ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1232/2013 от 25.11.2013 Суздальского районного суда (Владимирская область)

  Дело № 2-1232/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Суздаль                                                                                                25 ноября 2013 г.

Суздальский районный суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Фиткевича Д.В., при секретаре Алёхиной Я.С.,

с участием прокурора - помощника Суздальского межрайонного прокурора       Шарикова А.М.,

с участием представителей заявителя - кандидата на должность главы муниципального образования Суздальский район ФИО1 - ФИО2 и ФИО3;

заинтересованных лиц:

представителя территориальной избирательной комиссии ФИО4,

представителя кандидата на должность главы муниципального образования Суздальский район ФИО5 - ФИО6,

представителя Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Суздальский район ФИО5,

УСТАНОВИЛ:

        ФИО1, зарегистрированный кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район, обратился в суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Суздальский район ФИО5 В обоснование заявленных требований заявитель указал, что регистрация ФИО5 произведена территориальной избирательной комиссией Суздальского района (далее -ТИК) в нарушение следующих норм действующего избирательного законодательства.

        Так, в соответствии с пп.4 п.18 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области в случае выдвижения избирательным объединением кандидата на должность главы муниципального образования кандидат представляет в избирательную комиссию документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения. Уставом политической партии «Единая Россия» в пунктах 14.7.14.1, 13.9.10.14 предусмотрено согласование кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата на выборные должности в органах местного самоуправления, при этом Президиум Регионального политического совета может согласовать кандидатуру для выдвижения на выборные должности в органах местного самоуправления только по поручению Регионального политического совета. Однако ФИО5 в избирательную комиссию представлено только решение Президиума Регионального политического совета о согласовании кандидатуры. Какого-либо документа, подтверждающего, что Президиум Регионального политического совета имел право согласовывать кандидатуру для выдвижения на должность главы муниципального образования Суздальский район, в избирательную комиссию представлено не было. При отсутствии такого документа у избирательной комиссии не было оснований считать, что избирательным объединением в полной мере соблюден предусмотренный Уставом политической партии «Единая Россия» порядок согласования кандидатуры.

Кроме этого, специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата ФИО5 нельзя считать открытым. 03.11.2013г. территориальной избирательной комиссией Суздальского района принято постановление № 235, которым ФИО8 была зарегистрирована «уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в депутаты Законодательного собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО5». ФИО8 в отделении Сбербанка России был открыт специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата ФИО5, реквизиты которого представлены в избирательную комиссию. Однако учитывая, что ФИО8 не обладает полномочиями представителя по финансовым вопросам кандидата на должность главы муниципального образования Суздальский район ФИО5, открытый ею специальный избирательный счет не может быть использован для формирования избирательного фонда кандидата ФИО5, что означает несоздание им избирательного фонда.

Таким образом, при регистрации ФИО5 кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район избирательной комиссией допущены нарушения пп. «б», «в», «ж» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пп. «б», «в», «ж» п.23.1 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области, что является основанием для отмены постановления территориальной избирательной комиссии о регистрации ФИО5 кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район. В связи с наличием указанных нарушений избирательного законодательства заявитель просит суд отменить постановление территориальной избирательной комиссии Суздальского района от 11.11.2013г. № 240 о регистрации ФИО5 кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район.

         Заявитель ФИО1 и его представители ФИО2, ФИО3 в судебном заседании заявленные требования об отмене постановления территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО5 и доводы в их обоснование, указанные в заявлении, поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Суздальского района - ФИО4 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, полагает их необоснованными, пояснила, что Устав политической партии «Единая Россия» предусматривает согласование местным политическим советом кандидатуры для выдвижения на выборную должность в орган местного самоуправления с Региональным политическим советом или Президиумом Регионального политического совета. Кандидатом ФИО5 в ТИК было представлено решение Президиума Регионального политического совета о согласовании его кандидатуры для выдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район. Представление какого-либо иного документа, подтверждающего согласование кандидатуры, ни Избирательным кодексом Владимирской области, ни Уставом партии не предусмотрено. ТИК не обладает полномочиями требовать от кандидата представления иных документов. В резолютивной части постановления ТИК от 03.11.2013г. ошибочно было указано, что ФИО8 зарегистрирована «уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в депутаты Законодательного собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО5». 19.11.2013г. техническая ошибка в указанном постановлении была исправлена путем принятия постановления № 246 о внесении изменений в постановление от 03.11.2013г. № 235. При этом кандидатом ФИО5 в установленном законом порядке был открыт специальный избирательный счет и представлены в ТИК его реквизиты, то есть довод заявителя о несоздании кандидатом избирательного фонда не состоятелен.

