ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1232/20 от 01.12.2020 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-1232/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2020 года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Башковой О.В.,

при секретаре Ниязовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца ФИО1, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО7., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8ДД.ММ.ГГГГ года рождения, представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кингисеппском районе Ленинградской области ФИО2, действующей на основании доверенности № от 09 января 2020 года сроком до 31 декабря 2020 года,

гражданское дело по иску ФИО1, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кингисеппском районе Ленинградской области (межрайонное) о признании решения незаконным, об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1, действующая также в интересах несовершеннолетних детей ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, первоначально обратилась в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с иском, оформленным в порядке КАС РФ, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кингисеппском районе Ленинградской области (межрайонное) о признании незаконным решения, вынесенного в виде уведомления от 23 октября 2020 года N об отказе в удовлетворении ее заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, об обязании ответчика направить средства материнского капитала в размере 453 026 рублей 00 копеек по заявлению ФИО1 от 25 сентября 2020 года N на улучшение жилищных условий, для компенсации затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, площадью 138.8 кв.м., указав в иске, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок в указанном СНТ. В 2020 году истец за счет собственных средств построили на указанном земельном участке жилой дом площадью 138.8 кв.м., право собственности на дом было оформлено в Управлении Росреестра в порядке так называемой «дачной амнистии» путем представления декларации об объекте недвижимости, разрешения на строительство в указанном случае не требовалось. Также она (ФИО1) является владельцем материнского капитала с 2016 года в размере 453 026 рублей. 25 сентября 2020 года, после регистрации права собственности на вновь возведенный жилой дом, она (ФИО1) обратилась в ПФ РФ с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала путем направления их на улучшение жилищных условий, а именно, для оплаты расходов на строительство жилого дома, представив все необходимые документы. Однако, решением от 23 октября 2020 года N ей отказано в удовлетворении ее заявления на основании пункта 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ – нарушение установленного порядка подачи заявления. Считает отказ незаконным, поскольку она строила жилой дом для своей семьи с целью улучшения жилищных условий, что является прямым основанием, указанным в законе, для распоряжения материнским капиталом, при этом, расположенное на садовом участке жилое строение является зданием, для строительства которого не требуется получение разрешения на строительство, следовательно, оформление прав на такое здание в упрощенном порядке сроком не ограничено. Полагает, что предоставила ответчику вместе с заявлением весь установленный законом перечень документов, в том числе документы, подтверждающие выполнение строительных работ, а именно: технический план жилого дома, выписка из ЕГРН. При этом, выдача документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству жилого дома уполномоченным органом невозможна, поскольку строительство жилого дома площадью 138.8 кв.м. проводилось в порядке ст. 51 ГрК РФ без соответствующего разрешения на строительство, выдаваемого органами местного самоуправления. Отказ ответчика лишил ее и ее семью предоставленной Конституцией РФ государственной поддержки семьям с детьми, в виде гарантированного предоставления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий (л.д. 4-9).

Административное исковое заявление было принято судом для рассмотрения в порядке, предусмотренном ГПК РФ (л.д. 1-2).

В судебном заседании истец свои исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика УПФ РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в правовой позиции, согласно которой ФИО1 обратилась с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала с целью реализации средств материнского (семейного) капитала на оплату строительства объекта ИЖС без привлечения строительной организации. 23 октября 2020 года вынесено решение N об отказе в удовлетворении заявления и направления средств на улучшение жилищных условий на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта ИЖС, так как в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении (документ, подтверждающий проведение основных работ по строительству уполномоченным органом не выдавался). ФИО1 не представила акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта ИЖС (л.д. 54-55).

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 7 Федерального закона N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям в том числе по следующему направлению - улучшение жилищных условий.

Согласно части 5 указанной статьи Закона, Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 8 указанного Закона заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций.

В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в том числе в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении.

В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение.

Согласно статье 10 указанного закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться в том числе на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Согласно части 1.3 статьи 10 Закона средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат на построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства после проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации:

1) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге) праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного строительства;

2) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо о зарегистрированном праве указанного лица или его супруга (супруги) на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства (независимо от даты возникновения указанного права).

Требования части 1.2 устанавливают, что средств материнского (семейного) капитала могут быть использованы при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли). Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 10 закона N 256-ФЗ Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие Правила установлены постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", согласно пункту 10 (4) которых установлено, что в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства с учетом требований, предусмотренных пунктом 10(1) настоящих Правил, лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении:

а) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного строительства;

б) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 г., либо о зарегистрированном праве указанного лица или его супруга на реконструированный после 1 января 2007 г. объект индивидуального жилищного строительства (независимо от даты возникновения указанного права);

в) сведения из документа, выданного органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

г) сведения о реквизитах банковского счета лица, получившего сертификат.

Приказом Минрегиона РФ от 17.06.2011 N 286 "Об утверждении формы документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации" установлена форма такого документа, а постановлением Правительства РФ от 18.08.2011 N 686 "Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала" установлены Правила выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким документом является акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства (далее - акт освидетельствования).

Акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство (далее - уполномоченный орган), на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя. К заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или кадастровая выписка об объекте недвижимости).

Уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя. При проведении осмотра могут осуществляться обмеры и обследования освидетельствуемого объекта.

По результатам осмотра объекта индивидуального жилищного строительства составляется акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Акт освидетельствования выдается уполномоченным органом лицу, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителю лично под расписку либо направляется заказным письмом с уведомлением в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 2 настоящих Правил.

Уполномоченный орган отказывает в выдаче акта освидетельствования в случае, если:

в ходе освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме;

в ходе освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства будет установлено, что в результате таких работ общая площадь жилого помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Решение об отказе в выдаче акта освидетельствования доводится уполномоченным органом до сведения лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя в порядке и срок, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил.

Решение об отказе в выдаче акта освидетельствования может быть обжаловано в судебном порядке.

Лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представитель вправе повторно подать заявление о выдаче акта освидетельствования после устранения обстоятельств, явившихся причиной отказа в выдаче акта освидетельствования.

Судом установлено, что ФИО1 имеет государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, серия в размере 453 026 рублей (л.д. 17).

Из пояснений истца следует, что на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке, расположенном в <адрес> истец с супругом собственными силами (без привлечения подрядной организации) построили жилой дом с кадастровым номером , право собственности на возведенный жилой дом оформлялось путем предоставления в Управление Росреестра декларации на объект недвижимости в соответствии с действующим законодательством о праве граждан зарегистрировать права на объекты недвижимости в упрощенном порядке (л.д. 10-11, 26-31). Указанное обстоятельство никем не оспаривается.

Судом также установлено, что 25 сентября 2020 года ФИО1 через МФЦ обратилась в ПФ РФ в Кингисеппском районе с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, приложив к заявлению следующие документы: копию паспорта; копию выписки из ЕГРН; свидетельство о праве собственности; справку кредитной организации о реквизитах счета; копию свидетельства о браке; копию технического плана; приложение N 3 к заявлению (л.д. 15).

После рассмотрения ее заявления истец получила на руки оспариваемое Уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала от 23 октября 2020 года N , согласно которому ФИО1 отказано в удовлетворении ее заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта ИЖС в размере 453 026 рублей в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 N 256-ФЗ – нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении (документ, подтверждающий проведение основных работ по строительству уполномоченным органом не выдавался (л.д. 16).

Из материалов учетного дела по факту обращения истца также следует, что в порядке проверки представленных ФИО1 документов ПФ РФ направил запрос в Комитет архитектуры и градостроительства в просьбой подтвердить факт выдачи акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта ИЖС, поскольку Акт освидетельствования ФИО1 не представила (л.д. 112), на запрос получен ответ о том, что Акт освидетельствования проведения основных работ по строительству жилого дома ФИО1 не выдавался (л.д. 116).

После получения указанного ответа ПФ РФ отказал ФИО1 в удовлетворении ее заявления о распоряжении средствами материнского капитала.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 вместе с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала не представляла на рассмотрение ее заявления в ПФ РФ один из предусмотренных действующими Правилами о порядке рассмотрения таких заявлений документов – Акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, при этом, из материалов дела следует, что ФИО1 за получением указанного документа в органы местного самоуправления не обращалась.

При таких обстоятельствах суд считает, что ответчик правильно отказал истцу, не представившей на рассмотрение ее заявления полного перечня документов, необходимых для удовлетворения ее заявления, в удовлетворении поданного заявления.

Доводы истца о том, что действиями ответчика нарушены гарантии, установленные Конституцией РФ, на предоставление мер социальной поддержки, отклоняются судом, поскольку таких гарантий ФИО1 не лишена, само по себе наличие гарантий не исключает обязательств по соблюдению предусмотренного действующим законодательством Порядка предоставления таких гарантий, при этом, истец не лишена возможности реализовать соответствующие гарантии при предоставлении в ПФ РФ полного перечня документов, предусмотренных Законом.

Отклоняются судом и доводы истца о том, что она представила ответчику все необходимые документы, подтверждающие выполнение ею строительных работ, а именно: технический план и выписку из ЕГРН, поскольку в соответствии с требованиями п. 10 (4) Правил N 862, в указанном случае таким документом являлся иной документ – Акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, при этом, Правилами N 862 не установлено условий, при наличии которых требуемый документ может быть замещен иными документами, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ФИО1 обращалась в орган местного самоуправления за его получением и ей в этом было отказано.

В иске изложен также следующий довод истца:

«… Строительство жилого дома по адресу: <адрес>, площадью 138.8 кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО1, было проведено без оформления разрешения на строительство в порядке статьи 51 ГрК РФ, поэтому акт уполномоченным органом не выдавался в силу закона.

Выдача документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству жилого дома уполномоченным органом невозможна, поскольку строительство жилого дома площадью 138.8 кв.м. проводилось в порядке ст. 51 ГрК РФ без соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления…» (л.д. 8).

Вместе с тем, Правилами N 686 предусмотрено, что Акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства выдается по заявлению обратившегося лица вне зависимости от того, выдавалось ли ранее при строительстве дома разрешение на строительство объекта недвижимости, а ФИО1, как уже ранее было указано судом, в орган местного самоуправления не обращалась и не получала отказа, мотивированного тем, что она не представила в орган местного самоуправления разрешение на строительство.

При этом по смыслу норм действующего законодательства, при рассмотрении заявления о распоряжении средствами материнского капитала в случае, предусмотренном п. 10 (4) Правил N 862, вообще не имеет значения то, какие документы были представлены в Управление Росреестра для регистрации права собственности на объект строительства, поскольку Акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства представляет собой специальный документ, который предоставляется в ПФ РФ именно при рассмотрении вопроса о распоряжении средствами материнского капитала, разрешение на строительство жилого дома указанный документ не подменяет.

Ссылки ФИО1 на Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) также отклоняются судом, поскольку истец ссылается на его разъяснения в той части, которая не затрагивает существо и предмет настоящего спора, в том числе истец ссылается на абзац 7 раздела указанного Обзора Раздела «Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», о том, что юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения споров о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала является установление обстоятельства, свидетельствующего об улучшении жилищных условий, осуществляемом посредством приобретения жилого помещения или строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Тогда как предметом рассматриваемого спора является не само право истца на распоряжение средствами материнского капитала, а порядок рассмотрения заявления о распоряжении средствами материнского капитала.

При этом суд отмечает, что в абзаце 8 указанного раздела Обзора указано, что Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 и указанные Правила устанавливают виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.

Таким образом, поскольку требования вышеуказанных Правил не были соблюдены истцом при подаче заявления о распоряжении средствами материнского капитала, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кингисеппском районе Ленинградской области (межрайонное) о признании решения незаконным, об обязании совершить определенные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Судья

Решение в окончательной форме принято 08 декабря 2020 года.