиях оказания государственного содействия гражданам в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге». Жилищный комитет Санкт-Петербурга в письме от 18.01.2018 года также сообщил истцу о невозможности оказать государственное содействие в виде предоставления его семье социальной выплаты в рамках Программы, т.к. оказание государственного содействия в виде предоставления социальной выплаты на оплату основного долга и процентов по договорам займа не предусмотрено условиями Программы, со ссылкой на положения Закона Санкт-Петербурга от 26.10.2001 года №707-90 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» и постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 года №1541 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» о том, что социальная выплата может быть использована участниками программы на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, направленным на приобретение жилого помещения на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Полагая отказ Жилищного комитета в оказании содействия в форме предоставления социальной выплаты неправомерным, поскольку ни указанный Закон, ни постановление не содержит указания на то, что участники Программы обретают право на государственной содействие, только если жилищный кредит получен ими в банке или иной кредитной организации, получение истцами кредитных средств по договору с АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования», приобретение жилого помещения и последующие погашение обязательств посредством направления социальной выплаты кредитору согласуется с целями Программы, направлено на ее правильную реализацию и не противоречит интересам государства, просили признать незаконным решение Жилищного комитета об отказе в оказании госудрственного содействия в форме предоставления социальной выплаты, изложенное в письме от 18.01.2018 года №11810/17-1, возложить на Жилищный комитет обязанность принять решение о предоставлении социальной выплаты истцам в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге в течение 10 календарных дней после вступления решения в законную силу, взыскать понесенные судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб., судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, доверили представление своих интересов представителю. Представитель истцов по доверенности Барашков К.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представители ответчика Жилищного комитета Санкт-Петербурга по доверенности Гуттина Н.Н. и Петровская Т.С. в судебное заседание явились, исковые требования не признали, полагали, что истцы не могут быть признаны участниками программы, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» по доверенности Тарасова О.А. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения согласно которых истцы не отвечает требования предъявляемым к участнику целевой программы, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав представителей сторон, третьего лица, изучив материалы дела, полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Компетенция и полномочия Жилищного комитета определены в Положении о Жилищном комитете, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года №175.

Пунктом 3.3.21 данного Положения к полномочиям Жилищного комитета Санкт-Петербурга относится предоставление в установленном порядке субсидии (социальные выплаты) для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств федерального бюджета гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Пунктом 1 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" от 05.05.2006 N 221-32, установлено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и имеющим возможность улучшения жилищных условий с использованием собственных денежных средств, содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий может оказываться в рамках целевых программ Санкт-Петербурга по основаниям, предусмотренным законами Санкт-Петербурга о соответствующих целевых программах Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 26 октября 2001 года №707-90 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» утверждена целевая программа Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге».

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04 декабря 2007 года №1541 (в редакции от 12.10.2018 года) «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» утверждены порядок и условия оказания государственного содействия гражданам в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» (далее – Положение).

Из материалов дела следует, что Коваленкова ФИО17 с членами своей семьи – мужем Коваленковым ФИО19 дочерью Коваленковой ФИО18, сыном Коваленковым ФИО20, проживающие по адресу: <адрес> состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 13.11.2008 года в Администрации Кировского района Санкт-Петербурга (л.д.21).

В числе документов приложенных к заявлению истцы приложили договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 01.08.2017 года, заключенный с ООО «Управляющая компания «Новоселье», согласно которого истцы по окончании строительства многоквартирного дома по адресу: <адрес> получали в общую совместную собственность однокомнатную квартиру на третьем этаже общей площадью 35,16 кв.м. Цена договора определялась сторонами в размере 2 473 800 руб. (л.д. 23-40).

В соответствии с пунктом 3.2 договора оплата цены договора производилась участниками долевого строительства за счет собственных средств и кредитных средств, а именно часть денежных средств в размере 503 800 руб. оплачивается за счет собственных средств участников долевого строительства, часть денежных средств в размере 1 970 000 руб. за счет кредитных средств, предоставленных АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования».

Данный договор, а также ипотека в силу закона были зарегистрированы Управлением Росреестра по Ленинградской области 16.08.2017 года (л.д.40).

При этом договором займа предусматривалось обеспечение исполнения обязательств в виде залога (ипотеки) имущественных прав требования к Застройщику, квартиры приобретаемой за счет предоставленных заемных средств (пункты 3.5-3.7 договора займа).

