Дело №2-1233/2022 УИД: 50RS0006-01-2022-001246-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Золотницкой Н.Е.,
при секретаре Летягиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Долгопрудного в интересах ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству социального развития Московской области, Долгопрудненскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области об установлении факта проживания, признании права на получение удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи, о признании права на получение выплаты на обучающегося, право на назначение ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, право на бесплатный проезд в общественном транспорте, обязании предоставить многодетной семье выплаты и компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Долгопрудного в интересах ФИО12ФИО13ФИО14ФИО4 обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, Долгопрудненскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в котором просит установить факт проживания ФИО15 и ее троих несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО16ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО17ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории Московской области по адресу проживания: ; признать за ФИО18 проживающей по адресу: право на предоставление государственной услуги «присвоение льготного статуса многодетной семье», право на получение удостоверения многодетной семьи Московской области и обязать Министерство социального развития Московской области в лице Долгопрудненского управления социальной защиты населения выдать удостоверение многодетной семьи ФИО19 признать за ФИО20ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: , право на получение выплаты на обучающегося, предоставляемой многодетной семье на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области, которые осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, право на назначение (продление) ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, право на бесплатный проезд в общественном транспорте по территории Московской области по социальной карте жителя Московской области, а также бесплатный проезд в наземном общественном транспорте Москвы и в Московском метрополитене, и обязать Министерство социального развития Московской области в лице Долгопрудненского управления социальной защиты населения предоставить ФИО21 выплаты на обучающегося, предоставляемые многодетной семье на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области, которые осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, ежемесячную денежную компенсацию платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, право на бесплатный проезд в общественном транспорте по территории Московской области по социальной карте жителя Московской области, а также бесплатный проезд в наземном общественном транспорте Москвы и в Московском метрополитене ФИО22 и ее несовершеннолетним детям. В обоснование требований указано, что ФИО23ДД.ММ.ГГГГ г.р., является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО63ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО64ДД.ММ.ГГГГ г.р. Установлено, что ФИО24 и трое ее несовершеннолетних детей проживают на территории г.о. Долгопрудного по адресу:. ФИО27 и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрированы по адресу:, ФИО25ДД.ММ.ГГГГ и ФИО26ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту пребывания по указанному адресу до ДД.ММ.ГГГГ. ФИО65ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО66ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированы по адресу: , но фактически проживают в г.о. Долгопрудном. ФИО5 Ю.А. обратилась в Долгопрудненское УСЗН с заявлением о присвоении льготного статуса многодетной семье. ФИО28 представлены требующиеся документы, в том числе документы, подтверждающие проживание заявителя, и ее троих несовершеннолетних детей совместно с ней в Московской области в г.о. Долгопрудном. По результатам рассмотрения заявления Долгопрудненским УСЗН ФИО29. ДД.ММ.ГГГГ отказано в присвоении льготного статуса многодетной семье в Московской области в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории Московской области у двоих детей. Проведенной проверкой с истребованием документов установлено, что заявительница и трое ее несовершеннолетних детей проживают на территории г.о. Долгопрудного по адресу:. Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ№, представленной отделом Социальной защиты населения Войковскою района, ФИО30ДД.ММ.ГГГГ и ФИО31ДД.ММ.ГГГГ г.р., на учете в отделе не состоят, с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи г. Москвы не обращались, на детей ФИО32ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО33., ДД.ММ.ГГГГ г.р., социальные выплаты не получают, с какими-либо заявлениями в отдел не обращались. Таким образом, отказ Долгопрудненского УСЗН в присвоении льготного статуса многодетной семье в Московской области в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории Московской области у двоих детей ФИО34 является незаконным и нарушает права заявителя и троих несовершеннолетних детей на получение гарантированных федеральным законодательством социальных льгот.
Помощник прокурора г. Долгопрудный в судебном заседании заявленный иск поддержала и просила удовлетворить.
Истец ФИО35 исковые требования в судебном заседании поддержала, пояснила, что она зарегистрирована и проживает в г. Долгопрудный, с ней проживают ее несовершеннолетние дети ФИО36ФИО37ФИО38
Представитель ответчика Министерства социального развития МО в лице Долгопрудненского Управления социальной защиты населения в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска возражала по основаниям, указанным в возражениях на иск.
Суд, выслушав стороны исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО39 является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ФИО40 несовершеннолетний ФИО4 постоянно зарегистрированы по адресу: , ФИО41ФИО42 имеют временную регистрацию до ДД.ММ.ГГГГ по указанному выше адресу.
ФИО43. является собственником квартиры по адресу: .
Из ответа ГБУЗ МО «Долгопрудненская ЦГБ» на запрос заместителя прокурора г. Долгопрудного следует, что ФИО44 был прикреплен к ГБУЗ МО «ДЦГБ» ДД.ММ.ГГГГ, откреплен ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением территории страхования. В отношении ФИО45 подано заявление о прикреплении к ГБУЗ МО «ДЦГБ» ДД.ММ.ГГГГ, но обращений в поликлинику не имелось. ФИО4 прикреплен к ГБУЗ МО «ДЦГБ» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, но обращений в детскую поликлинику не имелось.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО67. и МАДОУ детский сад № (г. Долгопрудный) заключен договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования №.
Из письма Отдела социальной защиты населения Войковского района САО г. Москвы следует, что ФИО46ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО47ДД.ММ.ГГГГ г.р., на учете в отделе не состоят, с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи г. Москвы не обращались, на детей ФИО48ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО49ДД.ММ.ГГГГ г.р., социальные выплаты не получают, с какими-либо заявлениями в отдел не обращались.
ФИО50 обратилась в Долгопрудненское УСЗН с заявлением о предоставлении государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семьи».
