ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1233/2017 от 01.03.2017 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-1233/2017

Решение

Именем Российской Федерации

01 марта 2017 года город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Ивановой Е.О.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО3 об истребовании документов,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском уточненным в ходе рассмотрения дела к ФИО3 об истребовании документов. В обоснование заявленных исковых требований указала, что является членом СНТ «<данные изъяты>», расположенного в <адрес>. В <Дата> членами СНТ «<данные изъяты>» единогласно принято решение о ремонте подъездной дороги ведущей к СНТ на добровольной основе, для чего всеми членам СНТ сдано по <данные изъяты> руб., о чем членами правления велся список, являющейся единственным документом, подтверждающим сбор денежных средств. Истец утверждает, что одна из первых членов СНТ осуществила оплату указанных денежных средств, члену правления СНТ – Т. однако вскоре на доске объявлений СНТ «<данные изъяты>» вывешены списки, из которых следует, что истец отнесена к числу должников и ей необходимо сдать еще <данные изъяты> руб. руб., на ремонт все той же подъездной дороги. По утверждению истца на общем собрании объем работ по ремонту дороги не оговаривался, от отчета по проведенной работе ответчик ФИО3, будучи председателем правления СНТ отказалась так же как и от предоставления указанных списков, подтверждающих количество собранных денежных средств. Таким образом, истец с учетом письменных уточнений исковых требований просила обязать физическое лицо ФИО3 предоставить ей списки садоводов, сдавших деньги на ремонт подъездной дороги к СНТ «<данные изъяты>» с подтвержденными подписями садоводов о количестве сданных денежных средств, а также отчет о потраченных денежных средствах на ремонт подъездной дороги в СНТ «<данные изъяты>», а также истребовать от ФИО3 отчет о поступлении денежных средств кассу СНТ «<данные изъяты>» от садоводов на приобретение помпы на ремонт центральной дороги на территории СНТ «<данные изъяты>».

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить, дав пояснения аналогичные исковому заявлению.

Представитель истца ФИО2 просил требования своей доверительницы удовлетворить, пояснил, что после проведенного ремонта подъездной дороги с работниками производившими ремонтные работы рассчитывалась ответчик ФИО3, при этом председателем правления СНТ «<данные изъяты>» на тот момент не являлась, полагает списки членов сдавших денежные средства находятся у неё.

Ответчик ФИО3 извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признала, пояснила, что её доверитель ФИО3 не имеет списка садоводов, сдавших деньги на ремонт подъездной дороги к СНТ «<данные изъяты> Кроме того, ни ФИО3, ни СНТ «<данные изъяты> не принимали решений о ремонте дороги, по которым можно доехать к СНТ <данные изъяты>» от села <адрес> и не собирали на это денежные средства, не составляли списков, поскольку данная дрога находится за пределами земельного участка, на котором расположено товарищество. Истец сама указывает, что ремонт указанной дороги производился по инициативе пользующихся данной дорогой граждан. Дорога от села <адрес> является частью региональной автомобильной дороги и находится за пределами территории СНТ «<данные изъяты>», ФИО3 не принимала и могла принимать решение о ремонте указанной дороги. В <Дата> году по инициативе граждан решивших за счет своих личных денежных средств организовать подсыпку части указанной автомобильной дороги, для чего ими были собраны какие-то денежные средства. Ни ФИО3 ни СНТ <данные изъяты>» не организовывали указанные ремонтные работы, не принимали и не расходовали денежные средства на ремонт подъездной дороги, находящейся за пределами территории товарищества, не составляли никаких списков. В связи с чем требование о предоставлении списков и отчета о потраченных денежных средствах не основаны на законе. Обязанность предоставления члену СНТ документов и их перечень четко регламентированы п.3 ст. 27 Федерального закона от <Дата> «66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно которому обязанности предоставления каких-либо дополнительных документов, не предусмотрено. Кроме того, истец была ознакомлена с отчетом о проделанной за период с <Дата>. по <Дата>. работе с финансовым отчетом за указанный период на общем собрании членов СНТ «<данные изъяты>» от <Дата>. Кроме того, истцом заявлены требования о предоставлении ФИО3 заявленных документов, как к гражданки, однако ответчик является ненадлежащим. Просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Суд выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса и пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от <Дата> N 66-ФЗ (ред. от <Дата>) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

Согласно ст. 19 Закона член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право:

получать информацию о деятельности органов управления таким объединением и его органа контроля;

знакомиться с документами, связанными с деятельностью объединения, предусмотренными пунктом 3 статьи 27 настоящего Федерального закона, и получать копии таких документов;

П. 3 ст. 27 Закона предусматривает предоставление членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, по их требованию должны предоставляться для ознакомления:

1) устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесенные в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;

2) бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;

3) протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных), заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) объединения, комиссии объединения по контролю за соблюдением законодательства;

4) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;

5) правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;

6) иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.

В силу ст. 20 указанного Федерального закона органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.

В п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона определено, что решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) доводятся до сведения его членов в течение семи дней после даты принятия указанных решений в порядке, установленном уставом такого объединения.