Заинтересованное лицо - кандидат на должность главы муниципального образования Суздальский район ФИО5 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ФИО5 - ФИО6 в судебном заседании с заявленными ФИО1 требованиями не согласилась и в обоснование возражений против них пояснила, что в соответствии с Избирательным кодексом Владимирской области в избирательную комиссию кандидатом представляется документ, подтверждающий согласование кандидатуры в соответствии с уставом партии, выдвинувшей его кандидатуру. Такой документ - протокол заседания Президиума Регионального политического совета Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 25.10.2013г. - ФИО5 в ТИК был представлен, представление иных документов в соответствии с действующим избирательным законодательством не требуется. Специальный избирательный счет был открыт лично кандидатом ФИО5, в связи с чем постановление ТИК Суздальского района № 235 от 03.11.2013г. о регистрации ФИО8 уполномоченным представителем по финансовым вопросам, в котором была избирательной комиссией допущена техническая ошибка в указании избирательной кампании, не повлекло никаких правовых последствий для кандидата ФИО5, так как договор об открытии специального избирательного счета заключал с банком сам кандидат ФИО5 и избирательный фонд кандидата был создан в установленном порядке.

Представитель Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО7 с заявленными требованиями не согласен, в судебном заседании пояснил, что выдвижение местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» кандидатуры ФИО5 на должность главы муниципального образования Суздальский район была произведена в соответствии с Уставом партии по согласованию с Президиумом Регионального политического совета по поручению Регионального политического совета Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». Указанное поручение является внутрипартийным документом. В избирательную комиссию кандидатом представлен документ, подтверждающий согласование кандидата - протокол заседания Президиума Регионального политического совета Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 25.10.2013г. Иных документов о согласовании кандидатуры, необходимых для представления в избирательную комиссию, в том числе о правомочности соответствующего органа партии, избирательное законодательство не устанавливает. Постановление ТИК Суздальского района № 235 от 03.11.2013г. не повлекло правовых последствий для кандидата ФИО5, так как договор об открытии специального избирательного счета заключал с банком сам кандидат ФИО5

Представитель заинтересованного лица - администрации Суздальского района Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Прокурор Шариков А.М. в своем заключении полагал, что заявление ФИО1 об отмене решения избирательной комиссии является необоснованным и удовлетворению не подлежит. Документ, подтверждающий согласование кандидатуры в соответствии с Уставом политической партии «Единая Россия», кандидатом ФИО5 был в ТИК представлен, действующим законодательством представление в ТИК каких-либо иных партийных документов не предусмотрено. Избирательный счет открыт самим кандидатом ФИО5 на основании соответствующего постановления избирательной комиссии, его представитель по финансовым вопросам никаких действий по открытию счета не осуществляла.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Решением Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области от 24.09.2013г. № 65 назначены досрочные выборы главы муниципального образования Суздальский район на 22.12.2013г.

Постановлением избирательной комиссии Владимирской области от 07.07.2005г.     № 250 полномочия избирательной комиссии муниципального образования Суздальский район возложены на территориальную избирательную комиссию Суздальского района.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Суздальского района, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Суздальский район, от 08.11.2013г. № 240 ФИО1 зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район, выдвинутым в порядке самовыдвижения.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Суздальского района, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Суздальский район, от 11.11.2013г. № 243 ФИО5 зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район, выдвинутым местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» Суздальского района.

В соответствии с ч.3 ст.29 Гражданского процессуального кодекса РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

        Аналогичные положения предусмотрены п.6 ст.75 Закона Владимирской области № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».

        Согласно п.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 настоящей статьи.

В соответствии с п.16 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.

Подпунктами «б», «в», «ж» п.24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, на нарушение которых ссылается заявитель, предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях";

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

ж) несоздание кандидатом избирательного фонда.

        Аналогичные положения предусмотрены п.2, 19, пп. «б», «в», «ж» п.23.1 ст.33Избирательного кодекса Владимирской области.

