Дело № 2-1231/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Дмитриева С.Г.
при секретаре Лермонтовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бариновой И.Ю. к ОАО «ЭНЕРГИЯ» об обязании выдать разрешение на установку электрического счетчика,
установил:
Баринова И.Ю. обратилась в суд с иском к ОАО «ЭНЕРГИЯ» об обязании установить в подъезде № в доме № по <адрес> отдельный общеподъездный электрический счетчик, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ она и жильцы подъезда № дома №, расположенного по <адрес>, обратились с письменным заявлением к ответчику, с просьбой установить отдельный общеподъездный электрический счетчик и расчеты по их подъезду производились по показаниям счетчика, а не по общему счетчику который установлен на весь дом. Они свои требования мотивировали тем, что существует большая разница между показания общедомового счетчика и индивидуальными счетчиками жильцов данного дома, где практически невозможно понять, как производится расчет и данные все время не соответствуют количеству потребляемых лампочек, имеющихся в подъезде дома. Были собраны подписи жильцов подъезда №. До обращения с письменным заявлением к ответчику, они неоднократно обращались устно к руководителю, сначала им пообещали, что установление счетчиков возможно, необходимо только написать заявление, но позже когда они написали заявление, то получили ответ, согласно которому им отказали в установке общеподъездного прибора учета в подъезде, ссылаясь, что для последующего применения их показаний в расчетах за электрическую энергию является противоречащей требованиям п. 88 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» и п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам». Данный отказ она считает незаконным, нарушающим её права. При этом ссылается на п. 40 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения, работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества, и (или) с перерывами,превышающими установленную продолжительность», согласно которому собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе: а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы); в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения. Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Собственники помещений вправе принять решение о заключении энергосервисного договора (контракта), направленного на сбережение и (или), повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества, по заключению в интересах собственников от своего имени энергосервисного договора на общедомовые нужды с организацией, оказывающей энергосервисные услуги. Энергосервисный договор на общедомовые нужды с управляющей организацией заключается отдельно от договора управления многоквартирным домом. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении энергосервисного договора на общедомовые нужды с ресурсоснабжающей организацией или иной организацией, оказывающей энергосервисные услуги п. 38(2) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Пунктом 80 «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусмотрен порядок учета объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, где осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения. Она и жильцы подъезда № были готовы на приобретение данного счетчика и установления его в подъезде, для того чтобы был точный расчет потребления ими электроэнергии именно по их подъезду, и об этом поставили в известность ответчика. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчёт размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуга исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. Критерии наличия технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного и в соответствии с вышеуказанными нормами, считает, что потребитель электрической энергии имеет право требовать, если исполнитель в лице ответчика отказывается в добровольном порядке установить общеподьездный счетчик, в судебном порядке обязать ответчика установить вышеуказанный счетчик в подъезде № по заявлению жильцов подъезда.
Впоследствии истец Баринова И.Ю. представила уточнение к исковому заявлению, согласно которому просила обязать ответчика выдать разрешение на установку общеподъездного электрического счетчика в подъезде № в доме № по <адрес>
Истец Баринова И.Ю. в судебном заседании свои уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила обязать ответчика выдать разрешение на установку общеподъездного электрического счетчика за счет жильцов в подъезде № в доме № <адрес>
Представители ответчика ОАО «ЭНЕРГИЯ» Е. и С. исковые требования не признали, просили отказать в иске.
Третье лицо - представитель ООО «З.» М. оставил решение вопроса по иску Бариновой И.Ю. на усмотрение суда.
Выслушав истца, представителей ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ жильцы подъезда № дома № по <адрес>, в том числе истец Баринова И.Ю., обратились к директору Ф. филиала ОАО «ЭНЕРГИЯ» К. с письменным заявлением установить в их подъезде отдельный общеподъездный электрический счетчик и производить расчеты на общедомовые нужды по его показаниям, а не по показаниям общедомового в связи с большой разницей показания общедомового счетчика и индивидуальных приборов учета жильцов дома (л.д. №).
Письмом директора Ф. филиала ОАО «ЭНЕРГИЯ» К. от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления жильцов подъезда № дома № по <адрес> об установке общеподъездного прибора учета
отказано (л.д. №).