Решением Долгопрудненского УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО51 отказано в присвоении льготного статуса в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории Московской области у двоих детей.
Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании: сведений о льготном статусе многодетной семьи, порядок присвоения которого устанавливается Правительством Московской области, или выдаваемого в связи с присвоением льготного статуса многодетной семье удостоверения многодетной семьи; ранее выданных Уполномоченным органом удостоверений многодетной семьи или удостоверений многодетной матери (отца), а также сведений об указанных удостоверениях. Сведения о льготном статусе многодетной семьи, о выданных Уполномоченным органом удостоверениях многодетной семьи или удостоверениях многодетной матери (отца) формируются в Единой автоматизированной информационной системе "Социальная защита и социальное обслуживание населения Московской области" или Единой государственной информационной системе социального обеспечения (п.4 ст. 21).
В соответствии с п.3 Постановления Правительства МО от 09.09.2021 N 822/30 (ред. от 10.12.2021) "Об утверждении Порядка присвоения льготного статуса многодетной семье в Московской области" льготный статус присваивается при наличии места жительства в Московской области у одного или обоих лиц, состоящих в зарегистрированном браке, либо у матерей (отцов), не состоящих в зарегистрированном браке, и у их не менее трех детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях и не достигли 23 лет.
В соответствии с п. 20 Постановления Правительства МО от 09.09.2021 N 822/30 (ред. от 10.12.2021) "Об утверждении Порядка присвоения льготного статуса многодетной семье в Московской области" основаниями для отказа в присвоении (продлении) льготного статуса являются: отсутствие у Заявителя права на присвоение (продление) льготного статуса в соответствии с законодательством Московской области; несоответствие информации, которая содержится в сведениях и документах, представленных Заявителем (представителем Заявителя), сведениям, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия; лишение Заявителя, супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) родительских прав или ограничение в родительских правах в отношении ребенка (детей); помещение ребенка (детей) на полное государственное обеспечение; объявление ребенка (детей) в возрасте до 18 лет полностью дееспособным(и) в соответствии с законодательством Российской Федерации или приобретение им(и) дееспособности в полном объеме со времени вступления в брак.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Московской области. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Ввиду того, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области, а семья ФИО5 постоянно проживает на территории Московской области в жилом помещении, расположенном по адресу: , которое принадлежит ФИО52 на праве собственности, суд приходит к выводу о том, что ФИО53 имеет право на присвоение льготного статуса многодетной семьи в Московской области, получение удостоверения многодетной семьи.
Суд также приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в части касающейся установления юридического факта проживания семьи ФИО54 по адресу: поскольку установление указанного факта связано с присвоением семье ФИО5 льготного статуса многодетной семьи в Московской области и предоставлением мер социальной поддержки многодетной семьи.
Из содержания Закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" следует, что он направлен на создание условий для повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти Московской области комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку многодетных семей.
В соответствии с ст.1 Закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением мер социальной поддержки, предусмотренных частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 19, статьей 20.12 настоящего Закона;
В связи с указанным поскольку судом установлен факт проживания ФИО55 и несовершеннолетних детей ФИО56ФИО57ФИО4 на территории Московской области по адресу проживания: а также установлено право на присвоение статуса многодетной семьи, семья ФИО58 имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных Законом Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
В связи с чем требования о признании за ФИО59 права на ежемесячную денежную компенсацию платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, право на бесплатный проезд в общественном транспорте на территории Московской области по социальной карте жителя Московской области, а также бесплатный проезд в наземном общественном транспорте Москвы и в Московском метрополитене подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.2 Закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" выплата на обучающегося - дополнительная мера социальной поддержки, предоставляемая многодетной семье, на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Из материалов дела следует, что несовершеннолетний ФИО60 обучается в ГБОУ г. Москвы Школа №, несовершеннолетний ФИО61 обучается в ГБОУ г. Москвы Школа № (л.д. 17), в связи с чем в части требований о признании права на получение выплаты на обучающегося суд оснований не находит.
Прокурором г. Долгопрудного Московской области заявлено требование об обязании ответчика предоставить истцу меры социальной поддержки.
Однако из материалов дела следует, что истец за получением мер социальной поддержки не обращалась, имело место только обращение за присвоением статуса многодетной семьи.
Таким образом, требования истца о возложении обязанности на ответчика предоставить меры социальной поддержки, удовлетворению не подлежат, так как порядок предоставления таких мер носит заявительный характер, тогда как ФИО62 с таким заявлением не обращалась, какие меры социальной поддержки необходимо предоставить не указывала.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Долгопрудного в интересах интересах ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству социального развития Московской области, Долгопрудненскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области об установлении факта проживания, признании права на получение удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи, о признании права на получение выплаты на обучающегося, право на назначение ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, право на бесплатный проезд в общественном транспорте, обязании предоставить многодетной семье выплаты и компенсации – удовлетворить частично.
Установить факт проживания ФИО7 и ее несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории Московской области по адресу проживания:
Признать за ФИО7 право на предоставление государственной услуги «присвоение статуса многодетной семьи», право на получение удостоверения многодетной семьи Московской области.
Обязать Долгопрудненское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области выдать удостоверение многодетной семьи ФИО7 на семью в составе: ФИО7ДД.ММ.ГГГГ г.р. несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Признать за ФИО7 проживающей по адресу: право на ежемесячную денежную компенсацию платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, право на бесплатный проезд в общественном транспорте на территории Московской области по социальной карте жителя Московской области, а также бесплатный проезд в наземном общественном транспорте Москвы и в Московском метрополитене.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Долгопрудненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Золотницкая Н.Е.
Мотивированное решение составлено 26.09.2022.