к делу № <...>/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<...> 2014 года
Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:
Судьи Чимирис Н.М., при секретаре Темирязове О.А.,
с участием заявителя В, представителя заинтересованного лица администрации МО <...> по доверенности - З,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В об оспаривании действий администрации МО <...>, связанных со снятием с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении,
Установил:
В обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации МО <...>, связанных со снятием с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении
В обоснование своих требований, В указывает, что постановлением Администрации МО <...><...> от <...> года, его исключили из льготного списка ветеранов боевых действий и сняли с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с неправомерным принятием на учет.
В разъяснении, поступившем в его адрес, указано, что в соответствии с пунктом 7.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений, утвержденных решением крайисполкома от <...><...> (в редакции решения президиума Краснодарского краевого Совета профессиональных союзов Краснодарского исполнительного комитета краевого Совета народных депутатов от <...> <...>), нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи в городах в личных домах и в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами 6 и менее кв. метров.
К рассмотрению принят тот факт, что согласно выписки из домовой книги от <...> года, он был зарегистрирован по адресу: <...> с составом семьи <...> человек в домовладении жилой площадью <...> кв.м., таким образом, обеспеченность жилой площадью на момент принятия на учет, на одного члена семьи составляла <...> кв.м. Данные сведения не соответствует действительности, так как в данном домовладении, все время проживало не менее 8 членов семьи.
Согласно правил учета, граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в п. 24 указано, что снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет, после рассмотрения общественной комиссий по жилищным вопросам. Если установлено, что гражданин принят на учет неправомерно, то на момент рассмотрения вопроса о снятий его с учета нуждающимися в улучшении жилищных условий, дата постановки на учет определяется ему с момента возникновения нуждаемости.
О принятом решении, граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме, с указанием оснований снятия с учета или изменения даты постановки на учет в 15-дневный срок.
Требования данной статьи нарушены администрацией МО <...>. С данным постановлением он не согласен. Разъяснение постановления Администрации МО <...>, о том, что постановление вынесено в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, которыми установлены нормы предоставления жилой площади, а также основания для снятия с учета по улучшению жилищных условий, не имеют правового значения.
Просит суд признать действия администрации Муниципального образования <...>, связанные со снятием с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении - не законными; обязать администрацию Муниципального образования <...> отменить Постановление администрации <...><...> от <...> «О снятии с учета В в качестве нуждающегося в жилом помещении».
В судебном заседании В настаивал на удовлетворении заявленных им требований и дал суду пояснения, аналогичные вышеизложенным. Он дополнил, что в помещении по адресу: <...>, жилой площадью <...> кв.м., он проживал с составом семьи не менее <...> человек. На учете он состоял с <...>, ежегодно сдавал документы. О проблеме, по которой его сняли с учета, не знал, его об этом в известность не ставили. Если бы ему своевременно ее обозначили, то он бы представил необходимые документы и все исправил бы. В <...> в помещении по адресу: <...>, также проживала, но не была прописана Б, ее родители К и Н были в этом доме прописаны.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО <...>З с заявлением В не согласилась и просила отказать в его удовлетворении. Она представила суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что согласно учетного дела, В состоял на учете с включением в льготный список - участники боевых действий в мирное время, с составом семьи <...> человека: он, супруга А и сын Е
Согласно п. 7.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений, утвержденных решением крайисполкома от <...> <...> (в редакции решения президиума Краснодарского краевого Совета профессиональных союзов Краснодарского исполнительного комитета краевого Совета народных депутатов от <...> <...>), нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи в городах в личных домах и в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами <...> и менее кв.м. Согласно выписке из домовой книги от <...> года, В зарегистрирован по адресу: г. <...> с составом семьи <...> человек, обеспеченность жилой площадью на момент принятия на учет - <...> кв.м. на одного члена семьи. Следовательно, В был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, необоснованно, поэтому он и был снят с учета.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление В обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация, вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как установлено в судебном заседании, <...> года, администрацией МО <...> было принято постановление <...> "О снятии В в качестве нуждающегося в жилом помещении" (л.д. 8).
<...> года, в адрес В было составлено уведомление о снятии его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Факт вручения или отправки названного постановления и уведомления, В не нашел своего подтверждения в судебном заседании. С данными документами заявитель не согласен, в связи с чем, и обратился в суд за защитой нарушенных прав.
Согласно Постановления главы администрации <...> и <...> от <...> <...> "О постановке на учет для улучшения жилищных условий", В был поставлен на учет для улучшения жилищных условий с <...> (л.д. 43 оборотная сторона).
Снятие В с учета граждан, нуждающегося в жилом помещении, произошло в связи с тем, что на момент постановки на учет, он проживал в домовладении, расположенном по <...> в <...>, жилой <...> кв.м., и его состав семьи составлял <...> человек, а именно: В, Н, Г, А, Л, Е, ИУ (выписка из домовой книги от <...>, л.д. 44).
Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от <...> <...> (л.д. 13-17). Из выписки следует, что при составе семьи <...> человек, обеспеченность жилой площадью составляет <...> кв.м. на одного члена семьи.
Однако, в состав семьи заявителя на момент принятия его на учет, не была включена Б, <...> года рождения, которая с момента рождения и своего замужества постоянно проживала со своими родителями по адресу: <...>. Указанное обстоятельство подтверждается справкой председателя квартального комитета <...> Совета микрорайона <...> (л.д. 45), а также свидетельством о ее рождении (л.д. 46).
Таким образом, на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении В имел состав семьи <...> человек, обеспеченность жилой площадью составляет <...> кв.м. на одного члена семьи. <...> кв.м. По этой причине В и встал на учет.
О том, что по представленным в администрацию документам В имеет состав семьи <...> а не <...> человек, в связи с чем, обеспеченность жилым помещением на одного члена семьи превышает норму, заявителя с <...> по <...>, никто в известность не ставил, он был включен в льготный список участников боевых действий. Если бы заявителю своевременно указали на тот факт, что по подсчетам администрации обеспеченность жилой площадью составляет более <...> кв.м. на одного члена семьи, то В своевременно представил бы недостающие документы, тем самым, устранив противоречия и предотвратив необоснованное снятие его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Несмотря на это, <...> года, по документам, имеющимся в распоряжении администрации МО <...>, без уведомления В, ведущим специалистом Т было составлено Заключение по жилищному вопросу, которым установлен факт необоснованного принятия В на учет (л.д. 30).
Между тем, вместо того, чтобы повторно рассмотреть вопрос об участии В в вышеуказанной подпрограмме, администрация МО <...> вынесла постановление о снятии его с жилищного учета, о чем В никто не уведомил, копию постановления в предусмотренный законом срок никто не вручил.
Согласно удостоверения серии <...><...> от <...> года, В является участником боевых действий (л.д. 7).
Законом РФ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, отнесены к ветеранам боевых действий, имеющих право на меры социальной поддержки.
Согласно ст. 16 указанного федерального закона, ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета (в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона).
На основании статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", полномочия по предоставлению указанных мер социальной защиты ветеранов, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий, предусмотрены в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Названным Законом определены условия предоставления мер социальной защиты по обеспечению жильем. Одновременно, закреплено право субъектов РФ своими нормативными правовыми актами, определять форму предоставления указанных мер (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года (пункты 6, 11 статьи 23.2).
В соответствии с пунктом 7.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений, утвержденных решением крайисполкома от <...><...> (в редакции решения президиума Краснодарского краевого Совета профессиональных союзов Краснодарского исполнительного комитета краевого Совета народных депутатов от <...><...>), нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи в городах в личных домах и в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами <...> и менее кв. метров.
Суд считает, что действия администрации МО <...>, выразившиеся в снятии В с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, являются незаконными.
Согласно действующему законодательству, обязанность проверить обоснованность постановки на учет граждан, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, лежит на заинтересованном лице.
В <...>, при постановке В на учет, все необходимые документы им были предоставлены, заявитель был поставлен на учет. Вины В в том, что специалисты администрации своевременно не уведомили его о необходимости представить дополнительные документы для уточнения состава семьи, нет. Повлиять на правильность принятого пакета документов он не мог, ответственность за правильность представленных документов, должны нести специалисты администрации. Тем более, как установлено судом, на момент представления документов, обстоятельства, которые могли повлиять на правильность принятого решения, а именно: состав семьи из <...> человек, имели место.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета, в том числе, в случае выявления в предоставленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
По мнению суда, перед принятием постановления администрации МО <...> от <...> <...> "О снятии с учета В в качестве нуждающегося в жилом помещении", специалисты администрации должны были выяснить имеющие существенное значение для принятия такого решения обстоятельства, чего сделано не было.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия.
Учитывая вышеизложенное, суд признает действия администрации Муниципального образования <...>, связанные со снятием В с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении - не законными и полагает необходимым обязать администрацию Муниципального образования <...> отменить Постановление администрации <...><...> от <...> «О снятии с учета В в качестве нуждающегося в жилом помещении».
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление В об оспаривании действий администрации МО <...>, связанных со снятием с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении - удовлетворить.
Признать действия администрации Муниципального образования <...>, связанные со снятием В с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении - не законными.
Обязать администрацию Муниципального образования <...> устранить в полном объеме допущенные нарушения, отменить Постановление администрации <...><...> от <...> «О снятии с учета В в качестве нуждающегося в жилом помещении».
В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда, через Лабинский городской суд.
Судья:___________________________Н.М. Чимирис