Дело № 2-1232/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2017 год город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,
при секретаре Царегородцевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <данные изъяты> к администрации <данные изъяты>, Муниципальному унитарному предприятию жилищно – коммунального хозяйства об обязании разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения, техническое задание для разработки инвестиционной программы, плана мероприятий по приведению питьевой воды в соответствии с требованиями закона,
установил:
Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <данные изъяты> (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора <данные изъяты>) обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что в течении календарного 2016 года по результатам государственного санитарно – эпидемиологического надзора и производственного контроля, проведенного анализа средних уровней показателей нестандартных проб питьевой воды, выявлено несоответствие нормативам качества питьевой воды по содержанию нитратов в населенных пунктах:
- в <адрес> из 17 отобранных проб в 2016 году, все пробы питьевой воды не соответствовали санитарно – эпидемиологическим требованиям по показателю нитраты, а именно средний уровень содержания нитратов 97,41 мг/л, при нормативе 45+/-6,75 мг/л;
- в <адрес> из 10 отобранных проб в 2016 году, все пробы питьевой воды не соответствовали санитарно – эпидемиологическим требованиям по показателю нитраты, а именно средний уровень содержания нитратов 97,41 мг/л, при нормативе 45+/-6,75 мг/л.
В связи с выявленными нарушениями, в адрес администрации <данные изъяты> и МУП ЖКХ направлены уведомления №,№ от 25 января 2017 года о несоответствии нормативам качества питьевой воды в <адрес> и <адрес>.
13 марта 2017 года, 17 марта 2017 года, 16 мая 2017 года были направлены запросы о предоставлении информации о внесенных изменениях в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями.
Согласно предоставленной информации от 19 мая 2017 года, администрацией <данные изъяты> были внесены изменения на 2018 год в части мероприятий по приведению качества питьевой воды в <адрес> и <адрес>, но еще проходит согласование с заинтересованными отделами.
До 01 июля 2017 года в Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора <данные изъяты> план мероприятий по приведению качества питьевой воды от МУП ЖКХ не поступал.
18 августа 2017 года, 22 августа 2017 года были направлены запросы в адрес ответчиков на предоставление информации по разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
В соответствии с ответом МУП ЖКХ от 24 августа 2017 года план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями в <адрес> не разработан, так как не выполнен п. 2.2 решения санитарно – противоэпидемической комиссии МО <данные изъяты> по разработке технического задания и финансирования мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями.
Истец с учетом уточнений просил суд обязать ответчиков устранить нарушения в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения:
- администрации <данные изъяты> разработать схемы водоснабжения <адрес> и <адрес>, согласно требованиям ч. 6 ст. 38 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 5 Правил разработки утверждения схем водоснабжения и водоотведения (Утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2013 № 782);
- администрации <данные изъяты> разработать техническое задание для разработки инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями в <адрес> и <адрес>, согласно требованиям ч. 6 ст. 38 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
- МУП ЖКХ разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соотвествтии с установленными требованиями в <адрес> и <адрес> и согласовать его с Восточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора <данные изъяты>;
- МУП ЖКХ разработать инвестиционную программу по привдению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями в <адрес>.
В судебном заседании представители истца ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Гайского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом.
Представитель ответчика МУП ЖКХ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО3 (доверенность) с требованиями истца, предъявленными к МУП ЖКХ не согласился, указав, что требования заявлены преждевременно, поскольку МУП ЖКХ не обязано разрабатывать план мероприятий и инвестиционную программу до разработки технического задания органом местного самоуправления и доведения указанного задания до МУП ЖКХ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения государственного санитарно – эпидемиологического надзора и производственного контроля в течение 2016 года выявлено несоответствие нормативам качества питьевой воды по содержанию нитратов в населенных пунктах:
- в <адрес> из 17 отобранных проб в 2016 году, все пробы питьевой воды не соответствовали санитарно – эпидемиологическим требованиям по показателю нитраты, а именно средний уровень содержания нитратов 97,41 мг/л, при нормативе 45+/-6,75 мг/л;
- в <адрес> из 10 отобранных проб в 2016 году, все пробы питьевой воды не соответствовали санитарно – эпидемиологическим требованиям по показателю нитраты, а именно средний уровень содержания нитратов 97,41 мг/л, при нормативе 45+/-6,75 мг/л.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.
Статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе утверждение схем водоснабжения и водоотведения городских округов.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:
- основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
- прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;
- зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
- карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 года N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" органам местного самоуправления рекомендовано утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до 31.12.2013 года.
В ходе рассмотрения дела администрацией Гайского городского округа не предоставлено доказательств утверждения схемы водоснабжения и водоотведения на момент рассмотрения настоящего дела, как не предоставлено и доказательств невозможности ее утверждения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления в нарушение норм действующего законодательства не разработана и не утверждена схема водоснабжения и водоотведения на территории Гайского городского округа, что является основанием для удовлетворения иска в данной части.
Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора <данные изъяты> во исполнение обязанности, возложенной на него ч. 5 ст. 23 ФЗ от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", 25 января 2017 г. направил в адрес администрации Гайского городского округа уведомление о несоответствии нормативам качества питьевой воды в <адрес> и <адрес>, а также 13 марта 2017 года, 17 марта 2017 года и 16 мая 2017 года направлена запросы о предоставлении информации о внесенных изменениях в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что до настоящего времени техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями администрацией <данные изъяты> не подготовлено.
При таких обстоятельствах, в силу вышеуказанных положений Закона, а также ч. 2 ст. 23 Закона, суд считает необходимым возложить на администрацию Гайского городского округа обязанность разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в <адрес> и <адрес> в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01.
Однако, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца к МУП ЖКХ в части обязания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, разработать инвестиционную программу по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом:
1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) целевых показателей деятельности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
3) схемы водоснабжения и водоотведения;
4) плана снижения сбросов;
5) решений органов местного самоуправления поселений, городских округов о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Вместе с тем, положения ч. 2 ст. 40 Закона, в соответствии с которыми утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается, вступили в силу с 01.01.2014 г. (ст. 43 Закона). В этот же срок вступил в силу и п. 4 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 641, в котором содержатся аналогичные положения.
Следовательно, план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями, а также инвестиционная программа не могут быть разработаны и утверждены при отсутствии утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения, а также технического задания для разработки инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями.
Руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <данные изъяты> к администрации <данные изъяты>, Муниципальному унитарному предприятию жилищно – коммунального хозяйства об обязании разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения, техническое задание для разработки инвестиционной программы, плана мероприятий по приведению питьевой воды в соответствии с требованиями закона – удовлетворить частично.
Обязать администрацию <данные изъяты> разработать разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения в <адрес> и <адрес>.
Обязать администрацию <данные изъяты> разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в <адрес><адрес> и <адрес>.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.В. Шошолина
Мотивированное решение изготовлено 09 января 2018 года.
Судья Е.В. Шошолина