ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1231/2017 от 03.04.2018 Шкотовского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-188/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Большой Камень 03 апреля 2018 года

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Шамхаловой Т.М.,

при секретаре Литвиновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации городского округа Большой Камень Приморского края о признании права на получение надбавки, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО2 обратился в суд с настоящим иском к администрации городского округа Большой Камень.

В обоснование требований указал, что <данные изъяты> главного специалиста 1 разряда отдела государственного управления охраной труда администрации городского округа Большой Камень. Сторонами заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 4.1 трудового договора определена оплата труда в размере должностного оклада <данные изъяты> рублей в месяц, ежемесячного денежного поощрения в размер <данные изъяты>% должностного оклада, надбавки за выслугу лет на муниципальной службе в размере <данные изъяты>%, надбавки за особые условия муниципальной службы в размере <данные изъяты>% должностного оклада, надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока <данные изъяты>%, районный коэффициент <данные изъяты>%, материальна помощь в размере одного должностного оклада один раз в год. Положением об условиях оплаты труда выборных должностных лиц, органов местного самоуправления и муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень, утвержденного решением Думы городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ(в редакции решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ), размер ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы в администрации городского округа для ведущего специалиста 1 разряда установлен в пределах от <данные изъяты> % должностного оклада. Истец ссылается на допущенные работодателем нарушения трудового законодательства в части установления ему надбавки за особые условия муниципальной службы в размере <данные изъяты>% согласно условий трудового договора, что противоречит муниципальному правовому акту и требованиям статей 22, 129 и 135 Трудового кодекса РФ.

С учетом уточнения исковых требований, просит признать за ним право на получение надбавки за особые условия муниципальной службы в размере <данные изъяты> % должностного оклада ежемесячно и обязать администрацию городского округа Большой Камень внести соответствующие изменения в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ в части размера этой надбавки; взыскать с администрации городского округа Большой Камень недополученную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом надбавки за особые условия муниципальной службы исходя из размера <данные изъяты> % должностного оклада в общей сумме <данные изъяты> копеек согласно представленного расчета, денежную компенсацию за задержку причитающихся выплат согласно ст. 236 ТК РФ в сумме <данные изъяты> копеек; компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании ФИО2 поддержал исковые требования о взыскании заработной платы в полном объеме, с учетом уточнения требований, просил признать за ним право на получение надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 120 % должностного оклада со дня заключения трудового договора и по настоящее время, поскольку на день заключения трудового договора действовал муниципальный правовой акт, определяющий размер надбавки, но работодателем не был применен; полагает, что вправе получать надбавку в размер 120%, так как фактически исполняет функции руководителя структурного подразделения(начальника отдела), за время работы нареканий со стороны работодателя и дисциплинарных взысканий не имел; поддержал заявленные суммы заработной платы, денежной компенсации за задержку оплаты труда, и компенсации морального вреда.

Представитель администрации городского округа Большой Камень на основании доверенности ФИО3 не согласился с исковыми требованиями по тем основаниям, что истец исполняет свои должностные функции в подразделении органа местного самоуправления по государственному управлению охраной труда, полномочия которого переданы городскому округу субъектом РФ, и оплату труда такому муниципальному служащему следует финансировать за счет бюджета Приморского края; заявил о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим иском.

Выслушав пояснения истца и ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положений ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Судом установлено, что в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ на должность главного специалиста 1 разряда отдела государственного управления охраной труда администрации городского округа Большой Камень, на неопределенный срок.

Из содержания п. 4.1 трудового договора следует, что истцу установлена оплата труда в размере должностного оклада <данные изъяты> рублей в месяц, ежемесячного денежного поощрения в размер <данные изъяты>% должностного оклада, надбавки за выслугу лет на муниципальной службе в размере <данные изъяты>%, надбавки за особые условия муниципальной службы в размере <данные изъяты>% должностного оклада, надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока <данные изъяты>%, районный коэффициент 30%, материальна помощь в размере одного должностного оклада один раз в год. Денежное содержание выплачивается два раза в месяц – <данные изъяты> месяца( п. 3.1 договора).

С ДД.ММ.ГГГГ размер должностного оклада истца составил <данные изъяты> рублей.

Положением об условиях оплаты труда выборных должностных лиц, органов местного самоуправления и муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень, утвержденного решением Думы городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ(в редакции решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ), размер ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы в администрации городского округа для ведущего специалиста 1 разряда установлен в пределах от 90% до 120 % должностного оклада муниципального служащего.

С данным Положением истец не был ознакомлен работодателем в установленном порядке, что установлено в ходе внеплановой документарной проверки Государственной инспекцией труда в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ по вопросу соблюдения трудового законодательства в отношении администрации городского округа Большой Камень.

На обращение работников администрации городского округа Большой Камень, в том числе истца ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу приведения условий трудового договора в части выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы, в соответствие с муниципальным правовым актом – Положением об условиях оплаты труда в редакции решения Думы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, работодатель письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказался внести изменения в трудовой договор в части увеличения размера надбавки, сославшись на то, что в силу ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальное образование не вправе направлять собственные денежные средства на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов РФ и в том числе по финансовому обеспечению выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по созданию административных комиссий, по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, по государственному управлению охраной труда; также указал, что государственные полномочия, переданные муниципальным образованиям в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» могут исполняться только за счет средств, переданных на их исполнение их соответствующего бюджета.