Положениями ст. 27 указанного Федерального закона закреплено, что документы в объеме, указанном в п. 3 ст. 27 Закона, предоставляются членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, по их требованию для ознакомления. Копии протоколов общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства, заверенные выписки из данных протоколов представляются для ознакомления членам такого объединения по их требованию, а также органу местного самоуправления, на территории которого находится такое объединение, органам государственной власти соответствующего субъекта РФ, судебным и правоохранительным органам, организациям в соответствии с их запросами в письменной форме.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение обязано предоставить члену объединения, гражданину, ведущему садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого объединения, по их требованию копии документов, указанных в п. 3 настоящей статьи. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Предоставление копий документов, указанных в п. 3 настоящей статьи, органу местного самоуправления, на территории которого находится такое объединение, органам государственной власти соответствующего субъекта РФ, судебным органам и правоохранительным органам осуществляется в соответствии с их запросами в письменной форме.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО5 является членом СНТ <данные изъяты>» с <Дата>., что следует их представленной ею копии членской книжки (л.д. 28-34), владеет земельным участком <№> размером <данные изъяты> кв.м. В <Дата> году членами СНТ принято решение, вне рамок деятельности СНТ, о ремонте подъездной автодороги к СНТ «<данные изъяты>», на что ими добровольно принято решение о сборе денежных средств по <данные изъяты> руб. с каждого, что следует из пояснений истца, показаний допрошенного свидетеля Н.., а также не оспаривалось представителем ответчика. Сбором денежных средств занимались Т.З. что следует их письменных объяснений указанных граждан, данных оперуполномоченному <данные изъяты><адрес>, что также не оспаривалось сторонами. На указанные денежные средства произведен ремонт подъездной дороги к СНТ «<данные изъяты>», также из указанных объяснений следует, что с работниками, производившими ремонт дороги З.. произведен расчет, что также следует из указанных объяснений. При этом, при сборе денежных средств указанными гражданами составлялись списки членов СНТ в котором указывались фамилии и суммы собранных денежных средств.

Однако в ходе рассмотрения дела доказательств в подтверждении нахождения указанных списков у ответчика ФИО3, суду не представлено.

Вместе с тем, согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц ответчик ФИО3 зарегистрирована в качестве председателя правления СНТ «<данные изъяты>» <Дата>.

Однако истцом заявлены требования об истребовании документов от ФИО3, как от физического лица, о чем неоднократно подчеркивалось в ходе рассмотрения дела.

Согласно раздела ХI Устава СНТ – органом управления СНТ является общее собрание его членов, правление товарищества, председатель его правления.

В Определении Конституционного Суда РФ от <Дата> N 947-О указано, что пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не препятствует предоставлению членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения иных документов, перечень и порядок предоставления которых может быть предусмотрен в уставе объединения.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает форму реализации членами такого некоммерческого объединения права на получение информации о деятельности органов управления и контроля объединения посредством ознакомления с копиями организационных документов, а также выписками из них. Вместе с тем, п. 3 ст. 27 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определен исчерпывающий перечень документов о деятельности объединения, которые могут быть предоставлены для ознакомления членам такого объединения.

Уставом СНТ «<данные изъяты> утвержденным общим собранием СТ «<данные изъяты><Дата>г., также предусмотрено право члена СНТ получать информацию о деятельности правления, ревизионной комиссии, общественной комиссии за соблюдением законодательства, фонда взаимокредитования, фонда проката.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, исходя из чего требования истца об обязании предоставления указанных в иске документов с ответчика, именно, как физического лица, удовлетворению не подлежат. Поскольку органом управления СНТ является именно председатель правления СНТ, который обладает распорядительными функциями.
Ст. 23, Федеральный закон от <Дата> N 66-ФЗ (ред. от <Дата>) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определены полномочия председателя СНТ, а именно: Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения действует без доверенности от имени такого объединения, в том числе:

1) председательствует на заседаниях правления;

2) имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом объединения не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных);

3) подписывает другие документы от имени такого объединения и протоколы заседания правления;

4) на основании решения правления заключает сделки и открывает в банках счета такого объединения;

5) выдает доверенности, в том числе с правом передоверия;

6) обеспечивает разработку и вынесение на утверждение общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) внутренних регламентов такого объединения, положения об оплате труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением;

7) осуществляет представительство от имени такого объединения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях;

8) рассматривает заявления членов такого объединения.

Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности такого объединения обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения за другими органами управления таким объединением.

Таким образом, статьей 23 Федерального закона N 66-ФЗ на председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности.

На основании изложенного у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО5 об обязании ФИО3, как физического лица, предоставления списков садоводов, сдавших деньги на ремонт подъездной дороги к СНТ «<данные изъяты> с подтвержденными подписями садоводов о количестве сданных денежных средств, отчета о потраченных денежных средствах на ремонт подъездной дороги в СНТ <данные изъяты>», отчета о поступлении денежных средств кассу СНТ «<данные изъяты>» от садоводов на приобретение помпы на ремонт центральной дороги на территории СНТ «<данные изъяты>».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 к ФИО3 об истребовании документов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья