ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1231/2013 от 11.07.2013 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2- 1231/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2013 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Гвоздилиной И.В.

при секретаре Касаткиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Производственно – технический центр федеральной противопожарной службы по Владимирской области» к Департаменту административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Производственно – технический центр федеральной противопожарной службы по Владимирской области» (далее ФГБУ «ПТЦ ФПС») обратилось в суд с иском к Департаменту административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области (далее Департамент) о взыскании денежных средств.

В обоснование иска указало, что до ДД.ММ.ГГГГ именовалось как ГУ «Производственно - технический центр федеральной противопожарной службы по Владимирской области». В соответствии с приказом ГУ МЧС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### структурное подразделение служба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и обеспечения пожарной безопасности сокращено. Данная служба финансировалась за счет средств областного бюджета администрации Владимирской области. С ДД.ММ.ГГГГ расторгнуты трудовые договоры с работниками данного подразделения в соответствии со ст. 178 ТК РФ. Однако часть работников (12 человек) из числа уволенных по сокращению штата из Государственного учреждения «Производственно - технический центр федеральной противопожарной службы по Владимирской области» до ДД.ММ.ГГГГ так и не была трудоустроена. Согласно расчетно-платежным ведомостям уволенным по сокращению штата работникам выплачена средняя заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ в сумме ### рублей 80 копеек, за ДД.ММ.ГГГГ – ### рубля 74 копейки, а также за период нетрудоспособности ФИО10 в сумме 1 043 рубля 26 копеек. Выплата среднемесячного заработка при увольнении в связи с сокращением штата финансируется из бюджета Владимирской области. Поскольку Департамент административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области является главным распорядителем бюджета, просили в соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ и п. 6 ст. 31 БК РФ взыскать ### рублей 80 копеек в счет возмещения расходных обязательств областного бюджета.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Департамента иск не признал и указал, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Владимирской области и Главным управлением МЧС России по Владимирской области, денежные средства выделялись последнему в соответствии со сводной бюджетной росписью на основании его заявки. Перечисления производились на лицевой счет Главного управления МЧС России по Владимирской области, открытый в Управлении Федерального казначейства по Владимирской области в порядке, установленном для получателей средств областного бюджета, на открытом балансовом счете 40201 «средства бюджетов субъектов РФ». Главное управление МЧС России по Владимирской области осуществляет распределение средств по подведомственным учреждениям, в соответствии с реестром бюджетополучателей, на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства в порядке, установленном для получателей средств областного бюджета. С ДД.ММ.ГГГГ Главное управление МЧС России по Владимирской области не является получателем денежных средств Владимирской области. В трудовых отношениях уволенные работники с Владимирской областью не состояли.

Представитель Главного управления МЧС России по Владимирской области пояснил, что при расторжении трудовых договоров ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением штата работников, финансируемых за счет бюджета области в 2011 году, начислено по расходам областного бюджета и выплачено выходное пособие при увольнении за ДД.ММ.ГГГГ в размере среднемесячного заработка, предусмотренного ст. 178 ТК РФ. Начисление и обязательная выплата среднемесячного заработка уволенным по сокращению и нетрудоустроенным работникам за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п/п 6 ст. 31 БК РФ также является расходным обязательством бюджета Владимирской области. Истец выполнил все обязательства работодателя из денежных средств, предназначенных на хозяйственные и иные нужды, что является мерой вынужденного характера. Департаментом нарушены нормы ст. 63 ГК РФ и п/п 5 ст. 31 БК РФ. Поэтому просит удовлетворить иск.

    Представитель МЧС России поддержал доводы Главного управления МЧС России по Владимирской области.

Представитель Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что обязанность по выплате выходного пособия сокращенным работникам в соответствии с нормами ТК РФ возложена только на работодателя. В связи с добровольной оплатой истцом компенсационных выплат своим работникам за счет федеральной субсидии у ФГБУ «ПТЦ ФПС» отсутствует материально – правовое требование по взысканию израсходованной субсидии с органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При разрешении трудовых споров конкретный источник финансирования работодателя не имеет правового значения. Главным аспектом указанного спора необходимо считать права работников, которые нарушены не были. Судебный порядок взыскания предоставленных бюджетам бюджетной системы Российской Федерации субсидий не предусмотрен.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, ФГБУ «ПТЦ ФПС» (ранее именовалось ГУ «ПТЦ ФПС по Владимирской области») является юридическим лицом и финансировалось из средств федерального бюджета; бюджета субъекта Российской Федерации (Владимирской области) и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п.п. 5 и 11 Положения о Государственном учреждении «Производственно – технический центр федеральной противопожарной службы по Владимирской области», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ).

В ГУ «ПТЦ ФПС по Владимирской области» имелось структурное подразделение – служба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и обеспечения пожарной безопасности, работники которого финансировались из бюджета Владимирской области.

На основании приказа Главного управления МЧС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об оргштатных вопросах» с ДД.ММ.ГГГГ указанное подразделение сокращено, а с ДД.ММ.ГГГГ трудовые договоры по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата) расторгнуты с работниками этой службы (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № ###).

При увольнении выходное пособие и среднемесячная заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ выплачены в полном объеме.

Однако ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 и ФИО13 обратились в ФГБУ «ПТЦ ФПС» с заявлением о выплате им средней месячной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ, предоставив справки службы занятости о соблюдении предусмотренной ст. 178 ТК РФ процедуры регистрации в указанной службе.

Правоотношения по выплате среднего месячного заработка возникли между работодателем и работниками в связи с расторжением трудовых договоров.

