Дело № 2-188/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Большой Камень 03 апреля 2018 года Шкотовский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Шамхаловой Т.М., при секретаре Литвиновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации городского округа Большой Камень Приморского края о признании права на получение надбавки, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, установил: ФИО2 обратился в суд с настоящим иском к администрации городского округа Большой Камень. В обоснование требований указал, что <данные изъяты> главного специалиста 1 разряда отдела государственного управления охраной труда администрации городского округа Большой Камень. Сторонами заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№. Пунктом 4.1 трудового договора определена оплата труда в размере должностного оклада <данные изъяты> рублей в месяц, ежемесячного денежного поощрения в размер <данные изъяты>% должностного оклада, надбавки за выслугу лет на муниципальной службе в размере <данные изъяты>%, надбавки за особые условия муниципальной службы в размере <данные изъяты>% должностного оклада, надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока <данные изъяты>%, районный коэффициент <данные изъяты>%, материальна помощь в размере одного должностного оклада один раз в год. Положением об условиях оплаты труда выборных должностных лиц, органов местного самоуправления и муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень, утвержденного решением Думы городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ(в редакции решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ№), размер ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы в администрации городского округа для ведущего специалиста 1 разряда установлен в пределах от <данные изъяты> % должностного оклада. Истец ссылается на допущенные работодателем нарушения трудового законодательства в части установления ему надбавки за особые условия муниципальной службы в размере <данные изъяты>% согласно условий трудового договора, что противоречит муниципальному правовому акту и требованиям статей 22, 129 и 135 Трудового кодекса РФ. С учетом уточнения исковых требований, просит признать за ним право на получение надбавки за особые условия муниципальной службы в размере <данные изъяты> % должностного оклада ежемесячно и обязать администрацию городского округа Большой Камень внести соответствующие изменения в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ в части размера этой надбавки; взыскать с администрации городского округа Большой Камень недополученную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом надбавки за особые условия муниципальной службы исходя из размера <данные изъяты> % должностного оклада в общей сумме <данные изъяты> копеек согласно представленного расчета, денежную компенсацию за задержку причитающихся выплат согласно ст. 236 ТК РФ в сумме <данные изъяты> копеек; компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>. В судебном заседании ФИО2 поддержал исковые требования о взыскании заработной платы в полном объеме, с учетом уточнения требований, просил признать за ним право на получение надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 120 % должностного оклада со дня заключения трудового договора и по настоящее время, поскольку на день заключения трудового договора действовал муниципальный правовой акт, определяющий размер надбавки, но работодателем не был применен; полагает, что вправе получать надбавку в размер 120%, так как фактически исполняет функции руководителя структурного подразделения(начальника отдела), за время работы нареканий со стороны работодателя и дисциплинарных взысканий не имел; поддержал заявленные суммы заработной платы, денежной компенсации за задержку оплаты труда, и компенсации морального вреда. Представитель администрации городского округа Большой Камень на основании доверенности ФИО3 не согласился с исковыми требованиями по тем основаниям, что истец исполняет свои должностные функции в подразделении органа местного самоуправления по государственному управлению охраной труда, полномочия которого переданы городскому округу субъектом РФ, и оплату труда такому муниципальному служащему следует финансировать за счет бюджета Приморского края; заявил о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим иском. Выслушав пояснения истца и ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно положений ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Судом установлено, что в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 был принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ на должность главного специалиста 1 разряда отдела государственного управления охраной труда администрации городского округа Большой Камень, на неопределенный срок. Из содержания п. 4.1 трудового договора следует, что истцу установлена оплата труда в размере должностного оклада <данные изъяты> рублей в месяц, ежемесячного денежного поощрения в размер <данные изъяты>% должностного оклада, надбавки за выслугу лет на муниципальной службе в размере <данные изъяты>%, надбавки за особые условия муниципальной службы в размере <данные изъяты>% должностного оклада, надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока <данные изъяты>%, районный коэффициент 30%, материальна помощь в размере одного должностного оклада один раз в год. Денежное содержание выплачивается два раза в месяц – <данные изъяты> месяца( п. 3.1 договора). С ДД.ММ.ГГГГ размер должностного оклада истца составил <данные изъяты> рублей. Положением об условиях оплаты труда выборных должностных лиц, органов местного самоуправления и муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень, утвержденного решением Думы городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ(в редакции решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ№), размер ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы в администрации городского округа для ведущего специалиста 1 разряда установлен в пределах от 90% до 120 % должностного оклада муниципального служащего. С данным Положением истец не был ознакомлен работодателем в установленном порядке, что установлено в ходе внеплановой документарной проверки Государственной инспекцией труда в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ по вопросу соблюдения трудового законодательства в отношении администрации городского округа Большой Камень. На обращение работников администрации городского округа Большой Камень, в том числе истца ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу приведения условий трудового договора в части выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы, в соответствие с муниципальным правовым актом – Положением об условиях оплаты труда в редакции решения Думы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№, работодатель письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № отказался внести изменения в трудовой договор в части увеличения размера надбавки, сославшись на то, что в силу ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальное образование не вправе направлять собственные денежные средства на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов РФ и в том числе по финансовому обеспечению выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по созданию административных комиссий, по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, по государственному управлению охраной труда; также указал, что государственные полномочия, переданные муниципальным образованиям в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» могут исполняться только за счет средств, переданных на их исполнение их соответствующего