В соответствии с п.2 ст.25 Федерального закона от 11.07.2001г. № 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Согласно пп.4 п.18 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области в случае выдвижения избирательным объединением кандидата на должность главы муниципального образования помимо документов, указанных в пунктах 2, 3 и 3-1 статьи 28 настоящего Кодекса, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Кодекса в избирательную комиссию, организующую выборы, документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Судом установлено, что при подаче документов в ТИК в целях его регистрации кандидатом ФИО5 02.11.2013г. представил в территориальную избирательную комиссию: протоколы № 14 от 23.10.2013г. и № 15 от 30.10.2013г. заседаний местного политического совета местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Суздальского района; протокол заседания Президиума Регионального политического совета Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 25.10.2013г., решением которого согласована кандидатура ФИО5, представленная местным политическим советом местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Суздальского района Владимирской области для выдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район.

В соответствии с п.13.9.10.14 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» Президиум Регионального политического совета согласовывает по поручению Регионального политического совета кандидатуры, представленные местными политическим советами для выдвижения Конференциями (Общими собраниями) местных отделений партии либо местными политическими советами, кандидатами в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления.

Согласно п.14.7.14.1 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» местный политический совет в соответствии с законодательством Российской Федерации выдвигает тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, установленном п.13.9.10.14 Устава, кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.

В судебное заседание представителем политической партии «Единая Россия» представлено решение Регионального политического совета Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 17.10.2013г., которым Президиуму Регионального политического совета поручено согласовать кандидатуру, представленную местным политическим советом местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Суздальского района Владимирской области для последующего выдвижения местным политическим советом на должность главы Суздальского района.

Таким образом, судом установлено, что ФИО5 при подаче документов для его регистрации кандидатом в установленном порядке представил в ТИК документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии его кандидатуры на должность главы муниципального образования Суздальский район в соответствии с положениями Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия».

        Постановлением территориальной избирательной комиссии Суздальского района, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Суздальский район, от 03.11.2013г. № 234 кандидату на должность главы муниципального образования Суздальский район ФИО5 разрешено открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда.

        Постановлением территориальной избирательной комиссии Суздальского района, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Суздальский район, от 03.11.2013г. № 235 «О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата на должность главы муниципального образования Суздальский район ФИО5» зарегистрирована ФИО8 уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в депутаты Законодательного собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО5

В судебном заседании установлено, что при изготовлении указанного постановления ТИК от 03.11.2013г. № 235 была допущена техническая ошибка в резолютивной части постановления при указании наименования избирательной кампании.

Данная ошибка была исправлена постановлением территориальной избирательной комиссии Суздальского района от 19.11.2013г. № 246, которым в текст постановления от 03.11.2013г. № 235 были внесены соответствующие изменения.

При этом суд считает, что указанная ошибка в постановлении ТИК, на которую ссылается заявитель в обоснование своих доводов, правового значения не имеет, поскольку в судебном заседании установлено, что специальный избирательный счет был открыт в дополнительном офисе № 8611/0175 Владимирского отделения № 8611 ОАО «Сбербанк России» не ФИО8, а лично кандидатом ФИО5, что подтверждается представленными его представителем ФИО6 в суд договором специального избирательного счета кандидата от 05.11.2013г., справкой Владимирского отделения № 8611 ОАО «Сбербанк России».

Таким образом, суд приходит к выводу, что территориальной избирательной комиссией Суздальского района регистрация ФИО5 кандидатом на должность главы администрации муниципального образования Суздальский район осуществлена в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ и Законом Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» № 10-ОЗ. В ходе рассмотрения дела фактов нарушения избирательного законодательства не установлено, в связи с чем предусмотренные законом основания для отмены регистрации кандидата ФИО5 отсутствуют.

Учитывая установленные обстоятельства, применяя указанные нормы права, суд полагает, что заявление ФИО1 об отмене регистрации кандидата на должность главы администрации муниципального образования Суздальский район ФИО5 удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении заявления ФИО1 об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Суздальского района, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Суздальский район, от 11 ноября 2013 г. № 243 о регистрации ФИО5 кандидатом на должность главы муниципального образования Суздальский район - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья                                                                Д.В.Фиткевич

       Мотивированное решение составлено 26 ноября 2013 г.