Письмом от 28.12.2017 года № 17/12/25026 ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» в признании в качестве участника данной программы истцам было отказано, в соответствии с пунктами 2.1 и 4 Положения (л.д. 61-62).

Согласно п.1.4 Положения о порядке и условиях оказания государственного содействия гражданам в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» Жилищный комитет в установленном действующим законодательством порядке заключает с оператором Программы договор, предусматривающий прием заявлений граждан и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных выплат в рамках Программы, в том числе в случаях подачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных услуг или в электронной форме, формирование в отношении каждого заявителя учетного дела, подготовку проектов решений о предоставлении социальных выплат и расчета размера социальных выплат, информирование заявителей о принятом Жилищным комитетом решении о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты, формирование списка граждан - участников Программы, которым планируется предоставление социальных выплат в пределах средств бюджета Санкт-Петербурга, предусмотренных на финансирование Программы, консультирование граждан по вопросам предоставления социальных выплат и расчета их размера.

Пункт 3.2. указанного Положения предусматривает, что Оператор программы принимает от граждан и рассматривает документы, указанные в пункте 3.1 настоящего Положения (далее - документы заявителей);

разъясняет заявителю условия и порядок участия в Программе;

осуществляет учет заявителей в качестве участников Программы в порядке, установленном Жилищным комитетом;

ежегодно в течение 15 рабочих дней после вступления в силу закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий год исходя из данных учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, наличия первоочередного права на участие в программе, объемов финансирования, предусмотренных бюджетом Санкт-Петербурга на очередной финансовый год на финансирование Программы, и заявлений граждан об оказании содействия формирует сводные списки граждан на предоставление социальных выплат (далее в настоящем разделе - Сводные списки) и направляет их для утверждения в Жилищный комитет.

В соответствии с пунктом 3.6. данного Положения вопрос о предоставлении заявителю социальной выплаты рассматривается Жилищным комитетом.

Оператором программы является ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья», который уполномочен принимать решения о признании или непризнании заявителя участником программы, вопрос о предоставлении заявителю социальной выплаты рассматривается Жилищным комитетом Санкт-Петербурга.

Истцы оператором программы в качестве участников программы не были признаны.

Согласно пункта 3 Целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» в рамках Программы под участниками Программы понимаются:

одинокие граждане, являющиеся заемщиками по кредитному договору, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

супруг, супруга, являющиеся заемщиками (созаемщиками) по кредитному договору, а также их несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

неполные семьи, в которых один из членов семьи является заемщиком по кредитному договору, а также его несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Данный перечень является исчерпывающим.

Истцы отвечают требованиям предъявляемым к участникам программы, является созаемщиками по договору займа, признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Основанием для отказа в признании истцов участниками Программы послужило то обстоятельство, что договор ипотечного жилищного кредитования №2230-08/17 от 01.08.2017 года представленный ими, не является договором ипотечного кредитования, в связи с чем не соответствует требованиям и условиям Программы.

Разделом 4 Положения под ипотечным жилищным кредитом понимается кредит, предоставляемый гражданину банковской или иной кредитной организацией в целях приобретения в собственность гражданина жилого помещения под залог приобретаемого или иного жилого помещения на срок не менее трех лет.

Истцам денежные средства по договору займа на приобретение жилья с последующим с залогом были предоставлены АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования», не являющейся кредитной организацией.

АО «ДОМ.РФ» не является кредитной организацией, однако заключенный данным обществом с истцами договор соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, регулируемому ипотеку.

Заключенным истцами с АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» договор предусматривает целевое использование заемных средств – приобретение однокомнатной квартиры по строительному адресу: Ленинградская <адрес>, кадастровый номер земельного участка строительные оси 7-9/В-Д, этаж 3, условный номер квартиры 1/3/1-а-4, обеспечение исполнения обязательства залогом имущественных прав, после окончания строительства и введения объекта в эксплуатацию залогом приобретаемого объекта.

