ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1234/2013 от 13.12.2013 Благовещенского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1234/2013г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2013г. г. Благовещенск РБ

Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Денисовой Е.Г., при секретаре Бушковой О.В., с участием представителя истца помощника Благовещенского межрайонного прокурора РБ Чураева И.И., представителя ответчика ФИО1 ( доверенность № от 25.09.2013г.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Благовещенский район РБ о возложении обязанности по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые лесами на территории сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ,

У С Т А Н О В И Л:

Благовещенский межрайонный прокурор РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации сельского поселения Изяковский сельский совет муниципального района Благовещенский район РБ о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, выразившееся в не принятии мер по постановке на учет бесхозного недвижимого имущества – лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду, обязании администрацию сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан совместно с ГБУ РБ «Уфимское лесничество» произвести инвентаризацию бесхозных лесных участков, с указанием наименования и площади бесхозных лесных участков, установить, что ответчик должен исполнить решение суда по настоящему иску в течение двух месяцев со дня принятии решения. В обоснование исковых требований истец указал, что Благовещенской межрайонной прокуратурой РБ проведена проверка исполнения законодательства о лесопользовании и о пожарной безопасности в лесах на территории сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения имеются лесные участки, которые не относятся в государственному лесному фонду, в государственной и муниципальной собственности не состоят. Администрацией сельского поселения до настоящего времени не приняты меры по установлению балансодержателя лесных участков, в регистрационный орган заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов не направлено. В настоящее время лесной фонд на балансе ни у одной организации, в том числе, администрации сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ не состоит. В связи с отсутствием балансодержателя на указанные лесные участки не составлен план тушения пожаров, не составлен проект освоения лесов, не представляется возможным определить ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности в лесах. Таким образом, в результате бездействия администрации сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ по принятию на свой баланс бесхозных лесов, до настоящего времени не определен собственник, ответственный за противопожарное состояние лесов.

05 ноября 2013г. в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального района Благовещенский район РБ, в качестве третьих лиц Министерство лесного хозяйства РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Комитет по управлению собственностью муниципального района Благовещенский район РБ, СХПК «Салават».( л.д.19)

В результате уточнений в ходе судебного разбирательства, истец изменил исковые требования: просил обязать администрацию муниципального района Благовещенский район РБ принять меры по инициированию путем подачи заявления в органы государственной власти Республики Башкортостан процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые лесами на территории сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ в срок до 01 сентября 2014 года.( л.д.58).

Из числа ответчиков исключена и привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрация сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район ( л.д.40)

В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Благовещенский район РБ ФИО1, не признав исковые требования, суду пояснила, что истец, указывая на инициирование процедуры разграничения путем подачи заявления в органы государственной власти, не указывает конкретный орган по принятию заявлений ответчику. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представители третьих лиц Министерство лесного хозяйства РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Комитет по управлению собственностью муниципального района Благовещенский район РБ, СХПК «Салават» извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явились, не сообщили об уважительных причинах неявки( л.д. 53,55,57).

Третьи лица Администрация сельского поселения Изяковский сельский совет муниципального района Благовещенский район РБ, ГБУ РБ «Уфимское лесничество» просили рассмотреть иск в их отсутствие ( л.д. 51,52).

Суд считает, в силу ст.167 ГПК РФ возможно рассмотреть иск в отсутствие не явившихся лиц.

В ходе судебного заседания 18 ноября 2013г. представитель ГБУ РБ «Уфимское лесничество» ФИО2 суду пояснил, что в 1995г. было произведено лесоустройство. При этом, площади более 3 га передавались КУС, площади менее 3 га оставляли колхозам. Кроме того, имеются придорожные лесопосадки, посадки в оврагах, уклонах, ветрозащитные полосы леса, которые не учтены и не относятся к лесному фонду.

Представитель третьего лица – Глава Администрации сельского поселения Изяковский сельский совет муниципального района Благовещенский район РБ ФИО3 суду пояснил, что земельными участками с неучтенным лесом, расположенными на территории сельского поселения, должна распоряжаться администрация муниципального района Благовещенский район РБ. Земельные участки для сельскохозяйственного производства разделены на паи, остальные участки находятся в аренде ООО «Дружба», имеются неучтенные лесопосадки.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч.2 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст.6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Статьей 8 Лесного кодекса РФ определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно ст.16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Пунктом 10 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в ст.3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе осуществление муниципального лесного контроля (пункт29).

В силу ч.1 ст.19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В соответствии со ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

26 августа 2013г. Благовещенским межрайонным прокурором РБ в адрес главы администрации сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования ( л.д.4).

Из ответа на представления следует, что в связи с отсутствием в 2013г. средств в бюджете сельского поселения Изяковский сельсовет на заключение договора с Башкирским филиалов ФГУП «Рослесинфорг» по проведению инвентаризации лесных участков, данное мероприятие не было проведено, администрация сельского поселения Изяковский сельсовет планирует просить администрацию муниципального района Благовещенский район РБ в выделении в 2014г. средств на проведение инвентаризации лесов не входящих в гослесфонд, расположенных на территории сельского поселения ( л.д.5).

Согласно сообщения администрации сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ, в собственности сельского поселения Новонадеждинский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ лесов нет, сведениями о количестве и площади лесов администрация не располагает ( л.д.7).

Однако, согласно экспликации ООО «Дружба» Благовещенского района РБ по состоянию на 01.01.2009г., общая площадь составляет 4370, в том числе, леса 150 ( л.д.38).

В силу ст.92, 93 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В силу ст.1, п.6 ст.15, п.8 ст.15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Обязанность органа местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из ч.2 ст.70 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (п.10 ст.3 Федерального закона N 137-ФЗ).

Оценив вышеизложенные положения лесного и земельного законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Благовещенского межрайонного прокурора РБ, поскольку именно орган местного самоуправления, в границах которого расположены занятые лесами земельные участки, собственность на которые не разграничена, правомочен на распоряжение такими земельными участками, в том числе, на принятие мер по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности в отношении них. (аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 1 апреля 2013 г. по делу N 33-1891/13).

Довод ответчика о том, что истцом не указан конкретный орган государственной власти, не состоятелен, поскольку исполнительный орган государственной власти определен законом.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая решение о возложении на ответчика обязанности совершить действия, направленные на разграничение права государственной собственности на занятые лесами земельные участки, суд приходит к выводу о том, что для исполнения указанной обязанности ответчику следует предоставить разумный срок, указанный истцом, до 1 сентября 2014 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию муниципального района Благовещенский район РБ принять меры по инициированию путем подачи заявления в органы государственной власти Республики Башкортостан процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые лесами на территории сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ, в срок до 01 сентября 2014 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан РБ.

Судья Денисова Е.Г.

Решение не вступило в законную силу.