бюджета. Разрешая спор, суд исходит из того, что в силу ст. 9 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. В этой связи являются несостоятельными доводы работодателя о том, что истец не имеет права на получение надбавки за особые условия муниципальной службы в размере, предусмотренном муниципальным правовым актом городского округа Большой Камень, поскольку истец исполняет свои должностные функции в подразделении органа местного самоуправления по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочия которого переданы муниципальному образованию субъектом РФ, и оплату труда такому муниципальному служащему следует финансировать за счет бюджета Приморского края. В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ работодателем истца является администрация городского округа Большой Камень, а согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты. Таким образом, установленный дополнительным соглашением к трудовому договору размер надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 1% должностного оклада, не соответствует размеру, установленному локальным нормативным актом учреждения – <данные изъяты>%. В нарушение требований ст. 5 и ст. 22 ТК РФ работодатель не оформил дополнительного соглашения с работником в части установления ему надбавки в соответствующем размере со дня принятия муниципального правового акта. Как усматривается из представленного расчета, истцом заявлено о взыскании недополученной заработной платы за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом надбавки за особые условия муниципальной службы исходя из максимального размера 120 % должностного оклада в общей сумме <данные изъяты> копеек. Из содержания Приложения 4 к Положению об условиях оплаты труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень, утвержденному решением Думы городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ(в редакции решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ№), следует, что порядок определения размера надбавки муниципальному служащему не установлен данным правовым актом. Суд учитывает, что работодатель самостоятелен в определении мер поощрений работников за добросовестный труд, поэтому может принимать такие решения по своему собственному усмотрению. Между тем, истцом суду представлены допустимые доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований о начислении надбавки к заработной плате, исходя из ее максимального размера – 120% должностного оклада, так как фактически истец выполняет функции руководителя структурного подразделения(начальника отдела), за время работы нареканий со стороны работодателя и дисциплинарных взысканий не имел, а именно: штатное расписание отдела государственного управления охраной труда администрации городского округа Большой Камень, из которого видно, что в штате отдела предусмотрена одна штатная единица главного специалиста 1 разряда, при этом размер надбавки за особые условия муниципальной службы предусмотрен штатным расписанием отдела в размере от <данные изъяты>%; справку от ДД.ММ.ГГГГ№ об отсутствии у истца дисциплинарных взысканий за период работы с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат полному удовлетворению, за истцом суд признает право на получение надбавки за особые условия муниципальной службы исходя из размера 120 % должностного оклада. При этом суд полагает взыскать в пользу истца надбавку в равном размере ежемесячно в спорный период, поскольку Положение об оплате труда, в соответствии с которым муниципальному служащему установлена названная надбавка, не содержит нормы, предусматривающей уменьшение размера надбавки в периоды очередного отпуска либо нетрудоспособности муниципального служащего. Доводы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим иском судом не учитываются, поскольку установлено, что с Положением об условиях оплаты труда, которым определен размер спорной надбавки, истец не был ознакомлен работодателем в установленном порядке, данное требование закона работодателем исполнено лишь после проведения внеплановой документарной проверки Государственной инспекцией труда в Приморском крае в ДД.ММ.ГГГГ по вопросу соблюдения трудового законодательства в отношении администрации городского округа Большой Камень и выдаче Государственной инспекцией труда работодателю соответствующего предписания устранения нарушений закона - от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 392 ТК РФ(в действующей редакции) за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. С исковым заявлением о защите трудовых прав и взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного срока. Поэтому в пользу истца подлежит взыскать недополученную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом надбавки за особые условия муниципальной службы 120% должностного оклада, что согласно представленного истцом расчета составило - <данные изъяты> копеек. Данный расчет судом проверен с учетом сведений о начислении и выплате заработной платы истцу, содержащихся в расчетных листках за период <данные изъяты> по март 2018года включительно, и признан правильным. Представитель администрации городского округа Большой Камень ознакомился с данным расчетом и возражений против заявленной суммы невыплаченной заработной платы не представил. Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Учитывая, что работодателем нарушены установленные сроки выплаты заработной платы, истец имеет право на денежную компенсацию, исходя из размера действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации и размера невыплаченных сумм заработной платы, согласно представленного истцом расчета, в сумме 41 234 рублей 79 копеек за период просрочки причитающихся выплат с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 237 ТК РФ в случае, если установлено нарушение трудовых прав работника неправомерными действиями работодателя, работнику выплачивается компенсация морального вреда, размер которой определяется судом с учетом положений закона о разумности и справедливости и всех обстоятельств дела. Размер компенсации морального вреда истцу, причиненного неправомерными действиями работодателя в связи с невыплатой истцу заработной платы в установленном размере, с учетом требований закона и всех установленных по делу обстоятельств, определяется судом в сумме <данные изъяты> рублей. Таким образом, всего в пользу истца подлежит взыскать: <данные изъяты> копеек. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично. Признать за ФИО2 право на получение ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы в размере <данные изъяты> % к должностному окладу муниципального служащего и обязать работодателя - администрацию городского округа Большой Камень внести изменения в пункт 4.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между ФИО2 и администрацией городского округа Большой Камень, в части установления размера надбавки за особые условия муниципальной службы в размере <данные изъяты> % к должностному окладу ФИО2 Взыскать с администрации городского округа Большой Камень Приморского края в пользу ФИО1 заработную плату в размере <данные изъяты> рублей ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ; денежную компенсацию за задержку причитающихся выплат работнику <данные изъяты> копеек; компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>00рублей, всего <данные изъяты> копеек. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть ДД.ММ.ГГГГ, с подачей апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд(с приложением копий по числу участвующих лиц). С мотивированным решением суда стороны вправе ознакомиться с ДД.ММ.ГГГГ, срок обжалования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий Т.М. Шамхалова |