Статья 2 Федерального закона от 16.07.1998 года №102ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства, в том числе обязательства, основанного на купле-продаже, аренде, подряде, другом договоре, причинении вреда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчик при рассмотрении заявления истцов о предоставлении социальной выплаты руководствовался принятым в развитие Закона Санкт-Петербурга от 10.01.2001 года №707-90 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» была утверждена целевая программа Санкт-Петербург «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» Положением, которым предусматривалось, что ипотечный жилищный кредит в целях данной Программы может быть предоставлен только банковской или иной кредитной организацией. В связи с чем действовал в соответствии с положениями Программы предусмотренной Санкт-Петербургом.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 10.01.2001 года №707-90 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» основной целью Программы является повышение уровня доступности получения долгосрочных ипотечных жилищных кредитов гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Основными мероприятиями Программы являются государственное содействие, осуществляемое в период с 2004 по 2020 год за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в виде предоставления участникам Программы субсидий или социальных выплат на оплату части стоимости жилого помещения, приобретаемого с использованием средств долгосрочного ипотечного жилищного кредита, в размере не более 30% от стоимости жилого помещения.

Социальная выплата может быть использована участниками Программы на погашение основной суммы долга и уплате процентов жилого помещения на территории Санкт-Петербурга и Ленинградкой области (пункт 6.10 Положения), в связи с чем довод ответчика о том, что социальная выплата не может быть предоставлена истцам, т.к. Программа не предусматривает предоставление социальной выплаты на погашение долга по договору займа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 года №28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» одобрена Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации.

Данная Концепция была рекомендована органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления к разработке на ее основе региональных программ ипотечного жилищного кредитования.

Данная Концепция дает понятие долгосрочного ипотечного жилищного кредита - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

На рынке долгосрочного ипотечного жилищного кредитования действуют следующие основные участники:

Основными функциями кредитора являются:

предоставление ипотечного кредита на основе оценки платежеспособности и кредитоспособности заемщика в соответствии с требованиями и условиями кредитования;

оформление кредитного договора (договора займа) и договора об ипотеке;

обслуживание выданных ипотечных кредитов.

По договору об ипотеке жилья кредитор становится залогодержателем, что дает ему возможность в случае неисполнения заемщиком обязательств по кредитному договору получить удовлетворение своих денежных требований к должнику из стоимости заложенного жилого помещения преимущественно перед другими кредиторами залогодателя;

Также Данная Концепция устанавливает, что государство определяет концепцию развития системы ипотечного жилищного кредитования и формирует правовую базу для надежного и эффективного функционирования системы ипотечного кредитования, создает механизм социальной защиты заемщиков, проводит налоговую политику, стимулирующую участников рынка ипотечного кредитования, создает необходимые институты для организации рынка и участвует в управлении ими, указывает, что помимо коммерческих банков определенную роль в формировании дополнительного платежеспособного спроса на жилье могут сыграть другие организации, создаваемые в настоящее время в соответствии с гражданским законодательством, в том числе в качестве кредиторов (фонды поддержки и развития жилищного строительства, кредитные союзы и др.). Указанные организации за счет собственных и привлеченных средств предоставляют населению займы на строительство и приобретение готового жилья в рамках создаваемых паевых капиталов или фондов. Они не являются кредитными организациями, и для осуществления ими деятельности по предоставлению ипотечных займов им не требуется получения лицензии Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ ответчика в предоставлении социальной выплаты истцам противоречит основным целям Программы и ставит истцов в неравное положение с другими участниками Программы, которые имеют кредитный договор с банковской организацией, что недопустимо в соответствии со статьей 6 Конституции Российской Федерации.

При этом суд учитывает, что ни Закон Санкт-Петербурга от 10.01.2001 года №707-90 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге», ни Положение принятое в его развитие не содержит прямого указания на то, что право на получение государственного содействия в виде предоставления социальной выплаты гражданин приобретает если жилищный кредит был получен им в банке или иной кредитной организации.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение социальной выплаты в рамках Целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» и на ответчика должна быть возложена обязанность по принятию решения о ее предоставлении. При том в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным установить срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Требования истцов о возмещении судебных расходов не подлежат удовлетворению, т.к. не подтверждены, представленные договор №022 оказания юридических услуг от 28.11.2018 года квитанция на сумму 30 000 руб. не позволяет в полной мере установить взаимосвязь между произведенными истцами по данному договору расходами с рассмотрением данного дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Коваленкова ФИО21, Коваленковой ФИО22, Коваленковой ФИО23 удовлетворить частично.

Обязать Жилищный комитет Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении социальной выплаты Коваленкову ФИО24, Коваленковой ФИО25 в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

..