Разрешая спор, суд исходит из того, что в силу ст. 9 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

В этой связи являются несостоятельными доводы работодателя о том, что истец не имеет права на получение надбавки за особые условия муниципальной службы в размере, предусмотренном муниципальным правовым актом городского округа Большой Камень, поскольку истец исполняет свои должностные функции в подразделении органа местного самоуправления по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочия которого переданы муниципальному образованию субъектом РФ, и оплату труда такому муниципальному служащему следует финансировать за счет бюджета Приморского края.

В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ работодателем истца является администрация городского округа Большой Камень, а согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты.

Таким образом, установленный дополнительным соглашением к трудовому договору размер надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 1% должностного оклада, не соответствует размеру, установленному локальным нормативным актом учреждения – <данные изъяты>%. В нарушение требований ст. 5 и ст. 22 ТК РФ работодатель не оформил дополнительного соглашения с работником в части установления ему надбавки в соответствующем размере со дня принятия муниципального правового акта.

Как усматривается из представленного расчета, истцом заявлено о взыскании недополученной заработной платы за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом надбавки за особые условия муниципальной службы исходя из максимального размера 120 % должностного оклада в общей сумме <данные изъяты> копеек.

Из содержания Приложения 4 к Положению об условиях оплаты труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень, утвержденному решением Думы городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ(в редакции решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ), следует, что порядок определения размера надбавки муниципальному служащему не установлен данным правовым актом.

Суд учитывает, что работодатель самостоятелен в определении мер поощрений работников за добросовестный труд, поэтому может принимать такие решения по своему собственному усмотрению.

Между тем, истцом суду представлены допустимые доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований о начислении надбавки к заработной плате, исходя из ее максимального размера – 120% должностного оклада, так как фактически истец выполняет функции руководителя структурного подразделения(начальника отдела), за время работы нареканий со стороны работодателя и дисциплинарных взысканий не имел, а именно: штатное расписание отдела государственного управления охраной труда администрации городского округа Большой Камень, из которого видно, что в штате отдела предусмотрена одна штатная единица главного специалиста 1 разряда, при этом размер надбавки за особые условия муниципальной службы предусмотрен штатным расписанием отдела в размере от <данные изъяты>%; справку от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у истца дисциплинарных взысканий за период работы с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат полному удовлетворению, за истцом суд признает право на получение надбавки за особые условия муниципальной службы исходя из размера 120 % должностного оклада.

При этом суд полагает взыскать в пользу истца надбавку в равном размере ежемесячно в спорный период, поскольку Положение об оплате труда, в соответствии с которым муниципальному служащему установлена названная надбавка, не содержит нормы, предусматривающей уменьшение размера надбавки в периоды очередного отпуска либо нетрудоспособности муниципального служащего.

Доводы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим иском судом не учитываются, поскольку установлено, что с Положением об условиях оплаты труда, которым определен размер спорной надбавки, истец не был ознакомлен работодателем в установленном порядке, данное требование закона работодателем исполнено лишь после проведения внеплановой документарной проверки Государственной инспекцией труда в Приморском крае в ДД.ММ.ГГГГ по вопросу соблюдения трудового законодательства в отношении администрации городского округа Большой Камень и выдаче Государственной инспекцией труда работодателю соответствующего предписания устранения нарушений закона - от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 392 ТК РФ(в действующей редакции) за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

С исковым заявлением о защите трудовых прав и взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного срока.

Поэтому в пользу истца подлежит взыскать недополученную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом надбавки за особые условия муниципальной службы 120% должностного оклада, что согласно представленного истцом расчета составило - <данные изъяты> копеек.

Данный расчет судом проверен с учетом сведений о начислении и выплате заработной платы истцу, содержащихся в расчетных листках за период <данные изъяты> по март 2018года включительно, и признан правильным. Представитель администрации городского округа Большой Камень ознакомился с данным расчетом и возражений против заявленной суммы невыплаченной заработной платы не представил.

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Учитывая, что работодателем нарушены установленные сроки выплаты заработной платы, истец имеет право на денежную компенсацию, исходя из размера действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации и размера невыплаченных сумм заработной платы, согласно представленного истцом расчета, в сумме 41 234 рублей 79 копеек за период просрочки причитающихся выплат с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ в случае, если установлено нарушение трудовых прав работника неправомерными действиями работодателя, работнику выплачивается компенсация морального вреда, размер которой определяется судом с учетом положений закона о разумности и справедливости и всех обстоятельств дела.

Размер компенсации морального вреда истцу, причиненного неправомерными действиями работодателя в связи с невыплатой истцу заработной платы в установленном размере, с учетом требований закона и всех установленных по делу обстоятельств, определяется судом в сумме <данные изъяты> рублей.

Таким образом, всего в пользу истца подлежит взыскать: <данные изъяты> копеек.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.

Признать за ФИО2 право на получение ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы в размере <данные изъяты> % к должностному окладу муниципального служащего и обязать работодателя - администрацию городского округа Большой Камень внести изменения в пункт 4.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и администрацией городского округа Большой Камень, в части установления размера надбавки за особые условия муниципальной службы в размере <данные изъяты> % к должностному окладу ФИО2

Взыскать с администрации городского округа Большой Камень Приморского края в пользу ФИО1 заработную плату в размере <данные изъяты> рублей ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ; денежную компенсацию за задержку причитающихся выплат работнику <данные изъяты> копеек; компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>00рублей, всего <данные изъяты> копеек.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть ДД.ММ.ГГГГ, с подачей апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд(с приложением копий по числу участвующих лиц). С мотивированным решением суда стороны вправе ознакомиться с ДД.ММ.ГГГГ, срок обжалования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Т.М. Шамхалова