Истец Баринова И.Ю., считая данный отказ необоснованным, обратилась в суд с вышеуказанным иском, и в соответствии с уточненными ею требованиями просит обязать ответчика выдать разрешение на установку общеподъездного электрического счетчика.
Из материалов дела, объяснений истца следует, что она является собственником квартиры № доме № по <адрес>.
Согласно ст. 539 п. 1 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из п. 3 ст. 539 ГК РФ следует, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Пунктом 4 ст. 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Собственниками дома № по <адрес> на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ выбран непосредственный способ управления, а в качестве уполномоченного лица для решения вопросов в отношениях с третьими лицами - Г. (л.д. №).
Между избранным уполномоченным лицом дома Г. и ООО «З.» заключен договор на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), согласно которому ООО «З.» обязалось совершать за счет собственников дома все необходимые действия по надлежащему ремонту электрооборудования в многоквартирном доме.
Между Ф. филиалом ОАО «ЭНЕРГИЯ» и собственниками многоквартирного дома № по <адрес> согласно ст. 540 ГК РФ заключены прямые договоры энергоснабжения, которые считаются заключенными с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к сети.
Положения Федерального закона 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об энергосбережении»), на которые ссылается истец, согласно пункту 1 статьи 1 данного закона регулируют отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
«Энергосервисным договором (контрактом)», о котором упоминает истец в исковом заявлении, согласно пункту 8 статьи 2 ФЗ «Об энергосбережении» является договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Тем самым, «энергосервисный договор» не является «договором энергоснабжения», и существенно отличается от него даже самим понятием. Поэтому суд считает несостоятельной ссылку истца в исковом заявлении на энергосервисный договор и связанные с ним положения законодательных актов.
Пункт 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, на который ссылается истец в исковом заявлении, в настоящее время не вступил в силу, он вступит в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые будут внесены в Правила установления и определения нормативов
потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от
23.05.2006г. № 306. На данный момент такие изменения официально не изданы.
Кроме того, согласно пункту 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусматривается, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов даны определения всем вышеуказанным приборам учета:
«индивидуальный прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
«общий (квартирный) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в коммунальной квартире;
«комнатный прибор учета электрической энергии» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления электрической энергии в одном жилом помещении потребителя в коммунальной квартире или в нескольких жилых помещениях, занимаемых потребителем в коммунальной квартире, при условии что такой прибор учета позволяет определить объем (количество) потребления электрической энергии суммарно по нескольким жилым помещениям, занимаемым потребителем.
Согласно положениям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов такое понятие, как «общеподъездный прибор учета» не предусмотрено.
В действующих на настоящее время Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 г. № 306, предусмотрены только такие определения, как «коллективный (общедомовой) прибор учета», «общий (квартирный) прибор учета», «индивидуальный прибор учета».
Таким образом, понятие и возможность установки обшеподъездного прибора учета не определено действующим законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЖК РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. Собственник жилого помещения согласно пункту 3 статьи 30 ЖК РФ несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 г. № 306, при оборудовании многоквартирного дома коллективньми (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с п. 7 указанных Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении электрической энергии непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В соответствии с п. 88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящим документом и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Из акта разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), акта на приемку приборов учета электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) следует, что на границе балансовой принадлежности установлен общедомовой прибор учета электрической энергии дома № по <адрес>.
Согласно ст. 543 п. 2 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 140 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, гарантирующий поставщик на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Ссылку истца в исковом заявлении на нормативные акты, которыми по его мнению предусматривают возможность установки общеподъездного счетчика в многоквартирном жилом доме по разрешению энергоснабжающей организации, суд считает необоснованной, поскольку в указанных нормативных актах не предусмотрено такое понятие и возможность установки обшеподъездного прибора учета.
Нормами ЖК РФ, нормативно-правовыми актами РФ понятие общеподъездного прибора учета - общеподъездного электрического счетчика не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, проанализировав положения действующего законодательства, нормативных актов, суд приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В иске Бариновой И.Ю. к ОАО «ЭНЕРГИЯ» об обязании выдать разрешение на установку общеподъездного электрического счетчика отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