Являясь работодателем, ФГБУ «ПТЦ ФПС» выплатило указанным выше лицам средний месячный заработок за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме ### рублей 80 копеек из средств, предусмотренных «на иные цели», поскольку с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением подразделения финансирование его из средств областного бюджета прекращено.

Доводы представителя истца о том, что начисление и обязательная выплата среднемесячного заработка, предусмотренного ст. 178 ТК РФ, за ДД.ММ.ГГГГ уволенным в связи с сокращением штата, финансируемым из бюджета Владимирской области и нетрудоустроенным в течение трех месяцев работникам, является расходным обязательством областного бюджета, не могут быть приняты во внимание.

На основании п/п 5, 5.1, 31, 45, 50 и 50 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий;

организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществления поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.

Для реализации вышеуказанных полномочий на территории Владимирской области был заключен договор между администрацией Владимирской области и главным управлением МЧС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, где в ст. 4 Договора определен порядок финансирования ГУ МЧС России по Владимирской области, а именно: денежные средства, предусмотренные п. 1 ст. 2 Договора, выделяются этому управлению администрацией Владимирской области в соответствии со сводной бюджетной росписью на основании заявки ГУ МЧС России по Владимирской области.

Перечисления производятся на лицевой счет Управления, которое осуществляет распределение средств по подведомственным учреждениям в соответствии с реестром бюджетополучателей на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства в порядке, установленном для получателей средств областного бюджета.

Законом Владимирской области от 24 декабря 2010 года № 126-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов финансирование ГУ МЧС России по Владимирской области производится через Департамент административных органов администрации Владимирской области.

В соответствии с Законом Владимирской области от 23 декабря 2011 года №122-ОЗ «Об областном бюджете на 20122 год и плановый период 2013 и 2014 годов» Департамент административных органов с 1 января 2012 года по отношению к ГУ МЧС России по Владимирской области утратил статус главного распорядителя бюджетных средств и соответствующие полномочия.

На основании ст. 219.1 БК РФ бюджетная роспись Департамента не включает в себя расходные обязательства ГУ МЧС России по Владимирской области, поскольку с 1 января 2012 года оно не являются получателем средств областного бюджета.

Кроме того, в силу ст. 220.1 БК РФ лицевой счет распорядителя бюджетных средств областного бюджета № ### с ДД.ММ.ГГГГ для ГУ МЧС России по Владимирской области закрыт.

Работодатель как сторона трудового договора должен выполнять свои обязанности вне зависимости от особенностей своего правового положения и бюджетного законодательства.

Согласно ст. 22 ТК РФ обязанность выплачивать работникам в полном размере причитающуюся им заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами лежит на работодателе.

В силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Таким образом, согласно действующему трудовому законодательству обязанность по осуществлению всех выплат, причитающихся работнику при увольнению, лежит на работодателе.

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 и ФИО13 состояли в трудовых отношениях с ФГБУ «ПТЦ ФПС», поэтому обязанности, вытекающие из трудового договора, исполнены этим учреждением в силу закона, а взаимоотношения с Владимирской областью не могут влиять на характер трудовых отношений работников.

Работниками были заключены трудовые договоры о работе в Учреждении, и они не находились в трудовых отношениях с публично – правовым образованием.

Владимирской областью в 2011 году было доведено до ФГБУ «ПТЦ ФПС» финансирование в полном объеме. Доказательств обратному в суд не представлено.

Правовой статус этого Учреждения, определенный уставом и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не позволяет с ДД.ММ.ГГГГ формировать Владимирской областью государственное задание для истца и осуществлять его финансирование.

Поскольку права работников ФГБУ «ПТЦ ФПС» нарушены не были (выходное пособие и среднемесячная заработная плата на первый – третий месяцы нетрудоустройства выплачены в полном объеме), у Учреждения отсутствует материально – правовое требование в сфере трудовых отношений. Исполнение работодателем своей обязанности по указанным выплатам не может привести к убыткам в том смысле, который ему придает истец. Органы государственной власти не являлись работодателями этих работников и не вправе исполнять обязанности, предусмотренные ст. 178 ТК РФ.

Добровольный характер выплаты среднемесячного заработка за ДД.ММ.ГГГГ работникам свидетельствует о получении субсидии на иные цели от органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя истца – МЧС России на основании абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а также о санкционированном со стороны представителей федерального бюджета действий по использованию денежных средств Российской Федерации на выплаты компенсационного характера.

Доказательств собственных (внебюджетных) затрат по оплате среднего заработка уволенным в связи с использованием на данные цели федеральных денежных средств истцом в суд не представлено.

Бюджетный кодекс Российской Федерации не предоставляет возможность взыскания израсходованных учреждениями федеральных субсидий с органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Межбюджетные отношения между федеральными органами власти и региональными органами власти не отнесены к подведомственности судов.

Таким образом, обязанность по выплате пособия сокращенным работникам в соответствии с нормами трудового законодательства возложена только на работодателя.

Ссылка истца на ст. 63 ГК РФ не имеет правового значения, поскольку ФГБУ «ПТЦ ФПС» не находится в процедуре ликвидации.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат отклонению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Федеральному государственному бюджетному учреждению «Производственно – технический центр федеральной противопожарной службы по Владимирской области» в удовлетворении исковых требований к Департаменту административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области о взыскании денежных средств.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья И.В. Гвоздилина

Решение изготовлено в окончательной форме 16 июля 2013 года.

Судья                                     И.В. Гвоздилина